Потребности развития ребенка по монтессори

Потребности развития ребенка по монтессори thumbnail

В чем заключается методика Монтессори

Методика Монтессори основана на том, что ребенок естественным образом стремится к знаниям и способен к самостоятельному обучению в благоприятной, подготовленной учебной среде. Этот подход рассматривает развитие ребенка в целом, включая физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие.

Итальянская учёная и мыслитель Мария Монтессори была одним из самых значительных педагогов ХХ века, новатором в классе практик и идей, которые оказали глубокое влияние на образование детей младшего возраста во всем мире.

Монтессори была первой женщиной, окончившей Римский Университет медицинской школы. Работая врачом, она заинтересовалась образованием, и начала заниматься детьми, которых мы сейчас называем дети «с особенными потребностями». Когда она организовывала первую школу для детей из неблагополучных семей, родители которых работали в Риме, она подошла к образованию как ученый, используя классы, как лаборатории для наблюдения за детьми, выискивая способы, которые могли бы помочь детям полностью реализовать свой потенциал.

Система образования Монтессори является одновременно и философией развития ребенка и научным обоснованием для направления этого развития. Она основана на двух важных эволюционных потребностях детей:

  • Потребность в умеренно ограниченной свободе.
  • Тщательно подготовленная среда, которая гарантирует воздействия материалов и опыта.

Через эти потребности, ребенок развивает интеллект, а также физические и психологические способности. Методика Монтессори призвана в полной мере использовать детское стремление учиться, а также их уникальные способности развивать свои собственные возможности. Да, дети нуждаются в помощи взрослых, которые раскрывают перед ними жизненные возможности, но дети должны самостоятельно определиться со своей реакцией на эти возможности.

Методика Монтессори: Результат вторичен, главное — процесс!

  1. Детей необходимо уважать и воспринимать как индивидуальных личностей, отдельных как от взрослых, так и друг от друга.
  2. Дети обладают необычной чувствительностью и интеллектуальными способностями, позволяющими им поглощать знания. Окружающая среда помогает им учиться.
  3. Наиболее важные для обучения детские годы – это первые шесть лет их жизни, когда знания, полученные ими бессознательно, постепенно переходят на осознаваемый уровень.
  4. Дети любят учиться и осознают необходимость целенаправленной работы. Но в отличие от взрослых, они работают не для того, чтобы закончить работу, а ради самого процесса деятельности. Именно эта деятельность дает им возможность выполнить свою самую важную цель: развитие своей индивидуальности, их умственных, физических и психических сил.

Отличительные признаки методики

Для того чтобы программа обучения раннего развития могла считаться аутентичной методикой Монтессори, она должна удовлетворять нескольким критериям. Во-первых, она должна включать группы детей разного возраста – это способствует взаимному обучению. Во-вторых, программа должна состоять их непрерывных блоков рабочего времени, в течение которых дети могли бы выбирать направление деятельности. Наконец, участникам обучения должен быть доступен полный комплект специально разработанных материалов Монтессори, которые можно было бы использовать в тщательно организованной и эстетически приятной среде обучения.

Согласно методике Монтессори, учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Ребенок посредством индивидуального выбора использует возможности, которые предоставляет ему окружающая среда, чтобы развиваться, взаимодействуя с учителем, при необходимости обращаясь за поддержкой или руководством.

Группы с детьми разных возрастов – важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.

5 полезных советов тем, кто использует методику Монтессори

Конечно, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок учился по методике Монтессори, его лучше устроить в специализированную школу. Однако родители детей до 3-4 лет могут использовать некоторые принципы Монтессори при воспитании детей дома. Например:

  1. Свобода передвижения. Дайте ребенку пространство и возможность свободно двигаться. Не ограничивайте его пространство одной комнатой, у ребенка должна быть возможность исследовать окружающую среду. Причем делать это как можно мобильнее – карабкаясь по лестницам, взбираясь по канатам, плавая в бассейне. Чем больше способов двигаться есть у ребенка в активе, тем больше способов у него есть исследовать окружающий мир.
  2. Свобода выбора. Всегда давайте ребенку возможность выбора. Эта стратегия работает лучше всего, даже если вы вовлечены с ребенком в «борьбу за власть». Предоставляйте им только две возможные альтернативы. Например, ребенок может пообедать сейчас или может пообедать позже вместе со всеми остальными, к зеленой рубашке он может надеть синие или красные шорты.
  3. Коммуникации. Всегда разговаривайте с ним должным образом, четко артикулированным голосом. Так, как вы сами хотите, чтобы ребенок говорил с вами. Разговаривая с ребенком, вы формируете модель, согласно которой он будет общаться с другими взрослыми. Поэтому следует разговаривать с ребенком с уважением. Не следует общаться с ним только для того, чтобы сказать ему делать или не делать что-то. Общайтесь на разные темы. Давайте имена всем объектам, которые окружают ребенка, чтобы расширить его словарный запас.
  4. Учите примером, а не с помощью исправления ошибок. Не стройте обучение только на том, что вы говорите ребенку, делает ли он что-то правильно или неправильно. Если допущена ошибка, покажите, как сделать это правильно. Не преувеличивайте значение ошибки, сообщайте ребенку о ней корректно и аккуратно. Что касается разговорной речи, если ребенок неправильно произносит какое-либо слово, повторит ему то, что он сказал, а затем произносите слово правильно. Обратите внимание – вам не обязательно говорить ребенку, что слово он произнес с ошибкой, просто покажите пример, как его нужно произносить.
  5. Терпение. То, чему вы сейчас учите ребенка, в долгосрочной перспективе поможет и вам. Если у ребенка что-то не получается, не откладывайте решение проблемы на потом, только ради нескольких минут тишины и покоя. Пусть научить чему-то ребенка займет больше времени, зато, когда он научится, проблема пропадет навсегда.

В наши дни методика Монтессори крайне распространена – ее повсеместно используют и при домашнем воспитании, и в рамках школьного образования. 

Источник

Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире.

Жизнь и работа

Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна. Мы затронем лишь основные моменты ее биографии.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.

В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.

Мария Монтессори

В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.

1898 году у Марии Монтессори и Джузеппе Монтессано (с которым пожениться они не могли, иначе ее научной карьере пришел бы конец) рождается сын. Чтобы защитить ребенка от сплетен, что он рожден вне брака, Мария отдала его в приемную семью, навещала по выходным и в 10 лет забрала к себе.

Мария Монтессори с сыном Марио

6 января 1907 года, М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.

  «Дом ребенка» постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.

Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.

Суть методики

В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.

Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать момент тоже нельзя. У каждого ребенка от 0 до 6 лет, есть сензитивные периоды, в которые он способен усвоить определенные знания. Поэтому мы взрослые должны организовать для ребенка среду, в который малыш смог бы выбрать для себя то что ему нужно. В этой среде находятся вещи, отобранные долгими наблюдениями Марии Монтессори за тем, как они могут помочь в развитии ребенка.

Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.

Мария Монтессори считала : «Игрушки в жизни ребенка играют второстепенную роль. Ребенок обращается к ним только тогда, когда у него нет чего-нибудь более значимого.»

Каким должен быть учитель

«Подготовка, которая требуется от учителя в нашем методе, состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку».

Роль взрослого:

— уважение к личности ребенка;

-помочь ребенку действовать самостоятельно;

— дать небольшой (всего 2-3 минуты) урок,в котором показать как обращаться с предметами.

-создание необходимой предметно-пространственную среду.

Монтессори призывала к тому, что стоит не пытаться уличить ребёнка в незнании чего-то, не пытаться сломить его волю, не делать постоянные замечания и категорические запреты. Ребёнок будет неуверенным в себе, а когда подрастёт, может проявлять асоциальное поведения в знак протеста. Но и вседозволенность не приемлема, иногда стоит проявить твердость и настойчивость, но ни в коем случае не насилие.

И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров – правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения.

В Монтессори классах тоже есть свои правила для детей и взрослых.

Правила:

-«Взял, поработал, положи на место»;

— тот, кто первый взял пособие или игру, занимается с этим;

— говорить тихо;

-взрослый не мешает ребёнку, наблюдает, при необходимости помогает.

Предметно — пространственная среда

Создание «правильной» предметно-пространственной среды — основа метода.

Среда разбивается на зоны: практической жизни (для приобретения простейших бытовых навыков), сенсорная (включает в себя предметы с различной формой, разметами и весом), математическую (для освоения счета, математических символов, геометрических фигур и т.д.) и языковую (материалы для изучения букв, слогов, книги и т.д.). Специальных приспособлений для двигательной активности нет, но все материалы расположены так, что ребёнок много двигается. Позже появилась и космическая зона (знакомство с природными явлениями, культурой разных народов мира, коллекция минералов и т.д.). Обязателен свободный доступ ко всему материалу.

Монтессори сад

Полноценную развивающую среду по методу Марии Монтессори у вас вряд ли получится создать. Но кое, какие моменты реализовать все же можно.

Детская комната.

Детская мебель, подходящая по росту, которые сам ребенок может открывать и закрывать. Причем необходимо учесть, тот момент, что ребенок растет. Все игры положить аккуратно, должен быть порядок. На стенах повесить обучающие плакаты, карты, но их не должно быть слишком много. Периодически меняя их на другие. Также можно повесить настенные часы. Не помешает доска, на которой можно писать или вывешивать, к примеру, слова. Необходимо выделить место для «музея природы» (камни,ракушки,семена,гербарий и т.д.).

Выделите ребёнку свою губку, тряпку для пыли, веник, совок, тряпку для пола и т.д., но не забудьте показать малышу, как этим пользоваться.

зона практической жизни

В ванной комнатевыделите для ребёнка уголок, где будут храниться тазик, ёмкости для переливания и другие предметы для того, чтобы ребёнок мог учиться самостоятельно пользоваться водой. Если доступ к воде находится высока для ребёнка. Сделайте для него небольшую устойчивую!!! деревянную платформу.

В кухне тоже выделите уголок для малыша, чтобы он мог сам приготовить что-нибудь не сложное.

Дети играют в сенсорной зоне.

Игры в математической зоне

Игры в языковой зоне

Столик для рисования и лепки должен легко очищаться. Пластилин удобней хранить в пластиковых контейнерах, как некоторые другие материалы для творчества. Это позволяет ребёнку самостоятельно убрать за собой рабочее место.

Метод Монтессори в России

Первые сведения о методе Монтессори дошли до России в 1910 году.

В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну.

В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности.

В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.

Плюсы

— ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;

-огромное разнообразие развивающих игр и пособий;

-свобода личности;

-разновозрастные группы, сформированные по интересам, где старшие помогают младшим.

Минусы

— творческая и эмоциональная сфера практически не затрагивается;

— сюжетно ролевые и подвижные игры отсутствуют;

— в домашних условиях создать предметно-пространственную среду по всем правилам методики практически невозможно;

-недостаточность коммуникации;

— возможны проблемы в адаптации к школе,так дети привыкают к тому,что в Монтессори группах делают, что им хочется.

Метод Марии Монтессори, несомненно, хорош, несмотря на свои минусы.

Выбрать ли эту методику для обучения своего ребёнка нужно исходя из индивидуальных возможностей малыша, а также возможностей родителей и педагогов. Использовать данный метод в домашних условиях возможно только частично.

Лучше всего комбинировать разные методики, «взять» из них самое подходящее для Ваших детей и Вас.

Читайте так же:

Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?

Раннее развитие — плюсы и минусы

Источник

Юлия Анатольевна Дрюк
Раннее развитие ребенка по системе М. Монтессори

1. Необходимость раннего развития ребенка.

Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Итак, «раннее развитие» -это:

-неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют спец. упражнения, оборудование

-специально созданная жизненная среда, наполненная интересными объектами для изучения и разглядывания

-разнообразные игрушки

-постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и т. п.

-возможность получать радость от познания и совместного творчества, желание сделать жизнь малыша полной, интересной и красочной.

Для чего же необходимо раннее развитие? После рождения у ребенка включаются все его системы: начинают развиваться зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. И, самое главное, включаются мощные механизмы адаптации, ребенок приспосабливается к условиям настоящей и будущей жизни. Информация для ребенка -это не желание, а необходимость.

Занимаясь с ребенком развитием, мы, во-первых, расширяем и удовлетворяем его потребности в знаниях об окружающем мире. И, во-вторых, раннее развитие- это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность.

2. Мария Монтессори.

Мария МОНТЕССОРИ — (31 августа 1870 г. ,– 6 мая 1952 г, итальянский педагог, врач. В 1894 окончила Римский университет. Первая женщина в Италии – доктор медицинских наук. Профессор гигиены в Высшей женской школе (1896–1906). В 1900–1907 гг. читала курс педагогической антропологии в Римском университете.

Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике. В 1899–1901 гг. работала в Ортофренической школе, готовившей преподавателей специальных школ для детей с физическими и умственными недостатками.

3. «Помоги мне сделать это самому».

Ребенок, по мнению М Монтессори,- личность с момента своего рождения. У детей природой заложено стремление к самосовершенствованию и любовь к труду. Родители и воспитатели не творцы характера и способностей ребенка, они всего лишь помогают раскрыться его врожденному потенциалу вовремя и в полной мере.

Педагогика Монтессори — это целостная система. Результат приносит использование всего комплекса, а не отдельных частей. В этот комплекс входит:

-особым образом организованное учебно-игровое пространство (стандарт Монтессори — на одного ребенка 5-8 кв. м.,

-группы детей разновозрастные: дети с разницей в 2-3 года занимаются в одной группе,

-дидактические материалы (делятся по возрастному признаку (для 0-3, 3-6, 6-12 лет, по тематике (сенсорные, математические, космические и т. д. ,

-специально обученные педагоги.

Основой обучения в дошкольном возрасте Монтессори считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.

4. Сенситивные (благоприятные) периоды развития.

Это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей.

На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне.

-период развития речи (0-6 лет)

-период восприятия порядка (0-3)

-период чувственного (сенсорного) развития (0-5)

-период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)

-период развития движений и действий как способа познания мира (0-3.5)

-период формирования представления о порядке и аккуратности (2-4)

-период усвоения норм поведения в обществе(2.5-6)

Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению.

5. Зоны развития в Монтессори-группе. Материалы.

Особенности занятий.

Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С

помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает.

Как же проводятся сами занятия?

Дети приходят на занятия в Монтессори-группу вместе с мамами или папами. Усаживаются в круг. Приветствуют друг друга, вместе поют под музыку.

Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 0,75 метра от пола, что даёт ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в единственном экземпляре. Самим расположением полок среда разделена на несколько зон.

Зона практической жизни: Включает всевозможные рамки с застежками (пуговицами, крючками и т. п.). Материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов. Здесь ребенок может налить воду в кувшинчик, просеять крупу, вытереть лицо салфеткой и т. д.

В зоне сенсорного развития: малыш развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, имеет возможность ощутить разницу в весе предметов, соотносит понятие размера, формы, величины, длины, толщины, высоты, объема.

В математической зоне: находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции.

В языковой зоне: малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя их на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Зона естественнонаучного («космического») воспитания: здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов.

Рекомендуется иметь живой уголок и уголок отдыха.

В группах, организованных по системе Монтессори, нет парт, каждый ребенок занимается, сидя на своем коврике или за маленьким столиком. Это является его личным пространством, и никто не вторгается в него, не спросив разрешения. Одно из основных правил в педагогике Монтессори – не мешать другим и убирать за собой.

6. Монтессори-педагог.

Заповеди в работе с детьми (по Монтессори). Основные принципы.

Главная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа.

Первый — подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды.

Второй — разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных.

На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми.

Интерес — первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике.

Второе — индивидуальный подход.

На занятиях в Монтессори-группах стоит запрет на употребление слова «молодец». Иначе у ребенка формируется зависимость от похвалы, а потребность в познании уменьшается.

Почти все занятие педагог проводит на корточках. Обучение проходит «глаза в глаза».

«Свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого»-один из ключевых принципов педагогики Монтессори. То есть, общение с уважением должно быть на уровнях ребенок –взрослый и ребенок-ребенок.

Основные «заповеди» Монтессори-педагогики:

=Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

=Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

=Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

=Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

=Если к ребенку часто бывают снисходительны — он постепенно учится быть терпеливым.

=Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

=Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

=Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

=Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

=Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

=Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Основные принципы методики.

=Отсутствуют такие элементы управления ребенком, как наказания, поощрения и чрезмерное вовлечение. Нет соревнования, сравнения с другими детьми.

=Ритм, продолжительность работы и вид учебного материала ребенок выбирает сам.

=Учитель проводит маленькие (3-5 мин.) индивидуальные уроки, после чего ребенок работает с материалом самостоятельно.

=Дети сами исправляют ошибки, сами выстраивают отношения в группе, учитель только мягко направляет и не дает угаснуть интересу при работе.

7. Минусы методики Марии Монтессори

Главный минус заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.

В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его.

=Самостоятельное освоение материала не добавляет опыта общения в группе.

=В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном коврике или столике, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.

=Педагогика Монтессори слабо развивает социальный навык.

=Нет акцента на развитие речи, фантазии, на творческое самовыражение.

=Слишком категоричное отрицание простых игрушек, привычных детских игр.

=Отсутствуют в системе воспитания книг-сказок, стихов и т. д.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей.

8. Вывод.

Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.

Основа педагогики Монтессори, ее девиз — «помоги мне это сделать самому».

Заслугой Монтессори является введение в практику дошкольных учреждений систематических антропометрических измерений. Монтессори провела реформу в оборудовании зданий и помещений детского сада, оснастив их специальной детской мебелью.

Детям очень важно быть самостоятельными. Когда с ребенком занимаются по системе Монтессори, у него появляются новые навыки и умения, но кроме этого малыш постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Ребенок делает то, к чему готов, это позволяет не потерять интерес к учебе в будущем. В садиках и группах Монтессори ребенка учит сама окружающая среда.

Список литературы.

В. Г. Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори». Москва. «Эксмо» 2011

Е. Б. Танникова «Монтессори-группы в ДОУ». Творческий центр «Сфера». Москва 2007

Л. Э. Генденштейн, Е. Л. Мадышева «Не пролей, не просыпь» Москва. «Карапуз» 2010

С. И. Сумнительная «Вижу, слышу, чувствую» Москва. «Карапуз» 2010

Л. Калуська, М. Отрощенко «Iнновацii в дошкiлi» Тернопiль, 2010

Дошкiльне виховання, 12/2007. (раннiй вiк)

М. Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики». 1993г.

Источник