Потребности развития ребенка оставшегося без попечения родителей

Потребности развития ребенка оставшегося без попечения родителей thumbnail

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей

Основные потребности ребёнка:

безопасность;
стабильные отношения в приёмной семье

привязанность;

идентичность;

эмоциональное развитие;

умственное развитие;

здоровье;

образование;

социальная адаптация;

Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным. Стратегии поведения, зачастую неадекватны действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание — для возврата любви значимого близкого, жалость к себе, как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности.

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии. От жизнерадостности, бодрости зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Детям, пришедшим в семью из интернатного учреждения, необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте — нервно-психические, затем — болезни органов дыхания, пищеварения.

Закаливание, физическое воспитание, развитие гигиенических привычек формирует здоровый образ жизни у детей. Развитие ребенка учитывает развитие его сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, сон и отдых, профилактика вредных привычек.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания; а если взрослые не отобьют у него к этому вкус – то и всю жизнь!

Потребность в привязанности в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фальберг). Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.

Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Уже в первые месяцы жизни младенец хочет быть всегда рядом с мамой. Эмоциональные потребности связаны с  потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен). Примерно после 3х лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” самая важная на всю жизнь.

Потребность в идентичности,

 чувстве своей уникальности, принадлежности семье.

Идентичность — знание того, из каких разных частей состоит моя личность, принятие себя, чтобы успешно продвигаться по жизни. Это защита ребенка.

Чувство «Я» вырастает из чувства «мы», вопрос «Кто я?» значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: “Я – их, я нужен, меня любят – я есть”. Принадлежность семье определяет самовосприятие, закрепляет понимание «Кто я?», «Какой я?».

Под потребностью в социальной адаптации понимается усвоение социальных норм и правил поведения, общение со сверстниками, взрослыми, навыки самообслуживания, бытовые навыки. Примерно с 4-х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные же потребности возникают в подростковом возрасте.

Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением жизненно необходимы, важны для нормального развития психики. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, познавательная активность их низкая, внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой поиск эмоционального тепла. В первые годы жизни общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Плохая забота о физическом здоровье, недостаток общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии. В новой семье установление теплых, принимающих и стабильных отношений можно рассматривать как механизм адаптации, источник развития психики и стремления к познанию.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, они инстинктивны, в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности:

узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.

Личностные качества необходимые приемным родителям

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительно влияют личностные качества родителей.

Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичность —  качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя.

Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.

Интуиция. О ней человечеству известно с древних времен. Это простой инструмент для роста во всех сферах жизни. Это “способность знать прежде, чем подумал”. «Шестое чувство» – точный инструмент восприятия мира. Часто люди стесняются признавать, что пользуются интуицией. Порой те, у кого она хорошо развита, редко пользуются ею, или не признают её, в результате эта способность атрофируется.

Интересно, что интуиция имеет свойство «ускользать». Она то, что промелькнуло в нашем сознании. Как маленькая вспышка света, которая начинает гаснуть сразу же, как только появляется. Самый сильный момент — первый. Но из-за страха, застенчивости и колебаний вы можете упустить его.

Это энергия, она никогда не лжет. Мы «просто знаем», и все.

Вспомните ситуации, когда что-то внутри подсказывало вам: «Не делай этого сейчас, подожди…». Но вы не прислушивались к своему внутреннему голосу, делали наперекор, а потом понимали, что делали неправильно, но было поздно. Говорят, что это ответы от сердца и из подсознания. В вашем подсознании решение любых задач уже есть. В расслабленном состоянии, без страха и беспокойства решение придет сразу, причем очень простое. Доверяйте своим чувствам. Чувства всегда подскажут, если что-то не так. Чувства язык души.

Ваше сердце играет огромную роль в восприятии. Положите руку на сердце, сконцентрируйтесь на нем и спросите себя, что вы думаете по важному для вас вопросу. Вы получите верный вариант ответа, ведь сердце мудрее мозга.

Интуиция не должна быть разумной. Она – сама по себе. Необходима смелость, чтобы доверять силе интуиции и постепенно вы научаетесь различать и использовать ее непосредственно, по мере возникновения инсайтов,  с каждым разом все больше доверяя ей.

Как и когда интуиция дает о себе знать? Например, во сне, в первые минуты пробуждения. Это образы, видения, догадки, внезапные озарения и мысли. На физическом уровне посещение интуиции типа «будь осторожен» может быть в виде мурашек по телу, озноба, дискомфорта в животе, “засосало под ложечкой”, внезапной головной боли, стеснения в груди, даже кислого привкуса во рту. Позитивный ответ «да» – в виде «гусиной кожи», приятного головокружения, чувства успокоения, облегчения или какой-то звенящей легкости в теле. Интуиция работает, когда вы живете с чистым сердцем и душой! Это называется: «жить по совести».

ОПЫТ + ИНТУИЦИЯ = МУДРОСТЬ

Компетентный приемный родитель готов и способен воспитывать и развивать приемного ребенка. Его поведение  в различных жизненных ситуациях учитывает возможные проблемы и риски, он способен прогнозировать явления, решать проблемы, имеет инициативу и творческий подход  к делу в изменяющемся мире.

Мотивация и ценности приемного родителя: его саморегуляция, самоконтроль, здоровая самооценка, что возможно при критичном отношении к себе и происходящему; уважение ценности детской личности, проявление доброжелательного и понимающего отношения к приемным детям, проницательность, развитая интуиция, социальная устойчивость помогают ему действовать в интересах ребенка. В повседневной жизни и в быту он способен аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

Качества личности такого родителя: самостоятельность, активность, ответственность, общительность. Он, как правило, демонстрирует доброжелательность, проницательность, социальную устойчивость. Его творческая активность возрастает в процессе жизни.

К мотивации        

Смысл жизни – насколько важна и что есть жизнь для человека.

Вопрос «зачем живу» обычно подразумевает желание найти цель, приводящую к наиболее значительным последствиям. Если оказывается, что достаточно высокозначимой цели нет, нет и смысла в этой жизни. Достижение значимых для нас следствий приносит ощущение счастья. Значимость жизни может постоянно меняться, в зависимости от обстоятельств.

Важным является понимание, что человек неотделим от социума и все его ценности проистекают из ценностей воспитавшей его культуры. Быть человеком

  • —   значит быть направленным не на себя, а на что-то иное;
  • — ни одно увлекательное занятие не способно надолго заменить необходимость ощущения близости с другими людьми.

Жизнь многогранна и интересна, кто понял жизнь, тот её полюбил. Слова А.Блока: «Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, перестанет быть обыденным», напоминают нам, что всё непонятное нам, новое есть напряжение, сопровождаемое тревогой, что нам необходимо просто принять.

Цель и смысл жизни.

Когда живешь без цели, то психика использует простейшие программы. Это в первую очередь самосохранение, размножение и получение удовольствий. Некоторые люди не удовлетворяются простейшими целями и пытаются самореализоваться, пытаясь найти действия, которые могут заинтересовать психику, дать новый смысл действиям. Цели могут быть простыми, наработанными обществом. Например: хочу стать строителем, инженером, шофером…. Или, например, хорошо отдохнуть, купить квартиру, дом, найти любовь…. Целью может быть нечто другое, что человек случайно, или в результате длительных попыток смог найти самостоятельно. Это может быть не понятно другим людям, но становится качеством жизни, за которое сам человек может себя уважать. Например, начать исследование, отправиться в путешествие и собирать что-то…, а может быть принять и воспитать приемного ребенка.

Для выполнения цели человек стягивает свои силы, освобождаясь от ненужных действий, разбрасывающих его ресурсы. Сила стягивается к одной, наиболее значимой цели. Поэтому очень важно выстроить иерархию желаний.

Проделать это можно соответствующим образом: выписать все без исключения цели или желания. Разделить их на три части. 3-я: цели, без которых можно обойтись. 2-я — которую можно отложить. 1-я: невозможно обойти и откладывать.

Организация психики человека не позволяет большинству из нас выполнять одновременно несколько действий, поэтому мы выбираем для выполнения самую главную группу, это первую. Рассортируем их по степени значимости по убыванию. Понятно, что придется делать выбор. Приступаем к выполнению первой, имея в виду вторую и поставив в очередь третью. Теперь результаты будут.

Встречаются люди которым трудно определиться с целью, например не получается однозначно остановить свой выбор, или не находится цели интересной. В таких случаях нужно главной целью поставить нахождение своей цели и это будет толчком к дальнейшей цепочке событий.

  • При выполнении цели встает вопрос: «А что дальше?» Дальше поиск другой цели. Лучше стремиться к целям, которые могут заполнить всю жизнь.
  • Цель делает человека собранным, она не дает проявляться депрессиям, тоске, хандре, ощущению «не в своей тарелке» и тому подобным эмоциям.

Заключение:   Ждите хорошего – это фундамент.

Приемный родитель, это человек, обладающий огромным личностным ресурсом, порядочностью: 100% сердца – 0% разума

Источник

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения

Развитие каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственных, врожденных и приобретенных особенностей, окружающей среды. Но есть ряд факторов, которые имеют особое значение, когда мы говорим о развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Развитие ребенка – обширная и популярная тема, волнующая и родителей, и специалистов разных областей знаний. О развитии детей написано огромное количество статей и книг. В них говорится о периодах развития и о факторах, на него влияющих, к которым относятся, прежде всего, наследственные и врожденные особенности, а также окружающая среда. Все они без исключения одинаково значимы для развития каждого ребенка. Но существует несколько факторов, которые оказывают особенное влияние на детей, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей

К таким факторам, прежде всего, можно отнести: импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.

Период формирования образа родителя (импритинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей. В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импритинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.

Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.

Третьим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей: на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Достаточное количество стимулов на каждом из этих уровней способствует развитию ребенка, но этого лишены дети в домах ребенка.

Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда он постоянно чувствует заботу и поддержку близких. Всего этого лишены дети, воспитывающиеся в детском доме или в условиях пренебрежения их основными нуждами. Они более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств (с ними меньше общаются, играют и занимаются), обрабатывая которые, мозг развивается. Поэтому почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, отсутствие мотивации к обучению, формальное усвоение знаний, неспособность использовать их при решении задач, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

В силу недостаточного интеллектуального развития дети, воспитывающиеся в учреждениях, довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Так же у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.

Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.

Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать с окружающими.

Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Но при этом также важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить.

Евгения Сонина

Источник