Потребность ребенка в личностном развитии

Потребность ребенка в личностном развитии thumbnail

Потребность ребенка в личностном развитии

Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Я назвал их основными, поскольку успешная реализация этих надобностей — краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности — словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.

  1. Потребность в уважении
  2. Потребность ощущать собственную значимость
  3. Потребность принятия
  4. Потребность чувствовать связь с окружающими
  5. Потребность в безопасности

Любовь

Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, — наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.

Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью — они долгое время жили порознь. «Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? — спрашивает мать. — Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»

Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю». Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться. Если любви нет в поступках супругов — то все труднее верить словам.

Большинство родителей действительно любят своих детей — это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне — и все будет отлично.

Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.

Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Вот почему слово «любовь» в моем восприятии — скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно. Залог эмоционального здоровья ребенка — стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают — это и есть лучший способ доказать свою любовь.

Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение — вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, — нередко это становится их подсознательным убеждением. См. →

Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления. См. →

Потребность принятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши — они просто существуют. Принимать — не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка — это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться — их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием. См. →

Потребность чувствовать связь с окружающими

Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних. См. →

Потребность в безопасности

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Искусство обхождения с детьми — это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным. См. →

Источник

У ребёнка есть две основные психологические потребности. Если эти потребности удовлетворены, то с ребенком намного легче договариваться, он идет вам навстречу, становится более покладистым и послушным.

Если они не удовлетворены, то ребенок будет стараться получить то, чего ему не хватает любыми путями. Это и капризы, и упрямство, и истерики – все то поведение, которое взрослые называют «плохим».

Поэтому родителям так важно знать про эти базовые психологические потребности ребенка и стараться, чтобы он получал то, что ему необходимо для его роста и развития.

Первая психологическая потребность ребенка – во внимании и эмоциональном контакте со значимыми взрослыми

Ребенку важно чувствовать, что он любим, что вы его принимаете таким, какой он есть. Ему важно чувствовать, что родители им довольны, что они с ним связаны невидимой душевной ниточкой.

Что нужно делать родителям

Проводите с ребенком в течение дня такое время, когда вы играете с ним в то, во что он хочет. При этом не поучайте и не корректируйте ребенка. Старайтесь в это время ни на что не отвлекаться. Пусть ребенок чувствует, что вы целиком с ним. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество.

– Говорите ему добрые ласковые слова просто так, без причины.
– Отмечайте  его за старания ВСЛУХ. 
– Благодарите за помощь.
– Обнимайте ребёнка, гладьте по голове, чаще берите на руки (если он маленький).

Все это поможет ребенку чувствовать ваше позитивное внимание и эмоциональную связь с вами.

Что делать, если ребенок вас раздражает

Когда вас раздражает ребенок, что вы обычно делаете?

Скорее всего, вы начинаете говорить ему: «Хватит уже», «Отстань», «Не видишь, я занята?», «Не трогай меня»… И всячески пытаетесь отдалиться от ребенка! Верно?

А я предлагаю вам в этот момент сделать противоположное. Сблизьте дистанцию.

Подойдите к ребенку, проявите интерес к тому, что делает ребенок, уточните у него, зачем он это делает,прижмите к себе, погладьте, обнимите, пощекочите, пошутите — любые действия, направленные на сближение.

Уделите ребенку 1-2 минуты своего времени. Не отталкивайте ребенка, а приблизьте его к себе и вы увидите фантастический эффект!

Помните, что дети часто «плохо» себя ведут в надежде обратить на себя внимание взрослых.

Детям хочется, чтобы их заметили. Если вы будете отталкивать ребенка, когда он раздражает вас своим поведением, его поведение будет становиться только хуже. И это факт!

Вторая психологическая потребность ребенка – в Личной Силе

Эту психологическую потребность можно описать словами: «Я хочу чувствовать себя значимым и важным. Я хочу, чтобы к моему мнению прислушивались. Хочу, чтобы мне предоставляли право выбора. Хочу иметь хотя бы какой-то контроль над тем, что происходит. Хочу, чтобы ко мне относились с уважением».

Что нужно делать родителям

– Относитесь к ребенку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства.

– Там, где это возможно, предоставляйте ребенку выбор (маленьким детям достаточно два варианта на выбор).

– Спрашивайте мнение ребенка, просите у него совета. Ему это очень приятно и повышает его значимость и самооценку.

– Не перебивайте, когда ребенок говорит.

– Не вырывайте ничего у него из рук, а просите отдать (если это, конечно, не что-то опасное).

– Не говорите обидных, унижающих достоинство ребенка, слов.

– Не ругайте и не критикуйте при других людях.

– Всегда старайтесь договориться, вместо того, чтобы заставлять и требовать.

– Обучайте ребёнка самостоятельности.

– Привлекайте к помощи в домашних делах. Когда ребенок помогает вам, он чувствует себя чрезвычайно важным.

– Позвольте ему принимать какие-то маленькие решения там, где это возможно.

Относитесь к ребенку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства

Относитесь спокойно, если ребенок с чем-то не согласен и говорит вам «Нет». Это не повод для того, чтобы на него злиться и принуждать. Можно только порадоваться тому, что ребенок начинает проявлять свою волю и осознает границы своего «Я», понимает, что он хочет и чего не хочет. Это ему очень пригодится в будущем.

Помните, что если эти две потребности не удовлетворены – ребенок будет искать любые способы их удовлетворить. Например, залезет на стол с ногами (и сразу получит ваше внимание;)) или будет сильно упрямиться (показывая свою Личную Силу, которой ему так не хватает в общении с вами).

Поделитесь в комментариях:
— Как часто ребенок вас раздражает своим «плохим поведением»?
— Чего больше всего ему не хватает – Внимания или ощущения Личной Силы?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соц-сетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Еще больше рекомендаций, как справиться с детскими капризами, нытьем и непослушанием вы сможете узнать на бесплатном онлайн-курсе «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

***

Читайте также:

Источник

Младенец, О—1 год

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность,
внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже
отказались от ложного представления о том, что детей нужно
воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец —
чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем
найти обратный путь к себе самим. 

Так что на правильном пути те родители, которые
являются учениками своего ребенка.

 Касаясь своего ребенка, беря его на руки,
защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое
внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих
«примитивных» реакций со стороны того, что его окружает,
человеческий организм не может пышно расцвести — он будет чахнуть и
терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного
света. 

Ребенок, начинающий ходить, 1—2
года

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение,
уважение.

На этом 

этапе своего развития ребенок впервые
приобретает эго

. Здесь слово эго употребляется в самом простом его
смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому
что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей.
Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх
и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с
тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. 

Поэтому именно в это время родители должны
преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может
по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир
безопасен.

Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя
в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не
исполнилось одного — двух лет, вы не были обусловлены страхом:
вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили
ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от
времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть —
совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль —
совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма — не что
иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы
сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того,
чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается
«я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога
или падения с лестницы. 

Когда родители искажают этот естественный процесс
обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что
вовсе не входило в намерения Природы. Физиологическая боль
устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав
глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает
получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен
справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для
внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности
дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя
уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута,
пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем
детстве. 

Дошкольники, 2 —5 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы,
исследующий, одобряемый.

На 

этой стадии у ребенка развивается чувство
самоуважения

. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть
пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период
заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не
несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания
— 

ему достаточно играть и быть
жизнерадостным.

 В это время единственная духовная обязанность
состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я»
ребенка, когда оно открывается новому миру. Одновременно с
обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок
начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу».
Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может
остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир — и, конечно
же, все члены его семьи. 

«Я» в это время подобно только что включенному
генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго
пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг,
увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки
управлять действительностью с помощью одного только своего
желания 

— 

это как раз то, что и должно происходить в этом
возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного
возраста состоит в том, что эта сила — духовная сила, и только
искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы
сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на
такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При
отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять
свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это
большей частью иллюзия силы. Без умолку болтающий двухлетний
ребенок — это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся
персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы
хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к
любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет
развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или
подавлять у него чувство, что он обладает силой. 

Возраст детского сада — первых классов начальной
школы, 5-8 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дарение, умение поделиться,
несуждение, приятие, искренность.

Ключевые слова, которые применимы к первым школьным
годам, носят более 

социальный оттенок

. Конечно, существует много других слов, потому
что, когда ребенок в свои пять лет постигает мир, мозг его
настолько сложен и активен, что он усваивает и проверяет
бесчисленное количество различных понятий. Кроме того, я вовсе не
хочу сказать, что 

воспитанием умения поделиться, отдавать то, что
у тебя есть, другому и говорить правду можно пренебрегать в более
ранние годы, но критическим моментом именно этого возраста является
то, что в это время ребенок начинает усваивать абстрактные
понятия.

 Конкретно мыслящий ум младенца, который не
понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь
приобретает возможность воспринимать действительность за пределами
«я есть», «я хочу» и «я первый». 

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает,
насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если,
отдавая, мы рассматриваем это как потерю — я вынужден от чего-то
отказаться, чтобы ты мог это иметь, — значит, духовный урок на этой
стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я
отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты — это часть меня».
Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может
ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться — они любят
делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении
границ эго и включении в свой мир другого человека, — нет большего
доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не
вызывает такого блаженства. 

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем
для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность
наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и,
даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она
очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого
внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда
маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду,
это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к
осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям. Если вы
воспитываете у ребенка отношение «говори правду или у тебя будут
неприятности», вы учите духовной фальши. Ребенок, у которого
возникает соблазн солгать, находится под действием страха. Если до
сознания доходит правда, связанная с этим страхом, разум вполне
логично пытается поступить наилучшим образом, говоря правду. В
любом случае вы заставляете ребенка поступать лучше, чем, как вам
кажется, он есть на самом деле. Научить действовать исходя из
требований других — верный рецепт духовного разрушения. Ваш ребенок
должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать». 

Дети старшего возраста, 8 —1 2
лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения,
разборчивость, проникновение в сущность.

Многим родителям эта стадия развития детей приносит
больше всего радости, потому что именно к этому времени у
детей 

развивается личность и независимость

. Они начинают думать по-своему, у них появляются
увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление
открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к
науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные
понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.

Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» —
прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать
хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна
поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности
будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую
очередь, речь идет о самом деликатном даре — личном проникновении в
сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами
и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир
из вторых рук — из рук взрослых. 

Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа
«духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон
представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по
меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово
закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает»,
или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это
так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный
способ обучения, опирающийся на опыт.

Однако в возрасте десяти лет или около того
абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим
учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт.
Почему так происходит — это духовная тайна, ведь опыт присутствовал
с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с
ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему
это правильно или нет, почему так много значат правда и
любовь. 

Ранние юношеские годы, 12 —15
лет 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:самоосознание,
экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается и начинается отрочество,
время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская
невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного
существа появляются потребности, которые родители больше не могут
удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора
отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с
миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами
родители только что научились приспосабливаться, избавившись от
чувства неуверенности.

Решающим теперь является то, что полученные в
детстве уроки начинают приносить плоды —сладкие или горькие.
Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных
духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей.
Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве,
отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны
своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность
своего воспитания. 

Отрочество — время пресловутой застенчивости, но
оно может также стать временем самоосознания.

Когда кончается детство, экспериментирование
совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и
разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним
Я, которое можно использовать в качестве советчика. Это внутреннее
Я — неслышный голос, который обладает силой выбирать между
правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни.
Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный
младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый
человек. Разница заключается в том, что взрослый человек
придерживается поведения, которое определяется внутренним
советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к
собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир
уже не как ребенка. Это очень радостное переживание (хотя временами
и заставляющее нервничать) — наблюдать, как в результате
экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет
выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. 

Источник