Потребность ребенка в движении основа его физического развития
Ольга Осокина
Потребность детского организма в движении
Консультация для родителей «Потребность детского организма в движении. «
Как часто мы, взрослые, разражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы можем увести их домой. Нам представляется это шаловливостью, нежеланием подчиниться нашим требованиям. Так ли это?
Не следует путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничить на протяжении 2 – 3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью.
В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.
Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Вашему ребенку пять-шесть лет, через год он идет в школу. Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительное время сидеть за партой могут привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос – как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье?
Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения – простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.
Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.
В выходные дни и, особенно во время отпуска. Когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т. д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!
Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике. Подвижных играх, — обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.
Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретите их.
В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, плавание. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки. Если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.
Ученые установили, что ребенок 5 – 7 лет должен делать 13 – 17 тыс. шагов, находиться в движении 2,5 – 3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, и прыжки. И другие виды движений.
Если ваш ребенок посещает детский сад, но там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенное увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.
Вечером, когда мы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы час дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20 – 30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.
Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.
Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.
Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.
Помните: физические упражнения, подвижные игры на воздухе – мощное средство укрепления здоровья вашего ребенка!
Источник
Наталья Мурыгина
Развитие у детей младшего возраста потребности в двигательной активности, интереса к физкультуре
Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие»на достижение следующих целей: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, формирование основ здорового образа жизни.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Правильная организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У него появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью удовлетворил свою потребность в движении.
Первым шагом в моей работе по развитию у детей потребности в двигательной активности стало создание условий для развития и оздоровления детей. В группе сделан центр физического развития, картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, пальчиковых игр. Создана предметно-развивающая среда в группе для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
В начале учебного года я провела диагностику физического развития детей (педагогическое наблюдение).
В нашей группе дети в основном второй группы здоровья. Уже в раннем возрасте имеющие хронические заболевания.
Результаты диагностики:
Дети с хорошо развитой двигательной активностью – 15 %
Дети с недостаточно хорошо развитой двигательной активностью- 40 %
Дети, у которых двигательная активность развита слабо – 45 %
На основе полученных данных я определила перспективы индивидуальной и групповой работы по физическому воспитанию на год.Основные формы:
1 .Физкультурные занятия;
2. Утренняя гимнастика;
3. Корригирующая гимнастика после сна, массаж стоп;
4. Пальчиковая гимнастика;
5. Дыхательная гимнастика;
6. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
7. Самостоятельная двигательная деятельность детей;
8. Индивидуальная работа по развитию двигательной активности.
Основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. В младших группах физкультурные занятия должны доставлять удовольствие, учить ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучать приемам элементарной страховки.
Я использую разнообразные формы и методы, оборудование и физические упражнения для поддержания интереса и эмоционального настроя детей на занятиях по физическому воспитанию.
1. Разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
— классические (занятия по традиционной схеме);
— игровые (занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности);
— сюжетные (построенные на одном сюжете);
Наибольший интерес для ребят представляют занятия, построенные в интересной форме, по сюжету. В своей работе я использую
•сюжетные занятия по сказкам: «Заюшкина избушка»,»Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».
• занятия –путешествия : «Путешествие в сказочный лес», «Путешествуем на машине», «Мы едем в Африку», «В гости к зайчику».
• Занятия познавательного цикла «Зима в гости к нам пришла», «Домашние животные».
Начинаю образовательную ситуацию с мотивации, которая помогает воспитанникам заинтересоваться, увлечься.Например:
1) Появление любимого сказочного литературного героя -лисички, зайчика, котенка. 2) Использование художественного слова.
3) Рассказывание истории. («Жили- были в корзинке мячики большие и маленькие. И заспорили они, который из них летает дальше. Как узнать, какие мячи летают дальше — большие или маленькие? Давайте проверим.»)
4) Создание проблемной ситуации (Как зайчику перебраться на другой берег реки? Как помочь мишке построить ворота)
5) Использование волшебного мешочка.
6) Использование мультимедийной презентации.
В своей работе я часто использую театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, считалок.
2. Использование фольклора.
Дети активно работают на физкультурных занятиях, построенных с использованием фольклора, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Использование малых форм фольклора, помогает детям приобщаться к русской народной культуре, развивает речь, воображение. Часто использую потешки для выполнения общеразвивающих упражнений и русские народные песни. Например, при выполнении ходьбы на носках исполняем песни «Во поле береза стояла», «По тропинке в лес идем…»
3.Использование разнообразного спортивного инвентаря: красочные флажки, ленты, платочки, кубики, кольцебросы, обручи маленькие и большие, мячи маленькие и большие, дуги, мешочки для метания на дальность. Они повышают эмоциональное состояние и активность детей при выполнении упражнений.
4.Использование различных атрибутов для подвижных игр и выполнения различных видов движений: масок для игр, картинок, игрушек.
5. Использование различных предметов (стулья, гимнастические скамейки, и т. д., природного материала (листья, шишки и т. д., овощей, фруктов, животных.
6.Использование нестандартных видов упражнений:
— Пальчиковая гимнастика помогает развивать у ребёнка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. («Ладушки», «Замок», «Моя семья», «Апельсин» и др.)
— Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру. (Упражнения «Часики», «Трубач», «Петух», «Филин»)
— Массаж и самомассаж — способствует саморегуляции организма, регулирует кровоток. («Орех», «Теплые ручки», «Точилка»)
— Гимнастика для глаз способствуют восстановлению нормального зрения.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Для поддержания интереса к утренней гимнастике традиционную форму проведения чередую с менее традиционными. К таким формам относится проведение гимнастики в сюжетной форме, трех- четырех подвижных игр с разными движениями и разной степенью подвижности. Часто провожу гимнастику под текст стихотворения; с использованием потешек, песенок, прибауток, музыки.
В комплекс утренней гимнастики включаю:
• упражнения для мышц лица,глаз: предлагаю детям улыбнуться, нахмуриться, высунуть язык, надуть щеки.
• дыхательные упражнения (показать, как задувают свечку; как подуть на горячий чай; как разговаривает филин).
• Пальчиковые упражнения, самомассаж.
Повышению интереса к утренней гимнастике способствует использование разных атрибутов (платочки, ленточки, кубики).
Ещё одной формой развития двигательной активности является гимнастика после сна. Её цель — поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия (ходьба по массажным коврикам, заканчивается гимнастика упражнениями на дыхание. Для проведения гимнастики использую разнообразные комплексы с использованием художественного слова. Например, «Веселый зоопарк», «Прогулка по морю», «Путешествие снежинки».
Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребёнка.В них детям так же приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п. Выполняя данные движения, ребята, обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. В играх детям приходится согласовывать свои действия с действиями других детей, выполнять несложные правила, например, выполнять движения в соответствии с текстом игры, убегать только после определённых слов и т. п. Это дисциплинирует ребят, воспитывает выдержку, внимание.
Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях. При планировании содержания прогулки я предусматриваю равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей. Во время прогулки я применяю малые фольклорные формы (потешки, считалки, русские народные игры).Использую на участке и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведёрки, метёлки, лопатки, санки, ледянки.
И, наконец, хочется сказать о самостоятельной двигательной деятельности детей. Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения. Преимущество её заключается в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.
Самостоятельную двигательную деятельность воспитанников стремлюсь связать с игрой, с предметами, игрушками, пособиями. Дети активно пользуются оборудованием физкультурного уголка (мячи, обручи, играют в подвижные игры с машинками. В группе есть уголок ряжения, здесь всевозможные костюмы, шапочки, изображающие героев народных сказок, мультфильмов, бусы, украшения. Всё это очень привлекает детей, побуждает их к двигательной деятельности.
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию планирую в течение всего дня. Она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Я стараюсь вызвать интерес к физкультурнымзанятиям у каждого ребенка: выделяю застенчивых детей в роли ведущих, вовлекаю малоподвижных детей в двигательную деятельность, подбадриваю отстающих, помогаю личным примером тем, у кого не получается и т. д.
Благодаря проведенной работе у детей развивалась потребность к двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей.
Результаты диагностики:
Дети с хорошо развитой двигательной активностью– 25 %
Дети с недостаточно хорошо развитой двигательной активностью- 55 %
Дети, у которых двигательная активность развита слабо – 20 %
Источник