Пособие по развитию речи ребенок

Пособие по развитию речи ребенок thumbnail

В этом посте хочу собрать наши книги и игры по развитию речи (в основном, на возраст 1-3 года, так что буду благодарна рекомендациям относительно пособий для более старших детей). Какие пособия у вас в ходу? Посоветуйте!

Понятно, что зачастую этому развитию способствуют не специализированные пособия, а просто чтение, занятия, ролевые игры. Но все же расскажу о тех материалах, которые нам действительно помогли и помогают, некоторые можно скачать (ссылки в конце поста).

I Книги, пособия

1. «Логопедическая азбука» (Озон)

Мне особо не нравятся картинки в этой книге (животные еще терпимо, а вот с людьми бедаааа!), но почему-то с пособиями часто приходится идти на компромисс.

В общем, выглядит это так. На каждую букву (хотя, наверное, здесь скорее уместнее говорить о звуках) приходится разворот. На левой странице в верхнем углу всегда четко прописана буква, по центру — 2 стихотворения на отработку звука. Одно длинное, второе короткое. Внизу — еще какой-нибудь коротенький рассказ/задание, по краю — картинки предметов, в которых присутствует звук. Причем, необязательно на первом месте. Ну, в общем, как тут — шарФ, телеФон.

Самый главный плюс — стихи на согласные буквы, где строчки чередуются: одна — со слогами, одна — просто стихотворная. Выглядит так:

Влад просто обожает все эти ба-бе-би-бо-бу-бы-ба, воодушевленно это повторяет, а строчки «со смыслом», мне кажется, не обращает внимания, они нужны чисто для передышки))) В целом стихи довольно бредовые, но пользы у них не отнять!

С гласными все не так задорно, и в общем-то, основной популярностью у нас в этой книге пользуются согласные все-таки. Но тем не менее, структура разворота совпадает.

Сейчас страсти уже поутихли, а вот где-то с полгода назад или с год (не помню точно, когда ее купила), это был просто хит!

И бонус!!! Забавный случай из жизни! Позвольте поделиться, не откажите в любезности. Когда только купила книгу, показала ее мужу, взгляд его падает на фио автора — г.р. лагздынь.
лагздынь?? — удивленно переспрашивает он
И я думаю, что он хочет посмеяться над фамилией, ну а кто из нас возьмется его судить?
Но он без паузы продолжает: Гайда? Рейнгольдовна? Лагздынь??
В первую секунду мне кажется, что он шутит, ну выдумывает вычурное имя из инициалов под стать фамилии, но сразу понимаю — больно уж быстро и складно!
И вот он все еще держит драматическую паузу, и мне становится по-настоящему страшно (а что я вообще знаю о человеке, сидящем напротив меня? какие еще тайны он хранит??)

В общем, в итоге оказалось, что это наша знаменитая Тверская поэтесса, так что периодически имя ее всплывает в связи с какой-нибудь встречей с читателями.

Ладно, давайте вернемся к книжкам))

2. «Попробуй, повтори!» (Озон // Лабиринт)

Эта книга — оазис в мире пособий, в которых, как я уже упомянула выше, обычно, если все хорошо со смыслом, то все плохо с оформлением.

Здесь — все отлично. На каждой страничке по 2 строчки — или целая скороговорка, или ее часть, картинки приятные.

Скороговорки разной сложности, конечно, трехлетнему Владу далеко не все по зубам, и особо к скорости мы не стремимся.

Мне нравится четкий крупный шрифт, всегда на белом фоне — книга подойдет и для самостоятельно читающих детей.

3. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (Озон // Лабиринт)

Про эту книгу я уже как-то писала в

обзоре про книжки с машинками

, и она до сих пор пользуется у нас популярностью. Повторюсь.

С оформлением тоже все весьма грустно, хотя Владу нравится. Из плюсов — основные артикуляционные упражнения подстроены под историю про машинку, так что мальчишке интересно все это выполнять (аналогичная есть и для девочек, а еще есть книга с дыхательными упражнениями).

Если картинки мне не нравятся, то сам формат книги, на мой взгляд, идеален. Обычно в подобных изданиях на 1 листе несколько упражнений (ну или надо связываться с карточками), это неудобно, ребенок отвлекается на другие, на соседний разворот.

А эта книжка на скрепке. Значит, вы можете завернуть ее так, чтобы было видно только то упражнение, над которым вы работаете. На каждой странице соответственно только 1.

Когда мы ее только купили, я не знала, куда от нее деваться. Влад постоянно ее доставал и заставлял делать упражнения. Сейчас как-то уже попроще

потому что я нашла укромное место для тайника,

достаю ее чисто для занятия. Но, кстати, он запомнил упражнения, и бывает, сам находит ее, сидит и делает, один.

4. «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Озон)

Как видите, альбом у нас был пожилой, даже потерял в неравном бою свою обложку,
это при том, что В. очень аккуратен. Действительно часто читали. Еще брали его с собой в поездки, потому что В. его любил, он легкий и при этом содержательный, можно и позаниматься, и сказки почитать, и просто картинки посмотреть.

Особенно горячим для альбома был период где-то с 9 м. до 1,5 лет.

Здесь есть задания на понимание речи, где ребенок должен показать то, о чем его просит взрослый.

Есть дыхательная гимнастика и пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.

Видите, да, на одном листе сразу несколько заданий, я об этом как раз говорила выше.

Всякие задания на звукоподражания, игры.

Есть сказки, которые предлагается рассказывать, опираясь на картинки.

В конце — уже более сложные задания на мышление.

В общем, мне очень нравится, при этом он недорогой, я считаю, его надо обязательно покупать!

5. «Альбом по развитию речи» (Озон // Лабиринт)

Это старший брат предыдущего альбома, такой бешеной популярностью у нас не пользуется, но тоже весьма хорош. Подходит для детей 3-6 лет.

Здесь уже рассматриваются более сложные понятия, не коровка мууу, а геометрические формы, времена года, предлоги и падежи. Ну, ребенку, понятное дело, не обязательно говорить, что вот мол, это такой-то падеж, просто есть ряд упражнений, помогающих сформировать правильную речь. И они сгруппированны по тому или иному принципу (падеж, предлог, глаголы и т.п.)

Вообще там много полезных заданий, и я планирую к нему вернуться, т.к. сейчас Влад уже лучше удерживает внимание, а отказались мы от него, как раз потому что там на 1 листе много картинок, и когда я говорю ему про одно, он смотрит на другое.

Еще большой минус для меня — все картинки выполнены в разном стиле. Если в альбоме для самых маленьких они, пусть и не самые красивые, но хотя бы единообразные, то здесь кто в лес, кто по дрова. То мультяшные, то реалистичные, причем даже на 1 листе. Я ужасно не люблю такую мешанину! Но в целом здесь нет откровенного криминала, блесток, аляповатых рамок и вообще стилистики «Эге-гей! Это для детей!» , так что жить можно.

В общем, не могу сказать, что альбом идеален, я его купила скорее по инерции, на волне популярности предыдущего, но в целом я довольна этим пособием, если рассматривать именно количество заданий и их формулировки, масса, масса всяких упражнений! При том, вы можете ведь, посмотреть сам принцип отработки, а заниматься не непосредственно по альбому, а, скажем с игрушками. Ну и цена весьма приятная.

6. «Шумелки. Сказки с озвучиванием» (Озон // Лабиринт)

Это небольшая книжка с 4 сказками, вы их читаете, а ребенок в нужном месте шуршит-бренчит-звенит или издает другой подходящий по смыслу звук.

Очень интересное пособие, ведь чтобы развить речь, нужно работать и над слухом. Также в процессе вырабатывается терпение, потому что нужно не сразу без разбора бить в барабан и звенеть в колокольчик — надо дождаться определенного момента.

Мы не играем в Шумелки каждый день, но вообще Владу они очень нравится, периодически достаю. Вообще надо присмотреться к этой серии книг, там и стучалки какие-то есть, и сказки с жестами. Все это очень способствует развитию речи.

7. Николай Радлов «Рассказы в картинках» (Озон // Лабиринт)

Я покупала эту книгу еще до рождения Влада, но она все как-то не шла у нас.Хотя книги с картинками для разглядывания уже пользовались популярностью.

Но потом я поняла, что ее надо использовать именно для тренировки связной речи. Потому что ребенок должен мышлением дорасти до понимания, что там собственно нарисовано, тем более, что картинки с юмором, а не просто «мама кормит сына».

Мы смотрим на простенькие сюжеты и пытаемся воссоздать рассказ. Сначала я, потом Влад уже с наводящими вопросами, какие-то картинки — полностью сам. До конца еще не долистали, там 56 страниц. Как правило, 1 история на странице, но есть такие, что занимают полный разворот. Все истории про животных.

Ну и, конечно, особую роль во всем этом играют виммельбухи, но у нас их много, я как-нибудь отдельный пост напишу.

8. 50 веселых суперразвивающих заданий (Озон // Лабиринт)

Это не пособие для развития речи в чистом виде, скорее, там больше заданий на графомоторику, хотя это косвенно тоже развивает речь, как и рисование вообще, а также любые упражнения на мелкую моторику, конструкторы, потому что «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», центры, отвечающие за речь и за мелкую моторику — соседствуют и т.п. Соответственно, речь будут развивать и пособия, где нужно наклеивать наклейку в точное место, и всякие лабиринты-проводилки.

Про покупные пособия такого плана я писала

тут

, а еще я как-то выкладывала большой архив по графомоторике (странички для распечатки), он

тут

.

Ну так вот. Нам подарила это пособие подруга на 3 года. Технически книга для детей 3-4 лет, но мы только сейчас начнем по ней заниматься, т.к. именно графомоторика вообще у В. западает, и он только сейчас стал это по-настоящему с удовольствием выполнять.

Пособие предлагает изучать буквы, звуки, цифры, есть задания на логику, подготовку руки к письму, знакомство с окружающим миром.

Мне нравится оформление и то, что 1 задание — 1 лист, нет этой кучи, как, например, в альбоме выше (но зато он, в свою очередь, более насыщенный и содержательный).

Но все же в основном это альбом для подготовки руки к письму, а задания для речи там скорее вспомогательные и довольно простые. Я в общем-то его показываю к тому, что сейчас стали выходить более удачно оформленные пособия, но при этом, они, конечно, более дорогие и в целом за счет «красоты» и если пересчитать количество заданий.

II Игры

Гримассимус (Озон // Май-шоп)

Гениальная игра, как и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», предназначена для того, чтобы выполнять упражнения было веселее и интереснее. Написано, что с 4 лет, Владу 3 — он все понял и выполняет.

Вы попадаете в школу клоунов, где выигрывает тот, кто лучше всех гримасничает и лучше всех угадывает гримасы.

Сначала нужно разложить маленькие карточки на окошки домика. Начинать, конечно, лучше с небольшого количества. Дальше по очереди тянете большие карточки (аналогичные маленьким). Не показывая другим карточку, стараетесь изобразить гримасу, а другие игроки угадывают ее, глядя на карточки в окошках домика.

Влад обожает корчить рожи, так что по очереди у нас не получается, всегда он гримасничает, а я угадываю.

Игра долго лежала у меня в отложенных, мне казалось, что она дороговата. В итоге я дождалась скидки и купила чуть ли не последнюю (сейчас с озона она пропала), нисколько не жалею! Так что если увидите ее в продаже — рекомендую!

«Десятое королевство. В гостях у сказки» (Май-шоп // Лабиринт)

Удачная игра, нам дарили ее друзья на 2 года. Но я думаю, можно ее брать с года.

В нее входят магнитные фигурки и фоны для 4 сказок. Сказки самые обычные и знакомые: Теремок, Репка, Курочка Ряба, Колобок.

Можно показывать в самой коробке, а можно на холодильнике, например, или магнитной доске.

Как и в других пособиях, начинается все с того, что сказку рассказывает взрослый. А потом, постепенно уже переходите к тому, что ребенок озвучивает тех или иных персонажей, заканчивает за вами мысль, а позднее — и самостоятельно пересказывает. Мы начинали с того, что В. в нужный момент добавлял магнитики с персонажами.

Вообще домашний театр — очень полезное занятие. Необязательно он должен быть в таком виде, интересно делать театр теней, разыгрывать сценки с пальчиковыми или перчаточными куклами (у нас — икеевские), или просто с обычными игрушками.

И, конечно, в игровой форме легко делать дыхательные упражнения. Задувать свечку, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, пуляться бумажными шариками из трубочки и т.п.

III Материалы для развития речи

1. Чистоговорки —

скачать

Не помню точно, откуда их качала, кажется, они с форума сайта

https://www.boardgamer.ru

/ — кстати, там очень много полезных настолок и вообще материалов для распечатки.

2. Сюжетные картинки для развития речи —

скачать архив

Это архив с картинками наподобие виммельбухов, где надо многое разглядывать, составлять истории про разных персонажей и просто сюжетными картинками, по которым придумывается 1 конкретная история

3. Картинки из серии «Найди ошибку» —

скачать архив

Здесь небольшая подборка картинок с «ошибками», которые ребенок должен опознать (например, футболисты играют в квадратный мяч и т.п.). Такие задания развивают речь и мышление.

Источник

Евгения Загородных
Логокуб — нетрадиционное логопедическое пособие для развития речи

Загородных Е. А.

Воспитатель с первой квалификационной категорией

«Логокуб»нетрадиционное логопедическое пособие по развитию речи.

Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра – основной вид деятельности детей. Чтобы повысить интерес детей на занятиях приходится подбирать и модифицировать игровые приёмы и методы в своей работе.

Пособие «Логокуб» активно использую для занятий с детьми от 2 до 7 лет. «Логокуб» незаменим на любом занятии. И дети очень любят играть с ним. Пособие состоит из куба с 6 разными гранями. На гранях расположены ленточки, бусины, карточки, липучки. Изготовлен он из пластика и обшить тканью «Флис». Прикрепляются плоскостные изображения с помощью липучек, прищепок, в которые можно размещать различный речевой материал (картинки). Использование пособия на занятиях: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, самостоятельных играх.

Цель: формирование детского словарного запаса, развитие познавательных процессов и мелкой моторики.

Основные достоинства пособия:

• Кубы удобны в использовании

• Участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или вся группа детей одновременно

• Кубы можно переставлять, переносить

• Кубы дают возможность использовать в работе самые разные дидактические игры

• Они объёмны, но удобны для хранения

• Использование куба в работе

Дидактические игры направленные:

• Формирование грамматического строя речи;

Развития мелкой моторики;

• Дыхательной гимнастики;

• Оринтировки в пространстве;

• Составление краткого описания предметов;

• Артикуляционные упражнения.

Пособие «Логокуб» многофункционально и даёт заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания.

«Логокуб» можно использовать с раннего дошкольного возраста для знакомства с органами артикуляции, для выполнения артикуляционных звуков в слогах, словах, предложениях.

Игры используемые при игре с «Логокубом»:

Игра 1. «Умный язычок» (Артикуляционная гимнастика).

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим

Цель: выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Задачи:

• Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать развитию подъязычной связки (уздечки, укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким, узким, в форме «чашечки»; укреплять мышцы

• Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции;

• Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться;

Развивать подвижность нижней челюсти;

• Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Логокуб — нетрадиционное логопедическое пособие для развития речи

Игра 2. «Сильный ветерок» (Игра на продувание).

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система — это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Пособие по развитию речи ребенокПособие по развитию речи ребенок

Игра 3. «Скажи правильно».

Цель: Развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников

Задачи:

• Умение правильно согласовывать слова – предметы по падежам,

• Произносить окончания слов,

• Говорить слова с разными интонациями (тихо – громко,

• Повторять слова по настроению,

• Придумывать загадку с слову.

Пособие по развитию речи ребенок

Игра 4. «Предлоги».

Цель: Учить различать предлоги «над», «под», «между», «на», «в», «с», правильно употреблять их с существительными.

Задачи:

• отработать понимание пространственного значения предлогов,

• работать над правильным употреблением предлогов в устной речи.

Пособие по развитию речи ребенок

Игра 5. «Заколдованный предмет» (Составление краткого описания предмета).

Цель: Учить составлять короткий описательный рассказ о предметах, используя алгоритм (модель).

Задачи: Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по различным темам, закреплять знания о свойствах предметов и их назначении.

Пособие по развитию речи ребенок

Игра 6. «Интересная история» (Составление краткого описательного рассказа).

Цель: Формирование у детей навыков составления краткого описательного рассказа.

Задачи:

• Учить детей составлять краткий рассказ по картинке,

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память ребенка, мышление, связную речь.

• Воспитывать интерес к составлению описательных рассказов по картинке. Воспитывать умение слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.

Пособие по развитию речи ребенок

Источник