Пособие по развитию мышления у ребенка

Елена Ерошенко
Дидактическое пособие по развитию логического мышления детей младшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие
по развитию
логического мышления детей младшего дошкольного возраста
(форма, цвет, величина, количество и счет)
«Геометрический коврик»
МКДОУ
«Царевский детский сад»
Воспитатель:
Е. А. Ерошенко
Апрель 2017 год
Дидактическое пособие
по развитию
логического мышления детей
(форма, цвет, величина, количество и счет)
«Геометрический коврик»
«Распознание по какому- либо признаку»(цвет, форма, величина)
Цель: Закреплять знание геометрических фигур, обогатить образовательный процесс методическими разработками и идеями.
Дидактические задачи:
— Закрепить умение группировать фигуры по цвету, форме, величине; способствовать сенсорному развитию;
— развивать логическое мышление;
— закрепить в речи детей названия геометрической формы (круг, квадрат, треугольник)
— развивать внимание, восприятие;
— расширять словарный запас;
— расширять умение сотрудничества между взрослым и сверстниками, умение стойко переносить свои неудачи, доброжелательность, поддержку друг друга.
Игровой материал: Пособие «геометрические фигуры»
Изготовление пособия «геометрические фигуры»: из ткани желтого, красного, синего и зеленого цветов разного размера.
1) «Помоги найти» по форме
Ход игры:
Посмотрите, как много разных фигур расположилось на полянке. Наши фигуры потерялись! Помогите им найти свою группу. Мы наши фигуры разложим по форме. Круги мы сложим на верхний ряд, квадраты на средний ряд, а треугольники на самый нижний. (варианты могут быть разные, на верхнем –квадраты, на среднем- треугольники, на последнем- круги и т. д.) Рисунок 1.
2) «Разложи фигуры по цвету».
Ход игры:
На «Геометрическом коврике» разложены фигуры в разном порядке.
Задание:
Воспитатель: Ребята,какого цвета наши фигуры? (жёлтого, синего, красного, зелёного).Молодцы, правильно. А что если нам разложить их по цвету? Нам нужно на первый ряд собрать фигуры только жёлтого цвета, на второй ряд только-синего цвета, а на третьем ряду фигуры будут только красного цвета.
Звучит музыка. Как только она перестает звучать, дети берут геометрические фигуры и выполняют задание.
«Проверьте друг друга: все ли правильно выполнили задание?». Дети проверяют правильность выполнения задания, исправляя ошибки.
Игру можно повторить, предварительно сложив геометрические фигуры на стол.
Рисунок 2.
3)«Разложи фигуры по величине» (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький)
Ход игры:
На столе геометрические фигуры (красного, жёлтого, синего и зелёного) из ткани Рисунок 3.
Воспитатель:Сейчас мы поиграем в игру: «Разложи фигуры по размеру».
Вы будете бегать под музыку. Как только она перестанет звучать, нужно выбрать все самые большие фигуры и прикрепить их первыми в каждом ряду.
Затем музыка продолжается.
Воспитатель: Ребята, а сейчас нужно выбрать все фигуры, но поменьше размером и прикрепить их рядом с большими фигурами. Хорошо? Как только музыка перестанет звучать, нужно выбрать все фигуры поменьше размером и прикрепить их вторыми в каждом ряду.
Воспитатель: Звучит музыка. Следующая наша цель, найти все фигуры ещё меньше, и прикрепить их третьими по счёту в каждом ряду. Как только музыка перестанет звучать, ребята выбирают все фигуры ещё меньше размером и прикрепляют их третьими по счёту в каждом ряду.
Воспитатель: Звучит музыка. Ребята, и вот наше последнее задание, собрать все фигуры самые маленькие, прикрепить их четвёртыми в каждом ряду.
Давайте посмотрим,и посчитаем сколько у нас рядов с фигурами, и сколько фигур в каждом ряду?
Сколько рядов? Три. Сколько фигур в каждом ряду? По 4 фигуры. Правильно. Молодцы ребята!
«Проверьте друг друга: правильно ли выполнили задание?». Дети, показывают первый, второй,третий ряды и называют фигуры: большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький.
Примечание: Можно провести аналогичную игру, только начать с самой маленькой, побольше, ещё больше, большая. Ход игры такой же.
3) «Цветные кармашки»
Ход игры:
С правой стороны коврика находятся три кармашка красного, зелёного и синего цветов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста, что находится с правой стороны нашего волшебного коврика? Ответы детей (кармашки). Как вы думаете, для чего они нужны? Какого они цвета? Ответы детей. Давайте нашим геометрическим фигурам найдём свой кармашек. Синие фигуры-синий кармашек, красные фигуры – красный кармашек, зелёные фигуры – зелёный кармашек. Фигуры, какого цвета у нас остались без кармашка? Правильно. Молодцы!
Воспитатель: Звучит музыка. Дети спокойно выполняют задание, каждой фигуре соответствующий цвет кармашка. «Проверьте друг друга: правильно ли выполнили задание?»
Рисунок 4.
Другой вариант:
1)Задание: положи в зелёный кармашек только жёлтые фигуры
2)Задание: положи в красный кармашек только синие фигуры
3)Задание: положи в синий кармашек только красные фигуры
4)Задание : положи в красный кармашек только треугольники
5)Задание: положи в синий кармашек только круги
6)Задание : положи в зелёный кармашек только квадраты
«Проверьте друг друга: правильно ли выполнили задание?».
Дети, обмениваются геометрическими фигурами, проверяют правильность выполнения задания, исправляя ошибки.
Усложнение. Можно играть в игру «Геометрический коврик» не только с цветом и формой, но и с размером.
Выводы:
Практика показала, что дидактическая игра «Геометрический коврик» детям очень понравилась, они старались, с удовольствием выполняли все задания.
Дидактическое пособие «Геометрический коврик» развивает мелкую моторику рук, такие психологические процессы как внимание, память, логическое мышление.
Источник
Всестороннее развитие ребенка — неотъемлемая часть правильного формирования его интеллектуальных способностей (мышления, логики, памяти, внимания). Предлагаем познакомиться с интересными, познавательными детскими книгами, которые научат малыша думать, анализировать, сопоставлять различные факты.
От 3 до 5 лет
Олег Рой «Что такое обман?»
Главный герой — забавный Дракоша, знающий ответы на самые разнообразные вопросы. Он подскажет юному читателю, например, чем отличается овал от круга, почему осенью листья становятся желтыми и опадают, куда птицы улетают зимовать. А веселые друзья дракончика приготовили для детишек множество необыкновенных и познавательных заданий.
Инна Светлова «Большая книга по развитию логики малыша»
Уникальный сборник с многочисленными упражнениями, логическими загадками и увлекательными играми посвящен «укреплению» мыслительной деятельности, способностей к самостоятельной обработке и систематизации полученной информации. Благодаря постоянным занятиям, ребенок научится отстаивать собственную точку зрения, делать соответствующий вывод в определенной ситуации. Вы можете скачать книгу из сети-интернет или же приобрести в специализированном магазине.
Соланж Денерво «Принципы Монтессори»
Уважение и доверие к личности ребенка, его мнению и выбору лежит в основе знаменитого метода Монтессори. Эта книга — настоящий справочник для родителей по правильному применению данного образовательного подхода. Здесь можно найти уникальные и полезные рекомендации по неординарному интеллектуальному воспитанию, оригинальные упражнения, повышающие навыки самостоятельности малыша.
Оксана Королева «Что? Как? Почему?»
Книга является эксклюзивным сборником с различными игровыми задачами, при помощи которых ребенок научится производить классификацию предметов по определенным признакам, узнает много нового и интересного об окружающей нас природе, изучит цифры и буквы. К изданию прилагаются дополнительные карточки с ответами.
Ирина Кукушкина «EQ — эмоциональное мышление»
Эмоциональный интеллект — способность человека к распознаванию эмоций, чувств, намерений, желаний других людей. Такое непростое умение крайне необходимо для жизни в социуме. Основной целью данного пособия является повышение коэффициента эмоционального мышления ребенка. Множество красочных картинок и интерактивных игр научат малыша пользоваться интуитивными качествами, правильно выражать свои чувства, понимать сверстников и родителей.
Эмоциональное мышление
Ольга Александрова «Кругозор»
Здесь собраны самые веселые, затейные, занятные, подвижные задания, головоломки, мини-конкурсы, при помощи которых малыш в ярчайших подробностях изучит много интересного о домашних и диких животных, овощах, фруктах, временах года, разновидностях транспорта. Материал представлен в игровой форме, что сделает обучение запоминающимся и веселым.
Михаил Скрипкин «Хорошие манеры. Азбука вежливости»
Книга написана в игровой форме. Она познакомит малыша с элементарными правилами поведения дома, в гостях, в общественных местах, научит самым важным вежливым словам, используя поучительные примеры, а также расскажет о необходимости соблюдения личной гигиены. Ребенок сможет давать корректную оценку своим поступкам в сложившейся ситуации, применяя полученные знания.
Алла Жилинская «Учусь думать»
При выполнении занимательных, увлекательных, необычных подвижных упражнений, малыш научится думать, анализировать, составлять логическую цепочку действий, его кругозор и представления о мире станут более обширными. Веселые игры помогут найти заколдованного принца, превратившегося в лягушку, поучаствовать в шоу фокусников, сделать зарядку вместе с детишками, покормить милейших хомячков. После прохождения каждого уровня обязательно обсуждение усвоенной информации вместе с родителями.
От 5 до 7 лет
Ольга Самордак «Что делают люди каждый день?»
Этот незаурядный путеводитель по миру различных профессий создан специально для маленьких детей. На первых его страницах читателя встречают главные герои: ребята Лиза и Даня, которые приглашают присоединиться к их необычной «прогулке» по рабочим местам разных специалистов. В конце книги подготовлено несколько проверочных вопросов для закрепления полученной информации.
Что делают люди каждый день
Наталья и Сергей Гордиенко «Большая книга маленького гения. 777 логических игр»
Эта яркая, веселая книжка состоит из множества развивающих и простейших математических упражнений, головоломок и ребусов для самых маленьких. Каждая страничка «принадлежит» определенному мультипликационному герою, который объясняет и «презентует» свое задание. При регулярных занятиях ваш ребенок научится быстро реагировать и отвечать на вопросы, станет более усидчивым, внимательным.
Наталья Кутявина «Дошкольная программа: Мышление»
Эффективный курс по развитию логического и пространственного мышления будущих первоклассников. Здесь приводятся многочисленные упражнения, помогающие подготовить ребенка к школе: на счет, чтение, на установку простейших связей и закономерностей, на сравнение различных предметов (например, больше или меньше, темнее или светлее).
Алла Волох «Интенсивный курс развития и обучения»
При помощи регулярных занятий по этому пособию дошкольник получит необходимый «багаж» знаний и навыков согласно его возрасту. Интенсивный курс состоит из разнообразных занимательных упражнений, которые развивают память, внимание, мелкую моторику, речевые навыки, мышление, воображение, а также происходит расширение кругозора.
Шамиль Ахмадуллин «Развитие логики и мышления у детей»
Пособие-тренинг, позволяющее практическим путем обучить малыша одном из важнейших навыков — логическому мышлению. В нем приводятся разнообразные виды задач, а также подробно объяснены и расписаны главные принципы их решения. Занимаясь согласно методике, представленной в книге, будущий школьник подготовится к предстоящей учебе, научится рассуждать, подмечать и выделять главное из полученной информации.
Анна Горохова «Интеллектуальное развитие»
Необычное издание выполнено в виде портфеля с яркими красочными картинками, занимательными ребусами, направленными на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. На каждой странице читателя ожидает милейший, забавный щенок, сопровождающий его от уровня к уровню, давая различные подсказки при их прохождении. Нестандартный дизайн и оформление делают это издание настоящей интеллектуальной игрой.
Наталья Граш «Противоположные свойства и значения»
Занятные упражнения помогут детишкам освоить неизведанное понятие противоположности. Основной их принцип — развитие речи, кругозора, логики и знакомство с окружающим миром. В ходе выполнения заданий обогащается словарный запас, формируется грамотная речь.
Олеся Обозная «Большая книга обучающих заданий»
Научиться читать, писать, считать, мыслить нестандартно и логически можно при помощи упражнений, приведенных в данном издании. Юного читателя сопровождают веселые питомцы — котенок и щенок, которые станут для него верными помощниками, помогут запомнить простейшие арифметические действия, расскажут много интересного и нового о природе, животных и необыкновенных физических явлениях. Этот курс направлен на интенсивную подготовку к школе в домашних условиях.
Светлана Липина «Мышление и речь»
Познавательные задания на классификацию и обобщение предметов по различным признакам, поиск сходства и отличий, выделение уникальных свойств собраны в этом пособии. Обучающий материал представлен в игровой форме, что делает урок более подвижным, легким, динамичным.
От 7 до 10 лет
Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления»
Абсолютно любое суждение является следствием какого-либо спора или дискуссии. В основе метода, представленного в данной книге, лежит принцип параллельного интеллекта. Задания разделены на несколько разноцветных шляп: белую — мышление, красную — эмоции, желтую — оптимизм, черную — гнев, зеленую — креатив, синюю — воплощение идеи в реальность. При выполнении упражнений важно уметь правильно и грамотно использовать каждое из вышеописанных эмоций, справедливо и корректно доказывая свою точку зрения. В каждом вопросе рассматривается определенная ситуация, которую необходимо разрешить, обсуждая проблему с другими. Таким образом ребенок учится контролировать свой эмоциональный настрой, а также взаимодействовать с коллективом.
Ирина Кукушкина «IQ — логическое мышление»
Благодаря особенной обучающей методике, используемой здесь, параллельно с умственным интеллектом развиваются социальные навыки. Данное пособие состоит из: нескольких интерактивных тематических заданий о животных, проживающих в различных климатических зонах планеты, простейших задачек по математике на сложение, вычитание, а также логических ребусов.
Светлана Шкляревская «Мышление: развиваем математические способности»
Познавательное пособие адресовано младшим школьникам для укрепления уже полученных математических знаний. Решая мини-задачки из данного сборника, ребенок учится концентрироваться, отделяя главное от второстепенного, самостоятельно находить пути решения, анализировать, сравнивать, объяснять свою точку зрения другим.
Наталья Буцик «Думай. Сборник головоломок для развития мышления»
Необыкновенно увлекательный сборник с многочисленными головоломками создан специально для повышения уровня интеллектуальных способностей, развития внимательности, памяти, усидчивости. Решать интересные, хитрые задачи можно всей семьей, пытаясь прийти к правильному ответу. Такая совместная деятельность учит ребенка работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других.
Стив Мартин «Инженер»
Обучающее, иллюстрированное издание, при помощи которого школьник может познакомиться с техникой и попробовать свои силы в роли инженера разной направленности: механики, роботостроения, энергетики, аэродинамики. Его текст написан простым, понятным языком, все задания, объяснения и рассуждения приведены в игровом формате. К нему прилагается несколько тематических настольных игр и набор ярких наклеек.
Меган Хьюз Батлер, Клэр Пиддок «Улетный квест для мозгов»
Данное развивающее пособие считается своеобразным проводником в необыкновенный мир знаний. Его главная задача — превратить и преобразить простые скучные занятия, сделав их более веселыми, подвижными, пробудив у ребенка желание учиться и получать новую информацию. Издание состоит из множества разделов, разделенных на несколько уровней (от 1 до 8), в каждом из которых имеются темы по математике, письму, окружающему миру. В конце некоторых глав (в основном самых сложных) даются ответы и подсказки к упражнениям. В комплекте с книгой идут двусторонние карточки с вопросами для проведения дополнительной викторины.
В организации увлекательных, эффективных обучающих занятий помогут разнообразные пособия, упражнения и книги для развития мышления у детей. Главное, проводить уроки в форме занимательной игры, сделав их интересными, максимально подвижными и интерактивными.
Источник
Теория
Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.
Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.
Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?
Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.
Мотивация и социальный аспект
Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.
Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.
В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.
Система
Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.
В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.
Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.
Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.
Источник