Пособие для развитие речи ребенка 3 лет
Литература для развития речи у детей от полугода до трёх лет
* Многие из представленных в списках книг не всегда можно найти в магазине, поэтому я рекомендую заказывать литературу из интернет-магазинов, там всегда хороший ассортимент и не нужно тратить драгоценное время на поездки, а цена равна той, которую мы найдем в обычном магазине, а часто еще и ниже… Я сама уже давно многое, в том числе и книги, заказываю через интеренет. Вот некоторые из тех книжных интернет-магазинов, которые проверены лично мной, стоимость книг в них уже с доставкой, например, интернет-магазин книг Лабиринт (www.labirint.ru) и книжный интернет-магазин My-shop (my-shop.ru).
Книги для родителей, чьи детки не говорят:
— Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит
— Гаркуша Ю.Ф. Как говорить с малышом? Конспекты для родителей
— Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей
ИГРЫ и ПОСОБИЯ для занятий по развитию речи
1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких(от 1,5 до 3 лет)
Издательство: Росмэн-Пресс
Серия: Говорим правильно
Эта увлекательная книга предназначена для развивающих занятий с малышами от полутора до трёх лет. Занятия по ней могут проводиться как профессиональными воспитателями и логопедами, так и любящими родителями в спокойной домашней обстановке.
2. Моя первая книга (для детей от 6 месяцев до 3 лет) Астахова А.А.
Издательство: Белый город
Серия: Энциклопедия малыша
Книга разработана на основе новейшего педагогического опыта профессиональных воспитателей специально для малышей от 6 месяцев до 3 лет с учетом особенностей их развития и зрительного восприятия, благодаря чему ее отличает профессионализм в подборе материала и оформлении. Яркие цветные иллюстрации, специально подобранные для каждой страницы, будут вновь и вновь притягивать внимание малыша и радовать его, развивая любознательность и желание познавать мир.
3. Жукова О.С. Первый учебник малыша. От 6 месяцев до 3 лет
Издательство: Астрель, 2011 г.
Серия: Маленькие гении
Эта книжка создана специально для детей раннего дошкольного возраста. Яркие цветные картинки обязательно привлекут внимание маленького непоседы. Занимаясь по книжке, юный ученик получит первые представления об окружающем мире, научится понимать речь взрослых, а затем — произносить свои первые слова: названия членов семьи, предметов окружающего мира, животных. Пусть эта книга поможет вашим детям стать умными и талантливыми, учиться весело и с удовольствием!
Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения ребенка раннего возраста. От 6 месяцев до 3 лет.
Издательство: Астрель, 2010 г.
Эта книга предназначена для занятий с детьми самого раннего возраста: от 6 месяцев до 3 лет. С помощью простых, но эффективных упражнений, малыш научится говорить, рассматривать картинки, получит первые представления об окружающем мире.
4. Жукова О.С. Серия: Обучение с пеленок
Издательство: Оникс, 2007 г.
В данной серии много книг: «Кто где живет и что ест», «Большие и маленькие» и др.
Эти книги предназначена для занятий с детьми самого раннего возраста — от 1 года. Цель данной книги — развитие внимания вашего малыша. Кроме того, у ребенка формируется образное мышления и творческая фантазия, а также развивается мелкая моторика пальцев рук.
5. Первая книга малыша. Энциклопедия для детей от 6 месяцев и старше.
Издательство: Стрекоза (2010 г.)
Книга содержит большие, яркие, красочные иллюстрации, на которых изображены предметы окружающего нас мира. Иллюстрации выполнены очень качественно и реалистично, чтобы малыш сумел легко распознать предметы, на них изображенные. Материал в книге разгруппирован по темам: домашние животные, дикие звери, растения, фрукты, овощи, человек, дом и предметы обихода. Кроме того, в энциклопедии дается первое представление малышу о цифрах и геометрических фигурах. Там же он может узнать и основные повседневные действия человека (спать, есть, играть и т.п.).
6. Развитие и обучение детей. Серия: «Школа Семи Гномов»
Издательство: Мозаика-Синтез (2008 г.)
В серии представлены комплекты книг (по 12 в каждой) для занятий с ребенком от рождения до семи лет.
«Школа Семи Гномов» — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника. Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и будут полезны как родителям, так и специалистам: воспитателям, методистам, гувернерам.
Серия: Игротека 1+: Большой-маленький, Подбери пару, Кто как маму зовет, Гномики и домики;
Игротека 2+: Один-много, Квадратик и кружок, Овощи-фрукты.
Игротека 3+, Игротека 4+, Игротека 5+, Игротека 6+
Развивающие игры для индивидуальных занятий с детьми в карточках .
7. Серия книг: «Первые шаги»
Издательство: Литера, 2008 г.
Ботякова О.Ю. «Мамин массаж с потешками для детей первого года жизни»; Ермакова И.В. «Развиваем мелкую моторику у малышей», «Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. Для детей от 0 до 3-х лет»; Дерягина Л.Б. «Игры, чистоговорки, песенки, потешки», «Баюшки-баю: Пальчиковые игры, колыбельные песенки, засыпальные сказки»; Хазиева Р. «55 развивающих игр для малышей от 1 года до 3 лет».
8. Первая азбука с крупными буквами
Издательство: Росмэн-Пресс; 2008 г.
Эта азбука предназначена для тех малышей, которые только начинают изучать алфавит. Крупные буквы легче воспринимаются и читаются, а красочные картинки помогут расширить кругозор ребенка!
9. Серия книг «Начинаем говорить. Первые фразы» для детей от 1 года
Издательство: Карапуз; 2012 г.
Серия создана специально для того, чтобы посредством беседы по картинкам вызвать у малыша желание «разговаривать» с вами жестами, словами и простейшими фразами.
10. Янушко Е.А.Серия: Библиотека воспитателя.
Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года)
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)
Издательство: Мозаика-Синтез
Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 1-3 лет. Оно также может быть полезно и родителям. Представленные в пособии занятия имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха, дыхания, пассивной и активной речи детей.
11. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
Издательство: Сфера, 2007 г.
Серия: Программа развития
Материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов ДОУ, а также родителей детей раннего школьного возраста. Предметные и сюжетные картинки подготовлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, которые только начинают говорить. Все наглядные материалы выполнены в соответствии с программными требованиями к воспитанию и развитию детей раннего возраста. Картинки целесообразно использовать на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью. Стимульный материал рекомендуется использовать вместе с пособием О.Е. Громовой «Методика формирования начального детского лексикона».
14. Раннее развитие. 1+. Комплект из 7 методических пособий для занятий с детьми от 1 года
Серия: Раннее развитие
Издательство: Карапуз
Задача момента — «разговорить» вашего ребенка! Помните, что в этом возрасте предпочтительнее не книжки, а карточки с понятными сюжетами и персонаж, с которым малыш легко отождествит себя. Необходимо посредством беседы по картинкам вызвать у него желание «разговаривать» с вами жестами, словами и простейшими фразами. Это и происходит, если вы не читаете тексты, а эмоционально проговариваете их «от себя». Беседы не надо придумывать самим — мы даем вам образцы таких диалогов. Помимо этого вы станете обладателем достаточно большого количества информации и расписанных упражнений по полугодиям — от рождения до 6 месяцев, от 6 месяцев до года и от года до полутора!
Материал с сайта logoped-lapteva.ucoz.ru
Источник
В этом посте хочу собрать наши книги и игры по развитию речи (в основном, на возраст 1-3 года, так что буду благодарна рекомендациям относительно пособий для более старших детей). Какие пособия у вас в ходу? Посоветуйте!
Понятно, что зачастую этому развитию способствуют не специализированные пособия, а просто чтение, занятия, ролевые игры. Но все же расскажу о тех материалах, которые нам действительно помогли и помогают, некоторые можно скачать (ссылки в конце поста).
I Книги, пособия
1. «Логопедическая азбука» (Озон)
Мне особо не нравятся картинки в этой книге (животные еще терпимо, а вот с людьми бедаааа!), но почему-то с пособиями часто приходится идти на компромисс.
В общем, выглядит это так. На каждую букву (хотя, наверное, здесь скорее уместнее говорить о звуках) приходится разворот. На левой странице в верхнем углу всегда четко прописана буква, по центру — 2 стихотворения на отработку звука. Одно длинное, второе короткое. Внизу — еще какой-нибудь коротенький рассказ/задание, по краю — картинки предметов, в которых присутствует звук. Причем, необязательно на первом месте. Ну, в общем, как тут — шарФ, телеФон.
Самый главный плюс — стихи на согласные буквы, где строчки чередуются: одна — со слогами, одна — просто стихотворная. Выглядит так:
Влад просто обожает все эти ба-бе-би-бо-бу-бы-ба, воодушевленно это повторяет, а строчки «со смыслом», мне кажется, не обращает внимания, они нужны чисто для передышки))) В целом стихи довольно бредовые, но пользы у них не отнять!
С гласными все не так задорно, и в общем-то, основной популярностью у нас в этой книге пользуются согласные все-таки. Но тем не менее, структура разворота совпадает.
Сейчас страсти уже поутихли, а вот где-то с полгода назад или с год (не помню точно, когда ее купила), это был просто хит!
И бонус!!! Забавный случай из жизни! Позвольте поделиться, не откажите в любезности. Когда только купила книгу, показала ее мужу, взгляд его падает на фио автора — г.р. лагздынь.
лагздынь?? — удивленно переспрашивает он
И я думаю, что он хочет посмеяться над фамилией, ну а кто из нас возьмется его судить?
Но он без паузы продолжает: Гайда? Рейнгольдовна? Лагздынь??
В первую секунду мне кажется, что он шутит, ну выдумывает вычурное имя из инициалов под стать фамилии, но сразу понимаю — больно уж быстро и складно!
И вот он все еще держит драматическую паузу, и мне становится по-настоящему страшно (а что я вообще знаю о человеке, сидящем напротив меня? какие еще тайны он хранит??)
В общем, в итоге оказалось, что это наша знаменитая Тверская поэтесса, так что периодически имя ее всплывает в связи с какой-нибудь встречей с читателями.
Ладно, давайте вернемся к книжкам))
2. «Попробуй, повтори!» (Озон // Лабиринт)
Эта книга — оазис в мире пособий, в которых, как я уже упомянула выше, обычно, если все хорошо со смыслом, то все плохо с оформлением.
Здесь — все отлично. На каждой страничке по 2 строчки — или целая скороговорка, или ее часть, картинки приятные.
Скороговорки разной сложности, конечно, трехлетнему Владу далеко не все по зубам, и особо к скорости мы не стремимся.
Мне нравится четкий крупный шрифт, всегда на белом фоне — книга подойдет и для самостоятельно читающих детей.
3. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (Озон // Лабиринт)
Про эту книгу я уже как-то писала в
обзоре про книжки с машинками
, и она до сих пор пользуется у нас популярностью. Повторюсь.
С оформлением тоже все весьма грустно, хотя Владу нравится. Из плюсов — основные артикуляционные упражнения подстроены под историю про машинку, так что мальчишке интересно все это выполнять (аналогичная есть и для девочек, а еще есть книга с дыхательными упражнениями).
Если картинки мне не нравятся, то сам формат книги, на мой взгляд, идеален. Обычно в подобных изданиях на 1 листе несколько упражнений (ну или надо связываться с карточками), это неудобно, ребенок отвлекается на другие, на соседний разворот.
А эта книжка на скрепке. Значит, вы можете завернуть ее так, чтобы было видно только то упражнение, над которым вы работаете. На каждой странице соответственно только 1.
Когда мы ее только купили, я не знала, куда от нее деваться. Влад постоянно ее доставал и заставлял делать упражнения. Сейчас как-то уже попроще
потому что я нашла укромное место для тайника,
достаю ее чисто для занятия. Но, кстати, он запомнил упражнения, и бывает, сам находит ее, сидит и делает, один.
4. «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Озон)
Как видите, альбом у нас был пожилой, даже потерял в неравном бою свою обложку,
это при том, что В. очень аккуратен. Действительно часто читали. Еще брали его с собой в поездки, потому что В. его любил, он легкий и при этом содержательный, можно и позаниматься, и сказки почитать, и просто картинки посмотреть.
Особенно горячим для альбома был период где-то с 9 м. до 1,5 лет.
Здесь есть задания на понимание речи, где ребенок должен показать то, о чем его просит взрослый.
Есть дыхательная гимнастика и пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.
Видите, да, на одном листе сразу несколько заданий, я об этом как раз говорила выше.
Всякие задания на звукоподражания, игры.
Есть сказки, которые предлагается рассказывать, опираясь на картинки.
В конце — уже более сложные задания на мышление.
В общем, мне очень нравится, при этом он недорогой, я считаю, его надо обязательно покупать!
5. «Альбом по развитию речи» (Озон // Лабиринт)
Это старший брат предыдущего альбома, такой бешеной популярностью у нас не пользуется, но тоже весьма хорош. Подходит для детей 3-6 лет.
Здесь уже рассматриваются более сложные понятия, не коровка мууу, а геометрические формы, времена года, предлоги и падежи. Ну, ребенку, понятное дело, не обязательно говорить, что вот мол, это такой-то падеж, просто есть ряд упражнений, помогающих сформировать правильную речь. И они сгруппированны по тому или иному принципу (падеж, предлог, глаголы и т.п.)
Вообще там много полезных заданий, и я планирую к нему вернуться, т.к. сейчас Влад уже лучше удерживает внимание, а отказались мы от него, как раз потому что там на 1 листе много картинок, и когда я говорю ему про одно, он смотрит на другое.
Еще большой минус для меня — все картинки выполнены в разном стиле. Если в альбоме для самых маленьких они, пусть и не самые красивые, но хотя бы единообразные, то здесь кто в лес, кто по дрова. То мультяшные, то реалистичные, причем даже на 1 листе. Я ужасно не люблю такую мешанину! Но в целом здесь нет откровенного криминала, блесток, аляповатых рамок и вообще стилистики «Эге-гей! Это для детей!» , так что жить можно.
В общем, не могу сказать, что альбом идеален, я его купила скорее по инерции, на волне популярности предыдущего, но в целом я довольна этим пособием, если рассматривать именно количество заданий и их формулировки, масса, масса всяких упражнений! При том, вы можете ведь, посмотреть сам принцип отработки, а заниматься не непосредственно по альбому, а, скажем с игрушками. Ну и цена весьма приятная.
6. «Шумелки. Сказки с озвучиванием» (Озон // Лабиринт)
Это небольшая книжка с 4 сказками, вы их читаете, а ребенок в нужном месте шуршит-бренчит-звенит или издает другой подходящий по смыслу звук.
Очень интересное пособие, ведь чтобы развить речь, нужно работать и над слухом. Также в процессе вырабатывается терпение, потому что нужно не сразу без разбора бить в барабан и звенеть в колокольчик — надо дождаться определенного момента.
Мы не играем в Шумелки каждый день, но вообще Владу они очень нравится, периодически достаю. Вообще надо присмотреться к этой серии книг, там и стучалки какие-то есть, и сказки с жестами. Все это очень способствует развитию речи.
7. Николай Радлов «Рассказы в картинках» (Озон // Лабиринт)
Я покупала эту книгу еще до рождения Влада, но она все как-то не шла у нас.Хотя книги с картинками для разглядывания уже пользовались популярностью.
Но потом я поняла, что ее надо использовать именно для тренировки связной речи. Потому что ребенок должен мышлением дорасти до понимания, что там собственно нарисовано, тем более, что картинки с юмором, а не просто «мама кормит сына».
Мы смотрим на простенькие сюжеты и пытаемся воссоздать рассказ. Сначала я, потом Влад уже с наводящими вопросами, какие-то картинки — полностью сам. До конца еще не долистали, там 56 страниц. Как правило, 1 история на странице, но есть такие, что занимают полный разворот. Все истории про животных.
Ну и, конечно, особую роль во всем этом играют виммельбухи, но у нас их много, я как-нибудь отдельный пост напишу.
8. 50 веселых суперразвивающих заданий (Озон // Лабиринт)
Это не пособие для развития речи в чистом виде, скорее, там больше заданий на графомоторику, хотя это косвенно тоже развивает речь, как и рисование вообще, а также любые упражнения на мелкую моторику, конструкторы, потому что «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», центры, отвечающие за речь и за мелкую моторику — соседствуют и т.п. Соответственно, речь будут развивать и пособия, где нужно наклеивать наклейку в точное место, и всякие лабиринты-проводилки.
Про покупные пособия такого плана я писала
тут
, а еще я как-то выкладывала большой архив по графомоторике (странички для распечатки), он
тут
.
Ну так вот. Нам подарила это пособие подруга на 3 года. Технически книга для детей 3-4 лет, но мы только сейчас начнем по ней заниматься, т.к. именно графомоторика вообще у В. западает, и он только сейчас стал это по-настоящему с удовольствием выполнять.
Пособие предлагает изучать буквы, звуки, цифры, есть задания на логику, подготовку руки к письму, знакомство с окружающим миром.
Мне нравится оформление и то, что 1 задание — 1 лист, нет этой кучи, как, например, в альбоме выше (но зато он, в свою очередь, более насыщенный и содержательный).
Но все же в основном это альбом для подготовки руки к письму, а задания для речи там скорее вспомогательные и довольно простые. Я в общем-то его показываю к тому, что сейчас стали выходить более удачно оформленные пособия, но при этом, они, конечно, более дорогие и в целом за счет «красоты» и если пересчитать количество заданий.
II Игры
Гримассимус (Озон // Май-шоп)
Гениальная игра, как и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», предназначена для того, чтобы выполнять упражнения было веселее и интереснее. Написано, что с 4 лет, Владу 3 — он все понял и выполняет.
Вы попадаете в школу клоунов, где выигрывает тот, кто лучше всех гримасничает и лучше всех угадывает гримасы.
Сначала нужно разложить маленькие карточки на окошки домика. Начинать, конечно, лучше с небольшого количества. Дальше по очереди тянете большие карточки (аналогичные маленьким). Не показывая другим карточку, стараетесь изобразить гримасу, а другие игроки угадывают ее, глядя на карточки в окошках домика.
Влад обожает корчить рожи, так что по очереди у нас не получается, всегда он гримасничает, а я угадываю.
Игра долго лежала у меня в отложенных, мне казалось, что она дороговата. В итоге я дождалась скидки и купила чуть ли не последнюю (сейчас с озона она пропала), нисколько не жалею! Так что если увидите ее в продаже — рекомендую!
«Десятое королевство. В гостях у сказки» (Май-шоп // Лабиринт)
Удачная игра, нам дарили ее друзья на 2 года. Но я думаю, можно ее брать с года.
В нее входят магнитные фигурки и фоны для 4 сказок. Сказки самые обычные и знакомые: Теремок, Репка, Курочка Ряба, Колобок.
Можно показывать в самой коробке, а можно на холодильнике, например, или магнитной доске.
Как и в других пособиях, начинается все с того, что сказку рассказывает взрослый. А потом, постепенно уже переходите к тому, что ребенок озвучивает тех или иных персонажей, заканчивает за вами мысль, а позднее — и самостоятельно пересказывает. Мы начинали с того, что В. в нужный момент добавлял магнитики с персонажами.
Вообще домашний театр — очень полезное занятие. Необязательно он должен быть в таком виде, интересно делать театр теней, разыгрывать сценки с пальчиковыми или перчаточными куклами (у нас — икеевские), или просто с обычными игрушками.
И, конечно, в игровой форме легко делать дыхательные упражнения. Задувать свечку, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, пуляться бумажными шариками из трубочки и т.п.
III Материалы для развития речи
1. Чистоговорки —
скачать
Не помню точно, откуда их качала, кажется, они с форума сайта
https://www.boardgamer.ru
/ — кстати, там очень много полезных настолок и вообще материалов для распечатки.
2. Сюжетные картинки для развития речи —
скачать архив
Это архив с картинками наподобие виммельбухов, где надо многое разглядывать, составлять истории про разных персонажей и просто сюжетными картинками, по которым придумывается 1 конкретная история
3. Картинки из серии «Найди ошибку» —
скачать архив
Здесь небольшая подборка картинок с «ошибками», которые ребенок должен опознать (например, футболисты играют в квадратный мяч и т.п.). Такие задания развивают речь и мышление.
Источник