Пословицы и поговорки скороговорки как средство развития речи ребенка
Галина Коновалова
Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, то необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста скороговорки являются самым древним, самым интересным, самым доступным из них. На своих ежедневных занятиях в детском саду проговаривание скороговорок я провожу в форме игры без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка, когда все участники процесса получают общее удовольствие.
«Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова» (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).
Приведу ещё определение из Толкового словаря В. И. Даля: «Скороговорка –частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток мифологических представлений, истории народа, они развивают чувство родного языка, содействуют преодолению косноязычия.
Как работают скороговорки: и забава, и польза.
Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.
Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки.
Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.
Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!
Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.
Какое значение имеют скороговорки для ребенка? Они:
• учат малыша говорить четко и красиво;
• способствуют развитию памяти и воображения;
• улучшают дикцию и управление голосом;
• обогащают словарный запас.
Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, я хорошо подготовилась.
Сначала подобрала необходимые скороговорки – речевой материал для от-работки тех звуков, которые дети неправильно произносят.
Далее я объясняю смысл непонятных слов, стараюсь проиллюстрировать сказан-ное. Можно записать текст скороговорки на листе бумаги и прочитать вместе с ребенком.
После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произ-ношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.
Обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы.
Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.
Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепо-том, не теряя при этом разборчивости речи.
Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.
Далее следует много раз повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, пропевает, ускоряет и замедляет речь.
Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.
Скороговорки бывают разные: и простые, и сложные по набору звуков.
Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких скороговорок.
Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук. Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составляет труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.
Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и пози-тивный настрой на работу у вас и ребенка.
Было проведено родительское собрание «Роль скороговорок в развитие речи дошкольников», на котором обратила внимание на необходимость использования скороговорок для развития речи, дикции, правильного произношения у детей. Родителям предложила использовать упражнения со скороговорками дома в свободное время.
Таким образом, скороговорки — эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.
Литература.
1. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, №4, 2004 год.
2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов/Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 208с.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — Спб.,
1863-1866.
Источник
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Сургутского района
«Центр детского творчества»
ЗАНЯТИЕ
«Тренировка речевого аппарата:
пословицы, поговорки, скороговорки»
Подготовила: Емельянова Вероника Владимировна
Тема:
«Тренировка речевого аппарата: пословицы, поговорки, скороговорки»
Цели:
Научить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Формировать правильное произношение, артикуляцию.
Развивать воображение, пополнять словарный запас.
Воспитывать умение вежливо общаться.
Оборудование: коврик, музыкальное сопровождение, карточки
План занятия:
Оргмомент.
Разминка.
Игры и упражнения.
Подведение итогов.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2 Разминка. Разогрев суставов, упражнения для шеи, головы, плеч, бедер, ног. Самомассаж. Технология «Стрейч» Абрамова. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Игры и упражнения:
Упражнения в произношении скороговорок.
4. Подведение итогов.
Прогревание.
Разогревать тело следует с макушки головы до пальцев ног. Каждый блок упражнений заканчивается «сбросом», т.е. расслаблением тела.
Исходное положение – стоя. Для выполнения этого упражнения активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястья, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Соответственно в ходе упражнения постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.
Упражнения для шеи и головы.
Потолок – пол
Следует очень медленно опустить голову как можно ниже, затем так же медленно как можно дальше откинуть назад. Всего 8 движений.
Метроном
Медленно дотягиваем ухом то левого, то правого плеча попеременно. Всего 8 движений.
Черепаха – 1
Это упражнение для шеи. Как черепаха выглядывает из своего панциря, так и мы, медленно вытягиваем шею вперед, потом назад, и так 8 раз.
Индийский танец
При вертикально неподвижной голове шея двигается влево и вправо на максимально возможное расстояние. 8 движений.
Квадраты головой
Движение головой: вперед – вправо – назад – влево. Всего по 4 «квадрата», меняя направление.
Круги
Делаем по одному медленному вращательному движению головой в каждую сторону.
Упражнения для плеч
Надеть пиджак
Представляем, что на плечах у нас накинут пиджак, но он потихоньку сползает. Резкими, круговыми движениями плеч накидываем воображаемый пиджак на плечи. Повторить 4 раза.
Снять пиджак
Аналогичное упражнение, но на этот раз скидываем с себя воображаемый пиджак круговыми движениями с плеч. Повторить 4 раза.
Самомассаж
Для того, чтобы улучшить работу внутренних органов и мышц, которые участвуют в голосообразовании применяется гигиенический самомассаж, делается медленно плавно, в расслабленном состоянии. Поглаживают лицо, шею, грудную клетку кончиками пальцев обеих рук. Одновременно произносятся звуки с поглаживанием лба и лица – «ми-ми-ми…», постукивают верхней губой со звуком «в», нижней – со звуком «ф», при постукивании груди «ж-ж-ж…».
Снятие мышечных зажимов (методика Э.М. Чарели)
Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам;
Кончиками пальцев поглаживать лицо под глазами – от носа к ушам;
Кончиками пальцев поглаживать лицо от середины верхней губы к ушам;
От середины подбородка к ушам;
Обеими руками поглаживать затылок, от затылка к подмышечным впадинам;
Поочередно каждой рукой каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди;
Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми-ми».
Постукивать кончиками пальцев полость под глазами, произнося слитно «ку-ку-ку», «ни-ни-ни», «на-на-на».
Постукивать кончиками под носом, произнося «ви-ви-ви», «во-во-во», «ву-ву-ву».
Под нижней губой, произнося «зу-зу-зу», «зи-зи-зи», «за-за-за».
Постукивать ладонями грудную клетку, произнося «ж-ж-ж-ж», «м-м-м».
Дыхательная гимнастика
Два вдоха и два выдоха
Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободное. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и два выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научаться делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.
Черепаха 2
Шею вытянуть вперед – вдох в живот, убрать назад – «холодный выдох» через длинное произношение «п».
Выращивание цветка
Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».
Мишень
С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.
Кнопки
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.
Жонглер
Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…
Артикуляционная гимнастика
Назойливый комар (разогрев мышц лица)
Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхание не акцентируется, главное – гримасничать активно.
Улыбка — хобот
Максимально вытягиваем губы вперед, сложив хоботком, затем как можно сильнее улыбаемся. Всего 8 упражнений.
Часы
Губы вытягиваем хоботком и вращаем по часовой стрелке. Можно взять в рот карандаш и карандашом описывать круги.
А, О, У
Раскрываем рот максимально широко со звуком -а-, со звуком –о- ,со звуком –у-.
Лошадка
Изображаем скачущую лошадку.
Мотоцикл
Заводим мотоцикл со звуком –р.
3. Основная часть
Проговаривание пословиц:
Проговаривание скороговорок хором и медленно.
Проговаривание скороговорок по очереди с ускорением.
Раздача каждому ребенку по пословице. Дети могут объединятся в пары и группы. Проговаривание пословиц сопровождая пластическими импровизациями.
Пословицы:
Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
Четверть четверика гороха без червоточенки.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по двадцать грошей.
Кусты и кустыни в пустыне грустят —
Их жизни пусты без десятков кустят.
Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл — на валторне,
На арфе — Алла,
А на рояле Лара играла.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
Есть Кирилл присел, да кисель кисел.
У Еремы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
колпаки переколпачены, новы,
да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
— Полили вы лилию?
— Видели мы Лидию.
— Видели вы Лидию?
— Полили мы лилию.
Волк рыщет — пищу ищет.
Вот тебе щи, а нас не ищи!
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
— Челка пчелке на к чему.
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как расточек.
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала —
Полосатой речка стала.
Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
«В кармане Макара корова пропала!»
Рапортовал да недорапортовал.
Стал дорапортовывать — зарапортовался.
Дроводреворубы рубили дубы.
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать.
Шакал шагал, шакал скакал.
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.
Пилил Филипп поленья из лип.
На рынке Кирилл ложку и кружку купил.
У Антипа в саду одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
Баран буян залез в бурьян.
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Хохлатые хохотушки
хохотом хохотали:
ха-ха-ха-ха-ха!
Два дровосека, два дровокола,
два дроворуба говорили про Ларю,
про Ларьку, про Ларину жену.
Под горой бугор,
На бугре Егор,
У Егора кол,
На колу колокол.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
сено, граблями краб грабь!
Рододендроны из дендрария.
Белые бараны били в барабаны.
Без разбору били, лбы себе разбили.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю.
Отвечает ему попугай- «Попугай, попугай, попугай!»
Дед Данил делил дыню:
Дольку Диме, дольку Дине.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.
У перепела и перепелки пять перепелят.
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях в галчат,
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Отлежал бычок бочок.
Не лежи, вставай, бычок!
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
У осы не усы, не усища, а усики.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».
В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
Либретто Риголетто.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.
4. Подведение итогов
Молодцы ребята! Мы сегодня проговорили скороговорки, сопровождая пластическими импровизациями. Спасибо за хорошую работу, до свидания!
Источник
На данной страничке приводятся скороговорки для развития дикции взрослых и детей (поговорки для развития речи). Пользуйтесь и развивайтесь!!!
Яшма в замше замшела.
А мне не до недомогания. На меду медовик, а мне не до медовика.
Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
Четверть четверика гороха без червоточинки.
Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
В Каннах львы только ленивым венки не вили.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Футляр для дрели.
Валя на проталинке промочила валенки.
Феофан — болван: Молоко взболтал, Да не выболтал.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы Исколоты ежами.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
У перепелa и перепелки пять перепелят.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
У осы не усы и не усища, а усики.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
У елки иголки колки.
Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ты, молодец, скажи молодцу, Пуст молодец молодцу скажет, Пусть молодец теленка привяжет.
Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
Говорил командир при полковнике про подпоручицу, А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
Только у молодца и золотца, Что пуговка оловца.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
Течет речка, печет печка.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Съел Валерик вареник, А Валюшка — ватрушку.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
Сорока со скоросоковыжималкой.
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
Сняли с Надежды цветные одежды, Без одежд Надежда не манит, как прежде.
Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.
Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
Свиристель свиристит свирелью.
Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.
Сачок зацепился за сучок.
Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши — и во ржи не души.
Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
Рододендроны из дендрария.
Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
Испугались медвежонка Еж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Проворонила ворона вороненка.
Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку.
Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
Когда-то галок поп пугая, В кустах заметил попугая, И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но, только галок, поп, пугая, Не смей пугать ты попугая!
Подал грабли крабу краб.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
По семеро в сани уселись сами.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Пакет под попкорн.
Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
Осип охрип, Архип осип.
Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.
О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?
Маленькая болтунья Молоко болтала-болтала, Да не выболтала.
Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
Милая Мила Мылилась мылом, Намылилась, смыла — Так мылилась Мила.
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня.
На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб.
На дворе-подворье погода размокропогодилась.
На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
Невелик бицепс у эксгибициониста.
Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
Недопереквалифицировавшийся.
Лошадь с седоком, Да без седла и узды, без подпруги и удил.
Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу похожие на маленьких ежат Шишки прошлогодние на траве лежат.
Около колодца кольцо не найдется.
Купила бабуся бусы Марусе.
От топота копыт пыль по полю летит.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
Король — орел.
Петя был мал и мяту мял. Увидала мать — не велела мять.
Константин констатировал.
По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Козел-мукомол, Кому муку молол, Кому не молол?
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
Коваль ковал коня, Конь — копытом коваля, Коваль — кнутом коня.
Прецедент с претендентом.
Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
К Габсбургам из Страсбурга.
Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.
Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
Инцидент с интендантом.
Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
Саша шапкой шишку сшиб.
Жутко жуку жить на суку.
Сиреневенькая зубовыковыривательница.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Слава у Власа съел все сало.
Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
Соломы воз возница вез.
Ест Федька с водкой редьку.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
Стоит поп на копне, Колпак на попе, Копна под попом, Поп под колпаком.
Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
Съел Слава солено сало, Да сала Славе мало.
Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Встретил в чаще еж ежа, — Как погода, еж? — Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорбясь, съежась, два ежа.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
У нас на дворе-подворье Погода размокропогодилась.
Возьми у белобородого мужика Полкринки кислого молока.
У осы не усы, не усища, а усики.
Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы. Цифру всегда отличите от буквы И различите ли ясень и бук вы?
У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
У Фили были, У Фили пили, Да Филю ж побили.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
Валин валенок провалился в проталинок.
Ходит квочка около дворочка, Водит деток около клеток.
В один клин, Клим, колоти.
Ценит цеп косец по косовице.
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Бобры храбры, идут в боры, Бобры для бобрят добры.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
Баран-буян залез в бурьян.
Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
А мне не до недомогания.
Поделитесь с друзьями:
А вот ещё интересные материалы:
Источник