Последствия влияния воспитательного результата на процесс развития личности ребенка это

Последствия влияния воспитательного результата на процесс развития личности ребенка это thumbnail

Влияние воспитательной работы на формирование личности школьников

Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание

Козьма Прутков

В условиях современной жизни вопросы воспитания подрастающего поколения приобретают особенное значение, а может быть, и самое главное. Если педагоги, воспитатели, родители этого не осознают в полной мере, то будущее наших детей, будущее государства вряд ли будет благополучным и счастливым.

Не секрет, что задачи и содержание воспитания сегодняшних детей усложнились. Основной причиной, является то, что страна живёт в такой период, когда меняются стереотипы как межличностных отношений, так и отношений человека и общества, общества и государства.

Школа всегда играла и играет важную роль в воспитании ученика как личности. Именно она, наряду с семьёй, закладывает фундамент мировоззрения, идейной целеустремлённости, формирует характер ребёнка, помогает ему адаптироваться в условиях современной социальной жизни. Воспитание школьника осуществляется в неразрывной связи с процессом его обучения, но имеет свои цели и задачи, содержание, методы, формы. Так, цель обучения – дать ученику знания о природе, культуре, о человеке. Цель воспитания – помочь ученику стать в будущем человеком с высокими моральными качествами. В связи с этим школьная практика показывает, что важно каждого ученика охватить различными формами воспитания. Никто не должен остаться в стороне: и недисциплинированные и неуспевающие, и «благополучные» и успевающие нуждаются в пристальном внимании со стороны учителя.

Как уже отмечено, задачи воспитания сложны и многогранны и поэтому не могут решаться сразу, в короткий срок.

Как достичь осуществления желаемых целей, как преодолеть односторонность в развитии учащихся? Прежде всего, нужна систематическая, хорошо спланированная работа классного руководителя, так как именно классный руководитель – основной воспитатель и организатор жизнедеятельности школьников, и он больше других ответственен за качество воспитательной работы в школе, от которой зависит и поведение ребёнка, и его желание с удовольствием ходить в школу. Обеспечить систему в воспитании нелегко, но необходимо, иначе не будет результата, и вся работа классного руководителя сведётся лишь к проведению одноразовых мероприятий. Наличие определённой программы, плана позволит осуществить преемственность в приобретении знаний, навыков, умений в воспитании и обеспечит эффективность работы классного руководителя.

В планах воспитательной работы отражаются основные направления, способствующие развитию всесторонне гармоничной личности:

  • гражданско-патриотическое

  • нравственно-эстетическое

  • спортивно-оздоровительное

  • трудовое

  • этическое и другие.

Педагогический коллектив нашей школы стремится успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи. При этом классные руководители используют различные формы организации воспитательной работы:

  • массовые;

  • коллективные (классный час, беседа, собрание и др.);

  • групповая (работа с активом класса, с отдельной группой ребят при подготовке к праздникам, к участию в олимпиадах, в спортивных соревнованиях, в организации экскурсий и общественно полезных дел);

  • индивидуальные (беседы, поручения, привлечение в предметные кружки, спортивные секции).

В формировании и развитии личности учащихся школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. С начала года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела. Так, учащиеся нашей школы приняли участие в благотворительной акции «Белый цветок», приуроченной к дню города. Каждый класс делал поделки и белые цветки из бумаги, а самые старшие учащиеся нашей школы – одинадцатиклассники, продавали их на Красной площади нашего города.

Уже не первый год 3 сентября вся страна вспоминаем трагедию в Беслане и жертв терроризма. В нашей школе также проводятся мероприятия, посвященные этой дате. Яркое впечатление на школьников произвел просмотр документального фильма «Город маленьких ангелов», в котором рассказывалось о трагических событиях в Беслане.

К Дню защитника Отечества, традиционно, прошли мероприятия: смотр строя и песни для учащихся 5-7 классов, военно-спортивная игра «Зарница» для учащихся 8 классов, «А, ну-ка, парни!» для учащихся 9-11 классов.

Учащиеся нашей школы уже не первый год с достоинством несут почётную Вахту памяти на Посту №1 и являются юноармейцами военно-патриотического отряда «Память». Это позволяет формировать нравственные качества личности, приобщает подрастающее поколение к истокам высокой духовности, отечественного героизма и патриотизма, учит школьников образцам мужественности и преданности своей стране, своему народу.

К 72-годовщине снятия блокады Ленинграда наша школы приняла активное участие в Международной патриотической акции «Память сердца: Блокадный Ленинграда», а учащиеся заняли призовые места.

Все эти мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в детях высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.

В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относится: праздничная линейка, посвященная Дню знаний; концерт, посвященный Дню учителя; праздник «Посвящения в пятиклассники»; праздник “Здравствуй Новый год!”; мероприятия для учащихся 10-11 классов «А, ну-ка, девушки!», посвященное 8 марта.

Немалое внимание школа уделяет и воспитанию здорового образа жизни. Ежегодно проводится День здоровья, в котором принимают участие обучающиеся всей школы. Это помогает формированию условий для улучшения здоровья школьников, сплоченности школьного коллектива, воспитанию взаимовыручки. Кроме этого, проводятся акции «Курский край – без наркотиков!», «Сообщи, где торгуют смертью» и др.

В заключение, хотелось бы сказать, что сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. Поэтому основной из задач, которая стоит перед педагогическим коллективом:

— совершенствовать работу по приоритетным направлениям воспитательной деятельности;

— продолжать развить школьные традиции.

Источник

Задания для итоговой аттестации по модулю

«Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении в условиях реализации ФФГОС НОО»

Вариант 3.

1.Дайте ответы на вопросы:

1.1.Перечислите сферы, в которых должно быть обеспечено решение задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

1.2.Перечислите базовые национальные ценности.

1.3.Определите, к планируемым воспитательным результатам или воспитательным эффектам можно отнести приведенные примеры. Для воспитательных результатов определите уровни.

развитие гражданского самосознания;

учащиеся получат опыт взаимодействия друг с другом в процессе участия в КТД;

учащиеся получат опыт взаимодействия с социумом в процессе участия в экологическом десанте на побережье в населенном пункте.

1.4.Какие модели организации внеурочной деятельности может использовать образовательное учреждение?

2.Выберите один правильный ответ:

Какой воспитательный идеал был характерен для России в советский период? 

2.1.Человек государственный слуга царю и Отечеству.

2.2.Защитник земли русской и православной веры.

2.3.Патриот своей страны, готовый на героическое служение, вплоть до самопожертвования во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрегающий материальным во имя идеального.

2.4.Свободный в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденный» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

2.5.Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

3.Выберите все правильные ответы:

Национальный воспитательный идеал определяется:

3.1.В соответствии с национальным приоритетом

3.2.Законопослушностью и сознательностью  граждан

3.3.Исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национально-воспитательной идеологии прошлых исторических эпох

3.4.Готовностью  граждан противостоять внешним и внутренним вызовам

3.5.Согласно Конституции РФ

3.6.Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»

3.7.Все ответы правильные

4.Соотнесите предложенные определения с соответствующими терминами, вставьте номер, соответствующий выбранному ответу:

4.1.Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – это … №…

4.2.Осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу государству, Отечеству, миру в целом – это … № …

4.3.Специально организованная деятельность обучающихся в рамках основной образовательной программы, которая может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. — это … № …

Термины для выбора ответов к заданию № 4

1.Уклад школьной жизни

2.Социализация.

3.Развитие

4.Воспитание

5.Ннациональный воспитательный идеал

6.Базовые национальные ценности

7.Духовно-нравственное развитие личности

8.Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России

9.Внеурочная деятельность

10.Личностные результаты

11.Воспитательный результат

12.Воспитательный эффект

5.Оределите последовательность распределения воспитательных результатов по уровням:

1.Получение обучающимися опыта переживания (№…..)

2.Приобретение обучающимися социальных знаний (№….)

3.Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия (№…..)

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник