Последствие нарушений развития речи ребенка

Последствие нарушений развития речи ребенка thumbnail

Речевые нарушения

И их последствия

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы — это, в сущности, разновидности букв.

Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате — в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Ненормативное звукопроизношение создает определенные трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи — это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, но очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.

1. Вашему ребенку — 3,5 года или даже больше:

— он недавно начал говорить, и его речь очень непонятна;

— к 3,5 годам у него не сформировалось вообще никакой речи.

При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями.

В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли сможет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправильных звукопроизношений.

2. Вашему ребенку — 3,5-4,5 лет. Речь у него появилась вовремя, но
он не выговаривает:

— отдельные звуки (при этом его речь понятна);

— большое число звуков, от чего его речь неразборчива.

В этом возрасте отсутствие правильного произношения звуков не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать звуки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает их в речи. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок рано или поздно нуждается в логопедической помощи, а ведь можно заранее определить, появится ли у ребенка нормативное произношение звуков или только дефектное их произнесение.

3. Вашему ребенку — 4,5 года, а возможно, и больше. Его речь
имеет один из следующих недостатков:

— речь ребенка в целом неразборчива;

-у ребенка имеются отдельные нарушения произношения звуков.

В этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его речевая проблема.

За неразборчивой речью могут скрываться тяжелые расстройства, которые в дальнейшем могут сказаться на общем психическом развитии ребенка.

4. Вашему ребенку уже исполнилось 4,5 -5 лет, а возможно, и
больше. Вы знаете, что он неправильно произносит некоторые звуки.

Но по каким-либо причинам у вас нет возможности обратиться к логопеду.

Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. В дальнейшем у него будет, скорее всего, сохраняться дефектное произношение тех звуков, которые он сейчас не выговаривает.

В заключении хотелось бы пожелать вам успеха, терпения и, особенно, смелости. Здесь, пока не возьмешь в руки предмет, с которым предстоит оперировать, бывает трудно разобраться и в самих описаниях. Попробуйте, не взяв в руки спицы, научиться вязать по картинкам или понять, как работать с компьютером, глядя на схемы в учебнике, а не на экран монитора.

В данном же случае этим «предметом», который вам следует «взять в руки», является речь вашего ребенка. Когда вы приступите к осуществлению описанных здесь вещей, они станут вам вполне понятны.

Последствия речевых нарушений

Очень важно вовремя предупредить и устранить целый ряд последствий неразвитой речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляются уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).

4. Нарушение течения занятий в школе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

5. В будущем — личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Чтоб предупредить и вовремя выявить возможные нарушения, нужно на первом году жизни, помимо осмотров педиатра, показать малыша невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, а в возрасте 2х лет – рекомендуется добавить еще и осмотр логопеда.

Такие осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути становления речи.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Мама с ребенком

Развитие речи важны аспект в жизни малыша. Чем раньше родители обнаружат проблему, тем легче и быстрее ее можно будет решить. Тревожным сигналом может стать запаздывание лепета, а не только отсутствие речи, как принято считать многими родителями.

Если же в 3-4 года ребенок говорит достаточно много слов для своего возраста, но большинство из них непонятны, либо малыш заменяет звуки, у него явно выражено нарушение темпа речи, то такие признаки тоже должны быть сигналом к действию.

Поэтому, если вы заметили за своим ребенком что-то неладное в речевом развитии, то стоит посоветоваться с профессионалами. Квалифицированный логопед поможет не только исправить проблемы с произношением, но и научит ребенка писать, читать, составлять рассказы.

Развитие ребенка

Кроме того, если вовремя обратиться к такому специалисту, то он скорее поможет стимулировать речь у тех детей, которые до этого не разговаривали. Родителям не стоит забывать о том, что чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить дефекты речи. Поэтому обращаться к специалистам стоит при первом же тревожном сигнале. Паралельно с логопедом с ребенком должны заниматься психологи и учителя.

Если ваш годовалы ребенок еще не произнес ни одного слова, не может выполнить элементарной просьбы (к примеру, принести или показать что-либо), а так же не способен адекватно отреагировать на похвалу или замечание, то это один из признаков того, что у ребенка есть нарушение речи.

Ребенок читает

Второй причиной может стать то, что в два года ребенок не знает частей тела и не может их показать, когда об этом его просят. Если же в этом возрасте малыш не выполняет сложные просьбы (к примеру, пойти в комнату и принести мячик), постоянно молчит, не узнает близких на фотографиях, то это тоже может стать поводом для обращения не только к логопеду, но и психологу.

К трем годам ребенок уже должен понимать короткие рассказы, запоминать маленькие стихи, пытаться их пересказать, знать свое имя и адрес проживания. Если он затрудняется в этом, то помочь ему может так же профессиональный логопед.

Развитию речи и памяти у ребенка 5-6 лет способствует изучение иностранного языка, в чем может помочь репетитор английского языка на дому. Лучшим вариантом будет его совместная работа с логопедом.

Ребенок в школе

Последствия нарушения речи у ребенка

В формировании и обогащении мышления немаловажную роль играет правильно поставленная речь. Если не устранить нарушения речи вовремя, это может отразиться на умственном развитии ребенка. Уже в пятнилетнем возрасте можно заметить, что ребенок начинает нервничать по поводу недостатков своей речи. Из-за этой проблемы у него могут возникнуть проблемы с общении со сверстниками.

Проблемы с речью у ребенка могут вызвать затруднения в школьном обучении, это проявляется во вторичных нарушениях: дисграфии (письма) и дислексии (чтения).

Обращаться к профессионалам необходимо сразу же после обнаружения у ребенка первых признаков нарушений речи. Не стоит думать, что все пройдет само собой. Важно записаться хотя бы на один сеанс к логопеду, чтобы он определил, необходимо ли вашему ребенку в дальнейшем продолжать курс лечения, или это возрастная проблема, и малыш сможет справиться с ней самостоятельно.

Источник

Задержка речевого развития. Причины, последствия и лечение нарушений развития речи

Речь — это одна из наиболее важных форм общения с другими людьми и один из критериев развития человека в целом. Ведь речь — это не только восприятие слов и их произношение — это совокупность данных процессов, без которых тормозится не только понимание чужой речи и формирование собственной, но и уровень коммуникации, мышления.

Причины

Формирование речи начинается у ребенка почти с первых дней жизни, прогрессируя по мере роста. Однако, каждый ребенок развивается индивидуально, и бывает так, что один малыш, все еще «агукая», когда его сверстники уже говорят «мама» и «папа», в дальнейшем может в значительной степени опередить их, говоря про стол, стул и кровать — «мебель», в то время, как те же дети будут показывать на все это пальцем, вспоминая названия каждого предмета.

Причинами задержки речевого развития могут быть:

  • Недостаток общения с малышом. Ребенок редко слышит чужую речь, вследствие чего он не пополняет внутренний запас звуков, понятий и интонаций;
  • Малыша не настраивают на произношение слов. Свои пожелания он выражает неопределенными звуками, которые понимаются родителями, т.е. у ребенка нет необходимости выражаться словами;
  • Проблемы со слухом, черепно-мозговые травмы и прочее.
  • Индивидуальное развитие. Как говорилось выше, в дальнейшем малыш может дать фору ровесникам.

задержка речевого развития у детей

Последствия

Установлено, что задержка речевого развития непосредственно влияет на формирование психики ребенка. Не говоря уже об усложнении общения с окружающими, у ребенка ухудшается процесс выражения эмоций, тормозится развитие воображения и восприятия.

Малыш будет труднее понимать речь и даже то, что от него хотят, выражаемое жестами, ему также затруднительно будет выразить свою мысль самому. Кроме того, будет ограничен словарный запас ребенка, затруднителен процесс определения ребенком окружающих предметов. И, как следствие, несколько отсталый уровень развития в целом.

Лечение

О задержке речевого развития могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Начиная от 3 до 6 месяцев, ребенок не поворачивается, когда к нему обращаются, не реагирует на смену интонации, в его лепетании отсутствуют звуки «м», «б», «п»;
  • От 10 до 12 месяцев также не поворачивается, когда его окликают, не пытается имитировать звуки взрослой речи, обращает на себя внимание только плачем;
  • В возрасте от 1 до 2 лет не может показать предмет, о котором ему говорят на картинке, не понимает самых простых вопросов;
  • От 2 до 3 лет не может выполнить подряд два действия со слов «подними мячик и подай его мне», не может назвать предметы и составить фразы из двух, трех слов;
  • В возрасте от 3 до 4 произносит фразы, состоящие не более чем из 3-4 слов, большую часть звуков произносит неправильно, не отвечает на простые вопросы.

задержка речевого развития у детей

Заметив какой-либо из вышеперечисленных признаков, нужно сразу же обратиться к врачу и начать усиленно заниматься с малышом. Ну а чтобы избежать этой проблемы, необходимо изначально больше времени уделять ребенку, следить за его развитием. Чтобы не было задержки развития речи, достаточно соблюдать некоторые несложные рекомендации:

  • Разговаривать с малышом нужно с первых дней после рождения. Сначала ребенок воспринимает только интонацию, затем начинает понимать некоторые слова, потом фразы и целые предложения, хотя сам еще не может сказать ни одного слова. Разговаривать с ребенком нужно в спокойных, ласковых интонациях, четко выговаривая слова, но не слишком замедляя свою речь;
  • Не стоит чересчур много «сюсюкаться» с малышом, иначе он будет понимать слова и воспроизводить их искаженно;
  • Нужно больше читать ребенку вслух;
  • Нужно стараться, чтобы у малыша были задействованы все пять органов чувств;
  • Следует развивать воображение и любопытство?
  • Нужно поощрять ребенка задавать больше вопросов, на которые он должен получать ясные и полные ответы;
  • Ребенок должен достаточно играть;
  • У ребенка должны быть новые впечатления, но не слишком много;
  • Нужно, чтобы малыш общался со сверстниками и другими детьми;
  • Иногда малышу полезно послушать детские песенки, но не слишком много;
  • Не стоит забывать про ласку, похвалу, объятия;
  • Ребенку нужно установить правила поведения, которые он обязан соблюдать, их количество должно возрастать постепенно.

Немного терпения, проявление любви и внимания способны предотвратить многие нарушения в развитии.

— Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний»

Автор: Искандер Милевски

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 г. ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Выступление на родительском собрании

на тему «Речевые нарушения и их последствия »

Выполнил: учитель-логопед

Сафонова Д.С.

Туймазы

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы — это, в сущности, разновидности букв.

Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате — в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Ненормативное звукопроизношение создает определенные трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи — это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, но очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.

1. Вашему ребенку — 3,5 года или даже больше:

— он недавно начал говорить, и его речь очень непонятна;

— к 3,5 годам у него не сформировалось вообще никакой речи.

При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями.

В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли сможет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправильных звукопроизношений.

2.Вашему ребенку — 3,5-4,5 лет. Речь у него появилась вовремя, но
он не выговаривает:

— отдельные звуки (при этом его речь понятна);

— большое число звуков, от чего его речь неразборчива.

В этом возрасте отсутствие правильного произношения звуков не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать звуки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает их в речи. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок рано или поздно нуждается в логопедической помощи, а ведь можно заранее определить, появится ли у ребенка нормативное произношение звуков или только дефектное их произнесение

3.Вашему ребенку — 4,5 года, а возможно, и больше. Его речь
имеет один из следующих недостатков:

— речь ребенка в целом неразборчива;

-у ребенка имеются отдельные нарушения произношения звуков.

В этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его речевая проблема.

За неразборчивой речью могут скрываться тяжелые расстройства, которые в дальнейшем могут сказаться на общем психическом развитии ребенка.

4. Вашему ребенку уже исполнилось 4,5 -5 лет, а возможно, и
больше. Вы знаете, что он неправильно произносит некоторые звуки.

Но по каким-либо причинам у вас нет возможности обратиться к логопеду.

Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. В дальнейшем у него будет, скорее всего, сохраняться дефектное произношение тех звуков, которые он сейчас не выговаривает.

В заключении хотелось бы пожелать вам успеха, терпения и, особенно, смелости. Здесь, пока не возьмешь в руки предмет, с которым предстоит оперировать, бывает трудно разобраться и в самих описаниях. Попробуйте, не взяв в руки спицы, научиться вязать по картинкам или понять, как работать с компьютером, глядя на схемы в учебнике, а не на экран монитора.

В данном же случае этим «предметом», который вам следует «взять в руки», является речь вашего ребенка. Когда вы приступите к осуществлению описанных здесь вещей, они станут вам вполне понятны.

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка.

К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Речь нельзя назвать полностью сформированной. Об этом свидетельствуют довольно частые примеры неточного употребления слов (положила похлебку вместо «налила похлебку», длинный кувшин вместо «высокий кувшин» и т.д.), аграмматичное построение многих фраз: опускание предлогов, неправильное согласование в роде, числе (например: мухи кусал, журавль присла, посадили влетку, по все тарелку и т.д.).

Отклонения в словарном и грамматическом отношении более заметно проявляется в ситуации обусловленной речи, когда свободный выбор слов и грамматических форм ограничен. В отличие от этого, в свободной речи возможны приспособительные попытки «обойти» трудные слова, заметить их более привычными и проверенными, дополнить слова жестами и т.д.

Ограниченность словарного запаса обнаруживается, если предложить детям назвать предметы, выходящие за пределы привычного обихода. При этом выявляется, что многих предметов дети не называют вовсе, например: подоконник, решето, лейка, этажерка и т.д. Ряд предметов обозначается неправильно или при помощи перифраза, например, произношение не передается: весло – грабли, паровоз – поезд, телега – сани, пряник – баранка и т.д.

На уровне «развернутой речи» дети обладают сравнительно большим запасом глаголов, но менее распространенные действия в ситуации обусловленной речи называют ошибочно. Например, вместо вырезают бумагу рвет, кует – куснес выпиливает подкову, вяжет – шьет и т.д.

Замены слова происходят как по смыслу, так и по звуковому признаку.

В свободной речи детей данного уровня преобладают простые нераспространенные предложения. Часто встречаются аграмматизмы.

1. Неправильные согласование в роде:

два ягоды – две ягоды, две стула – два стула, две уши – два уха, красная ведро – красное ведро, собака уходит с своей дома – собака уходит из своего дома.

2. Неправильное употребление глагола:

пускай мне цалевна порубись (полюбит), перестала плакала (плакать), девочка выглядит с дома (выглядывает из дома).

3. Нарушение согласований в числе:

красненький флажки (красненькие), грибы растет (растут), палты стоит (стоят),

4. Неправильное употребление падежных окончаний:

с гнездо – из гнезда, по дорога – по дороге, девочка идет портфель – девочка идет с портфелем, многа дома – много домов, много человека – много человек.

5. Неправильное употребление предлогов, союзов:

Собака уходит в своей дома – собака выходит из конуры, корова выходит с сарая – корова выходит из сарая.

Особенно заметны лексико-грамматические затруднения, на данном уровне развития речи во многих случаях не могут произнести форму множественного числа от слова, предъявленного в единственном числе, и наоборот.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

Источник