Последовательность периодов развития ребенка коменского

Последовательность периодов развития ребенка коменского thumbnail

Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от 6 до 12 лет,

молодость — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В базу этого деления он кладет возрастные особенности:

Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; молодость, кроме указанных свойств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе дитя), Коменский намечает необыкновенную ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он дает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под управлением матери. Для отрочества (т.Е. Для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) обязана быть в каждом городе латинская школа, либо гимназия. Для возмужалых юных людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве либо большой области — академия.

Любая следующая ступень является продолжением предшествующей. Таковым образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.

Для каждой ступени (не считая академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, беря во внимание природные особенности детей, обязана дать детям до шестилетнего возраста начальные представления, живые впечатления об окружающей природе и публичной жизни. Дети обязаны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, травка, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что именуется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также начальные сведения по географии (гора, равнина, река, селение, город и пр.).

Коменский рекомендует приучать детей уже в ранешном детстве к хозяйству и труду, для чего их нужно знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, основное, любви к людям.

Крупная награда Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире управление по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.

В те времена начальная школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась только заучиванием молитв, обучением чтению, письму и элементарному счету. Большая награда Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, выделив, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Естественно, огромное место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обыденного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новейшие учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новейших языков.

Коменский требовал, чтоб после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к исследованию настоящих наук — естествознания (физики), математики, потом философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс исследованием риторики, так как при таковой последовательности краса речи будет сочетаться с её содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят наименования: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность исследования наук, Коменский исходил из собственных философских воззрений — из сенсуализма — и был для собственного времени новатором, придерживаясь, но, обыденного порядка одновременного исследования одной науки (либо маленький группы родственных наук) и только потом переходить к исследованию остальных наук. (В конце XVIII века стали сразу преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

В академии Коменский предугадывает обыденные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

Источник

Ян
Амос
Коменский
(1592-1670)
философов гуманист, считается
отцом современной педагогики.

«Великая
дидактика»
— в ней рассмотрены
вопросы не только обучения, но
и воспитания (умственного,
физического, эстетического),
школоведения, педагогической
психологии, семейного
воспитания. В ней
сформулированы
сенсуалистические пед.
принципы.

Коменский
призывает обогащать сознание
ребёнка, знакомит его с
предметами и явлениями
чувственно воспринимаемого
мира. Согласно его теории
эволюции, в природе, а
следовательно и в воспитании
не может быть скачков. «Всё
происходит благодаря
саморазвитию, насилие чуждо
природе вещей». Для
Коменского образованность не
является самоцелью. Он
подчеркивал, что оно
приобретается и для того, чтобы
сообщать другим образование и
учёность.

Другие
труды «Мир чувственных вещей
в картинках», «Всеобщих
совет об исправлении дел
человеческих»,
«Пампедия».

Основополагающие
пед. идеи:
всеобщие
образование народа;
демократическая, с
преемственными звеньями
школьная система: приобщение
подрастающего поколения к
труду; приближение образования
к потребностям общества;
нравственное воспитание на
начало гуманизма. Провозглашал
обязательность реального,
общественно-полезного
обучения. Уделял особое
внимание развитию системы
органов чувств ребёнка.

По
Коменскому имеется три задачи
воспитания:

  • познание
    себя и окружающего мира
    (умственное воспитание),
  • управление
    собой (нравственное
    воспитание),
  • стремление
    к Богу (религиозное
    воспитание).

К. первым
последовательно обосновал
принцип
природосообразности
— человек как
часть природы подчиняется её
главнейшим, всеобщим законам,
действующим как в мире
растений и животных, так и в
отношении человека («точный
порядок школы надо
заимствовать у природы»).

Возрастная
периодизация по Коменскому.

Делит
жизнь подрастающего поколения
на четыре возрастных периода
(по шесть лет каждый):

1. от
рождения до 6 лет — детство

2. от 6 до
12 — отрочество

3. от 12
до 18 — юность

4. от 18
до 24 — возмужалость.

В основе
деления возрастные
особенности:

1.
детство — усиленный физ. рост,
развитие органов чувств

2.
отрочество — развитие памяти
и воображения;

3.
юность — более высокий
уровень развития мышления, и
возмужалость, развитие воли
и способность сохранять
гармонию.

Для детей
до 6 лет предлагал
материнскую
школу
,
т.е. дошкольное воспитание под
руководством матери. Она
должна дать детям
первоначальное представление
об окружающей природе и
общественной жизни.

Для
отрочества
— школа родного
языка.

Для
юношества
— латинская школа,
гимназия (там изучалось семь
свободных искусств, изучали
физику, географию, историю,
латинский, греческий и один из
новых языков).

Для возмужалых
молодых людей
— академия, с
факультетами: богословский,
юридический и медицинский.

Дидактические
взгляды

— подробно раскрыл принцип
наглядности, «золотое
правило» дидактики: «Всё,
что только возможно,
предоставлять для восприятия
чувствами». К. выступал
против механической зубрёжки,
за сознательное учение.
Настаивал на систематичности
обучения. Говорил, что надо
идти от конкретного к
абстрактному, от легкого к
трудному. Большое значение
предавал последовательности
обучения: изучение нового
материала должно быть
подготовлено предыдущими
знаниями.

Пассивность
обучения:
давать только то,
что доступно возрасту.

Прочность
усвоения материала:
не спешить в
обучении, добиваться полного
усвоения знаний. Огромное
значение для прочного усвоения
имеет упражнение и повторение
материала. Стремился как можно
сильнее развивать
познавательные способности
учащихся, поощрял детскую
любознательность.

Классно-урочная
система

  • установил
    понятие школьного года с
    его делением на учебные
    четверти,
  • ввел
    каникулы
  • разработал
    классно-урочную систему и
    применил её на практике.

Каждый
урок должен иметь свою тему и
свою задачу.

Нравственное
воспитание
— управление
человека собой. Основные
добродетели — мудрость,
умеренность, мужество и
справедливость.

Средства
нравственного воспитания:
пример
родителей, учителей, товарищей,
наставления, беседы с детьми;
упражнения детей в
нравственном поведении; борьба
с распущенностью, с ленью;
выработка положительных
привычек.

Фундаментальной
идей педагогики К, является
пансофизм, т.е. обобщение всех
добытых цивилизацией знаний и
донесение этого обобщённого
знания через школу на родном
языке до всех людей независимо
от общественной, расовой
религиозной принадлежности.

Школы
Пампедии:

1.
Рождение

2.
Младенчество

3.
Детство

4.
Отрочество

5.
3релость

6.
Старость

7.
Смерть.

Источник

Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от 6 до 12 лет,

юность — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности:

детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия.

Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.

Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, учитывая природные особенности детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что называется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также первоначальные сведения по географии (гора, долина, река, селение, город и пр.).

Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду, для чего их надо знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

Большая заслуга Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.

В те времена начальная школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась лишь заучиванием молитв, обучением чтению, письму и элементарному счету. Огромная заслуга Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, подчеркнув, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Конечно, большое место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обычного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новые учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новых языков.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики, так как при такой последовательности красота речи будет сочетаться с ее содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений — из сенсуализма — и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. (В конце XVIII века стали одновременно преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

В академии Коменский предусматривает обычные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

«Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа — воспитание в семье под руководством матери. Интуитивно являясь тонким психологом, проникшим в мир детских интересов, переживаний и возможностей, исходя из своей сенсуалистической гносеологии, Я.А. Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Я.А. Коменcким уже в одном из его ранних педагогических сочинений — «Материнской школе», благодаря которому он с полным основанием рассматривается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.

За материнской школой у Я.А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке — языке католической церкви и схоластической учености — эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Я.А. Коменскому, является средством укрепления и сохранения нации как таковой.

В отличие от всех существовавших в эпоху Я.А. Коменского школ эта школа должна была сообщать учащимся широкий круг достаточно систематизированных, реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различ­ными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное вос­питание на основе чтения текстов Священного писания, пе­реведенных на родной язык. Для каждого года из шести лет обучения в школе родного языка Я.А. Коменский предпола­гал написать особый учебник. Несколько учебников он на­писал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656 г., да и сама идея создания школы родного языка лишь частично была реализована Я.А. Коменским при организа­ции школ в г. Шарош-Патаке (Венгрия).

Третья ступень школьного образования, по Я.А. Коменско-му, гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12— 18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в шко­ле родного языка. На первый взгляд латинская школа Я.А. Ко-менского похожа на традиционную латинскую школу, суще­ствовавшую на протяжении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохранялось изучение традицион­ных «семи свободных искусств». Однако при внимательном рас­смотрении в нем обнаруживается ряд принципиальных нов­шеств, которые сближают эту школу с общеобразовательной школой Нового времени. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводилось изучению реальных предметов — математики, физики, естествознания; как само­стоятельные отрасли знания фигурировали история, этика, пре­дусматривалось изучение новых языков. Лишь потом, венчая весь курс общего образования, должны были изучаться рито­рика и диалектика. Именно для этого типа школы Я.А. Комен­ский разработал целостную систему учебников — «Преддве­рие», «Открытая дверь языков», «Зал», «Школа-игра», кото­рые принесли ему широкую известность еще при жизни.

Завершающую ступень школьного образования в системе Я.А. Коменского составляли академии — высшие учебные заве­дения для молодых людей 18—24 лет, проявивших особые ум­ственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Я.А. Коменского, должны были открываться в каждом государ­стве или крупной провинции, опять же напоминают существо­вавшие с XII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе образования, не раскрывая в деталях его содержание, Я.А Коменский имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т.е. всех обобщенных достижений наук.

Таким образом, Я.А. Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с раннего детства достигать высот научного образования.

Источник