Порядок рождения детей и его влияние на развитие ребенка

Порядок рождения детей и его влияние на развитие ребенка thumbnail

Уже достаточно давно установлено, что порядок рождения оказывает значительное влияние на формирование черт характера ребенка и его дальнейшую судьбу. И помимо таких характеристик детей, как старший и младший, психология предлагает дополнительные характеристики – единственный ребенок и средний.

Порядок рождения детей и его влияние на развитие ребенка

Тем не менее, хотя нас интересует психология отношений в семье с двумя детьми, отбрасывать характеристики единственного и среднего ребенка не стоит. Ведь если двое детей рождаются с разницей более чем в шесть лет, то оба малыша считаются единственными детьми и соответствуют их психотипу. Тогда как рождение еще одного малыша переведет второго – младшего ребенка на положение среднего и в зависимости от этого также скорректирует его психотип. Многие психологи и психотерапевты ищут корни наших поступков и проблем в детстве, и порядок рождения ребенка в семье – достаточно информативный фактор для понимания характера взрослого человека.

Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье

Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, — взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это — два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.

Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности

Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.

Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств

Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер — порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.

Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.

Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.

Леман Кевин – христианский взгляд на проблему

Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин — порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь. Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений.

Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.

Теория порядка рождения Уолтера Тоумена

Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.

Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).

Особенности личности старшего и младшего ребенка в семье

Но самое главное, что интересует родителей, это то, как связаны порядок рождения и личность конкретно их ребенка. Каким образом изменит личность старшего ребенка появление братика или сестрички, на какие черты характера вы подтолкнете второго малыша, решив вопрос о его появлении на свет. Как скажется разница между вашими детьми в психологическом формировании личностных черт. Давайте пройдемся по тем психотипам, которые диктует порядок рождения в семье каждого ребенка.

Единственный ребенок

Изначально ваш малыш был первым – и единственным. И, может быть, он еще таким и остается даже при наличии братика или сестрички. Ведь не стоит забывать о том, что дети, разница в рождении которых составляет более шести-семи лет, имеют превалирующие характеристики единственного ребенка и дополнительно те качества, которые присущи их настоящему порядку рождения. Чаще всего это связано с тем, что в жизни старшего школьника родители уже не играют главенствующей роли, круг интересов давно вышел за пределы семьи, а основные черты характера и личности закладываются как раз до шести лет.

Читайте также:  Важные этапы развития ребенка до года

Порядок рождения детей и его влияние на развитие ребенка

Единственный ребенок в семье, как уже неоднократно замечено психологами, помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал. Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются. Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. Именно понимание взрослых становится одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.

Единственные дети в семье остро ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции. Тем более, что возможностей для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.

Однако есть и подводные камни, с которыми могут сталкиваться родители единственного ребенка. Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и возникновение состояние, которое называется «выученная беспомощность» — что чревато во взрослом возрасте инфантильностью вашего чада и нежеланием жить своим умом. Ведь, находясь под непрестанной опекой близких, ребенок не имеет самостоятельности и у него не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.

Из этого порочного круга есть два выхода – либо ребенок, вырастая, остается по-детски беспомощным, либо прикладывает все свои силы, становясь состоятельным и компетентным взрослым человеком.

Черты характера единственного ребенка:

  • Обостренное чувство справедливости, четкое разделение добра от зла.
  • Обладают высокой мотивацией на достижение цели.
  • Высокий уровень эмпатии, способности понимать окружающих людей.
  • Обладают сильным чувством собственного достоинства и исключительным самоуважением.
  • Довольно проблематично сходятся с новыми людьми, сложно завязывают близкие отношения.
  • Имеют тягу к одинокому образу жизни.
  • Они склонны к эгоистичности и эгоцентризму.
  • Низкая потребность в аффилиации.
  • Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение.
  • Очень ценят собственную независимость.
  • Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.

Старший ребенок

Как уже писалось, первенец, который первые шесть-семь лет был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка. Тем не менее, в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.

Чаще всего первенец проходит три стадии:

  • Единственный, любимый и незаменимый, ребенок находится в фокусе внимания родителей и всей семьи, занимая привилегированное положение.
  • Появление второго ребенка кардинально изменяет сложившуюся ситуацию, вызывая шок и недоумение у первенца. Если разница между детьми составляет менее пяти-шести лет, то воздействие стресса многократно усугубляется. Тем не менее, все ощущения ребенка сводятся к мысли о том, что его место в сердце и мыслях родителей занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над мамой и папой. Помимо возраста, ситуация усугубляется при появлении второго ребенка того же пола, что и первенец. Психологи называют этот момент «свержение с трона».
  • После стресса, который пережил старший ребенок, личность и характер малыша претерпевают значительные изменения. Ребенок ищет и находит выход из положения, пытаясь превзойти второго ребенка, показывая родителям, что он не только старше, но и умнее. Реакция родителей, которые при дефиците времени только радуются успехам и самостоятельности старшего отпрыска, закрепляет такую модель поведения, как правильную.

Приверженцы теории А. Адлера склонны отмечать в старших детях некую нарочитую правильность, они послушны и действуют сообразно правилам, установленным в семье. Совестливость и ответственность у старшего ребенка хорошо развиты. Из-за этого нередки случаи, когда первенцы, вырастая, становятся очень тревожными людьми.

Старшие дети консервативны, чтут традиции и не прощают ошибок. Однако оценка других людей, в противоречии к этому, очень значима для них.

Чаще всего, первые дети лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха. Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье, ведь конкуренция проявляет лидерские качества.

Черты характера старшего ребенка:

  • Старшие дети легко и охотно соблюдают правила.
  • Стремятся к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое.
  • В их характере присутствуют добросовестность и ответственность.
  • Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших.
  • Их отличает завидное упрямство.
  • Они консервативны и склонны к соблюдению традиций.
  • Нетерпимы.
  • Зависимы от чужого мнения.
  • Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта.
  • Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.

Младший ребенок

Личность младшего ребенка складывается уже совершенно в других условиях. Он никогда не был один в семье – с самого рождения у него уже была семья из мамы, папы и старшего ребенка. Его характер и личность противоположны характеру первенца – второй ребенок, чаще всего, оптимистичен и независим, и любит сваливать ответственность на других.

Порядок рождения детей и его влияние на развитие ребенка

Тем не менее, младший ребенок – отличный манипулятор и провокатор. Он не имеет столько жизненного опыта и знаний, как старший, в силу разницы в возрасте, поэтому для самоутверждения предпочитает спортивную деятельность или искусство. Тем более, ориентация у них идет на себя, любимых, тогда как ожидания других людей и их мнение мало волнуют младшеньких детей.

По мнению автора книги «Семья глазами ребенка», написанной Г.Т. Хоментаускасом, у младшего ребенка в семье, где двое детей, есть три основные стратегии поведения:

  • Конкуренция. «Я буду более любим и ценен для родителей, если смогу превзойти старшего брата или сестру. Для этого хороши абсолютно все средства».
  • Бунт, направленный против ограничений родителей. «Я хочу быть таким, какой я есть. Принимайте меня таким».
  • Нахождение в тени старшего ребенка. «Смотрите, я совсем никчемный. Оставьте меня в покое!».
Читайте также:  Развитие в 3 месяца ребенка переворачиваться

Младшие дети не сталкивались с появлением «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, балуют, и относятся весьма снисходительно, что влечет к формированию личности зависимо-импульсивного типа.

Возможно, именно из-за этого они менее тревожны и эмоционально устойчивее старших детей. А также они общительны, беспечны, но, в тоже время, практичны. Из них получаются отличные коммерсанты.

Черты характера младшего ребенка:

  • Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны.
  • Отличаются независимым характером.
  • Беспечны и склонны избегать ответственности.
  • Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции.
  • Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям.
  • В тоже время могут быть драчливы и враждебны.
  • Общительны и дружелюбны, легко заводят близкие отношения.
  • Практичны.
  • Склонны манипулировать людьми. Провокаторы.
  • Опасаются поражений и неудач.
  • У них выражено желание конкурировать.

Средний ребенок

Никто не застрахован от третьего ребенка, и даже если двое детей – предел ваших мечтаний, стоит немного прояснить ситуацию, как чувствует себя ребенок, ставший средним, и как такое положение скажется на формировании его личности.

Порядок рождения детей и его влияние на развитие ребенка

Второй ребенок, пусть и не оказывался безраздельным хозяином любви и внимания родителей, тем не менее, вытесняется появившимся младенцем. И как мы знаем, чем больше неизвестных фактором – тем больше вариаций, именно поэтому средние дети наименее изучены, так как влияет и возраст между всеми детьми, и их количество, и их градация по половому признаку.

Тем не менее, именно у средних детей в семье наибольшие сложности с самоопределением, они являются и младшими – и уже старшими, сочетая в себе черты обоих психотипов. Не имея авторитета более умелого и сильного старшего ребенка, а так же, не обладая беззащитностью и зависимостью младшего ребенка, средние дети теряют способность идентифицировать себя и чувствуют себя потерянными.

В зрелом возрасте средние дети склонны к безынициативности и зависимости мышления от других. Именно у них в семье самая низкая мотивация к достижению успеха, а вот ощущения несправедливости жизни может преследовать таких детей и во взрослом возрасте.

Средние дети отчаянно нуждаются в родительском внимании, и если для этого необходимо совершить что-то немыслимое, или просто иметь раздражающие привычки – они это сделают. Тем не менее, если разница в возрасте у детей большая, то все эти проявления во многом сойдут на нет, ведь средний ребенок уже побывал малышом, и теперь вынужденная взрослость не так его тяготит, тем более, что в его жизни уже есть старший ребенок, и друзья, и сторонние увлечения.

Коррекция минусов, закрепление плюсов

Знать личностные особенности, которые обуславливает порядок рождения, это лишь некоторая верхушка айсберга под названием «семья». Описанные закономерности формирования характера детей в зависимости от очередности их рождения – не фатальны, легко подаются коррекции, особенно теми родителями, кто вник в суть противоречий, так влияющих на судьбы ваших малышей. Пусть знание основных тенденций развития поможет вам произвести правильное распределение ролей в семье, а главное – любите. Именно любовь способна преодолеть все сложности и отогреть сердца ваших детей уверенностью в себе и мире.

Источник

Как влияет порядок рождения детей в семье на характер и судьбу Элеонора Брик

Это явление странное, ведь у детей одни родители, одинаковое воспитание, они растут в одних условиях. Но один ребенок становится ответственным и успешным, а другой – безответственным лентяем. Почему так получается?

Наряду с этим, психологи заметили, что от очередности рождения детей даже в не связанных между собой семьях зависят некоторые черты.

Порядок рождения детей

В психотерапии роли и порядок рождения детей — это серьезные факторы, которые влияют на дальнейшую жизнь. Выяснилось, что формирование представления о семье и других сферах жизни зависит от того места, которое мы заняли среди своих родных. Порядок рождения детей имеет 4 позиции:

старший;
средний;
младший;
единственный.

У каждого имеются собственные черты, которые характерны для определенной позиции. Особенные черты у близнецов, хотя у них один возраст. К примеру, старшенькие – лидеры, единственный ребенок вырастет независимым от авторитета, средние – настоящие дипломаты и дружелюбны, младшие – не способны заботиться о себе и окружающих.

Факторы, влияющие на характер

Помимо позиции в последовательности рождения, есть еще фактор, влияющий на характер, – количество детей, возрастная разница, пол. В соответствии с числом младших и старших и возрастной разницы средний ребенок может получить больше сходства с младшим или старшим.

Если разница больше 5-6 лет, то все дети больше походят на единственного. Если у дочки и сына разница в 10 лет, а сын является старшим, то он будет похож на единственного ребенка и получит черты старшего.

Из-за того что большинство понятий о жизни зависит от нашего места среди других детей, в зрелом возрасте мы начинаем встречать трудности, если данное место не остается за нами.

Первый ребенок и его характер

Первый ребенок — это особый характер. Он играет роль продолжателя семейных уставов. Они чаще более ответственны, выбирают традиционные специальности, любят точные науки, отличаются хорошими качествами лидера. Условия, в которых они воспитываются, требования мам и пап, оказанное доверие делает их именно такими.

Среди таких детей немало депутатов и президентов. Считаются, что дети, рожденные первыми, отличаются исключительными умственными способностями, чем следующие. Младшие общаются не только с родителями, кто отличается большей эрудицией, но и с детьми старше, у которых нет таких знаний. Так, интеллект каждого нового ребенка является средним арифметическим интеллекта всей членов в семье.

Но при этом нельзя исключить, что с течением времени растет зрелость и опытность матери, что не может не сказаться на развитии детей. Это играет важную роль для младших детей большим различием в возрасте с первым.

Сильная черта первенцев – это максимум доверия от родителей и авторитет среди остальных детей в семье. Из-за этого в дальнейшей жизни они достигают большего. Кроме того, успешность для них часто дело само собой разумеющееся.

Средний ребенок и его характер

Средний ребенок нередко является прирожденным политическим деятелем. Средним считается не первый и не последний ребенок – то есть, если их 3, то 2-й, если 4, то 2-й и 3-й и т.д. До определенного момента они играют роль младших, без преимуществ старших, но затем утрачивают эту роль.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до 17 лет кайл скачать

Эти дети с самого раннего возраста учатся жить в конкуренции. Это им достается меньше заботы мамы и папы. Отсюда идет совет – уделяйте больше внимания средним детям.

«Середнячки» после прохождения школы «конкуренции» вырастают хорошими дипломатами. Они не выбирают классические профессии, потому что у них нет груза ответственности продолжателя семейного устава.

Младшие дети и их характер

Младший ребенок – это бунтарь и революционер. Он будет создателем собственных традиций и ценностей. Нередки среди них творческие натуры: певцы, актеры, художники и т.п. На это у них имеются серьезные причины: главные роли заняты. «Малыша» считают несмышленышем, которому нужно опека и забота, и во взрослой жизни.

Слабость и сила в одном лице для младших – это то, что они растут под давлением не только мамы и папы, но и остальных детей в семье. В них это взращивает дух бунтарства, стойкость в защите своих интересов и мнений. Последние отличаются от общепринятых.

Младшенькие любят рисковать жизнью. Они профессионально увлекаются спортом, выбирают профессии, связанные с риском. Планы на жизнь часто по масштабам затмевают даже планы на жизнь старших. Но главный фактор успеха – максимум приземленности и понимание положения вещей в жизни.

Единственный ребенок в семье. Черты характера

Если в семье только один ребенок, то он получает внимание всех близких в течение жизни. Такие дети становятся обладателями полной заботы, ухода, они чаще учатся в будущем в ВУЗах, пользуются благами первенцев.

При этом существует обратная сторона, ведь любые плюсы являются минусами. В этом случае – серьезная ответственность из-за завышенных требований родных. Во взрослом возрасте единственный ребенок сложно переживает недостаток внимания, хотя любит одиночество.

Психологические теории о личности по очередности рождения детей

Как отмечалось, очередность рождения на свет ставит одних детей в позицию старшего, а других – «середнячков» и «младшеньких». Тот характер, который получает первенец, чьи качества меняются после рождения следующего ребенка, и тот характер, который получает младший ребенок, – связываются между собой.

Оба оказываются в исключительной ситуации, она характеризуется сочетанием социальных, психологических и других обстоятельств. Порядок появления на свет в семье, где не больше 2-х детей, создает 2 совершенно разные личности. Каждая обладает собственными плюсами и минусами. Разберемся в некоторых психологических теориях по этой теме:

известный на весь мир Зигмунд Фрейд был первым ученым, который говорил о позиции детей, относительно сестер и братьев. Он считал это ключевым фактором формирования характера. Он также утверждал, что младшие и старшие имеют некоторые схожие черты. Это становится причиной разительных отличий двух людей, которые воспитывались в одной семье.
создателем теории связи личностных особенностей и порядка появления на свет является Адольф Адлер. Он исследовал и систематизировал данные. Именно им было выдвинуто предположение, что в разных семьях старший ребенок имеет одинаковые проблемы, решаются они тоже одним путем. Адольф считал, что понимание характера личности невозможно без знания атмосферы взросления. Он дал определение некоторых позиций, занимаемых детьми;
изучалась проблема и доктором Леманом Кевином. Он считал, что порядок рождения обладает весомым влияние на судьбу: социализацию, карьеру. Леман написал книгу, где с юмором и подробно описывается влияние последовательности на жизнь. Пристальное внимание уделено связи характера и качеств личности, которые формируются под давлением порядка рождения, выбору карьеры. Интересен пример, что среди космонавтов, которые летали в космос, почти все являлись первенцами, и только 2 из них – единственными детьми. Это связано с тем, что лидерство более развито именно у первых детей. А вот талант актера и коммерсанта достается младшим и средним детям;
теория порядка также принадлежит Уолтеру Тоумену. Он изучил свыше 1000 семей и определил, что схема поведения каждого человека формируется порядком рождения на свет. Старший, средний, младший или единственный ребенок обладает похожим характером и личностными качествами. Конечно, образцом это нельзя назвать, но кое-какая предрасположенность семейной атмосферы рисует типичную ситуацию. Еще одно наблюдение касается привилегий ребенка определенного пола, чаще сыновей. Если девочка старше, на нее перекладывают немало функций мамы, тогда как мальчика окружают всеми почестями. Любопытно, что если у родителей только девочки, то на нового ребенка решаются чаще, чем если только мальчики.

Отношения в семье

Что касается отношений в семье, то для гармоничных супружеских отношений стоит выбирать партнера, который был старшим ребенком в семье. В подобном браке вы получите защиту и заботу. Тем, кто выступает лидером, подойдут партнеры, бывшие младшим или одним ребенком. Они с готовностью отдают роль главного и позволяют заботиться о себе.

Если оба партнера были старшими, то они станут или конкурентами, или, наоборот дополнят друг друга, а вот двое младших позволят родственникам себя опекать в дальнейшем.

Мнение, что ваша судьба решена только из-за порядка рождения, неправильно. Но полезно и важно знать о сильных и слабых чертах, особенностях и характере своем и своих близких людей. Ведь последовательность рождения влияет даже на выбор партнеров. Первенцы чаще предпочитают первенцев, «середнячки» – средних, а младшие – младших. Хотя поговорка утверждает, что «минусы» привлекают друг друга, мы продолжаем отдавать предпочтение людям, которые похожи на нас самих.

Но помните, что вне зависимости от очередности ребенка, планов родителей о его рождении, угодил он вам половой принадлежностью или не угодил, каждый малыш  требует любовь и опеку родителей, понимание и опору. Каким бы вам не показался взрослым малыш по сравнению с другими, он остается ребенком. Родителям потребуется мудрость не различать детей, а умение привить им уважение и любовь друг к другу и самим себе. Это позволит вырастить гармоничные личности, пусть и разные по характеру и особенностям.

Касаемо первенцев, то особенная роль отражается даже Библией. Связывается это с тем, что на первого ребенка ложится главная кармическая задача семьи.

31 декабря 2013, 11:26

Источник