Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни

Локоматорные
функции наиболее динамично развиваются
в первые 3года.
К
2мес-удерживает
голову(К концу 1месяца, на животик,
несколько минут удерживать голову.
На
2месяце сможет находясь в вертикальном
положении, несколько минут.В три хорошо
держит длительное время).
К
4мес— начинает
ощупывать руками предметы (проявляет
интерес к игрушкам, находящимся у него
в руках). Лежа на животе, поднимает свое
туловище, опираясь на предплечья.
К
5мес—
переворачивается
К
6 сидит.
ребенок опирается только о ладошки,
поднимаясь на вытянутых руках.
К7
ползает
К
8 произвольно удерживает предметы
К
9 всатетпри поддержке за руки
К
10 ходит с поддержкой
К
11 стоит самостоятельно,может сделать
первые самостоятельные шаги (1-2) от
опоры к опоре
К
11,5-12 ходит самостоятельно.
После
года ребнок свободно управляет своим
туловищем.
1.период
новорожденности -4нед(зрительное и
слуховое сосредоточение0
2.2-3мес(комплекс
оживления)
3.4-6мес(эмоции,
речь, поворот туловища, движения руки)
4.6-9мес(переход
из горизонтального положения в
вертикальное)
5.10-12мес(самостоятельная
хотьба, речь активная и понимаемая,
формирование навыков)
Массаж
грудному ребенку
делает мама, а участковый педиатр и
патронажная медсестра должны научить
ее технике и определить сроки введения
новых приемов. Начинать массаж можно
с 4х недель.-должна зажить пупочная
ранка.
Массаж
расширению кровеносных и лимфатических
сосудов и улучшению циркуляции крови
и лимфы, усилению функции потовых и
сальных желез, удалению отмирающих
слоев кожи — эпидермиса. Кожа становится
упругой и эластичной, повышается ее
сопротивляемость к механическим,
температурным. Массаж укрепляет ОДА,
повышает тонус мышц, эластичность и
сократительную способность мышц,
эластичность и подвижность связочного
аппарата.
Гимнастика,
благодаря физическим упражнениям
активизируется деятельность всех
органов и систем организма: улучшается
снабжение мышц кровью, в них усиливаются
окислительные процессы. Движения
вызывают усиленный приток крови к
связкам, костям, что способствует
лучшему росту и функционированию их.
У
детей углубляется дыхание и увеличивается
насыщение крови кислородом, укрепляется
мышца сердца, а регуляция кровообращения
и дыхания становится более совершенной.
При систематических физических
упражнениях улучшаются обменные
процессы, повышаются пластические
процессы роста, и дети физически
развиваются гораздо лучше.
23.Развитие речи у детей, ее особенности. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.
Развитие
речи происходит в несколько этапов.
Подготовительный-гуление
и лепет.
В
3-4 месяца характерно певучие гуление.
Лепет связывают с произношением слов
к 6мес.
Этап
возникновения сенсорной речи(т.е.
способности ребенка связывать слышимое
слово с конкретными предметами). Его
обычно оценивают в 7-8 мес.
Этап
возникновения моторной речи:
1)первые
слова ребенок может произносить в
10-11мес
2)к
концу 1г запас слов более 10, а в1,5г
30-40слов. Наличие облегченых слов:
гав-собака, мяу, би-би.
3)в
1-1,5г значительное расширение сенсорной
речи, понимание целых предложений
4)1,5-2г
происходит скачок моторной речи, запас
200-300словю
К
концу первого года появляется словесная
членораздельная речь, к 2м-связаная
речь отдельными короткими фразами. С
2х лет речь активная, состоящая из
простых предложений.
1мес-произношение
гортанх звуков
2-4мес-гуление
6мес-лепет,
первые слоги
6-12
мес- развите сенсорной и моторной речи
12-18-простые
суждени
1,5-2,5г
формирование предложений
2,5-3г
позиционирование себя как личность –Я
3-5лет-постижение
отношений между предметами, событиями,
запоминание и воспроизвидение.
24.Периоды
нервно-психического развития детей
первого года жизни. Роль условий среды,
питания, перенесенных заболеваний и
воспитания в развитии нервно-рефлекторной
деятельности ребенка. Режим дня у детей
раннего возраста. Подбор игрушек и
значение игры в познании окружающего
мира.
Особенности
периода раннего детства:
1.Интеснсивный
темп развития(первые 3года-период
быстрого становления и развития всех
особенностей)
2.Высокая
пластичность организма, легкая
обучаемость
3.Врожденная
сенсомоторная потребность и потребность
а разнообразной двигательной активности
4.потребность
общение со взрослыми
5.влияние
взрослых на ход развития
ребенка
6.неустойчивость и незавершенность
формирующихся умений и навыков
ПЕРИОДЫ:
1.период
новорожденности -4нед(зрительное и
слуховое сосредоточение0
2.2-3мес(комплекс
оживления)
3.4-6мес(эмоции,
речь, поворот туловища, движения руки)
4.6-9мес(переход
из горизонтального положения в
вертикальное)
5.10-12мес(самостоятельная
хотьба, речь активная и понимаемая,
формирование навыков)
За
первые 4года формируется 50% интелекта,
к 8годам еще 30%, т.е. за 8 лет =80%, а за всю
оставшуюся жизнь только 20%. Каждый
последующий период отличается от
предыдущего качественно новым признаком.
На
первом году жизни режим
дня
ребенка определяется чередованием
кормления, бодрствования и сна. В
возрасте 1-4 месяцев у ребенка в течение
суток совершается 4 цикла, привязка
которых к определенным часам вырабатывает
у него условные рефлексы на время и как
бы заранее подготавливает к той или
иной деятельности. Добиться четкого
ритма смены режимных элементов в течение
дня можно, начиная со 2-го месяца жизни
ребенка.
Первым
элементом режима дня считается утреннее
пробуждение и кормление, после которых
ребенок около часа бодрствует. Желательно
создавать условия: ребенка кладут на
живот, разговаривают с ним, привлекают
его внимание яркой игрушкой, проводят
гигиенические процедуры. В это время
нужна одежда, не затрудняющая движений
(ползунки и свободная кофточка с зашитыми
рукавами).
Здоровых
малышей в первые 4 месяца кормят через
3,5 часа с 6,5-часовым ночным перерывом,
т. е. 6 раз в сутки, сохранять интервал
между отдельными кормлениями. Первые
изменения в режиме дня ребенка вносят
в 5-месячном возрасте: уменьшают до 5
число кормлений, удлиняют промежутки
активного бодрствования, сокращают
частоту и длительность дневного сна.
К 9 месяцам уже может бодрствовать 3
часа без утомления.
Источник
Возраст до 1 года
В течение первого года жизни наблюдается самый большой темп роста тела. Длина тела увеличивается в 1,5 раза, в среднем на 25 см, масса тела утраивается. Масса нижней конечности составляет 10% массы тела, масса стопы — 1%. У новорожденного длина стопы составляет 7,5 см. В возрасте от 6 до 12 месяцев длина стопы колеблется в пределах от 10,7 до 13,2 см. На первом году имеется самая большая относительная ширина переднего отдела. На фоне увеличения размеров стопы идет образование ее свода, который считается сформированным к годовалому возрасту. К концу года имеется варус голеней. На первом году начинается оссификация латеральной клиновидной кости. Имеется самая большая амплитуда сгибания и разгибания в голеностопном суставе, которая в сумме достигает 75°. Есть все тонические рефлексы, разгибательный рефлекс вызывают до возраста 11-12 месяцев. На первом году жизни освоение движений идет быстрее, чем в более старшем возрасте.
У ребенка имеются следующие проявления двигательной активности:
- 3 месяца — перекатывание со спины на живот;
- 4 месяца — лежание на животе с подъемом головы и плеч;
- 6 месяцев — способность к сидению;
- 7 месяцев — ползание с упором на колени и ладонь;
- 9 месяцев — переход к сидению из положения на четвереньках и возвращение обратно, вставание с посторонней помощью;
- 9-10 месяцев — самостоятельное стояние в вертикальном положении, держась руками за опору, начало самостоятельной ходьбы;
- 12-13 месяцев — нормальный срок для дебюта ходьбы.
Возраст 1 -2 года
В возрасте от 1 до 2 лет длина тела увеличивается на 10-15 см, а масса тела — на 2-3 кг. К 1,5-2 годам длина стопы достигает 13-15 см, что составляет половину длины стопы взрослого человека. По длине стопа оказывается ближе ко взрослой, чем бедро и голень. Стопа опережает другие сегменты ОДС по темпам роста, который в возрасте до 15 месяцев в 1,5 раза больше, чем темпы роста до 2 лет и в 2 раза больше, чем у 5-летнего. На втором году жизни происходит оссификация медиальной и латеральной клиновидных костей. Суммарная амплитуда сгибания и разгибания в голеностопном суставе снижается, по сравнению с более молодым возрастом, до 60°. До 1,5 лет сохраняется эверсионный рефлекс, до 2 лет обнаруживают инверсионный рефлекс. Подошвенный ответ при вызывании рефлекса Бабинского превращается из разгибательного в сгибательный. К 2 годам рефлекс Бабинского исчезает.
На втором году жизни начинается самостоятельная ходьба. В течение 1-2 месяцев после начала ходьбы происходит приспособление ритма ходьбы к ее скорости. Длина шага увеличивается на 20 см, ширина шага уменьшается. Частота шагов возрастает и устанавливается на одном уровне. Ритм ходьбы составляет 180 шагов в минуту. Скорость движения в течение 2-го месяца увеличивается почти в 2 раза и составляет 60 см/с.
На протяжении 3 месяцев после начала ходьбы имеется высокая степень ко-контракции мышц. В течение 6 месяцев имеет место нарастание активности мышц, после чего наступает ее постепенное снижение. За этот период регистрируют увеличение степени мышечной синергии.
В первый месяц после начала ходьбы ребенок способен стоять на одной ноге не более 1-2 с. В течение 2-3 месяцев, по мере освоения ходьбы, происходит нарастание устойчивости тела на фоне уменьшения его колебаний во фронтальной плоскости и снижения вариативности ходьбы. В первые 6 месяцев после начала ходьбы происходит заметное увеличение чувства равновесия, которое к 1,5 годам развито настолько, что позволяет ребенку переносить вес тела на одну ногу, делать маховые движения другой ногой, бить ногой по мячу и подбрасывать предметы вверх. Ребенок полностью осваивает сгибание и разгибание туловища в положении стоя. К полутора годам ребенок хорошо ходит, бегает и способен подпрыгивать на двух ногах. Возможность сохранять равновесие, стоя на одной ноге, увеличивается до нескольких секунд. Увеличение амплитуды движений в тазобедренных и коленных суставах позволяет ребенку освоить подъем по ступеням.
На возраст между 1 и 2 годами приходится уменьшение возрастной варусной установки коленных суставов.
Возраст 2-3 года
В возрасте от 2 до 3 лет длина стопы колеблется в пределах от 15,4 до 16,9 см. Прирост длины тела составляет 4-5 см, а веса тела — 2-3 кг. Темпы роста стопы снижены по сравнению с годовалым возрастом. Продольный размер стопы увеличивается благодаря интенсивному росту 1-й клиновидной кости и медиальной части ладьевидной кости. Идет оссификация средней клиновидной кости. Происходит увеличение обхвата в области плюснефаланговых суставов.
В возрасте 2 лет свод стопы определяется под нагрузкой. Высота бугристости ладьевидной кости находится в пределах 15-19 мм.
До 2,5-3 лет сохраняется хватательный рефлекс пальцев стопы.
Уменьшается выраженность наружной ротации бедра. Появляется возрастной вальгус коленных суставов.
К концу 3-то года все достигнутые ребенком движения оказываются освоенными на 90-100%. Ребенок свободно прыгает на одной ноге. При ходьбе по лестнице ребенок поочередно переставляет ноги. Между 2-м и 3-м годами отмечается первое заметное уменьшение степени свободы движений в суставах в положении стоя.
В возрасте 2-3 лет продолжается тонкая настройка ходьбы. Движения верхних и нижних конечностей приобретают устойчивую реципрокность. До 3-летнего возраста увеличение длины шага является наиболее значимым в детском возрасте. Происходит увеличение угла подгибания в коленном суставе в период опоры. Нарастает устойчивость ходьбы, что проявляется в виде сокращения периода опоры. График реакции опоры приближается к графику зрелой ходьбы. До 3 лет имеются признаки незрелости ходьбы в виде высокой активности икроножной мышцы в начале периода опоры, а также высокая активность двухглавой мышцы бедра совместно с большой ягодичной мышцей на протяжении всего периода опоры.
Возраст 3-4 года
В возрасте 3-4 лет длина стопы составляет 17-18 см. Темп роста уменьшен по сравнению с предыдущим возрастным периодом. В возрасте 3-4 лет происходит уменьшение массы подкожной жировой клетчатки на подошвенной поверхности стопы. Идет процесс оссификации ладьевидной кости.
До 4 лет, по сравнению с более поздним периодом, происходит интенсивное изменение показателей ходьбы, основным из которых является увеличение ее скорости. Нарастание длины шага происходит относительно медленными темпами. Улучшение чувства равновесия и координации движений позволяет ребенку стоять на одной ноге до 10 с и ловить брошенный предмет. Сохраняется признак незрелой ходьбы в виде относительно большого колебания ОЦМ.
Возраст 4-5 лет
В возрасте от 4 до 5 лет длина стопы колеблется в пределах 17,5-18,8 см. К 5 годам оканчивается оссификация ладьевидной кости. В первые 5 лет жизни происходит наиболее значимое увеличение роста тела за счет длины нижних конечностей. По сравнению с новорожденным, длина бедра увеличивается на 17 см, а длина голени на 14 см. Заметно увеличение силы икроножной мышцы и рост заднего толчка реакции опоры. Появляется возможность ходить на пятках, что обусловлено развитием передней группы мышц голени, которые разгибают стопу. Наступает симметризация угла разворота обеих стоп в горизонтальной плоскости.
Начиная с 4 лет заметно уменьшение интенсивности, с которой идет развитие локомоции у ребенка. К 5-летнему возрасту отмечается второе, более выраженное, уменьшение степени свободы суставов. Наблюдается увеличение жесткости сочленений стоны £284]. На четвертом году завершается формирование механизма предварительной постуральной коррекции движений, что является признаком созревания ходьбы.
Возраст 5-7 лет
В возрасте от 5 до 7 лет/длина стопы составляет 18,5—20,3 см. Годовой прирост длины тела «оставляет 8-Ю см, а массы тела — 2-2,5 кг. К 6 годам происходит оссификация апофиза пяточной кости у девочек, и к 7 годам — у мальчиков. В промежутке между 5 и 7 годами начинается и завершается оссификация поддерживающего отростка пяточной кости.
В 5 лет ОЦМ опускается на уровень позвонка L2, как у взрослого. К 7 годам, по сравнению с периодом раннего детства, происходит уменьшение амплитуды разгибания в голеностопном суставе. Идет нарастание силы сгибателей стопы. Во время переката стопы переход от разгибания к сгибанию в голеностопном суставе наступает относительно раньше. Амплитуда .подгибания в коленном-суставе в период опоры устанавливается на уровне 10°. На протяжении 6-го года уменьшается вальгус коленных суставов и проходит возрастная рекурвация.
Возраст 6 лет является пограничным, начиная с которого интенсивность созревания ходьбы становится относительно низкой. Остаточными признаками незрелости у 6-летнего ребенка является сочетание высокого ритма ходьбы с низкой скоростью, а также относительно высокая вариативность ходьбы.
Возраст 8-11 лет
В возрасте от 8 до 11 лет длина стопы колеблется в пределах от 21,2 до 23,7 см.
К 8 годам происходит окончательное формирование свода стопы. Начинается усиленный рост плюсневых костей, оссификация лодыжки большеберцовой кости. Толщина подкожной жировой клетчатки на подошвенной поверхности стопы в 8-9 лет становится минимальной.
В период от 8 до 9 лет идет уменьшение амплитуды девиации тела при ходьбе, снижение вариативности движений, приближение энергозатрат к параметрам взрослого человека.
Возраст 11-14 лет
Длина стопы за несколько месяцев до начала пубертатного периода, который у девочек идет с 11 лет, составляет 22 см. В 12 лет, ко времени окончания пубертатного рывка роста, длина стопы достигает 24 см. У мальчиков за несколько месяцев до начала пубертатного периода, начинающегося в 13 лет, длина, стопы составляет 24 см. У юношей рост стопы оканчивается в 14 лет. Длина стопы равняется 26 см, что составляет 15% длины тела. Увеличение длины стопы происходит за счет роста ее переднего отдела. До 12-лет-него возраста развитие свода стопы идет без половых различий. В подростковом возрасте у лиц мужского пола свод стопы снижен по сравнению с женщинами. У 12-13-летних подростков происходит заметное увеличение силы задней группы мышц голени.
Наблюдается окончательное формирование набора универсальных двигательных реакций. Структура шага становится идентичной взрослой ходьбе. Колебания тела уменьшаются и становятся как у взрослого. В возрасте до 12 лет устанавливается амплитуда колебаний тела, после 14 лет — скорость колебаний. Вариативность всех параметров локомоции уменьшается и достигает показателей взрослого человека.
Источник
Оценка НПР: В педиатрии используются 2 определения – синонима:
нервно-психическое развитие (НПР)
психомоторное развитие (ПМР)
Критериями НПР являются: моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность (I сигнальная система), речь (II сигнальная система), высшая нервная деятельность.
Моторика – (движение) – это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.
Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерен – физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза.
Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положении бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большой палец приведен к ладони. Ноги согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Во время сна мышцы не расслабляются.
Статика — это фиксация и удержание определенных частей туловища в необходимом положении. первый признак статики – удерживание головы на 2-3 месяце, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении
второй признак – малыш сидит с 6-7 месяцев, на 7 месяце развивается ползание
третий признак – ребенок стоит в 9-10 месяцев
четвертый признак – малыш ходит – к концу 1-го года жизни
Условно- рефлекторная деятельность – это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности.
Условные рефлексы на внешние раздражители
Главным рефлексом у ребенка является пищевая доминанта.
На 1-ом месяце – ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь.
На 2-ом месяце – формируется улыбка.
На 3-ем месяце – радостные движения конечностями при виде матери.
При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени, т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному.
Пр.: 5 месяцев – оральное внимание – при показе яркой игрушки широко открывает глаза, рот, прекращает движения.
8 месяцев – тянется за игрушкой рукой. При наличии орального внимания у ребенка к концу 1-го года жизни – задержка НПР.
4-5 месяцев – комплекс оживления – на незнакомого человека, матери, отца.
8-9- месяцев – к матери тянется руками, на чужого человека возникает реакция страха и негативизма.
Слуховое и зрительное сосредоточение (на 2 месяце – это проверяет невропатолог).
для оценки слуха – врач хлопает руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей ребенка – ребенок должен моргнуть веками.
зрение – врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами ребенка – глаза ребенка следят за движениями предмета.
к концу года – сенсорная речь – понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны (поворот головы, потягивание ручек).
Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать.
Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э).
6 месяцев – отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма), лепет – произносит слоги, не понимая смысл их.
К концу 1-го года жизни – в лексиконе малыша 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, папа, мама). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собака, тик-так — часы).
2 года – запас слов до 300, появляются краткие предложения.
Высшая нервная деятельность – является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека.
окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет.
для оценки состояния нервной системы необходимо еще выяснить у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов.
3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.
Стойкие рефлексы – существуют на протяжении всей жизни.
· глотательный
· сухожильные рефлексы конечностей (Пр.: удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе)
· роговичный (корнеальный рефлекс) – прикосновение к роговице глаза – смыкание век
· конъюктивальный
· надбровный (внутренний край надбровной дуги – постукивание → смыкание век)
Транзиторные рефлексы -существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте
оральные (стволовые рефлексы)-сосательный, хоботковый и др.
спинальные рефлексы-хватательный, защитный, рефлекс опоры
миелоэнцефальные позотонические рефлексы-симметричный и ассим. шейные тонические рефлексы
Установочные рефлексы-их нет сразу после рождения, а формируются они в определенном возрасте.(верхний ,нижний рефлекс Ландау)
При оценке результатов исследования безусловных рефлексов нужно учесть: их наличие или отсутствие; при наличии – симметричность
время появления и исчезновения; соответствие выраженности рефлекса возрасту ребенка.
При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безусловные рефлексы должны своевременно исчезнуть.
Отсутствие рефлексов в необходимом возрасте являются признаком задержки нервно-психического развития. Рефлексы считаются патологическими, если они имеют место у ребенка в том возрасте, в котором должны отсутствовать
Общие правила определения НПР:
· в теплом помещении
· через 1 час после кормления и не на голодный желудок
· вначале выясняется состояние всех 5 признаков (моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность – 1 сигнальная система), речь (2 сигнальная система), высшая нервная деятельность
· после этого оценка безусловных рефлексов начинается с позы ребенка на спине, затем на животе, в последнюю очередь – в вертикальном положении, а также те, которые вызывают боль.
Для оценки НПР в зависимости от возраста выделяют 6 этапов:
1 этап – 0-1 мес.
2 этап – 1-3 мес.
3 этап – 3-6 мес.
4 этап – 6-9 мес.
5 этап – 9-12 мес.
6 этап – 1-3 года
n в норме показатели НПР должны соответствовать указанному возрастному этапу его становления
n длительное заболевание и недостаточное воспитание могут привести к допустимому отставанию всех показателей только на 1 этапе, но не далее
n такая задержка (на 1 этапе) называется функциональной
n отставание на 2 этапе и далее – патологическая задержка развития и ставится диагноз – энцефалопатия
n при нормальном развитии ребенка к 2 годам все критерии должны прийти к финишу, если этого не наступает, то после 2 лет ставится конкретный диагноз: олигофрения, гидроцефалия, эпилепсия.
Date: 2015-07-02; view: 1222; Нарушение авторских прав
Источник