Понятие здоровья ребенка критерии развития

Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний, каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе.

Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. Общественное здоровье – это не только медицинское понятие, а в значительной степени – общественная, социальная и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни населения.

В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

1) медико-демографические;

2) физическое развитие;

3) распределение детей по группам здоровья;

4) заболеваемость;

5) данные об инвалидности.

К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства;

2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения; может выражаться абсолютным числом как разность между числом родившихся и числом умерших за год, или рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности;

4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент. Показатель средней продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности;

5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 5361; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9831 — | 7507 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Согласно принятой классификации здоровья, дети посещающие ДОУ относятся к разным группам здоровья:

I. — абсолютно здоровые

II. — рискующие развитием каких — либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний

III. — имеющие какое — либо хроническое заболевание.

Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников. К сожалению, не всегда обеспечивается полнота информации о здоровье ребенка при направление его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима. Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов(зрения, слух), эмоциональной сферы, развития движений, речи, мышления, внимания, памяти. Например, у часто болеющего ребенка может быть прекрасное психическое развитие, если с ним во время болезни дома занимаются родители. И наоборот, задержка темпов развития, особенно в раннем возрасте, свидетельствует о плохой компенсации перинатальных поражений нервной системы. Важным в профилактике с детьми ДОУ являются предупреждения интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта.

Как разобраться в ребенке, если сказал, то что это означает, по каким критериям отнести его к той или иной группе здоровья?

1 критерий здоровья — наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе.

Для полной оценки 1 критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка необходимо знать семейный онтогенез. Благодаря семейному онтогенезу можно определить направленность риска, т.е. выяснить грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.

Знания о том, как протекали беременность и роды, дает возможность судить о раннем развитии ребенка. В том случае, если у малыша серьезные заболевания, то в первую очередь надо помнить, что это дети «стрессоуязвимые». А это значит, что они чаще болеют ОРЗ с присоединением осложнений со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, что является дополнительным отягощающем фактором для центральной нервной системы, а так же чаще подвергаются ЛОР — заболеваниям.

Все эти заболевания усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка в ДОУ, ухудшением здоровья. По своим умственным спсобностям не отличаются от сверстников. Важное значение для здоровья детей имеет социальный анализ. Оценка материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличие вредных привычек, полноты семьи позволяет воспитателям и врачам определить степень риска и своевременно предупредить возможности его проявления. К сожалению, в настоящее время педагоги и врачи сталкиваются со сведениями такого характера «:сочетанное неблагополучие». Это значит, что у ребенка есть отклонения в раннем возрасте. В этих случаях детский сад может стать тем фактором, который поможет ребенку укрепить его здоровье.

Таким образом, что любые отклонения в раннем возрасте — это повод задуматься: стоит ли форсировать дальнейшее развитие ребенка или же путем подбора оптимального способа оздоровления и воспитания компенсировать действия факторов риска? Ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т.е. к 1 группе здоровья. Такие дети относятся ко 2 группе. Здесь оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.

2 критерий здоровья — физическое и степень его гармоничности.

Обычно оценку этого критерия делают медицинские работники. Большая часть детей имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии ( с избытком или дефицитом массы, низких или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту.)

Отклонения в физическом развитии могут быть вызваны рядом причин: не правильное питание, наличие каких — либо заболеваний. Знание о физическом развитии ребенка нужны всем: родителям — для того чтобы ориентироваться как растет ребенок, насколько он упитан; воспитателям — для того чтобы правильно подобрать мебель для занятий и правильно подобрать пособия и ориентироваться в показателях развития движений и др.

Начиная со второго года жизни ребенок вступает в период, когда, подражая взрослым, он энергично осваивает окружающий мир. В связи с этим любые медикаменты, химические вещества и другие опасные предметы должны храниться в местах, недоступных для детей.

На физическое развитие влияют многие факторы, в первую очередь наследственный и этнотерриториальный, поэтому лучше всего знать индивидуальную динамику физического развития ребенка. Кроме того, этот критерий здоровья обязательно контролируется медицинским работником в ДОУ.

Масса тела определяется путем взвешивания. Очень важно, чтобы она соответствовала не возрастным нормативом, а физической высоте ребенка.

Важным показателем физического развития и здоровья ребенка является его осанка.

Осанка — это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как незначительные отклонения в ее развитии отражаются на их функционировании таких основных систем, как дыхательная и сердечно — сосудистая.

Кроме того, в семье и в ДОУ необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой.

Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей раннего возраста, является стопа. Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для здоровья ребенка.

Плоскостопие чаще всего возникает у детей, имеющих недостаточно развитые и слабые мышцы, связки, которые могут растягиваться, в результате чего и происходят изменения формы стопы. Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей. Следует предлагать детям упражнения из разных исходных положений

3 критерий здоровья — нервно-психическое развитие ребенка.

Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов(зрение, слух), эмоциональной сферы, развитие движение, речи, мышления, внимания, памяти.

Важным в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием. Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиологической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома.

Причины нарушения нервно-психического развития ребенка могут быть следующими: длительное нахождение в большом коллективе сверстников; неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки; постоянные нарушения в режиме дня и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.

4 критерий здоровья — это степень инфекционной устойчивости организма по кратности острой заболеваемости.

Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его устойчивость нормальная.

Если болеет от четырех до шести раз, то его инфекционная устойчивость снижена и это часто болеющий ребенок. Все часто болеющие дети нуждаются в специальном оздоровлении. Нужно обратить внимание родителей и вместе заняться индивидуальным оздоровлением ребенка по рекомендации врача. Преступно рекомендовать «здоровый образ жизни» и любые физкультурно-оздоровительные мероприятия, не выяснив причины частой заболеваемости.

5 критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма.

Существует целый ряд показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, пробы на выносливость и др. Здесь я привожу те показатели функционального состояния организма, которые доступны для определения и информативны в доврачебной ситуации. Для родителей и воспитателей очень информативным показателем функционального состояния ребенка является его самочувствие и поведения. Любая мама и воспитатель, знающий ребенка, могут сказать, что ребенок сегодня «какой-то не такой». Чаще всего это связано с началом заболевания: дети, обычно шустрые и подвижные, затихают, а «спокойные» иногда неоправданно подвижные, крикливые и плаксивые.

Известный специалист по воспитанию детей раннего возраста Н.М. Аксарина так характеризует особенности функционального состояния детей раннего возраста: «Маленькие дети прежде всего не осознают своего состояния, и не понимают причин своего плохого самочувствия и тем более не могут сами устраивать эти причины. Например. Ребенок не выспался ночью, плохо себя чувствует, раздражителен, но не просит чтобы его уложили спать, и даже часто на вопрос взрослого, хочет ли он спать, отвечает: «Нет, не хочу». Ребенок с посиневшими от холода руками отказывается надеть варежки, уверяя, что ему не холодно.

О функциональном состоянии воспитатели судят:

· По результатам утреннего приема

· По результатам анкетирования родителей

6 — наличие или отсутствие хронических заболеваний — обычно определит врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста и задача родителей — соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.

Источник