Понятие умственного развития и воспитания ребенка
екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»
Статья «Умственное развитие»
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.
Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).
Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
— сенсорное воспитание (развитие);
— развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
— становление речи.
Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.
Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.
В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.
2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.
Источник
Необходимость, значение и задачи
умственного воспитания
Умственное развитие — это совокупность
количественных и качественных изменений,
происходящих в мыслительной деятельности
ребенка в связи с возрастом, обогащением
опыта и под влиянием воспитательных
воздействий. В дошкольном возрасте
быстрым темпом идет накопление знаний,
формируется речь, совершенствуются
познавательные процессы, ребенок
овладевает простейшими способами
умственной деятельности. Обеспечение
умственного развития дошкольника имеет
большое значение для всей его дальнейшей
деятельности.
Умственное развитие ребенка осуществляется
под влиянием социальной среды. В процессе
общения с окружающими он усваивает
язык, а вместе с ним и сложившуюся систему
понятий. В результате уже в дошкольном
возрасте ребенок овладевает языком
настолько, что пользуется им свободно
как средством общения.
Умственное развитие дошкольника
происходит в процессе деятельности:
вначале в общении, предметной деятельности,
игре, а затем и в учебной, трудовой,
продуктивной (рисование, лепка, аппликация,
конструирование).
Наиболее эффективно умственное развитие
происходит под влиянием обучения и
воспитания.
Современная педагогическая наука
считает, что основными показателями
умственного развития являются усвоение
системы знаний, накопление их фонда,
развитие творческого мышления и овладение
способами познавательной деятельности,
необходимыми для приобретения новых
знаний.
Чтобы правильно организовать умственное
воспитание дошкольников, надо знать
закономерности и возможности их
умственного развития. С их учетом
определяются задачи, содержание,
организация и методы умственного
воспитания. Советская психология и
педагогика занимаются изучением
закономерностей и возможностей
умственного развития в дошкольном
возрасте, чтобы найти пути оптимального
решения задач умственного воспитания:
максимально использовать возможности
ребенка, с одной стороны, и не допустить
перегрузки, которая может вызвать общее
угнетение организма, — с другой.
Ученые исследуют многие вопросы
умственного развития и воспитания.
Изучаются закономерности развития
ощущений, восприятия, что необходимо
для разработки содержания и методов
сенсорного воспитания как основы
умственного воспитания дошкольников;
исследуется формирование
наглядно-действенного, наглядно-образного
и понятийного, логического мышления
детей; выясняются особенности формирования
познавательных способностей;
разрабатываются содержание и методы
умственного воспитания в разные периоды
дошкольного детства и др.
К концу дошкольного возраста у детей
накапливается достаточно большой запас
элементарных знаний об окружающем, они
владеют основными мыслительными
операциями (сравнением, обобщением и
др.), способны выделять существенные и
несущественные признаки предметов и
явлений, устанавливать некоторые
причинно-следственные связи, у них
формируются зачатки учебной деятельности.
Полноценное умственное развитие
происходит только в процессе организованной
деятельности, поэтому задача педагогов
заключается как в создании соответствующих
условий для этого, так и в осуществлении
целенаправленных воспитательных
воздействий на ребенка.
Умственное воспитание — это целенаправленное
воздействие взрослых на развитие
активной мыслительной деятельности
детей. Оно включает: сообщение доступных
знаний об окружающем мире, их систематизацию,
формирование познавательных интересов,
интеллектуальных навыков и умений,
развитие познавательных способностей.
Особенно велика роль умственного
воспитания в подготовке детей к школе.
Овладение запасом знаний, развитие
умственной активности и самостоятельности,
приобретение интеллектуальных умений
и навыков — это важные предпосылки для
успешного обучения в школе и для
подготовки к предстоящей трудовой
деятельности.
В «Программе воспитания в детском саду»
определены следующие задачи умственного
воспитания детей дошкольного возраста:
формирование правильных представлений
о простейших влениях окружающей жизни;
развитие познавательных психических
процессов: ощущений, восприятий, памяти,
воображения, мышления, речи; развитие
любознательности и умственных
способностей; развитие интеллектуальных
умений и навыков, формирование простейших
способов умственной деятельности.
Рассмотрим каждую из этих задач.
Ребенок в дошкольные годы каждый день
сталкивается с новыми для него предметами
и явлениями. Л. Н. Толстой писал о
дошкольном возрасте: «Разве не тогда я
приобретал все то, чем я теперь живу, и
приобретал так много, так быстро, что
во всю остальную жизнь я не приобрел и
одной сотой того? От пятилетнего ребенка
до меня только шаг. А от новорожденного
до пятилетнего страшное расстояние».
Однако накопление знаний и представлений
без соответствующего руководства идет
бессистемно: они могут быть поверхностны,
нередко ошибочны. Ребенок думает, что
«облако — это вата», а «звезды — электрические
лампочки». Наблюдая окружающую жизнь,
он самостоятельно пытается делать
выводы. В книге К. И. Чуковского «От двух
до пяти» приведено немало детских
высказываний, свидетельствующих о
пытливости ума ребенка.
Задача педагога состоит в последовательном
увеличении у детей запаса знаний, их
упорядочении, уточнении, систематизации.
Ребенок должен получить четкие
представления об окружающих предметах,
их назначении, некоторых качествах
(цвет, величина, форма) и свойствах
(бьется, ломается, рвется, льется и др.),
о материалах, из которых они сделаны.
Он приобретает также знания о некоторых
природных явлениях, их взаимосвязях и
закономерностях (характерных признаках
времен года и взаимосвязи между этими
признаками, типичных особенностях
некоторых животных и связи их с образом
жизни этих животных и т. п.). В процессе
наблюдений за явлениями неживой природы,
развитием растений, насекомых, животных
воспитатель формирует у детей зачатки
материалистических представлений о
мире.
Дошкольников знакомят с доступными им
общественными явлениями и событиями:
трудом советских людей, с общенародными
праздниками; с Москвой — столицей
Советского государства, с некоторыми
народами, живущими в нашей стране. Детей
знакомят с жизнью и деятельностью В. И.
Ленина и его соратников. Ознакомление
с общественными явлениями и событиями
способствует воспитанию у детей интереса
к общественной жизни страны, формированию
чувства любви к Родине и основ
интернационализма.
Важной задачей умственного воспитания
является развитие познавательных
психических процессов — ощущений,
восприятия, памяти, воображения, мышления,
а также развитие речи.
Познание окружающего мира начинается
с ощущений и восприятий. Чем выше уровень
их развития, тем богаче возможности
познания окружающей действительности.
Поэтому в детском саду большое внимание
уделяется сенсорному воспитанию.
Особая роль в дошкольном возрасте
принадлежит развитию речи. Человек
пользуется родным языком для выражения
своих мыслей и понимания высказанного
другими. Овладение речью дает ребенку
возможность получать знания о
действительности опосредованно (через
рассказ, художественное произведение,
объяснение воспитателя и т. п.), а не
только путем непосредственного восприятия
предметов или явлений. В детском саду
решаются такие задачи речевого развития,
как обогащение словаря, формирование
грамматического строя, развитие связной
речи.
В дошкольном возрасте у детей формируется
способность сознательного запоминания,
увеличивается объем памяти; задача
состоит в том, чтобы упражнять произвольную
память, обогащать ее полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию
воображения; оно необходимо для всякой
творческой деятельности. В первые
дошкольные годы — это воссоздающее
воображение, на основе которого с
накоплением жизненного опыта и развитием
мышления формируется творческое
воображение. Для младшего дошкольника
характерно наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление. На этой
основе развивается словесно-логическое,
понятийное мышление. Воспитатель
формирует у детей аналитико-синтетическую
мыслительную деятельность, которая
дает возможность глубже понимать
явления, выделять существенные и
несущественные их стороны.
Любознательность — качество, присущее
ребенку. Оно выражается в активном
интересе к окружающему миру, в стремлении
все рассмотреть, потрогать, привести в
действие. О наличии любознательности
свидетельствуют и многочисленные
вопросы.
Воспитатель поддерживает любознательность
дошкольников, организуя наблюдения,
стараясь вовремя ответить на возникающие
у них вопросы, направляя их мысль на
самостоятельный поиск ответа. Задача
умственного воспитания — развивать
детскую любознательность, пытливость
ума и формировать на их основе устойчивые
познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача
развивать умственные способности
ребенка. Способностями в психологии
принято называть такие свойства личности,
которые создают предпосылки к успешному
овладению той или иной деятельностью.
Способности проявляются и развиваются
в процессе соответствующей тельности.
Умственные способности человека могут
характеризоваться такими качествами
ума, как сообразительность (быстрота
умственной реакции), критичность
(способность объективно оценивать
факты, явления, результаты труда и
анализировать их, замечать ошибки и т.
д.), пытливость (способность к настойчивому
поиску решения умственной задачи,
использование различных способов для
отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель таким образом организует
умственную деятельность детей, чтобы
способствовать развитию этих качеств.
Для развития сообразительности он
проводит игры, где надо быстро дать
ответ («Назови следующее число», «Скажи
наоборот», «Летает — не летает» и др.), в
быстром темпе решать несложные задачи;
для развития критичности ума привлекает
детей к анализу детских работ, ответов;
для развития пытливости организует
элементарную исследовательскую
деятельность, предлагает задачи-головоломки.
Одной из задач умственного воспитания
дошкольников является развитие
интеллектуальных умений и навыков, т.
е. формирование простейших способов
умственной деятельности: обследование
предметов, выделение в них существенных
и несущественных признаков, сравнение
с другими предметами и т. д. Эти умения
и навыки являются составными элементами
познавательной деятельности, они
помогают ребенку успешно овладевать
знаниями.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство.
Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения — от дошкольных учреждений до университетов — отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны — снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, — Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень — до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более — какое направление они получат.
Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности — вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.
Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированное познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.
Умственное воспитание — планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого не закончилось, особенности которого еще не сложились, возможности которого еще ограниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!
Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из- за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучения геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить, переживать на основе художественного слова.
Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, понять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать, мыслить: все дано на «картинке». В школе преодолеть этот пробел в умственном развитии ребенка бывает очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.
Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.
И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка с развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п.
Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.
С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.
Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.
Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 8553; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10376 — | 7655 — или читать все…
Читайте также:
- I. Понятие и назначение базисных условий поставки
- I. Понятие компетенции
- I.1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ДРУГИЕ СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕМУ ПОНЯТИЯ
- PR в политике. Понятие, цели, задачи, основные направления деятельности, методы и функции PR в политике. Понятие политической корректности. Политический имидж
- X. Требования к дошкольных организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии
- Z3.3. ПОНЯТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
- А) Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы. 1. Понятие о Гр+ и Гр- микроорганизмах, особенностях строения микробной стенки (микробиология)
- А. Понятие внешнеэкономического договора (контракта)
- Административная ответственность. Понятие «административное правонарушение»
- Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
- Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды производств
- Административно-правовые основы управления в сфере безопасности и правопорядка: понятие, основные области управления
Источник