Понятие среды в развитии ребенка

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» — это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая средагруппы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Средадолжна быть наполнена:

— содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

— тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

— для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагаетрешение следующих задач:

— Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

— Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

— Способы общения — понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

— Тактика общения — сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметномусодержанию игрового пространство группы относятся:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

Читайте также:  Пройти тест на развитие ребенка до года

В предметно-развивающей средеорганизовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная средапроектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

— обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

— побуждает детей к деятельности;

— способствует развитию самостоятельности и творчества;

— обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник

Мелихова Ирина
Предметно-развивающая среда как определяющий фактор развития и воспитания детей

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

Можно выделить несколько компонентов развивающей среды:

1. Социальный компонент (основные характеристики):

— взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

— преобладающее позитивное настроение;

— авторитетность руководителей;

— продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент (главные требования):

среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент (педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка) – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития ребенка.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому педагоги должны создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

Принципы построения развивающей среды.

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза».

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды с использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, использование стен.

3. Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. В игровой комнате для детей использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –

эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения, именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды, использовать большие яркие игрушки, элементы образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, надо создавать специализированные игровые зоны.

Читайте также:  Детские центры развития ребенка москва

7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» — содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого.

Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп,должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

— психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т. д.);

— количественного соотношения мальчиков и девочек;

— социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

— окружающей социальной среды (город, поселок, село).

Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников, у них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка. При создании предметно-развивающей среды в группе педагоги должны подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены детям двух-трёх летнего возраста, но ещё и следовать принципу опережающего характера. Желательно, чтобы приблизительно 15% материалов в группе было предназначено и ориентировано на детей более старшего возраста, с высоким уровнем развития. Предметы обстановки группы надо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.

Развивающая среда не должна быть статичной, иначе она перестанет стимулировать развитие, а будет тормозить его. Первоначальный период построения среды — два месяца, а далее её надо насыщать и реорганизовывать. Примерно один раз в два месяца часть материалов и игрушек надо заменить, поддерживая тем самым интерес детей.

Интерьер групповой комнаты должен обеспечивать безопасность ребенка, а комфортность и уют снимать стрессообразующее воздействие общественного учреждения, создать предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития. При создании развивающей среды, необходимо учитывать и уважать мнения самих детей. Представления взрослых об удобстве, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребёнка об этом. Воспитатели и сами являются частью развивающей среды группы, всегда должны стараться быть спокойными, естественными, доброжелательными.

Для стимуляции сенсорных функций — зрения, осязания, слуха, обоняния и т. д., надо создать сенсомоторный уголок, который предназначен главным образом для развития мелкой моторики, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного, эмоционального фона ребёнка; активизации процессов мышления, внимания, восприятия, памяти; повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников. Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Целесообразно оформить панно на всю стену с изображением, например, дома и сада, которое позволило бы ребенку тренировать осязание – погладить пушистый хвост кота или уши собаки, потрогать их шершавый язычок. На двери дома может быть звонок, замок, крючок, цепочка и т. д. Около дома изобразить деревья, на которые повесить «яблоки, груши, вишни» — мешочки, наполненные разными по величине камушками, песком, крупой.

Мир маленького ребенка это мир отдельных реальных предметов и объектов. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. Игрушки служат основным дидактическим материалом, для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного развития детей раннего возраста. Игрушки должны быть контрастные по одним признакам и сходные по другим (белочки одинакового цвета, но разные по величине; зайчики, разные по цвету, но одинаковые по величине; рыбки, разные и по цвету и по величине и т. д.). Если ребенок будет действовать с подобранными таким образом игрушками, у него начнет развиваться способность различать и находить сходство признаков предметов, обобщать однородные предметы и т. д. Манипулирование с предметамии экспериментирование с ними обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: огорчением, разочарованием и даже слезами при «неудачах», весельем, смехом — в моменты радости, удивлением, опасением при столкновении с новым и необычным.

Читайте также:  Карты индивидуального развития ребенка в соответствии с фгос дошкольного

Основная задача педагогов — помочь детям раннего возраста справиться с трудностями привыкания к новой среде. Поэтому, прежде всего, надо стараться организовать окружающее пространство группы так, чтобы у детей формировалось положительное отношение к детскому саду.

Условно предметно-развивающую средуможно разделить на центры:

1. Центр развивающих игр.

2. центр двигательной активности.

3. Центр музыкальных игр.

4. Центр театрализованных игр.

5. Центр игр-экспериментов.

6. Центр, объединяющий уголок изобразительной деятельности и книжный уголок.

1. Центр развивающих игр. В нем должен обязательно присутствовать

дидактический стол. Дидактический стол является частью центра развивающих игр.Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям:

— Проведение игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально.

— Побуждение детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

Комплектация дидактического стола стандартная, включающая дидактические игрушки для развития мелкой моторики рук: специальные пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, матрёшки, шнуровки и т. д. Кроме этого в центре развивающих игр должны быть:

— дидактические игры на определение формы, цвета, величины предметов;

— наборы «Собери бусы»;

— игры-вкладыши;

— разнообразные лото;

— парные картинки;

— разные виды мозаики и конструкторов;

— блоки Дьенеша;

— палочки Кюизенера.

2. Центр двигательной активности призван удовлетворить потребность детей в движении.Для этого необходимы:

— пособия для подвижных игр (шапочки, флажки, ленточки и т. д.)

— мячи разного размера;

— крупные игровые мягкие модули;

— деревянные лошадки, мостики;

— игрушки-качалки;

— массажные дорожки и коврики;

-горка;

— сухой бассейн.

3. Центр музыкальных игрушек. Поскольку раннее детство – период, благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создать условия для экспериментирования ребенка со звуками.В группе должны быть:

— детские музыкальные инструменты – металлофон, гармошка, барабан, дудочка, колокольчики;

— шумовые инструменты – погремушки, бубны, шумелки;

— музыкальные игрушки – музыкальная шкатулка, волчок, шарманка, неваляшка, игрушки с фиксированной мелодией. Игры и специальные занятия с этими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться, различать на слух различные звуки.

4. Центр театрализованных игр включает

— пальчиковый театр;

— театр игрушки;

— настольный театр;

— уголок ряжения. Театрализованные игры развлекают, воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, раскрепощают ребенка.

5. Центр игр-экспериментов. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Для развертыванияэтой деятельности необходимы:

— различные виды бумаги, перышки;

— ветряки;

— песок, камушки. Дети могут изучать свойства песка, закапывать и находить

в нем мелкие игрушки, для этого понадобятся совочки, ведерки, лейки,

формочки;

— вода; Дети могут лить воду на мельницы, переливать из бутылочки,

пускать в ней лодочки, рыбок, а если им дать небольшие деревянные

предметы, то определять, что тонет, что не тонет.

6. Книжный уголок размещают таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать книги для рассматривания и убирать их на место. В группе должен быть уголок изобразительной деятельности, в котором дети закрепляют способы работы с художественным материалом – бумагой, карандашами, фломастерами.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Трехлетний малыш все еще действует по принципу «Что вижу, с чем манипулирую, то и познаю»

Источник