Понятие речевого этикета и речевое развитие ребенка

Марина Иванова
К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.
В современном обществе принято считать, что культура поведения – это характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам считается такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.
Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе.
Слово «этикет» в толковом словаре русского языка понимается, как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. К нему относятся правила вежливости и уважительного поведения, принятые в обществе. А теперь рассмотрим что такое речевой этикет. Под этим словосочетанием понимается система правил речевого поведения, система «вежливых» словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения[4].
Следовательно, для того чтобы человек был успешным в обществе, реализовался в профессиональной деятельности, построил крепкие семейные и дружеские отношения играет важную роль этикет речевого общения, приобрел коммуникативную компететность.
Анализ педагогической литературы показывает, что в понятие речевой этикет входят: культура речевого общения и общение, как коммуникативный процесс.
Общение рассматривается, как передача информации от человека к человеку. Но есть и другие определения этого понятия, например: общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Воспитанность человека показывает один из значимых педагогических факторов, как культура речевого общения.
Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребенок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает складываться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.
Когда ребенок выполняет все нормы, правила общения со старшим поколением и со своими друзьями, берет за основу уважение и доброжелательность, использует соответствующий словарный запас, в общественных местах и в быту демонстрирует вежливое поведение, это и есть культура речевого общения дошкольника [2].
Принято считать, что овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
– различные формулы речевого этикета по каждой классической ситуации общения и умение правильно ими пользоваться;
– доступные способы «развертывания» вежливых формул;
– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими не речевыми средствами.
Без формирования в группе доброжелательных отношений детей друг к другу не осуществляется обучение речевому этикету, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
– обучение детей способам их «развертывания»;
– пополнение словаря дошкольников разными вариантами формул речевого этикета;
– развитие доброжелательности интонации и мимики.
Отметим, что формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущими педагогами выделяются основные способы педагогического воздействия: упражнение, пример для подражания, приучение, проблемные ситуации, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения [1].
Исходя из выше сказанного, речевой этикет формируется всегда, во всех организационных формах: занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
Огромную роль в становлении речевого этикета у дошкольников огромную роль играет речь воспитателя. Воспитатель должен владеть культурой общения, постоянно ее совершенствовать, это является его профессиональной обязанностью. Прежде чем начать развивать речь у своих воспитанников, педагог должен позаботиться о развитии своей речи. Его основной задачей является овладение основными методическими приемами развития речи, с учетом особенностей детской психики и интересов детей.
Е. И. Тихеева подробно рассмотрела культурные и методические требования к речи воспитателя, по ее мнению речь педагога должна быть:
1. Абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, принимать во внимание все ошибки, которые были совершены и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.
3. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.
5. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.
6. Следует контролировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи [5].
Мы считаем, что оптимальный стиль общения между ребенком и воспитателем является демократический, при этом собеседники взаимодействуют, как равноправные партнеры, это является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Воспитателю необходимо наблюдать за детьми в ходе совместной деятельности, а также необходимо проводить индивидуальные диагностические беседы, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:
– легко ли вступает ребенок в речевое общение со взрослыми и сверстниками;
– поддерживает ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему или это ему удается с трудом;
– как говорит ребенок с детьми: много, мало или молчалив [7].
Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации [6].
Хочется отметить значение семейного воспитания для формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, его трудно переоценить. Общаясь с близкими людьми, ребенок усваивает начальные знания общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, пытается строить собственное поведение. Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.
Чаще всего, в семье ребенок вступает в контакт с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутри-семейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей [3].
Важно сказать, что форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения.
Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение их к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим. В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями: посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья — основной фундамент воспитания культуры общения.
В заключении можно с уверенностью сказать, что для формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста эффективным является: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.
Литература
1. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – С. 43-46.
2. Куатаева Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – С. 61-66.
3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.
7. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 250 с.
Источник
Хохлова Татьяна Вячеславовна
Воспитатель
МБДОУ детский сад № 197 “Русалочка”
Город Ульяновск
Статья на тему
“Условия и методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста”
К проблеме воспитания речевого этикета у детей обращались такие ученые, как Т.А. Ладыженская, А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская, И.Н. Курочкина. Они рассматривают речевой этикет как формулу хорошего тона, обеспечивающую комфорт в общении и способствующую установлению доброжелательных взаимоотношений.
А.Г. Арушанова отмечает, что усваивая этикетную лексику, ребенок “присваивает” часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится.
Т.М. Юртайкина отмечает, что введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет оказывать влияние на духовный мир ребенка.
Овладение речевым этикетом как проявлением нравственного развития языковой личности понимается, как умение устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение.
Развитие речевого этикета определяется И.Н. Курочкиной как процесс овладения ребенком нормами и правилами речевого поведения в различных ситуациях речевого общения, выражающееся в расширении круга формул речевого этикета, используемых детьми, в соответствии используемых формул речевой ситуации, снижении числа лексических, грамматических, синтаксических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, допускаемых в этикетных выражениях, в речи детей”.
Под обучением речевому этикету понимают процесс, направленный на формирование потребности в установлении положительных контактов, воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.
По мнению А.Б. Венецкой обучение детей речевому этикету предполагает:
— введение в их активный словарь достаточного количества этических стереотипов;
— формирование умения выбиратьнужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь);
— формирование способности эффективно осуществлять деятельность, т.е.уметь говорить и слушать других.
И.Н. Курочкина отмечает, что содержание речевого этикета, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни. Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему приходится благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также просить о помощи либо услуге. Он способен увидеть достоинства друзей и близких людей и сказать им об этих достоинствах.
Автором предложены основные правила речевого этикета, с которыми знакомят дошкольника:
Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие. При этих словах, произносимых четко и громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова предназначены. Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда приходишь в детский сад; всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик.
При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест.
Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь. Выходя из-за стола после еды, надо поблагодарить всех, кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, вместе с тобою ел.
Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку. Однако нельзя просить все время, надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться.
В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста, чтобы показать тому человеку, которому так отвечаешь, что ты с удовольствием оказываешь услугу и с радостью помогаешь ему.
В ответ на благодарность за угощение можно ответить: На здоровье. Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым.
Говорить людям комплименты — добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и смотреть тому, кого хвалишь, в глаза.
Стараться не обижать людей злыми словами: ты — плохой; ты — злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: кто так обзывается, тот сам так называется.
Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.
Педагогическими условиями эффективного формирования речевого этикета у старших дошкольников являются:
педагогическое взаимодействие, характеризующееся этической коммуникативной направленностью;
создание педагогических ситуации, направленных на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками;
использование образцов этикетной лексики, представленной в процессе ознакомления с художественной литературой;
применение культуросообразных методов (обучающих, активизирующих, стимулирующих).
Основными способами педагогического воздействия на детей являются:
— Приучение: детям дается определенный этикетный образец, например, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
— Упражнение: многократно повторяется то или иное действие.
— Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
— Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
— Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
— Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению правил общения, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
— Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
— Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил общения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
И.Н.Курочкина отмечает, что обучать детей правилам культуры общения нужно на специальных занятиях по основам этикета, главным содержанием которых являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. — все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения.
Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, речевой этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы способствует не только их усвоению и употреблению в речи, но и познанию их значения. Дети начинают понимать целесообразность произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в органичную часть своей речи.
И.Н. Курочкина отмечает, что место детской литературы в обучении правилам этикета определяется содержанием произведений. Написанные о детях и для детей, они заставляют дошкольника проникнуть в глубину человеческих отношений. Правила этикета не раскрываются впрямую, тем не менее, размышляя над событиями, описанными в произведении, переживая их эмоционально, ребенок осознает разумность поведенческих правил.
Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Это очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.
Другой путь — обыгрывание разнообразных ситуаций диалогического общения детей, в которых необходимы формулы речевого этикета. Например, при обучении правилам разговора по телефону детям можно предложить следующие задания: пригласи подружку к себе на день рождения; узнай, пойдет ли друг гулять; узнай у бабушки, как она себя чувствует.
— Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, поблагодарить за подарок, произнести комплимент и т.п. Нельзя принуждать детей к выполнению упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки их участия, награждение призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
Таким образом, проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна, поскольку именно в этот возрастной период закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Данные процессы происходят во многом на основе овладения словарным составом литературного языка и его использования в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками. Обучение речевому этикету мы понимаем как процесс, направленный на воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, формирование стремления и потребности в установлении положительных контактов, усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.
Кроме того, следует отметить, что занятия по обучению речевому этикету должны соответствовать возрастным особенностям.
И.Н. Курочкина отмечает, что этикет должен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием. Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание.
Осваивая правила речевого этикета, дошкольники осознают красоту и величие слова. Воспитатель обращает внимание детей на то, почему слова, заключенные в речевые конструкции, надо говорить обязательно, и почему слова, которые дети могут охарактеризовать как злые, дурные, мешающие речи, говорить не следует. Так постепенно убирают из детской речи слова-паразиты, грубые и матерные выражения.
Источник