Понятие отклонение в развитии ребенка по выготскому

Понятие отклонение в развитии ребенка по выготскому thumbnail

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития было введено Л.С. Выготским. Первичные дефектывозникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные– имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем менее нарушение связано с биологической основой, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

Первичные дефектывозникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичные – имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающего из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).

Общие закономерности развития детей с отклонениями в развитии.

Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или « – » (опережение или запаздывание; замедление процесса социализации, усвоения культурно-исторического опыта.

Отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, как стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.

Дети с отклонениями в развитии – дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности.

Общие закономерности отклоняющегося развития:

— снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

— трудность словесного опосредования;

— замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

— риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

Виды психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский) по типу:

— ретардации (запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов) – задержанное психическое развитие;

дисфункции созревания (психическое недоразвитие, дисфункции анализаторных систем) – олигофрения, нарушения анализаторных систем;

— поврежденного развития (изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или головного мозга) – органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем;

— асинхронии (диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпов и сроков развития одних функций и запаздыванием или выраженным отставанием других) – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии).

Специфические закономерности развития детей с нарушениями развития.

Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.

Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:

1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.

2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.

И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.

3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.

Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности – необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.

4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.

Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.

Для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.

Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.

Кроме уже указанных общих закономерностей нарушенного пси­хического развития, были описаны и другие, специфические:

Если их расположить в порядке их значимости и всеобщности, то, несомненно, прежде всего необходимо упомянутьсниженную по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации.При всех типах нарушенного развития объем информации, которая может быть принята в единицу времени, в той или иной мере меньше по сравнению с нормой. Для того чтобы принять информацию, рав­ную по объему принимаемой нормально развивающимся ребен­ком, детям с отклонениями психического развития необходимо больше времени. Кроме того, повышение порогов чувствительно­сти (например, при снижении слуха) приводит к росту уровня шумов, что влияет на точность принимаемой информации, ведет к ее искажениям. Замедлена переработка информации.

Читайте также:  Что умеет ребенок в 2 недели развитие малыша

Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.

Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей.

Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Наиболее
глубокие разработки в области аномального
развития были сделаны выдающимся
отечественным психологом Л. С. Выготским.
Как отмечалось выше, еще до Выготского
проводились многочисленные исследования
в области дефектологии и специальной
психологии, накапливался эмпирический
материал об особенностях развития детей
с различными физическими и психическими
аномалиями. Следует отметить огромное
научно-практическое значение исследований,
где подчеркивалась роль социального
воспитания в развитии аномального
ребенка. Это работы А. Сегена, П. Я.
Трошина, А. С. Грибоедова, А. Адлера и др.
В работах М. Монтессори по изучению
психомоторных функций У нормальных и
аномальных детей представлен огромный
фактический материал, отражающий
сложность взаимосвязи отдельных функций,
гетерохронность их развития. Эти работы
имеют несомненную практическую значимость
и сегодня.

Л.
С. Выготский обобщил работы своих
предшественников и создал общую концепцию
аномального развития. В основу исследований
аномального детства положена теория
психического развития, которую Выготский
разработал, изучая особенности нормального
психического развития. Он показал, что
наиболее общие законы развития нормального
ребенка прослеживаются и в развитии
аномальных детей. «Признание общности
законов развития в нормальной и
патологической сфере — краеугольный
камень всякого сравнительного изучения
ребенка. Но эти общие закономерности
находят своеобразное конкретное
выражение в одном и в другом случае.
Там, где мы имеем дело с нормальным
развитием, эти закономерности реализуются
при одном комплексе условий. Там, где
перед нами развертывается атипичное,
уклоняющееся от нормы развитие, те же
самые закономерности, реализуясь в
совершенно другом комплексе условий,
приобретают качественно своеобразное,
специфическое выражение, не являющееся
мертвым слепком с типичного детского
развития» (Выготский, 19831984. т. 5, с. 196).

Концепция
детерминации психического развития
аномального ребенка была выдвинута Л.
С. Выготским в противовес существовавшей
в тот период биологизаторской концепции,
утверждающей, что развитие аномального
ребенка протекает по особым законам.
Обосновывая положение об общности
законов развития нормального и аномального
ребенка, Выготский подчеркивал, что
общим для обоих вариантов является
социальная обусловленность психического
развития. Во всех своих работах ученый
отмечал, что социальное, в частности
педагогическое, воздействие составляет
неиссякаемый источник формирования
высших психических функций как в норме,
так и в патологии.

Идея
социальной обусловленности развития
специфических человеческих психических
процессов и свойств неизменно содержится
во всех работах автора. Не исключая
бесспорность этой идеи, следует особо
отметить ее практическую значимость:
выделение важной роли педагогического
воздействия в развитии психики ребенка
как в норме, так и в патологии.

Идеи
Л. С. Выготского о системном строении
дефекта позволили ему выделить в
аномальном развитии две группы симптомов.
Это первичные нарушения, непосредственно
вытекающие из биологического характера
болезни (например, нарушение слуха,
зрения, опорно-двигательного аппарата,
локальные поражения коры головного
мозга), и вторичные нарушения, возникающие
опосредованно, в процессе социального
развития аномального ребенка.

«Все
современное психологическое исследование
ненормального ребенка проникнуто той
основной идеей, что картина умственной
отсталости и других форм ненормального
развития представляет в высшей степени
сложное строение. Ошибочно думать, что
из дефекта, как из основного ядра, прямо
и непосредственно могут быть выделены
все решительно симптомы, характеризующие
картину в целом. На самом деле оказывается,
что те особенности, в которых проявляется
эта картина, имеют очень сложное строение.
Они обнаруживают чрезвычайно запутанную
структурную и функциональную связь и
зависимость, в частности показывают,
что наряду с первичными особенностями
такого ребенка, вытекающими из его
дефекта, существуют вторичные, третичные
и т. д. осложнения, вытекающие не из
самого дефекта, а из первичных его
симптомов. Возникают как бы добавочные
синдромы ненормального ребенка, как бы
сложная надстройка над основной картиной
развития…» (Выготский, 19831984, т. 5, с. 205).
Вторичный дефект, по мнению автора,
является основным объектом психологического
изучения и коррекции при аномальном
развитии. Механизм возникновения
вторичных дефектов различен.

Анализируя
причины аномального развития ребенка,
Л. С. Выготский выделяет факторы,
определяющие процесс аномального
развития. В своих работах он показал,
что удельный вес наследственных
предпосылок и влияния среды различен
как для разных сторон психики, так и для
разных возрастных этапов развития
ребенка. Например, анализируя простой
двигательный акт новорожденного и его
целенаправленные психомоторные действия,
Л. С. Выготский отмечает, что в первом
случае наблюдается преобладание
биологических факторов, а во втором
определяющее значение имеют факторы
социальные.

Читайте также:  Как определить коридор развития ребенка

Л.
С. Выготский выделяет следующие факторы,
определяющие аномальное развитие:

§  
Фактор 1 — время возникновения первичного
дефекта. Общим для всех видов аномального
развития является раннее возникновение
первичной патологии. Тот дефект, который
возник в раннем детстве, когда не
сформировалась вся система функций,
обусловливает наибольшую тяжесть
вторичных отклонений. Например, при
раннем поражении зрения, интеллекта и
даже слуха. У детей наблюдается отставание
развития моторной сферы. Ребенок поздно
начинает ходить, у него обнаруживается
недоразвитие мелкой моторики. У детей
с врожденной глухотой наблюдается
недоразвитие либо отсутствие речи. То
есть при раннем возникновении дефекта
нарушение хода психического развития
ребенка значительно тяжелее, чем при
более позднем. Однако сложная структура
аномального развития не исчерпывается
только отклонениями тех сторон психической
деятельности, которые находятся в прямой
зависимости от первично пострадавшей
функции. В силу системного строения
психики вторичные отклонения, в свою
очередь, становятся причиной недоразвития
других психических функций. Например,
недоразвитие речи у глухих и тугоухих
детей приводит к нарушению интерперсональных
отношений, что, в свою очередь, негативно
отражается на развитии их личности.

§  
Фактор 2 — степень выраженности первичного
дефекта. Различаются два основных вида
дефекта. Первый из них — частный,
обусловленный дефицитарностью отдельных
функций гнозиса, праксиса, речи. Второй
— общий, связанный с нарушением
регуляторных систем. Глубина поражения
или степень выраженности первичного
дефекта определяет разные условия
аномального развития. Чем глубже
первичный дефект, тем больше страдают
другие функции.

Системно-структурный
анализ дефекта при аномальном развитии
ребенка, предложенный Л. С. Выготским,
позволяет оценить все многообразие
аномального развития, выделить его
определяющие и побочные факторы и на
основе этого построить научно обоснованную
психокоррекционную программу.

В
генезисе взглядов Выготского на процесс
аномального развития отражена его общая
концепция развития высших психических
функций. Разделяя психические функции
на высшие и низшие, Выготский подчеркивал,
что «исследование высших психических
функций в их развитии убеждает нас, что
эти функции имеют социальное происхождение
как в филогенезе, так ив онтогенезе
<…> всякая функция появляется на
сцене дважды, в двух планах, сперва —
социальном, потом — в психологическом,
сперва между людьми как категория
интерпсихическая, затем внутри ребенка
как категория интрапсихическая»
(Выготский, 19831984, т. 5, с. 196198). Анализируя
аномальное развитие, Выготский отмечал,
что недоразвитие высших психических
функций у аномальных детей возникает
как добавочное, вторичное явление,
надстраивающееся на основе первичных
особенностей. А недоразвитие низших
психических функций является прямым
следствием дефекта. То есть недоразвитие
высших психических функций автор
рассматривает как вторичную надстройку
над дефектом.

Анализ
механизма формирования индивидуального
сознания при нормальном и патологическом
развитии, предложенный в концепции Л.
С. Выготского о высших психических
функциях, несомненно, обладает огромным
теоретическим значением. Однако
конкретизируя общие положения об
определяющей роли социальных факторов
в психическом развитии здорового
ребенка, Выготский, на наш взгляд,
недооценивает роль биологических,
природных факторов в аномальном развитии.
Безусловно, роль социальных факторов
имеет несомненное значение в процессе
социализации детей с нарушением
анализаторов: зрения, слуха, движения.
Но при нарушении интеллектуальной
деятельности необходим дифференцированный
подход с обязательным учетом структуры,
динамики дефекта, соотношения аффективных
и интеллектуальных процессов.

В
своих дальнейших исследованиях Л. С.
Выготский проанализировал разнообразные
варианты дефекта, описал различные
соотношения интеллекта и аффекта, низших
и высших психических функций. Он выявил
также закономерности их развития и
возможность предупреждения вторичных
нарушений как следствие первичных,
связанных с болезнью органа.

Разработанная
Л. С. Выготским теоретическая концепция
аномального развития является чрезвычайно
актуальной и сегодня и имеет огромное
практическое значение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

5. Психолого-педагогическое
сопровождение развития личности ребенка
в образовательной процессе.

Психи́ческое
здоро́вье
  —
это состояние благополучия, при котором
человек может реализовать свой собственный
потенциал, справляться с обычными
жизненными стрессами, продуктивно и
плодотворно работать.

Слово
«норма»
от латинского правило,
образец
— установленная
мера, средняя величина чего-либо.

Д.Б.
Элъконин
утверждал,
что норма
— это тот высший
уровень дости
жений,
который может случиться, если я начинаю
действовать
(если
я не действую,
то этого не случится).

Л.
Пожар
предлагает
следующие критерии
нормальности.
Ребенок
считается
нормальным:


когда уровень его развития соответствует
уровню большинства детей
его возраста;

  • когда
    ребенок развивается в соответствии с
    его собственным общим направлением,
    определяющим развитие его индивидуальных
    свойств, способностей
    и возможностей, стремясь к полному
    развитию отдельных составных
    частей и их полной интеграции;

  • когда
    ребенок развивается в соответствии с
    требованиями общества, определяющими
    его актуальные формы поведения.

Обращение
к проблеме нормы и отклонений от нее
является традици­онным для психологии.
В классической литературе можно
встретить указания на то, что в целом
норма и патология (отклонения)
— понятия социальные.

С
проблемой нормы тесно связана проблема
нормативности
развития.
По
Л.С. Выготскому, нормативность
раз­
вития
следует понимать как последовательность
сменяющих друг друга возрастных стадий
онтогенетического развития. При оценке
соответствия уровня
развития «возрастной
норме»
необходимо
учитывать три
харак
теристики:

Читайте также:  Консультация развитие речи ребенка во время прогулки

1)
особенности социальной ситуации развития
(тип образовательного учреждения,
круг общения ребенка и
т.п.);

2)
уровень сформированности психологических
новообразований на данном этапе
возрастного развития;

3)
уровень развития ведущей деятельности
как деятельности, играю­щей
решающую роль в развитии.

Понятие отклонения
в развитии

Следующий
ключевой вопрос темы — понятие «отклонение».
В
разных источниках
встречается неодинаковые подходы к
использованию терминологии.
Пытаясь разрешить многие
авторы предпочитают исполь­зовать
термины «аномалия», «патология»,
«нарушения
в развитии» и
др. Но
в целом, употребляемые термины призваны
акцентировать
внимание на отклонении от различного
вида норм. Так или иначе,
но единого общепринятого подхода к
терминологии на данный момент не
существует. В целом нару­шенное
развитие принято называть дизонтогенезом.
Любое
нарушение в развитии имеет свою причину,
но сама эта причина может
оставаться неизвестной или не до конца
понятой. Познание причин и механизмов
нарушенного развития представляет
собой ключевой момент предупреждения,
профилактики самых разнообразных
вариантов отклоне­ний
в развитии у детей.

К
причинам можно
отнести следующие группы:

  1. Перенатальный
    период — патологию наследственного
    аппарата, неблагоприятное протекание
    беременности: токсикозы, инфекционные
    и вирусные заболевания матери,
    а
    несовместимость крови матери и плода
    и др.

  2. Постнатальный
    период — многообразные
    инфекционные и вирусные заболевания,
    наряду с черепно-мозговыми травмами,
    могут стать причиной разнообразных
    нарушений в развитии.

  3. Социально-психологические
    факторы
    не менее разнообразны и опасны. К их
    числу можно отнести отрыв ребенка от
    матери или лиц ее заменяющих, недостаток
    эмоционального теп­ла,
    бедную в сенсорном отношении среду,
    неправильное воспитание, без­душное
    и жестокое отношение и пр.

Показатели
сформированности социальной активности
школьника

Содержание
формирования социальной активности
учащихся младшего школьного возраста
включает в себя ряд компонентов,
образующих целостную систему. Система
компонентов содержания формирования
социальной активности младших школьников
в воспитательно-образовательном процессе
была направлена на:

-приобретение
знаний о человеке, природе, обществе,
обеспечивающие формирование научной
картины мира;

-приобретение
опыта общественных и личных отношений
в учебной, трудовой, коммуникативной,
игровой и др. видах деятельности;

-приобретение
знаний о себе, формирование адекватного
образа «Я», самооценки;

-диагностику
психосоциального развития, выявление,
учет и коррекцию индивидуальных
особенностей личности.

Система указанных
компонентов содержания формирования
социальной активности младших школьников
реализуется в той или иной мере в
определенный период воспитательно-образовательного
процесса.

По окончанию
начальной школы у младшего школьника
должны быть сформированы следующие
учебные компетенции:

Учебные
компетенции

способность
наблюдать и выделять признаки и
свойства объектов;

способность
запоминать информацию с помощью схем,
таблиц, планов;

умение задавать
вопросы, выслушать объяснение и
понимать суть ответа;

умение строить
простые причинно-следственные связи,
устанавливать логические связи между
событиями;

умение
классифицировать предметы по
существенным признакам;

умение сравнивать
и обобщать;

способность
действовать «в уме», то есть составлять
внутренний план учебных действий;

способность
оценивать свои действия с точки зрения
их соответствия принятым нормам и
критериям;

умение применять
творческий подход к решению проблемных
заданий;

способность
рефлексировать свой опыт, то есть
способы познания, усвоенные знания,
умения, навыки, а также поступки и
личностные качества

Тестирование
— экспериментальный метод психодиагностики,
применяемый в эмпирических социологических
исследованиях, а также метод измерения
и оценки различных психологических
качеств и состояний индивида.

Тесты классифицируются
по разным признакам.

По
виду свойств личности

они делятся на тесты достижений
и личностные
.
К первым относятся тесты интеллекта,
школьной успеваемости, тесты на
творчество, тесты на способности,
сенсорные и моторные тесты. Ко вторым
— тесты на установки, на интересы, на
темперамент, характерологические тесты,
мотивационные тесты.

По
виду инструкции и способу применения

различаются индивидуальные
и групповые

тесты. При групповом тестировании
одновременно обследуется группа
испытуемых.

По
формальной структуре

различаются тесты простые,
т.е. элементарные, результатом которых
может быть единственный ответ, и тесты
сложные,
состоящие из отдельных подтестов, по
каждому из которых должна быть дана
оценка.

Психологический
запрос

мотивированное определенным образом
обращение клиента к психологу с просьбой
предоставить конкретную форму
психологической помощи.

Для того чтобы
человек решился на консультацию,
необходимо, как минимум, два условия:

1) объективное
наличие психологических проблем;

2) хотя бы частичная
рефлексия человеком своих проблем, т.е.
отображение их в сознании в форме
потребности в психологической помощи

Существуют различные
подходы к классификации психологических
проблем. Выделяются, например, проблемы
личностные, педагогические, коммуникативные,
возрастные. Проблемы могут различаться
по степени их сложности: от простых,
когда бывает достаточно обыкновенной
разъяснительной беседы, до сложных,
требующих от клиента открытий, инсайта,
что возможно лишь при длительной
консультативной работе.

Формы психологической
помощи:

— психодиагностика

— психоконсультирование

— психокоррекция

— психопрофилактика

— тренинговая
работа

Психологический
диагноз

конечный результат деятельности
психолога, направленной на описание и
выяснение сущности индивидуально-психологических
особенностей личности с целью оценки
их актуального состояния, прогноза
дальнейшего развития и разработки
рекомендации. Психологический диагноз
не ограничивается констатацией, а
необходимо включает предвидение и
выработку рекомендаций. Важнейшим
элементом психологического диагноза
является необходимость выяснения в
каждом отдельном случае того, почему
данные проявления обнаруживаются в
поведении обследуемого, каковы их
причины и следствия.

3

Соседние файлы в папке психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник