Понятие о росте и развитии ребенка закономерности роста

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология
    (Физиология развития ребенка): Учеб.
    пособие для студ. высш. пед. учеб.
    заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин,
    Д.А.Фарбер. — М.: Издательский центр
    «Академия», 2002. – 416 с.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология:
    Учеб. пособие для студентов пед. вузов.
    – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.

  3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы
    анатомии, физиологии и гигиены детей
    и подростков: Учеб. пособие для студ.
    дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений.
    – М.: Издательский центр «Академия»,
    2000. – 376 с.

  4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология
    и школьная гигиена: Пособие для студентов
    пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова,
    Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319
    с.

Дополнительная литература:

  1. Гигиенические требования к условиям
    обучения в общеобразовательных
    учреждениях. Санитарно-эпидемиологические
    правила и нормативы. СанПиН
    2.4.2.1178-02.-М.: МЗ РФ, 2003 г.

  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
    образовательные технологии в современной
    школе. — М.: АПКиПРО,2002 г.

  3. Современные технологии оздоровления
    детей и подростков в образовательных
    учреждениях. – Библиотечка журнала
    «Вестник образования России», М.:
    ПРО-ПРЕСС, 2003, №9 — 72с.

Тема 2: понятие о росте и развитии. Закономерности роста и развития организма План:

  1. Понятие о росте и развитии организма.

  2. Закономерности роста и развития
    организма.

  3. Возрастная периодизация.

1. Понятие о росте и развитии организма.

Рост и развитие – одна из важнейших
характеристик живой материи. Под ними
понимается изменения, которые происходят
в организме в течение онтогенеза. Эти
изменения начинаются с момента
оплодотворения и заканчивается смертью
организма.

Под ростом понимаются количественные
изменения, происходящие в живом организме,
другими словами, рост подразумевает
процессы пролиферации, сопровождающиеся
нарастанием количества биомассы
(увеличение количества клеток, увеличение
размеров клеток, что сопровождается
изменением размеров организма, органов).

Под развитием понимают качественные
изменения, происходящие в организме,
т.е. процессы дифференцировки, которые
приводят к изменению структурных и
функциональных характеристик организма.

Существует представление о росте как
частном случае процессов развития.
Тогда говорят, что развитие включает в
себя три основных процесса: рост,
дифференцировку органов и тканей,
формообразование. Появление такого
подхода к трактовке понятий роста и
развития – отражение единства этих
процессов, их тесной взаимосвязи.

Академик И.И.Шмальгаузен в 1935 году,
анализируя и теоретически обобщая
данные эмбриологов, гистологов и
морфологов, показал, что клеточная
пролиферация и клеточные дифференцировки
не могут одновременно проходить в одной
и той же группе клеток, т.е. процессы
роста и развития должны быть разделены
в организме либо в пространстве, либо
во времени.

Разделение процессов роста и развития
во времени предопределяет наличие
этапов возрастного развития.

2. Закономерности роста и развития организма

К закономерностям роста и развития
относятся:

  1. единство роста и развития.
    Количественные изменения всегда
    сопровождаются качественными изменениями.
    Например, наращивание мышечной массы
    сопровождается увеличением силы мышц;

  2. непрерывность роста и развитияв
    течение онтогенеза. Количественные и
    качественные изменения продолжаются
    в течение всей жизни, но могут быть
    более или менее интенсивными, могут
    носить прогрессивный (приводящий к
    созреванию, к расцвету) и регрессивный
    (сопровождающийся инволюцией органа,
    угасанием функции) характер;

  3. надежность роста и развития.
    Концепция биологической надежности
    сформулирована А.А.Маркосяном. Под ней
    понимают наличие резервных возможностей
    организма, которые обеспечивают рост
    и развитие в разных обстоятельствах
    (травма, болезнь и т.д.) и в меняющихся
    условиях существования. В основе
    надежности лежат механизмы: а) дублирования
    функций (2 почки, 2 глаза, 2 уха и т.д.); б)
    дублирования механизмов достижения
    адаптивного эффекта (для поддержания
    температуры внутренней среды организм
    использует мышечное сокращение, в ходе
    которого выделяется тепло; гормоны
    щитовидной железы, которые усиливают
    энергетический обмен в организме;
    механизмы теплопродукции, связанные
    с работой печени и почек; механизмы
    теплоотдачи, связанные с изменением
    просвета кожных сосудов, деятельность
    потовых желез, реакциями волосяного
    покрова); в) избыточности (избыточное
    число нервных клеток в ЦНС, многие из
    которых существуют как бы«про
    запас») и г) пластичности (одни
    структуры ЦНС могут брать на себя
    функции утраченных в результате травмы,
    инфекции и т.д. Например, функции мозжечка
    по регуляции координации движений
    могут брать на себя большие полушария);

  4. гетерохронность– разновременное
    созревание функциональных систем, под
    которыми понимают совокупность органов
    и систем органов, необходимых для
    достижения «полезного» для организма
    результата, другими словами, адаптивного
    результата. Положение о гетерохронности
    развития впервые сформулировано
    П.К.Анохиным, который назвал свою теорию
    созревания организма теорией
    системогенеза. Под системогенезом
    понимается поэтапное включение и смена
    функциональных систем в процессе
    индивидуального развития. Примером
    гетерохронности в развитии организма
    может служить тот факт, что в онтогенезе
    сначала созревают функциональные
    системы, регулирующие вегетативные
    функции организма, а позже – регулирующие
    двигательные функции. Новорожденному
    необходимо дышать, переваривать пищу,
    выделять мочу и т.д., способность к
    передвижению появляется позже.

Читайте также:  Массаж языка ребенку для развития речи при дизартрии

Гетерохронность характерна не только
для организма, но и для возрастной
группы: в каждой возрастной группе
примерно15-20% детей опережает своих
сверстников в развитии и примерно
столько же отстает. Отставание в развитии
носит название ретардации.Развитие
ребенка идет согласно генетической
программе и условиям среды, в которых
живет ребенок, поэтому темпы и показатели
развития всегда имеют индивидуальные
отличия, которые могут соответствовать
и не соответствовать среднестатистическим
данным, полученным для данного возраста
(см. лабораторную работу «Критерии
школьной зрелости»).

Гетерохронность имеет место и в масштабе
поколений: дети разных поколений могут
развиваться разными темпами и в истории
человечества периоды ускоренного
развития (акселерация) постепенно
сменялись периодами замедленного
развития (деселерация). Под акселерацией
понимают ускоренное физическое развитие
и биологическое созревание по сравнению
со сверстниками из предшествующих
поколений. Деселерация – обратное
акселерации явление. Последний пик
акселерации имел место в 70-ые г.г. 20 века.
В настоящее время наблюдается постепенное
падение темпов развития – движение к
деселерации. Причины этих явлений до
сих пор окончательно не выяснены, но
вероятнее всего в их основе лежат
какие-то процессы (биоритмы) глобального
биосферного, а, возможно, космического
масштаба;

  1. гармоничность роста и развития.
    Очередность созревания функциональных
    систем определяется задачами очередного
    этапа развития: вслед за функциональной
    системой акта сосания созревает
    функциональная система акта жевания
    и слюноотделения, что знаменует переход
    с молочного вскармливания на смешанное
    питание. Таким образом, на каждом этапе
    онтогенеза уровень развития организма
    соответствует требованиям среды и
    задачам дальнейшего развития. Н.П.Гундобин
    утверждал, что про ребенка нельзя
    говорить, будто он «слаб» и «немощен».
    Все функциональные системы маленького
    ребенка обладают достаточным уровнем
    надежности для функционирования в тех
    конкретных условиях, в которых ребенок
    живет, т.е. обеспечивают его приспособленность
    к реалиям окружающего мира. На этом же
    настаивал и И.А.Аршавский. Однако,
    границы адаптивных возможностей ребенка
    существенно уже, чем у взрослых. По этой
    причине ребенок предъявляет повышенные
    требования к условиям обитания, что
    определяет особые гигиенические и
    психолого-педагогические характеристики
    среды, в которой проходит рост, развитие,
    обучение и воспитание ребенка;

  2. гетеросенситивность роста и развития– различная чувствительность
    развивающихся систем к разным внешним
    воздействиям на отдельных этапах
    онтогенеза. Известно, что депривация,
    т.е. исключение некоторых внешних
    факторов в определенные этапы развития
    может фатально сказываться на развитии
    соответствующих функций. Например,
    отсутствие общения с человеком в
    возрасте до 3-5 лет приводит к необратимой
    утрате членораздельной речи и никакие
    последующие воздействия не могут
    компенсировать этот недостаток. Поиск
    сенситивных периодов для развития тех
    или иных качеств с целью его эффективного
    использования в учебном процессе –
    одна из важных современных задач
    физиолого-педагогических
    психолого-педагогических исследований.

  3. Помимо сенситивных, выделяют также
    критические и кризисные периодыразвития. Вся траектория развития
    характеризуется чередованием состояния
    устойчивого состояния и неустойчивого
    состояния, когда перед системой
    (организмом, органом, клеткой) открывается
    возможность выбора одного из нескольких
    вариантов будущего. Критический период
    – переломный этап в морфофункциональном
    развитии организма. Он завершает
    предыдущий период онтогенеза и начинает
    качественно новый этап развития.
    Кризисный период – период выраженных
    перестроек личности, происходящих в
    определенное время (изменение жизненной
    позиции, появление новых мотивов и
    т.д.). В таблице 1 приводится сравнительная
    характеристика сенситивных, критических
    и кризисных периодов развития.

Таблица 1

Характерные особенности сенситивных,
критических

и кризисных периодов онтогенеза

Параметр

Критический
период

Сенситивный
период

Кризисный
период

Уровень
организации

Морфо-физиологический

Психо-физиологический

Психический

Уровень
регуляции

Низкий

Средневысокий

Низкий

Степень
целостности системы

Ослабленная

Средневысокая

Ослабленная

Интенсивность
процессов жизнедеятельности

Перенапряжение

Без
перенапряжения

Возможно
перенапряжение

Чувствительность

Повышена
к различным факторам небольшой силы

Повышена
к специфическим обучающим факторам
выраженной интенсивности

Повышенная
к различным факторам

Направление
развития

Возможность
выбора из нескольких путей

Развитие
конкретной функции

Возможность
выбора

Ритмичность
(цикличность, периодичность)

Хорошо
выражена; периоды разной длительности:
от нескольких часов до 6-8 лет.

Может
отсутствовать (например, развитие
речи). Для ряда функций может иметь
место (например, повторение в онтогенезе
благоприятных периодов для развития
памяти, внимания, мышления, двигательных
функций у детей и взрослых)

Хорошо
выражена; периоды разной длительности

Причины
нарушения развития

Воздействия
большой интенсивности

Отсутствие
специфического воздействия или его
малая интенсивность

Воздействия
большой интенсивности

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Онтогенез — это процесс индивидуального развития организма от момента его зарождения до смерти. Онтогенез подразделяется на два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Читайте также:  Упражнения для развития внимательности у ребенка 8 лет

Филогенез — это процесс исторического развития живой природы и отдельных групп составляющих ее организмов.

Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Под развитиемв широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма — это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония, явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем, надежность биологической системы.

Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).

Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития.

1.4. Возрастная периодизация
и характеристика возрастных периодов ребенка

Возрастная периодизация включает следующие ступени:

I — новорожденный — 1—10 дней;

II — грудной возраст — 10 дней—1 год;

III — раннее детство —1—3 года;

IV — первое детство — 4—7 лет;

V — второе детство — 8—12 лет мальчики, 8—11 лет девочки;

VI — подростковый возраст — 13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;

VII — юношеский возраст — 17—21 год юноши, 16—20 лет девушки;

VIII — период зрелости: первый зрелый — 21—35 у мужчин, 20—35 у женщин, второй зрелый — 35—60 у мужчин, 35—55 у женщин;

IX — пожилой возраст — 55—75 у женщин, 60—75 у мужчин.

X — старческий возраст — 75—90 лет;

XI — возраст долгожителей после 90 лет.

В период новорожденности, в грудном возрасте и в первый год периода раннего детства у ребенка происходит ускоренное формообразование и созревание нервных структур головного мозга. Совершенствование структуры приводит к функциональному скачку: росту познавательных возможностей ребенка как в период раннего и первого детства.

К моменту поступления ребенка в школу заканчивается период первого детства. Создаются морфологические и функциональные предпосылки для приобщения к новым, сложным формам мировосприятия и обучения. Школьный период оказывается наиболее насыщенным возрастными скачками в развитии ребенка.

В период второго детства (младший школьный возраст) завершается морфологическая дифференцировка клеток коры больших полушарий, создаются условия для высших форм аналитико-синтетической функции мозга. С 8—9 лет у девочек и с 10—11 лет у мальчиков начинаются препубертатные, предшествующие периоду полового созревания, изменения.

Читайте также:  Тест на развитие ребенка бесплатно

Половое созревание у девочек продолжается от 12 до 15, у мальчиков — от 13 до 16 лет. Пубертатный период сопровождается наиболее интенсивными темпами развития организма, сложными морфофункциональными перестройками, связанными с подготовкой к репродукционной функции. В этом периоде отмечаются и наиболее высокие темпы роста и увеличение массы тела.

В пубертатном периоде происходит скачкообразное изменение как структуры, так и функции отдельных органов и систем (пубертатный скачок). У мальчиков пубертатный скачок наблюдается между 12,5—15,5 годами; у девочек — между 10,5—13,5 годами. Максимальный скачок роста у мальчиков в этом периоде составляет около 10 см, у девочек — 8—9 см. Скачок роста происходит главным образом за счет удлинения туловища. Через три месяца после ростового скачка наступает резкое увеличение мышечной массы, а через полгода — увеличение массы тела. Скачкообразные изменения отмечаются и в размерах внутренних органов — сердца, печени, желудка.

Пубертатные скачки связаны с интенсивным развитием репродуктивной системы. С 12,5 лет наблюдается ускоренный рост наружных половых органов у мальчиков. В это же время у них появляются и выраженные вторичные половые признаки (рост волос на лобке). Через два года появляются волосы в подмышечной впадине и на лице, происходят разрастание хрящей гортани и следующая за этим ломка голоса.

У девочек первые признаки пубертатного периода характеризуются набуханием области сосков, хотя появление волос на лобке может и предшествовать этому. Первая менструация совпадает с окончанием максимального темпа прироста тела в длину. В течение года после первой менструации наблюдается период относительного бесплодия, так как не всегда менструации предшествует выход яйцеклетки из яичника. Пубертатный скачок является результатом усиления гормональной функции в системе гипоталамус — гипофиз — надпочечники — половые железы. До наступления пубертатного скачка гипоталамус тормозит продукцию гонадотропных гормонов гипофиза. Усиленный синтез гонадотропинов происходит под влиянием гипоталамического фактора, растормаживающего секрецию гонадотропных гормонов (релизинг-фактор). В пубертатном периоде у девочек происходит снижение чувствительности гипоталамуса к половым гормонам. Уровень их становится недостаточным для сдерживания продукции гонадотропного релизинг-фактора. Следствием усиления его продукции является повышение уровня половых гормонов в крови до тех пор, пока их избыток не затормозит через гипоталамус гонадотропную активность гипофиза.

Мужские половые гормоны появляются в заметном количестве только в подростковом возрасте. У мальчиков в пубертатном периоде повышается чувствительность надпочечников к кортикотропным гормонам гипофиза. Вследствие этого увеличивается продукция андрогенных гормонов надпочечников.

С завершением периода полового созревания не заканчиваются, однако, процессы роста и развития. В юношеском возрасте продолжается рост тела в длину (на 1—2 см в год), завершается структурное и функциональное созревание соматических и вегетативных систем.

Период зрелости, когда практически заканчивается формирование и прогрессивное развитие организма, наступает у женщин только к 20 годам, у мужчин к 21 году. Зрелый возраст — это возраст мужчин от
21 года до 60 лет и женщин от 20 до 55 лет. В самом названии периода зрелости заключено представление о завершении функциональных и морфологических перестроек.

В зрелом возрасте выделяют два периода: период расцвета и устойчивости функций организма (от 20—21 года до 35 лет) и период начальной инволюции (35—60 лет для мужчин и 35—55 лет для женщин).

Для пожилого возраста (от 60 до 75 лет у мужчин и от 55 до 75 лет у женщин) характерно ускоренное развитие инволюционных перестроек, снижение резервов адаптации. Одним из основных признаков старения организма является понижение уровня основного обмена. У человека примерно к 60 годам снижение основного обмена ведет к голоданию клеток и тканей. Морфологической предпосылкой снижения основного обмена является уменьшение абсолютного числа митохондрий. Так, у человека в возрасте от 50 до 70 лет в клетках печени оно уменьшается на 30—35 %.

После 75 лет наступает старость. Резко снижается уровень всех физиологических функций, падает сопротивляемость организма, получают благоприятную морфологическую основу типичные болезни старости — атеросклероз, ишемическая и гипертоническая болезни.

Возраст после 90 лет называют возрастом долгожителей. В этом периоде обостряются явления старения, резко увеличивается вероятность внезапной смерти.

Глава 2. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
И ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 4355; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8667 — | 7487 — или читать все…

Читайте также:

Источник