Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии ребенка

Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии ребенка thumbnail

Автор: Куприенко Ирин Анатольена

Организация: ГБОУ школа № 417

Населенный пункт: г. Санкт — Петербург

В настоящее время проблема психического здоровья населения, и в первую очередь детей и подростков, является одной из самых актуальных проблем в нашей стране.
     В последние годы произошли качественные изменения в жизни населения из-за социально- экономической нестабильности в России: снизился уровень жизни; из-за загруженности родителей, дети остаются без присмотра и родители уделяют им  мало внимания; усилился миграционный поток; ухудшилось экологическое состояние окружающей среды. Эти факторы оказывают влияние на психическое развитие детей.
      В этой статье разберем такие понятия как нормальное и отклоняющее развитие детей и подростков.

     Проблема нормы и патологии – это проблем междисциплинарная. Существуют разные подходы к этой проблеме. Среди них можно назвать статистический или частотный, уровневый ( духовный, психический, соматический ), пограничный. Считается, что норма – это то, что наиболее распространено, а отклонения встречаются реже. Проблемами отклонений в возрастном развитии  занимается специальная психология.

Н. Я. Семаго и М. М. Семаго так определяют нормативное и отклоняющееся развитие: « какие – либо изменения ( девиации) программы развития              ( одной или одновременно нескольких психических функций) в рамках            ( пределах) параметров социально – психологического норматива можно рассматривать как « условно нормативное развитие». То есть условно нормативное развитие представляется в виде некоего « коридора»,                 « области нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально – психологическим нормативом, определяемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической, и т. п. ситуациями. В то же время любое изменение ( девиация ) той же психической функции, группы функций или всей системы высших психических функций, выходящее за пределы области, определяемой конкретным социально – психологическим нормативом, можно оценить как отклоняющееся развитие».

     При различном соотношении между биологическими и социальными факторами развития формируются различные варианты психического дизонтогенеза ( В. В. Ковалев, В.В. Лебединский). В связи с тем, что встречается разнообразие отклонений, существуют и различные классификации отклоняющегося развития.
     В отечественной психологии выделяют четыре основные группы: недостаточное, асинхронное, поврежденное и дефицитарное  развитие.

      Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средненормативному, всех или отдельных психических функций, их базовых составляющих. При этом оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно – временные представления, которые являются основой развития когнетивной сферы ребенка.
     Асинхронное развитие ребенка характеризуется сложными сочетаниями недоразвития, ускоренного развития, искаженного  развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих.

     Группа поврежденного развития выделяется наличием повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично – воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития.

     Парциальное  нарушение отдельных психических функций, возникшее на ранних стадиях онтогенеза, часто является характерным для детей с трудностями в обучении.

     Малейший дефект созревания функциональной системы в одном из ее многочисленных и различно локализованных звеньев неизбежно сказывается на эффективности последующей адаптации. То сеть первичное органическое неблагополучие выступает на пути полноценной социально-психологической адаптации.
     Согласно положению Л. С. Выготского о системном строении дефекта, органическая недостаточность всегда реализуется в поведении ребенка как снижение его социальной позиции. При этом дефект одновременно порождает и стимулы для выработки средств компенсации. Степень и качество компенсации поврежденных функций зависит от возраста ребенка и характера влияний на него со стороны социального окружения.

     Данная классификация достаточно условна. Она описывает, как и другие классификации, изолированные, относительно «чистые» варианты отклоняющегося развития. В жизни эти варианты могут частично накладываться друг на друга, пересекаться, смыкаться по своим проявлениям.

     Болезнь считается патологическим функциональным состоянием. П. Б. Ганнушкин отмечал, что «никакой коренной разницы между явлениями здоровья и болезни не существует, что, наоборот, существует необходимая связь между феноменами того или другого порядка», что в области патологии действуют те же законы и силы, что и в норме; между двумя формами существования человека — здоровьем и болезнью — разница только в том, что при последней нарушается гармония тех взаимоотношений между функциями организма, которые наблюдаются в норме».

      Как правило, соматически больной ребенок или подросток может быть отнесен к числу людей со здоровой психикой. Хотя еще П. Б. Ганнушкин писал, что между здоровьем и болезнью нельзя провести никакой определенной грани, что между нормальными и патологическими явлениями возможны самые разнообразные  и многочисленные переходные ступени.

Литература.

  1. Дербенев Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управлении ими в условиях социально- экономических перемен. Тверь. 1998. – 96 с.
  2. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М. 1999. – 160с.
  3. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М. 2000
  4. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности.  С-Пб. 2001. -240с.
  5. Психология развивающейся личности./ Под. редакцией А.В. Петровского. М. 1987. 240 с.
  6. Сердюковская Г.Н. Гельниц Г. Психогигиена детей и подростков. М. 1985.
Опубликовано: 12.08.2015

Источник

Определение
«степени нормальности» человека —
сложная междисциплинарная проблема.
Когда речь заходит об отклонениях в
развитии человека, необходимо уяснить
понятие «норма». В самом общем смысле
понятие
нормы восходит к латинскому
«правило», «образец».

Норма
предполагает
такое сочетание личности и социума,
когда она бесконфликтно и Продуктивно
выполняет ведущую деятельность,
удовлетворяет свои основные потребности,
отвечая при этом требованиям социума
со-
Ответственно ее возрасту, полу,
психосоциальному развитию.

Ориентация
на норму важна на-этапе выявления
недостатков в развитии с целью определения
специальной помощи,
Актуальны
несколько значений этого понятия.

Среднесmаmuсmu.ческая.
норма

уровень
психосоциального развития человека,
который соответствует средним
качественно-количественным показателям,
полученным при обследовании группы
популяции людей того же Возраста, пола,
культуры и т.д, Попадание в зону средней
статистической нормы означает уровень
развития, свойственный не менее чем 68
% лиц
дан- ной возрастной категории, пола и
т.д, Ориентация на статистическую норму
важна прежде всего на этапе выявления
недостатков в развитии и определения
меры их патологичности, требующей
специальной психологопедагогической,
а в некоторых случаях и медицинской
помощи.

Функциональная
норма

индивидуальная
норма развития. В
основе
концепции функциональной нормы лежит
представление о неповторимости пути
развития каждого человека, а также о
том, что любое отклонение можно считать
отклонением только в сопоставлении с
индивидуальной тенденциеи развития
каждого человека. Другими словами,
функциональная норма — это своего рода
индивидуная норма развития, которая
является отправной точкой и одновременно
целью
реабилитационной работы с человеком,
независимо от характера имеюшихся у
него нарушений. Достигнутое состояние
только тогда можно

считать
нормой, когда в процессе самостоятельного
развития или в результате специальной
коррекционно-педагогической работы
наблюдается такое сочетание взаимоотношений
личности и социума, при котором личность
продуктивно выполняет свою ведущую
деятельность, удовлетворяет свои
основные потребности и при этом в полной
мере отвечает тем требованиям, которые
предъявляет к ней социум в зависимости
от возраста, пола, уровня психосоциального
развития. Это своего рода гармоничный
баланс между возможностями, желаниями
и умениями,с одной стороны и требованиями
со стороны социума — с другой.Именно
обретение ребенком такого баланса,
несмотря на различные первичные
нарушения, и является основным критерием
эффективности оказываемой ребенку
помощи. Идеальная норма — некое оптимальное
развитие личности в оптимальных для
нее социальных условиях. Можно сказать,
что это высший уровень нормы
функциональной.Идеальные нормы возникали
в виде обобщения положительных качеств
выдаюшихся представителей человечества,
обеспечивавших его прогрессивное
развитие, и фиксиревались в так называемых
нормативных науках, например, педагогике,
политике, праве и др. Идеалы, несмотря
на кажущуюся отдаленность от реальности,
играют чрезвычайно важную роль в
регуляции поведения человека и жизни
общества. .

В
психологии идеальные нормы представлены
в гуманистических моделях к.Роджерса,
А. Маслоу и др. Это направление характеризуют
как «психологию эталонов», поскольку
психологи-гуманисты создавали идеальные
и возвышенные образы здоровой личности,
далекой от деструктивных проявлений
психопатологии. Именно идеальные нормы
заложены в определении Всемирной
организации здравоохранения здоровья
человека как состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов. П.Б.
Ганнушкин, отечественный психиатр с
мировым именем, называл гармонические
натуры по большей части плодом воображения
и утверждал, что у каждого человека
можно найти психопатические черты.
Человек здоров настолько, насколько он
не позволяет патологическим чертам
разрастись больше положенного. Проблема
«норма — патология» — это одна из острейших
проблем современного человекознания,
по своему содержанию выходящая далеко
за пределы медицины. Острый дискуссионный
характер данной проблемы проявляется
в многочисленных вариантах ее решения,
каждый из которых имеет как свои
достоинства, так и явные недостатки.Одним
из распространенных вариантов в решении
проблемы «норма­ патология»считается
частотный или статистический подход.
Сущность его состоит в том, что критерием
нормальности объявляется показатель
распространенности, или частотности
того или иного явления: чем большее
распространение оно получает, тем выше
вероятность его отнесения к категории
нормы и наоборот. Однако критерий
частотности не всегда может содержательно
надежным. Многие явления не являются
распространеным но это не превращает
их ненормальные (например, леворукость).
Часто исследователи используют так
называемый адаптационный Его основная
идея состоит в том, что критерием
нормальности выступать способность
человека к адаптации, то есть способность
долгой приспособляемости к физическим
и социальным изменениям. Быстро однако
вряд ли можно назвать аномальным активное
нежелание человека приспосабливаться
к аморальным и антигуманным условиям
жизни, в которыe он попал помимо своеи
воли. роме того, неясны критерии
адаптивности: как долго человек должен
проявлять признаки дезадаптации, чтобы
это состояние было квалифицировано как
отклонение от нормы? Само понятие
«приспособленность» в ряде исследований
признается неподходяшим для описания
здорового или нормального существования.
Так, польский психолог и клиницист К.
Домбровский считал, что способность
всегда приспосабливаться к новым
условиям и на любом уровне свидетельствует
о моральной и эмоциональной неразвитости.
За этой способностью скрываются
отсутствие иерархии ценностей и жизненная
позиция, не содержащая в себе элементов,
необходимых для позитивного развития
личности и творчества. Социальные
психологи считают, что адаптация может
быть добровольной и принудительной.
Принудительная адаптация наносит ущерб
человеку ­ деформирует его интеллектуальные
и моральные качества, приводит к
эмоциональным нарушениям. В рамках
культурно-релятивного подхода проблема
нормы и патологии решается в контексте
культуры и исторического времени.
Согласно этой точке зрения, одно и то
же явление в одной и той же культуре, но
в разное время может оцениваться
по-разному (то как нормальное, то как
патологическое). Равно как в разных
культурах в одно и то же время оценки
одного и того же явления могут быть
диаметрально противоположными: то, что
нормально в одной культуре, не нормально
в другой. Понятие «нарушенное развитие»
не является чем-то самоочевидным и
нуждается в серьезном теоретическом
анализе. Это понятие довольно относительное.
Всякая трактовка отклоняющегося развития
подразумевает наличие некой точки
отсчета, более или менее определенного
представления о том, каков должен быть
процесс нормального развития или
развития вообще как такового. Но в
современной психологии не существует
единого понимания природы, механизмов,
условий и сущности онтогенеза психики.
А различные взгляды на процесс развития
способствуют многогранному видению и
его нарушений. Разными авторами делались
попытки выделения существенных
характеристик феномена нарушенного
развития. Авторы учебного пособия
«Основы специальной психологии»
раскрывая сущность отклоняющегося
развития, Отмечают, что оно представляет
собой класс «особых состояний,
возникающих преимушественно в детском
и подростковом возрасте под влиянием
различчных групп факторов (органической
или функциональной приропы) и проявляющихся
в замедлении или выраженном своеобразии
психосоциальго развития ребенка,
затрудняющих его социально-психологическую
адаптацию, включение в образовательное
пространство и дальнейшее профессиональное
самоопределение.

С
точки зрения Семаго «любое отклонение
отдельной функции или системы психических
функций или системы психических функций
от программы развития вне зависимости
от знака измения + или -, выходящее за
пределы социально-психологического
норматива, определяемого для данной
образовательной, социокультурной или
этнической ситуации и данного возраста
следует рассматривать как отклоняющее
развитие данной функции или системы
психических функций. Ребенок,
демонстрирующий подобные феномены,
должен быть отнесен к категории с
отклонениями в развитии

Сорокин
предлагает следующее определение этого
явления: и отклоняющее развитие следует
понимать как обычное развитие, протекающее
в необычных условиях, патогенная сила
которых переходит компенсаторные
возможности индивида, не нарушая при
этом целостности психики, модифицируя
лишь уровень ее опосредованности.
Вследствие этого относительно устойчиво
изменяются параметры и стороны
микрогенеза, что приводит к трансформациям
в процессе возрастного развития. Это
прежде всего проявляется в замедлении
процесса социализации, то есть в усвоении
культурно-иторического опыта. Именно
поэтому дети с признаками нарушенного
развития нуждаются в специальной
медико-социальной и психолого-педагогической
помощи

В
последние два десятилетия в науке
отчетливо доминирует воззрение о том,
что норма и патология – это две крайние
точки, между которыми не существует
четкой границы. Именно поэтому их так
трудно дифференцировать и найти четкие
критерии их различения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Проблема
нормы и патологии является одной из
самых спорных для наук, объектом изучения
которых являются процессы, связанные
с развитием человека. Некоторые ученые
считают ее бессмысленной и неуместной,
поскольку сомневаются в самом существовании
нормы.

Однако
для таких наук как психология, судебная
медицина, дефектология, специальная,
коррекционная педагогика является
необходимым изучение данного понятия
и создание некоторых границ в определении
данного понятия. Проблема критериев
нормы, нормального развития человека
приобретает особую актуальность в
контексте коррекционно-развивающей
деятельности, решения задач воспитания
и перевоспитания.

Большинство
исследователей признают, что норму
следует рассматривать, по крайней мере,
в 3 значениях: статистическая, функциональная
и идеальная норма.

Статистическая
норма – среднестатистический показатель
какой-либо величины. Статистическая
норма — это такой уровень психосоциального
развития человека, который соответствует
средним качественно-количественным
показателям, полученным при обследовании
представительной группы популяции
людей того же возраста, пола, культуры
и т.д.

Обычно
статистическая норма представляет
собой определенный диапазон значений
развития какого-либо качества (роста,
веса, уровня развития интеллекта,
отдельных его составляющих и т. п.),
расположенных около среднего
арифметического, как правило, в пределах
стандартного квадратичного отклонения.
Попадание в эту зону собственно средней
статистической нормы означает уровень
развития, свойственный не менее чем 68%
лиц данной возрастной категории, пола
и т.д. Чем дальше какая-либо характеристика
развития человека от зоны средних
величин, тем с большим основанием можно
квалифицировать данный случай как
отклонение.

Функциональная
норма (индивидуальная) – это качества,
показатели человека, обеспечивающие
его субъективное удовлетворение и
адекватную самореализацию. В этом смысле
человек является нормальным тогда,
когда он такой, каким он должен быть со
своей собственной точки зрения, когда
он проявляется так, как ему свойственно,
когда он находит удовлетворение в том,
что считает правильным и красивым.
Однако этот вид нормы следует принимать
с оглядкой, в сочетании с другими видами
норм.

Это
своего рода индивидуальная норма
развития, которая является отправной
точкой и одновременно целью реабилитационной
работы с человеком, независимо от
характера имеющихся у него нарушений.
В данном контексте следует признать,
что достигнутое состояние только тогда
можно считать нормой, когда в процессе
самостоятельного развития или в
результате специальной
коррекционно-педагогической работы
наблюдается такое сочетание взаимоотношений
личности и социума, при котором личность
без длительных внешних и внутренних
конфликтов продуктивно выполняет свою
ведущую деятельность, удовлетворяет
свои основные потребности и при этом в
полной мере отвечает тем требованиям,
которые предъявляет к ней социум в
зависимости от возраста, пола, уровня
психосоциального развития.

Это
своего рода гармоничный баланс между
возможностями, желаниями и умениями, с
одной стороны, и требованиями со стороны
социума — с другой. Именно обретение
ребенком такого баланса, несмотря на
различные первичные нарушения, и является
основным критерием эффективности
оказываемой ребенку помощи. Именно
данное состояние можно рассматривать
в

качестве
основного показателя душевного здоровья
человека и рассматривать его в качестве
критерия оптимального уровня
социально-психологической адаптированности.

Идеальная
норма — это некое оптимальное развитие
личности в оптимальных для нее социальных
условиях. Можно сказать, что это высший
уровень нормы функциональной. Эти нормы
выдвигают такие нормативные науки как
педагогика, политика, правовые науки и
др.

В
практике принята и наиболее часто
используется статистическая процедура
оценки нормальности ребенка. Сравнивается,
соответствует ли ребенок данного
возраста уровню развития, характерному
для большинства детей его возраста, как
в отдельных составляющих, так и в целом.

Ребенок
считается нормальным, если:

·
уровень его развития соответствует
уровню развития большинства детей его
возраста;

·
когда развиваются индивидуальные
свойства и способности ребенка,
преодолевая возможное негативное
влияние со стороны собственного организма
и средового окружения;

·
когда ребенок развивается в соответствии
с требованиями общества, определяющими
как его актуальные формы поведения, так
и дальнейшие перспективы его адекватного
творческого социального функционирования
в период зрелости.

·
когда ребенок развивается в соответствии
с требованиями общества, определяющими
как его актуальные формы поведения, так
и дальнейшие перспективы его адекватного
творческого социального функционирования
в период зрелости;

Указанные
три критерия нормальности необходимо
учитывать при оценке нормальности или
анормальности детей и подростков. Другие
проявления ребенка относят к аномальности
(абнормальности) и это становится
основанием для проведения коррекционной
работы.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник