Понятие нормы психического развития ребенка

Понятие нормы психического развития ребенка thumbnail

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

_____________

Бюджетное учреждение высшего образования ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и методики профессионального образования

Автор

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ИГОиС, СурГУ А.В. Демчук

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

(в профессиональной подготовке будущих учителей)

Тема: «Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка»

Сургут

2017

УДК 376

Демчук А.В.

Теория и методика специальной педагогики и психологии (в профессиональной подготовке будущих учителей): учеб.-метод. пособие / А.В. Демчук; Сургут. гос. ун-т

ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2017. – 40 с.

Тема: «Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка»

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты.

Возрастная и индивидуальная норма развития. Кризисы детского развития. Категории развития в специальной педагогике и психологии. Возрастная периодизация. В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Д.Б. Эльконин разработал концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность. переход от раннего детства к дошкольному возрасту — кризис трех лет, и переход от младшего школьного возраста к подростковому — кризис полового созревания.

Виды норм:

1) нормативная норма (предварительно идеально
установленный образец);

2) функциональная (физиологическая) норма (определяется по отношению к выполнению или невыполнению
Функции какой-либо системы организма);

3) статистическая норма (определяет место индивида в
популяции по отношению к статистическому среднему, на
пример, интеллект среднего уровня (IQ = 80—119 баллов)
имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта — 6%,
умственную отсталость— 2—3%, повышенный интеллект —
0-12%);

4) индивидуальная норма (уровень отклонения от статистической и физиологической норм). Показателями отклонения от нормы являются замедление или деградация психического развития, дисфункциональность организма как биологической системы, поведенческая патология.

Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как: склонность к дезадатптации, тотальность, стабильность.

Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают:

   По источнику происхождения нарушения:
   1. Эндогенные (внутренние) – возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (проблемы, связанные с генетикой).
   2. Экзогенные (внешние) – возникающие по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания).
   По структуре дефекта:
   3. Органические – поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), т. е. вследствие органических нарушений в организме.
   4. Функциональные – расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
   По времени возникновения отклонения:
   5. Врождённые – вследствие заболевания матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.
   6. Приобретённые – вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнатальных) поражений организма ребёнка.
   По способу возникновения:
   7. Социальные – неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.
   8. Стихийные – несчастные случаи.
   9. Наследственные.
   Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше группу причин нарушений развития.

Вопросы:

  1. Периодизация Э. Эриксона разработана на основе идентичности.

  2. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.

  3. Причины и условия деформации личностного развития ребенка.

  4. Понятие «норма» и «аномалия» (дизонтегенез) в психическом и личностном развитии ребенка.

  5. Проблема «норма-аномалия» как междисплинарная проблема.

  6. Проблема «норма» и «аномалия» как междисциплинарная проблема.

    1. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Первичные и вторичные нарушения

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Асинхрония — неравномерность темпа развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием других, характеризуется нестабильностью показателей психоречевого и статико-моторного развития.

Ретардация (от лат. retardatio – замедление) – поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез. Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга, возможно и их сочетание.

Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговые дисфункций и т. д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Факторы возникновения первичного и вторичного нарушений в развитии:

— экзогенно-органический фактор;

— перинатальные причины;

— натальные причины;

— постнатальные причины.

Вопросы:

  1. Причина нарушений в психическом и физическом развитии.

  2. Проблемы аномального детства.

  3. Закономерности психического развития.

  4. Проблемы аномальных детей в процессе воспитания и образования.

  5. Психолого-педагогическая коррекция вторичных нарушений.

  6. Понятие «первичный» и «вторичный» дефект (концепция Л.С. Выготского).

Литература

  1. Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : Матер. Всерос. науч. школы с междунар. участ. / под общ. ред. А. Г. Ряписовой. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – С. 20–31.

  2. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учеб. пособие. – Москва: Пер Сэ, 2012. – 176 с.

  3. Демчук А.В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: Моног. / А.В. Демчук. – Ульяновск: изд. ЗЕБРА, 2016. – 141 с.

  4. Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] : курс лекций / Н. Ю. Зеленина. – Пермь : Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2014. — 50 с.

  5. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова .— Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010 .— 250 с.

  6. Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. – Москва: Академический Проект, 2015

  7. Слепович Е.С. Специальная психология : Учебное пособие / Слепович Е. С. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 511 с.

  8.  Специальная педагогика : учеб. / Л. В. Мардахаев [и др.] ; ред.: Л. В. Мардахаев, Е. А. Орлова. — М. : Юрайт, 2014. – 447 с.

  9. Специальная педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Н. М. Назаровой .— 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2001 .— 394 с.

  10. Специальная психология : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Лубовского .— М. : Академия, 2003 .— 460 с.

  11. Специальная психология : учебное пособие : для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского .— 4-е изд., испр. — М. : Академия, 2007 .— 460.

  12. Специальная педагогика и специальная психология : учебно-методическое пособие для студентов / Югорский государственный университет, Гуманитарный факультет, Кафедра педагогики и психологии ; [сост.: О. В. Булатова] .— Ханты-Мансийск : Информационно-издательский центр ЮГУ, 2009 . – 44 с.

  13. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М. А. Поваляева .— Ростов н/Д : Феникс, 2002 .— 350 с.

  14. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н. Малофеев : [в 2 ч.]. – М. : Печатный двор, 1996 . –Ч.1. –182 с.

  15. Нацаренус, Н.Н. Региональная система подготовки педагогов-дефектологов: от профессиональной компетентности к профессиональной мобильности [Текст]: монография / Н.Н. Нацаренус. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008 . – 82 с.

  16. Нестерова, Г.Ф. Опыт и перспективы социальной работы с инвалидами / Г.Ф. Нестерова // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: мат-лы международной науч.-практ. конф. 24 апреля 2009 года / [отв. ред. Ю. П. Платонова] . – СПб. : Изд-во СПбГИПСР, 2009 . – С. 80–82.

  17. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учеб.пособие / Н.В.Новоторцева СПб. : Каро, 2006. – 136 с.

  18. Панов, А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / А.М. Панов // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 1997. – 199 с.

  19. Психолого-педагогическая диагностика : учеб.пособие для студентов вузов / [Левченко И.Ю. и др.] ; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной М. : Academia, 2005. – 318 с.

  20. Райгородская, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я Райгородская : учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХАРАХ-М», 2006 . – 672 с.

  21. Соколова, Н Д. Дети с ограниченными возможностями:проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : Хрестоматия по курсу «Коррекц.педагогика и спец.психология» / Сост.Н.Д.Соколова,Л.В.Калинникова М. : ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.

  22. Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Г.А. Степановой. – Москва–Сургут : РИО СурГПИ, 2003 . – 247 с.

  23. Теория и методика подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: учеб.-метод. пособие / А.В. Демчук ; Сургут. гос. ун-т ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2012. – 34 с.

  24. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] : монография. / Л.М. Шипицина.– СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002 . – 496 с.

  25. Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич : монография / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», – 2001 . – 272 с.

  26. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М. : ВАКО, 2005 . – 208 с.

  27. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б.Трофимова и др. — СПб. : Питер, 2005. — 304с.

21. Сорокин, В.М. Специальная психология учебное пособие для студентов вузов / под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : «Речь», 2003. – 216 с.

Источник

1.2.1. Общая характеристика понятий «норма», «нормальное психическое развитие»

Норма (.мат. поппа) — установленная мера, средняя величина чет либо.

Но мнению ряда исследователей, норма предполагает такое со­ме iапис личности и социума, когда личность «бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет сноп основные потребности, отвечая при этом требованиям социу­ма соотнетственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию» < М .11. Трофимова, СП. Дуванова и др.).

В литературе выделяют несколько значений этого понятия:

среднестатистическая норма — уровень психосоциального
развития человека, который соответствует средним качественно-
количественным показателям, полученным при обследовании
представительной группы популяции людей того же возраста, пола,
культуры и т.д.;

функциональная норма — индивидуальная норма развития.

Проблема нормы и ее вариантов является одной из самых слож­ных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как: норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), нор­ма регуляции, эмоциональная норма, норма личности, вопросы по-лоных и возрастных различий.

М.М. Семаго отмечает, что понятие «норма» должно быть соот­несено не только с «уровнем психологического и социального раз-шпия ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с тре-бонапиями, которые окружающий ребенка социум предъявляет к нему». Автор в качестве критериев нормы предлагает использовать ряд позиций.

1. Социально-психологический норматив (СПН) — система ис­торически детерминированных требований (правила, нормы, пред­писания идеальная модель требований общества к личности), которые общество предъявляет к психическому и личностному раз­витию каждого из его членов.

2. Функциональная норма — индивидуальная норма разви­
тия, которая является отправной точкой и целью коррекционно-
развивающей работы.

3. Идеальная норма — «программа развития» ребенка в идеаль­
ных социокультурных условиях.

4. Типологический норматив — совокупность наиболее частот­
ных (качественных и количественных) характеристик и особен­
ностей ребенка, отражающих специфический вариант развития —
«психологический синдром».

Для оценки психического развития исследователи предлагают использовать систему «базовых составляющих психического раз­вития», которая условно включает самостоятельные подструктуры: произвольность психической активности, пространственные пред­ставления, аффективная регуляция (М.М. Семаго, Ы.Я. Семаго).

Понятие нормы относительно: его содержание зависит от со­циума, культурных, этнических, религиозных, этических тради­ций и существенно меняется со временем. С позиций психолого-педагогического знания в качестве критериев нормы могут высту­пать понятия:

предметная норма — знания, умения и действия, необходимые
ученику для овладения данным предметным содержанием програм­
мы (отражается в стандартах образования);

социально-возрастная норма — показатели интеллектуального
и личностного развития ребенка (психологические новообразова­
ния), которые должны сложиться к концу определенного возраст­
ного этапа;

индивидуальная норма — индивидуальные особенности разви­
тия и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).

Нормальным развитием, по мнению Томаса Вейса, считается относительно гармоничное равновесие между многими возможны­ми разнообразными отклонениями и неправильным формировани­ем, что свойственно любому развитию.

Среди условий, определяющих возможности нормального раз­вития ребенка, исследователи выделяют как биологические, так исоциальные. Так, среди основных условий нормального разви­тия ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют следующие по­казатели:

1) нормальную работу головного мозга и его коры;

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним
сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса
нервных процессов;

3) сохранение органон чувств, которые обеспечивают нормаль­ную спяль ребенка с инеишим миром;

А) систематичное! i> и последовательность обучения ребенка в се­мье, и детском саду и и общеобразовательной школе.

Исследовании J. Пожар показали, что развитие ребенка будет считаться нормальным при следующих условиях:

• уровень его развития соответствует уровню развития боль-
ишнстиа детей его возраста или старшего возраста, с учетом разви­
тии общества, членом которого он является;

• ребенок развивается в соответствии с его собственным общим
путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, спо­
собностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному
развитию отдельных составных частей и их полной интеграции,
преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны соб-
с тиешюго организма и средового окружения;

• ребенок развивается в соответствии с требованиями обще­
ства, определяющими как его актуальные формы поведения, так и
дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального
функционирования в период зрелости.

Многочисленные исследования в области психологии выявили наиболее общие закономерности развития психики в норме:

• неравномерность психического развития;

• цикличность развития;

• пластичность нервной системы;

• развитие отдельных психических функций на базе сформиро-
наиных ранее;

• соотношение биологических и социальных факторов в процес­
се1 психического развития.

Л.С. Выготский понимал психическое развитие как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых: «Только вну­тренние изменения самого развития, только переломы и поворо­ты и его течении могут дать надежное основание для определения главных :)нох построения личности ребенка, которые мы называем возрастом».

И периодизации психического развития ребенка в качестве оснонпого выступает понятие критический возраст (чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет про­цесс формирования личности): кризис новорожденное™, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. «…К началу каждого возрастного пе-

риода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной… Выяснив социальную ситуацию раз­вития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необ­ходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту».

Понятие психологической нормы раскрывается и через особен­ности ведущей для данного возраста деятельности — это деятель­ность, которая обусловливает главнейшие изменения в психоло­гических особенностях ребенка в данном периоде его развития (А.Н. Леонтьев).

Строгого научного определения понятия «норма личности» не существует. Между нормальным типом поведения и патологиче­ским (болезненным) находится огромное количество переходных форм. В компетенцию педагога входят коррекция и развитие откло­няющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здо­рового ребенка. В психологической литературе такие нарушения иногда называют факторами риска — общее название условий и особенностей образа жизни, а также врожденных или приобретен­ных свойств организма, которые повышают вероятность возникно­вения у индивидуума болезни (не будучи ее причиной) или способ­ны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося забо­левания.

В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка:

• выраженная психомоторная расторможенность, трудности вы­
работки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту;
трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;

• склонность ребенка к «космической» лжи — приукрашиванию
ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вымыс­
лам, которые он использует как средство выхода из затруднитель­
ного положения или конфликта;

• инфантильные эмоциональные проявления с двигательными
разрядками, громким настойчивым плачем и криком;

• импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость,
вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по не­
значительному поводу;

• прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрес­сией и отпет па наказания, замечания, запреты, побеги как реакции отпетого протеста и др. (Г.С. Абрамова).

Понятие нормального развития предполагает сформированную готовность к реализации учебной деятельности, включающей не­сколько аенсктои: физический, физиологический и психологиче­ский. Психологический аспект готовности к обучению подразуме­вает сформпрованность определенного уровня следующих показа­телей (Т.Л. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина):

1) знаний и представлений об окружающем мире;

2) умственных операций, действий и навыков;

‘А) речевого развития, предполагающего владение довольно об­ширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

-1) познавательной активности, проявляющейся в соответствую­щих интересах и мотивации;

5) регуляции поведения.

Понятие «отклоняющееся развитие» в специальной литературе определяется как «отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляю­щих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для кон­кретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаз­дывание)» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

По мнению авторов, ценность и суть понятия «отклоняющееся развитие» состоит в том, что его необходимо рассматривать толь­ко в ситуации «отклонения относительно чего-либо», т.е. в сравни­тельной динамике изменений, связанных с развитием и в сравнении с динамикой развития норматива.

Любые варианты условно нормативного или отклоняющегося развития характеризуются определенной структурой сформиро-наниости базовых составляющих психической деятельности (про­извольность психической активности, пространственные представ­ления, аффективная регуляция).

Говоря об отклонениях от нормального развития, следует пом­нить об уникальности и неповторимости личности каждого ребен­ка, а также учитывать, насколько отклонение от нормы нарушает развитие.

Психическое развитие ребенка с ОПФР, подчиняясь тем же за­конам и закономерностям, что и развитие его нормально развиваю-

щегося сверстника, имеет качественное своеобразие в каждом воз­растном периоде. Это означает, что для каждого периода следует учитывать не только продолжительность, по и качественную специ­фику. Значимым является понимание того, что вопрос об особен­ностях психофизического развития может рассматриваться только в контексте знаний о параметрах психических процессов, структуре сформированное™ базовых составляющих психического развития в норме.

Дата добавления: 2015-02-12; просмотров: 3451 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник