Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка виды отклонений

          Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

          Слово «норма» от латинского правило, образец – установленная мера, средняя величина чего-либо.

          Ребёнок считается нормальным:

· когда его уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растёт;

· когда он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом чётко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды;

· когда его поведение соответствует требованиям общества: ребёнок не асоциален;

          Ребёнок развивается соответственно норме при:

· правильной работе головного мозга и его коры;

· нормальном психическом развитии;

· сохранности органов чувств;

· последовательном обучении;

          Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и другие не соответствия норме, обозначается словом – аномалия(греч. отклонение).

          Отклонение в развитии ребёнка –это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Нарушенное развитие принято называтьдизонтогенезом.

          В основе тех или иных проблем в развитии особого ребёнка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).

          Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

          К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

          Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарённость детей.

          Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования.

          Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Отклоняющимся социальным поведением является безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость.

          Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих,

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив,

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт,

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих!

          Девиантное (отклоняющееся) поведение –это поступки,противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).

          Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

          Девиантноеповедение – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии) или антисоциальное поведение (нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые).

          Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие.

          Виды отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой):

· отклонения социально-пассивного типа – стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учёбы и работы; побеги из дома, бродяжничество; погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ; суицид;

· отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду – кражи, хищения, спекуляции, мошенничество;

· отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности – хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений.

          Классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):антисоциальное (противоречащее правовым нормам), асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклоняющееся от медицинской и психологической нормы).

          Формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:попрошайничество, бродяжничество, тунеядство, нежелание учиться, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, суицидальное поведение, приводы в полицию, пребывание на учёте в КДН, воровство, наличие судимости, участие в криминальных группах, курение, жестокость, вандализм, раннее начало половой жизни, повышенная агрессия, хулиганство, токсикомания.        

          Формы девиантного поведения:

· негативные: правонарушение, алкоголизм, наркомания, проституция, предательство, самоубийство, неприличное поведение, не принятие социальных норм, сквернословие;

· позитивные: геройство,альтруизм (нравственный принцип бескорыстного служения другим людям;  готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму), самопожертвование, научное техническое и художественное творчество.

          Негативные девиации (отклонения): раннее курение, курение травки, ранний секс, жестокость, нежелание работать, употребление алкоголя, уход в криминал, наркомания, агрессивность, азартные игры, психическое расстройство, противоправное поведение, самоубийство, проституция, терроризм.

          Позитивные девиации (отклонения): резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», аскетизм, святость, гениальность, новаторство;

          Чем характеризуется человек-девиант?

· вызывает негативную оценку со стороны общественности;

· приносит ущерб себе или другим;

· поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;

· согласует свои действия с общей направленностью личности;

· выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

          Причины девиантного поведения.

              Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – биологические и психологические:

· биологические причины: врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения);психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология);физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность);

· психологические причины: психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость); недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь).

          Девиантное поведение детей – это не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. Термин применим только к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности;

          По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

          Особенности отклоняющегося поведения дошкольников, затрудняющие процесс обучения и воспитания:

          1. Специфика протекания психических процессов (их повышенная либо заторможенная подвижность):

          2. Типологические черты личности и характера ребёнка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

          Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребёнка (нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения).

          К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма.

          Выделяют:

· физическую агрессию (удары, толчки, укусы, драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);

· вербальную агрессию (грубят, оскорбляют, дразнят, ругаются матом).

          Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребёнка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

          Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

          Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

          Гиперактивный ребенок – ребёнок с чрезмерной психической и моторной активностью.

          Гиперактивный ребёнок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

          Дисфория — расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребёнок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

          Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными. Их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психическом состоянии:

· для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам;

· в возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение с взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний;

· после 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство;

          Кпричинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

· наследственность;

· ошибки воспитания;

· конфликты в семье;

· деформация характера;

· психические заболевания;

· психические и физиологические отклонения;

· негативное влияние СМИ;

· несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребёнка.

          Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

          Нарушения поведения имеют в своей основе и определенную слабость ЦНС (возрастная незрелость, неблагоприятная беременность и роды).

          В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

          Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого;

          Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:

· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания;

· пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;

· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

· семьи с дефицитом заботы любви у одного или двух родителей к ребёнку;

· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка;

· семьи с чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Самостоятельная работа № 19. Составление тезауруса: основные понятия специальной педагогики.

          Основные понятия, термины специальной педагогики: специальная педагогика, лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, аномальные дети, дети с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченной трудоспособностью, реабилитация, специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжёлый недостаток, специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия), специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Дата добавления: 2018-02-23; просмотров: 6744; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10105 — | 7846 — или читать все…

Источник

Сфера нормального всегда имеет в сознании
людей свои границы, а все то, что находится
за их пределами, определяется как
«ненормальное», «патологическое». На
практике происходит оценивание индивидов
по признаку соответствия или несоответствия
норме, которая и определяет эти границы.

Понятие нормы широко используется в
медицине, психологии, педагогике,
социологии и других науках. Попытка
дать точное и единственно верное
определение этому понятию, скорее всего,
обречена на неудачу. Так, например,
только в медицине ученые насчитывают
до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма»
не только терминологическая, но и
содержательная. Например, нравственные
нормы не могут быть раз и навсегда
зафиксированы во всех без исключения
сообществах, потому что они, во-первых,
имеют национальную специфику, а потом
всё время изменяются.

При этом важно помнить, что норма – это
некое идеальное образование, условное
обозначение объективной реальности,
показатель, характеризующий реальную
действительность, но не существующий
в ней.

То, что не соответствует норме, обозначается
другим словом – «отклонение».

Для соц. педагогики понятие «норма» и
«отклонение от нормы» — очень важные.
Они используются для характеристики
процесса развития и соц-го поведения
ребенка. Отклонения могут носить как
негативный, так и позитивный характер
.Например, отклонениями от нормы в
развитии ребенка являются и умственная
отсталость и талантливость. Такие
негативные отклонения в поведении, как
преступность, алкоголизм, наркомания
и др., оказывают отрицательное влияние
и на процесс социального становления
человека, и на развитие общества в целом.
Позитивные же отклонения в поведении,
к которым можно отнести все формы
социального творчества, напротив, служат
развитию социальной системы.

Отклонения от нормы условно делят на 4 группы:

1)Физические отклонениясвязаны
со здоровьем и определяются медицинскими
показателями.

2)Психический недостаток– это
временный или постоянный недостаток в
психическом развитии человека, включая
нарушения речи, эмоционально-волевой
сферы, как крайние формы этого вида
отклонений выступаютаутизм
состояние психики, характеризующееся
замкнутостью, отсутствием потребности
в общении, исуицид– попытки к
самоубийству, а также повреждения
мозга,нарушения умственного развития,
задержку психического развития, создающие
трудности в обучении.

Особую группу отклонений представляет
одаренность детей.Мера одаренности
и таланта устанавливается по характеру
продуктов деятельности, отличающихся
новизной, нестандартностью, оригинальностью
и другими показателями.

Сложный недостаток сочетает в себе
физические и психические недостатки,
подтвержденные в установленном порядке.

Для диагностики физических и психических
недостатков
создается постояннаямежведомственная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК)
. В ее задачи входит
проведение возможно более раннего
обследования детей и выявление
особенностей их развития в целях
установления диагноза и удовлетворения
прав реб-ка на получение образования,
а также консультирование родителей,
пед., мед.работников, соц. педагогов и
др. специалистов.

3) Педагогические отклонения,
когда ребёнок
не получил
образование, т.к. не посещал школу. Такие
отклонения от нормы могут быть названы
педагогическими. Педагогической нормой,
или нормой образования, являются
стандарты общего образования, которые
приняты в стране. В соответствии с этими
стандартами ребенок в определенном
возрасте должен получить соответствующий
уровень образования, закончить начальную,
неполную среднюю (9 классов) или полную
среднюю (11 классов) школу. Согласно
Закону об образовании РФ обязательным
является общее среднее образование.

4) Социальные отклонениясвязаны
с понятием социальная норма.Соц. норма– правила, образец действия или поведения
людей или группы, которая официально
установлена в обществе.

Соц.нормы делятся на 2 группы: 1.
универсальные
, распространяющиеся
на каждого чел-ка в обществе;2.частные,
относящиеся и регулирующие определенную
сферу профессион-й деят-ти или
жизнедеятельности людей (например,
врач, учитель, социальный педагог и
др.).

Особенностью соц.норм для детей является
то, что они выступают фактором воспитания,
в процессе которого происходит усвоение
соц. норм и ценностей, вхождение в соц-ю
среду, усвоение соц-х ролей и соц-го
опыта.

В социологической, педагогической и
психологической литературе основательно
проработаны проблемы детей с отклоняющимся
поведением. Для этой категории детей
используются различные термины: трудный,
ребенок с девиантным, асоциальным
поведением, с устойчивыми отклонениями
в поведении.

Причины отклоняющегося поведения тоже
хорошо изучены. Они связаны с трудностями
подросткового возраста, неопределенностью
соц-го поведения в обществе, нестабильностью
развития страны, возникающей экстренной
ситуации, из которой реб-к самостоятельно
найти выход не может.

Для оказания помощи таким детям создаются
специализированные соц. службы. Дети,
совершившие соц-но опасные деяния и
достигшие 11 лет, по решению суда с учетом
заключения ПМПК могут направляться в
спец. школы или специальные профессиональные
учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в соц.
развитии, выделяют детей, оставшихся
без попечения родителей. Это дети-сироты
и соц-е сироты. Для них существуют
специальные образовательные соц-е
учрежд-я: дома ребенка, дет.дома,
школы-интернаты, социально-реабилитационные
центры помощи детям, соц-е приюты и т.д.

В реальности «чистых» отклонений не
бывает.
Одно отклонение провоцирует
другое, одна группа отклонений
накладывается на другую. Соц. отклонения
у реб-ка обычно имеют в качестве причин
отклонения в здоровье, психические и
педагогические отклонения.

Любая «поломка», любое ограничение
потенциальных возможностей человека
неизбежно затрагивает всю организацию
в целом и ведет к «социальному выпадению».
Это явление изучается учеными разных
областей знания – социологии, психологии,
социальной педагогики, медицины и др.
Каждая из этих наук предлагает свои
теории «выпадений».

Так, отклонения в поведении детей,
имеющих ограниченные возможности,
рассматривались вначале в русле
медицинской модели. Согласно этой
теории, несоответствие социальной норме
в поведении ребенка рассматривается
как патология здоровья. В качестве
причин, вызывающих отклоняющееся
поведение, выдвигались эндокринные
нарушения, нарушение созревания
(акселерация и недоразвитие), органические
мозговые нарушения, генетические
отклонения и др.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской
модели сформировалась теория социальной
полезности людей с ограниченными
возможностями
, которая получила
широкое распространение во многих
развитых странах. Суть ее заключается
в следующем. В обществе имеются люди,
физические и психические возможности
которых ограниченны, но это не мешает
им осуществлять хотя бы элементарную
социально полезную деятельность,
например, обслуживать себя или выполнять
какую-либо простую работу. Это значит,
что при необходимом профессиональном
обучении такие люди могут материально
сами себя обеспечивать, а не становиться
обузой и бременем для государства,
которое их должно содержать. Кроме того,
они могут быть источником дешевой
рабочей силы, что также выгодно
государству. Таким образом, в этой теории
очевиден приоритет государства над
личностью.

В 60-х годах XX века
на смену медицинской модели пришла
социальная
модель
,
развитию которой послужила теория
психоанализа
.

В фокусе этой
модели находятся не внутренние причины
(болезнь, нарушения в развитии и т. д.),
а взаимосвязь между отдельным человеком
и социумом. С этой точки зрения ограничение
возможностей человека вызвано во многом
отношением к нему окружающих людей,
выделяющим его из общества, а также
барьерами, которые существуют в окружающей
его среде, рассчитанной прежде всего
на здоровых людей. Другими словами,
ограниченные возможности как проблема
являются результатом социальной,
экономической и политической дискриминации
таких людей в обществе. Чтобы преодолеть
ее, необходима интеграция людей с
ограниченными возможностями в общество
на их собственных условиях.

В рамках социальной
модели отклоняющееся поведение детей
стало рассматриваться во взаимосвязи
с процессами семейного воспитания и
межличностного взаимодействия. С
разработкой теории изменились приоритеты
в объяснении социальных выпадений.
Неадекватное поведение детей и подростков
стало рассматриваться как деформированный
процесс накопления социального опыта,
как результат субъективных нарушений,
связанных с семейным неблагополучием,
недостаточной педагогической культурой
родителей, негативным балансом поощрений
и наказаний, отсутствием любви к ребенку
и другими факторами. Постепенно
накапливающиеся неразрешенные конфликты
и приводят к отклоняющемуся поведению.
А поскольку оно обусловлено не только
болезненными-процессами, на которые
практически невозможно влиять, становится
возможной его коррекция. Таким образом,
социальная модель позволила рассматривать
поведение ребенка не только как
отклоняющееся, но и корректирующееся.

Работа
соц.педагога

направлена на профилактику отклонений,
предупреждения нарушений определенных
норм и правил, принятых в обществе, а
также – на реабилитацию детей, в развитии
которых установлены те или другие
отклонения. Для работы соц.педагога
важное
значение имеет пограничная зона между
нормой и отклонением
.
В соц-х отклонениях м/унормальным типом
поведения и отклоняющимся располагается
большое количество стадий, переходных
ступеней от нормы к отклонению. Поэтому
бывает сложно провести четкую грань
м/уестественным проявлением характера
реб-ка и отклонениями в нем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник