Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка презентация
Слайд 1
ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ
Слайд 2
Виды отклонений: Сенсорные Интеллектуальные Физические Речевые Психические Соматические
Слайд 3
Сенсорные отклонения Сенсорная система — часть нервной системы, ответственная за восприятие. Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорная система состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга. Многие сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.
Слайд 4
Причины: Нарушение в нервной системе Травмы Инфекционные и вирусные заболевания Патология при беременности и родах Недоношенность
Слайд 5
Лечение: Специальный массаж каждые 2-3 часа Метод изменения порогов чувствительности состоит в постепенном приучивании ребенка к стимулу касания при помощи ежедневных упражнений Физические упражнения (прыжки со скакалкой, кувырки и тд ) Развитие мелкой моторики (пластилин, игры с песком и тд ) Работа по дому (вытирание пыли, уход за животными, поливка цветов)
Слайд 6
Интеллектуальные отклонения Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – особое состояние интеллекта ребенка, которое характеризуется ограничением развития интеллектуальных способностей на фоне ограниченного функционирования нервной системы. Таким образом, можно сказать, что это функциональное нарушение нервной системы. Нарушения интеллектуального развития является острой проблемой в современной детской психиатрии и клинической генетике. Умственная отсталость включает в себя разнородные явления с клинической точки зрения. Задержки психического развития характеризируется нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Нарушения интеллектуального развития с вязаны с нарушениями адаптивного поведения. Термин «умственная отсталость» включает в себя все клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта.
Слайд 7
Причины : Экзогенные: Наследственные: травмы родовые травмы, асфиксия нейроинфекции алкоголизм родителей эпилепсия болезнь Дауна шизофрения инфекционные заболевания в органические положения период беременности матери головного мозга патология наследственности
Слайд 8
Недоразвитие развивается в первые годы жизни, когда еще не полностью сформированы мозговые системы. Повреждение мозговых систем происходит в результате травм плода в период внутриутробного развития. Недоразвитие характеризуется пассивностью психофизиологических процессов, концентрацией на простейших ассоциативных связях. При данной форме дизонтогенеза в различной степени наблюдаются нарушения речи, слуха, памяти. Задержанное развитие развивается при медленном формировании познавательной деятельности, характерен в младшей возрастной группе. Факторы, способствующие задержке развития: генетическая предрасположенность; соматические заболевания; неблагоприятная среда воспитания; инфекции, полученные в период развития в утробе матери. При поврежденном развитии заболевание проявляется в более позднем возрасте. Примером поврежденного развития служит положительная деменция. При ее возникновении наблюдается нарушение уже сформировавшихся психофизиологических функций и недоразвитие лобных систем. При одном и том же заболевании, обусловленном нарушением психики, могут наблюдаться различные формы дизонтогенеза . Следовательно, типы нарушений интеллекта можно рассматривать как взаимосвязанные аномалии.
Слайд 9
Выделяют несколько степеней олигофрении : Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Нарушения интеллекта выражены не явно, у деток присутствует механическая память, что дает им возможность обучиться чтению, письму и уходу за собой. Дети могут обучаться и достаточно хорошо усваивают информацию, предусмотренную специальной программой в школе. При своевременном выявлении и правильной реабилитации таких деток они могут хорошо адаптироваться к социальной жизни, как в детском, подростковом, так и в зрелом возрасте. Имбецильность – более тяжелое изменение в умственной сфере ребенка. Таким деткам гораздо сложнее даются процессы запоминания и воспроизведения информации, читают они просто механически, не понимая смысла прочитанного. Деятельность малышей характеризуется полным отсутствием инициативности и сводится к выполнению простых команд. В случае такой патологии обучаемость ребенка значительно затруднена, но все же возможна адаптация его к выполнению элементарных действий. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Изменения интеллекта столь значительны, что практически полностью отсутствует восприятие, мышление, осознание собственной личности. Малыши с такой патологией являются инвалидами и нуждаются в постоянном уходе взрослых и наблюдении специалистов.
Слайд 10
Лечение Если умственная отсталость сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами олигофрении, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка к социальной сфере и реабилитация.
Слайд 11
Профилактика: Профилактика рождения детей с умственной отсталостью начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков. Беременная женщина должна вести здоровый образ жизни. Употребление психотропных веществ и алкоголя категорически запрещены не только во время беременности, но и до неё! После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний. Родителям важно помнить, что умственная отсталость поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям.
Слайд 12
Физические отклонения: Основные признаки, по которым оценивают физическое развитие детей , это: рост; масса тела; окружность головы; окружность грудной клетки.
Слайд 13
Причины: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ( различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации)
Слайд 14
Речевые отклонения: Между работой головного мозга и развитием речи ребенка существует теснейшая взаимосвязь. Причинами отставания детей в речевом развитии могут быть: внутриутробная гипоксия плода; поражение слухового аппарата; заболевания нервной системы; отставание в психическом развитии, аутизм . Очень часто причиной задержки развития речи является нарушение слуха ребенка.
Слайд 15
Выделяют следующие типы нарушений речевой функции у детей: Расстройства, причиной которых являются органические заболевания ЦНС: афазия (изменение, как восприятия, так и воспроизведения речи); алалия (недоразвитие речи); дизартрия (нарушение произношения). Функциональные расстройства нервной системы: заикание; сурдомутизм (глухонемота); мутизм (немота). Нарушения речи, связанные с изменениями речевого аппарата.
Слайд 16
Для диагностики причин нарушения речевой функции малыша необходимо проверить его слух и состояние нервной системы, т.е. найти органическую или функциональную причину данного состояния. Лечение проводится комплексно и включает в себя терапию основного заболевания, спровоцировавшего данное изменение и занятия с логопедом и психологом, которые помогут нормализовать речь или адаптировать ребенка и научить его общаться с окружающим миром другими способами.
Слайд 17
Психические отклонения: Виды: Умственная отсталость Задержки развития Аутизм раннего детского возраста Синдром дефицита внимания
Слайд 18
Причины: Психологические Социопсихологические Биологические
Слайд 19
Симптомы: Тревожные расстройства, страхи Тики, синдром навязчивости Агрессивность, девиантное поведение Детская шизофрения Снижение интереса к активным играм Замедленные и необычные телодвижения Нарушение мышления Часто меняющееся настроение
Слайд 20
Лечение: За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении.
Слайд 21
Соматические отклонения Соматическими болезнями называют телесные заболевания, в противоположность психическим патологиям. В эту группу входят патологии, которые вызываются нарушениями работы внутренних систем и органов или внешними воздействиями, не касающимися психической деятельности человека .
Слайд 22
К распространенным соматическим патологиям относят следующие заболевания: Язва желудка и двенадцатиперстной кишки . Основная причина этой болезни – повышенная нервозность. Перенапряжение вызывает повышение кислотности и, как результат, появление язвы. Нейродермит (болезнь кожи) – появляется из-за депрессии, болезнь сопровождается кожными недостатками, нервозностью, сильным зудом. Бронхиальная астма – может быть вызвана сильными переживаниями. Влияя на сердце, стресс вызывает приступ удушья. Язвенный колит – нервные расстройства и стрессы относятся к частым причинам болезни. Ревматоидный артрит – чаще всего появляется из-за нарушений психики, нервного перенапряжения, в результате чего и возникают симптомы болезни суставов. Эссенциальная (хроническая) гипертензия – появляется из-за перегрузки нервной деятельности. Реже соматические заболевания способствуют развитию: Сахарного диабета. Ишемической болезни миокарда. Соматоформных расстройств поведения.
Слайд 23
Причины: Основой соматических расстройств личности является реакция организма на стрессовые ситуации, которые провоцируют нарушения работы внутренних органов. Причиной развития подобных состояний является эмоциональное напряжение, вызванное: конфликтами; повышенной нервозностью; гневом; недовольством; тревогой; страхом.
Слайд 24
Симптомы и лечение Нарушение сна Нарушение аппетита Болевой синдром Лечение соматических болезней проводится как амбулаторно , так и в условиях стационара. Пребывание в стационарных условиях показано на этапе острого проявления психоматоза , после чего наступает период восстановления. Важное значение отводится работе с больным, которая облегчит психоневрологические факторы развития заболевания. Из лекарственных препаратов предпочтение отдается тем, которые нужны для лечения появившегося заболевания. Параллельно с приемом лекарств производится психотерапевтическая терапия с целью воздействовать на механизм развития болезни и провоцирующие ее факторы. Для успокоения назначаются антидепрессанты или транквилизаторы.
Источник
1
2
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды нарушений развитии ребенка.
3
Критерии нормальности: Субъектная удовлетворенность. Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Толерантность. Социальная адаптация. Оптимальное самоутверждение. Норма – средняя величина чего-либо Это понятие относительно и зависит от времени и культуры
4
Формирование идентичности продолжается всю жизнь на каждом этапе возникает новое качество. которое в определенный момент становится определяющим его психической жизни и поведения Идентичность — это психическое здоровье, чувство устойчивости, непрерывности «Я»,причастность к социальной группе.
5
Этапы развития
6
Этапы идентичности До 1 года Чувство базового доверия к миру От 1 до 3 лет Чувство автономности и независимости От 3 до 6 лет Освоение системы социальных ролей От 6 до 14 лет Трудолюбие. Чувство полноценности От 14 до 20 лет Интимность. Кризис идентичности.
7
Инфантилизм; Чувство тревоги; Чувство изоляции; Страх перед общением; Неспособность эмоционально влиять на другого человека; Враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям. Кризис идентичности не преодолен задержка личностного развития
8
Способность к децентрации, самоотдаче, любви; Творчество, целеустремленность; Потребность к свободе; Проектирование будущего; Внутренняя ответственность перед собой, и другими, прошлым и будущим; Стремление к обретению смысла жизни. Степень психического здоровья отношение к другому человеку :
9
Относительная стабильность характера во времени; Тотальность проявления; Социальная дезадаптация. Аномалия — отклонение от правильности развития
10
Дефект Первичный Физический или психический недостаток, нарушающий нормальное развитие ребенка. Вызван биологическими факторами. Вторичный Недоразвитие высших психических функций. Возникает под влиянием первичного дефекта.
11
При разных первичных дефектах вторичные часто имеют одинаковые проявления: Замедлен темп развития психических функций Ведущий вид деятельности формируется позднее Отклонения в развитии познавательных процессов Дефекты речевого развития Сложности в общении
12
Типы нарушенийНедоразвитие Задержанное развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие Искаженное развитие Дисгармоничное развитие
13
4 группы дефектов Группа физических отклонений Группа психических отклонений Группа педагогических отклонений Группа социальных отклонений
14
Вниманию педагогов!!! Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога. Норма Отклонения
15
Причины отклонений в развитии ребенка Наследственное влияние Наследственные заболевания Предрасположен- ность к заболеваниям Неблагоприятные факторы внешней среды ПренатальныеНатальныеПостнатальные Субъективные факторы Особенности темперамента Личностные характеристики
16
Факторы риска Социально-экономическая ситуация в стране Войны. Экономические кризисы Политические реформы Профессиональная деятельность Ненормированный рабочий день Профессии повышенного риска и эмоционального напряжения Отношения в родительской семье Неполные, бедные, конфликтные семьи Алкоголизм в семье, Низкий уровень образования родителей
17
Практикум Работа с текстом (конспектирование): «Основные виды нарушения развития детей»
Источник