Понятие нормы и отклонения психического развития ребенка
Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.
Слово «норма» от латинского правило, образец – установленная мера, средняя величина чего-либо.
Ребёнок считается нормальным:
· когда его уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растёт;
· когда он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом чётко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды;
· когда его поведение соответствует требованиям общества: ребёнок не асоциален;
Ребёнок развивается соответственно норме при:
· правильной работе головного мозга и его коры;
· нормальном психическом развитии;
· сохранности органов чувств;
· последовательном обучении;
Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и другие не соответствия норме, обозначается словом – аномалия(греч. отклонение).
Отклонение в развитии ребёнка –это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Нарушенное развитие принято называтьдизонтогенезом.
В основе тех или иных проблем в развитии особого ребёнка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).
Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарённость детей.
Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования.
Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Отклоняющимся социальным поведением является безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость.
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих,
Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив,
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт,
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка – допускает лишь своих!
Девиантное (отклоняющееся) поведение –это поступки,противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).
Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Девиантноеповедение – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии) или антисоциальное поведение (нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые).
Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие.
Виды отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой):
· отклонения социально-пассивного типа – стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учёбы и работы; побеги из дома, бродяжничество; погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ; суицид;
· отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду – кражи, хищения, спекуляции, мошенничество;
· отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности – хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений.
Классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):антисоциальное (противоречащее правовым нормам), асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклоняющееся от медицинской и психологической нормы).
Формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:попрошайничество, бродяжничество, тунеядство, нежелание учиться, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, суицидальное поведение, приводы в полицию, пребывание на учёте в КДН, воровство, наличие судимости, участие в криминальных группах, курение, жестокость, вандализм, раннее начало половой жизни, повышенная агрессия, хулиганство, токсикомания.
Формы девиантного поведения:
· негативные: правонарушение, алкоголизм, наркомания, проституция, предательство, самоубийство, неприличное поведение, не принятие социальных норм, сквернословие;
· позитивные: геройство,альтруизм (нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму), самопожертвование, научное техническое и художественное творчество.
Негативные девиации (отклонения): раннее курение, курение травки, ранний секс, жестокость, нежелание работать, употребление алкоголя, уход в криминал, наркомания, агрессивность, азартные игры, психическое расстройство, противоправное поведение, самоубийство, проституция, терроризм.
Позитивные девиации (отклонения): резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», аскетизм, святость, гениальность, новаторство;
Чем характеризуется человек-девиант?
· вызывает негативную оценку со стороны общественности;
· приносит ущерб себе или другим;
· поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
· согласует свои действия с общей направленностью личности;
· выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.
Причины девиантного поведения.
Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – биологические и психологические:
· биологические причины: врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения);психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология);физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность);
· психологические причины: психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость); недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь).
Девиантное поведение детей – это не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. Термин применим только к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности;
По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.
Особенности отклоняющегося поведения дошкольников, затрудняющие процесс обучения и воспитания:
1. Специфика протекания психических процессов (их повышенная либо заторможенная подвижность):
2. Типологические черты личности и характера ребёнка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.
Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребёнка (нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения).
К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма.
Выделяют:
· физическую агрессию (удары, толчки, укусы, драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);
· вербальную агрессию (грубят, оскорбляют, дразнят, ругаются матом).
Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребёнка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.
Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.
Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.
Гиперактивный ребенок – ребёнок с чрезмерной психической и моторной активностью.
Гиперактивный ребёнок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.
Дисфория — расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребёнок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.
Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными. Их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психическом состоянии:
· для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам;
· в возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение с взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний;
· после 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство;
Кпричинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:
· наследственность;
· ошибки воспитания;
· конфликты в семье;
· деформация характера;
· психические заболевания;
· психические и физиологические отклонения;
· негативное влияние СМИ;
· несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребёнка.
Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.
Нарушения поведения имеют в своей основе и определенную слабость ЦНС (возрастная незрелость, неблагоприятная беременность и роды).
В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.
Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого;
Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:
· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания;
· пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;
· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;
· семьи с дефицитом заботы любви у одного или двух родителей к ребёнку;
· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка;
· семьи с чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Самостоятельная работа № 19. Составление тезауруса: основные понятия специальной педагогики.
Основные понятия, термины специальной педагогики: специальная педагогика, лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, аномальные дети, дети с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченной трудоспособностью, реабилитация, специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжёлый недостаток, специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия), специальное (коррекционное) образовательное учреждение.
Дата добавления: 2018-02-23; просмотров: 6805; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10128 — | 7871 — или читать все…
Источник
в
психическом и личностном развитии
ребенка
1.2.1.
Общая
характеристика понятий «норма»,
«нормальное
психическое развитие»
Норма
(.мат.
поппа) — установленная мера, средняя
величина чет
либо.
Но
мнению ряда исследователей, норма
предполагает такое соме
iапис
личности и социума, когда личность
«бесконфликтно и продуктивно
выполняет ведущую деятельность,
удовлетворяет сноп
основные потребности, отвечая при этом
требованиям социума соотнетственно
ее возрасту, полу, психосоциальному
развитию» < М .11. Трофимова, СП. Дуванова
и др.).
В литературе
выделяют несколько значений этого
понятия:
среднестатистическая
норма — уровень
психосоциального
развития
человека, который соответствует средним
качественно-
количественным
показателям, полученным при
обследовании
представительной
группы популяции людей того же возраста,
пола,
культуры
и т.д.;функциональная
норма —
индивидуальная норма развития.
Проблема
нормы и ее вариантов является одной из
самых сложных
в современной психологической науке.
Она включает в себя такие вопросы, как:
норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных
функций (восприятия, памяти, мышления
и др.), норма регуляции, эмоциональная
норма, норма личности, вопросы по-лоных
и возрастных различий.
М.М.
Семаго отмечает, что понятие «норма»
должно быть соотнесено не только с
«уровнем психологического и социального
раз-шпия
ребенка в конкретные периоды его
взросления, но и с тре-бонапиями,
которые окружающий ребенка социум
предъявляет к нему».
Автор в качестве критериев нормы
предлагает использовать ряд
позиций.
1.
Социально-психологический норматив
(СПН) — система исторически
детерминированных требований (правила,
нормы, предписания
идеальная модель требований общества
к личности), которые
общество предъявляет к психическому и
личностному развитию каждого из его
членов.
30
Функциональная
норма — индивидуальная норма разви
тия,
которая является отправной точкой и
целью коррекционно-
развивающей
работы.Идеальная
норма — «программа развития» ребенка
в идеаль
ных
социокультурных условиях.Типологический
норматив — совокупность наиболее
частот
ных
(качественных и количественных)
характеристик и особен
ностей
ребенка, отражающих специфический
вариант развития —
«психологический
синдром».
Для
оценки психического развития исследователи
предлагают использовать
систему «базовых составляющих психического
развития»,
которая условно включает самостоятельные
подструктуры: произвольность
психической активности, пространственные
представления,
аффективная регуляция (М.М.
Семаго, Ы.Я. Семаго).
Понятие
нормы относительно: его содержание
зависит от социума,
культурных, этнических, религиозных,
этических традиций
и существенно меняется со временем. С
позиций психолого-педагогического
знания в качестве критериев нормы могут
выступать
понятия:
предметная
норма —
знания, умения и действия, необходимые
ученику
для овладения данным предметным
содержанием програм
мы
(отражается в стандартах образования);социально-возрастная
норма — показатели
интеллектуального
и
личностного развития ребенка
(психологические новообразова
ния),
которые должны сложиться к концу
определенного возраст
ного
этапа;индивидуальная
норма —
индивидуальные особенности разви
тия
и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).
Нормальным
развитием, по
мнению Томаса Вейса, считается относительно
гармоничное равновесие между многими
возможными
разнообразными отклонениями и неправильным
формированием,
что свойственно любому развитию.
Среди
условий, определяющих возможности
нормального развития
ребенка, исследователи выделяют как
биологические, так и
социальные.
Так, среди основных условий нормального
развития
ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют
следующие показатели:
нормальную работу
головного мозга и его коры;
нормальное
физическое развитие ребенка и связанное
с ним
сохранение
нормальной работоспособности, нормального
тонуса
нервных
процессов;
31
3)
сохранение органон чувств, которые
обеспечивают нормальную
спяль ребенка с инеишим миром;
А)
систематичное!
i>
и последовательность обучения ребенка
в семье,
и детском саду и и общеобразовательной
школе.
Исследовании
J.
Пожар
показали, что развитие ребенка будет
считаться
нормальным при следующих условиях:
уровень
его развития соответствует уровню
развития боль-
ишнстиа
детей его возраста или старшего возраста,
с учетом разви
тии общества, членом
которого он является;ребенок
развивается в соответствии с его
собственным общим
путем,
определяющим развитие его индивидуальных
свойств, спо
собностей и возможностей,
ясно и однозначно стремясь к
полному
развитию
отдельных составных частей и их полной
интеграции,
преодолевая
возможные отрицательные влияния со
стороны соб-
с
тиешюго организма и средового окружения;ребенок
развивается в соответствии с требованиями
обще
ства,
определяющими как его актуальные формы
поведения, так и
дальнейшие
перспективы его адекватного творческого
социального
функционирования
в период зрелости.
Многочисленные
исследования в области психологии
выявили наиболее общие закономерности
развития психики в норме:
неравномерность
психического развития;цикличность
развития;пластичность
нервной системы;развитие
отдельных психических функций на базе
сформиро-
наиных
ранее;соотношение
биологических и социальных факторов
в процес
се1
психического развития.
Л.С.
Выготский понимал психическое развитие
как процесс качественных
преобразований (кризисов), периодической
ломки старых,
отживших структур и формирования новых:
«Только внутренние
изменения самого развития, только
переломы и повороты
и его течении могут дать надежное
основание для определения главных
:)нох построения личности ребенка,
которые мы называем возрастом».
И
периодизации психического развития
ребенка в качестве оснонпого
выступает понятие критический
возраст (чем
ярче, острее,
энергичнее протекает кризис, тем
продуктивнее идет процесс
формирования личности): кризис
новорожденное™, кризис одного
года, кризис трех лет, кризис семи лет,
кризис тринадцати лет,
кризис семнадцати лет. «…К началу
каждого возрастного пе-
32
риода
складывается совершенно своеобразное,
специфическое для данного
возраста, исключительное, единственное
и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей его
действительностью, прежде
всего социальной… Выяснив социальную
ситуацию развития, сложившуюся к
началу какого-то возраста и определяемую
отношениями
между ребенком и средой, мы вслед за
этим должны выяснить,
как из жизни ребенка в этой социальной
ситуации необходимо возникают и
развиваются новообразования, свойственные
данному возрасту».
Понятие
психологической нормы раскрывается и
через особенности
ведущей для данного возраста деятельности
— это деятельность,
которая обусловливает главнейшие
изменения в психологических
особенностях ребенка в данном периоде
его развития (А.Н.
Леонтьев).
Строгого
научного определения понятия «норма
личности» не существует. Между нормальным
типом поведения и патологическим
(болезненным) находится огромное
количество переходных форм.
В компетенцию педагога входят коррекция
и развитие отклоняющихся
от нормы проявлений, состояний, форм
поведения здорового ребенка. В
психологической литературе такие
нарушения иногда называют факторами
риска —
общее название условий и особенностей
образа жизни, а также врожденных или
приобретенных
свойств организма, которые повышают
вероятность возникновения у индивидуума
болезни (не будучи ее причиной) или
способны неблагоприятно влиять на
течение и прогноз имеющегося заболевания.
В
дошкольном возрасте факторами риска
названы следующие особенности
поведения ребенка:
выраженная
психомоторная расторможенность,
трудности вы
работки
тормозных реакций и запретов,
соответствующих возрасту;
трудности
организации поведения даже в игровых
ситуациях;склонность
ребенка к «космической» лжи —
приукрашиванию
ситуации, в которой
он находится, а также к примитивным
вымыс
лам,
которые он использует как средство
выхода из затруднитель
ного
положения или конфликта;инфантильные
эмоциональные проявления с
двигательными
разрядками,
громким настойчивым плачем и криком;импульсивность
поведения, эмоциональная
заражаемость,
вспыльчивость,
которая обусловливает ссоры и драки
даже по не
значительному
поводу;
33
• прямое
неподчинение и негативизм с озлобленностью,
агрессией
и отпет па наказания, замечания, запреты,
побеги как реакции отпетого
протеста и др. (Г.С. Абрамова).
Понятие
нормального развития предполагает
сформированную готовность
к реализации учебной деятельности,
включающей несколько
аенсктои: физический, физиологический
и психологический.
Психологический аспект готовности к
обучению подразумевает
сформпрованность определенного уровня
следующих показателей (Т.Л. Власова,
В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина):
знаний и представлений
об окружающем мире;умственных
операций, действий и навыков;
‘А)
речевого
развития, предполагающего владение
довольно обширным словарем, основами
грамматического строя речи, связным
высказыванием и элементами монологической
речи;
-1) познавательной
активности, проявляющейся в соответствующих
интересах и мотивации;
5) регуляции
поведения.
Понятие
«отклоняющееся развитие» в специальной
литературе определяется как «отклонение
формирования всей иерархической
структуры
психического развития или ее отдельных
составляющих
(психических функций, функциональных
систем) за пределы социально-психологического
норматива, определяемого для конкретной
образовательной, социокультурной,
этнической ситуации, вне зависимости
от знака этого изменения (опережение
или запаздывание)»
(М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
По
мнению авторов, ценность и суть понятия
«отклоняющееся развитие» состоит в
том, что его необходимо рассматривать
только
в ситуации «отклонения относительно
чего-либо», т.е. в сравнительной
динамике изменений, связанных с развитием
и в сравнении с
динамикой развития норматива.
Любые
варианты условно нормативного или
отклоняющегося развития
характеризуются определенной структурой
сформиро-наниости
базовых составляющих психической
деятельности (произвольность
психической активности, пространственные
представления,
аффективная регуляция).
Говоря
об отклонениях от нормального развития,
следует помнить
об уникальности и неповторимости
личности каждого ребенка,
а также учитывать, насколько отклонение
от нормы нарушает развитие.
Психическое
развитие ребенка с ОПФР, подчиняясь тем
же законам
и закономерностям, что и развитие его
нормально развиваю-
34
щегося
сверстника, имеет качественное своеобразие
в каждом возрастном
периоде. Это означает, что для каждого
периода следует учитывать
не только продолжительность, по и
качественную специфику.
Значимым является понимание того, что
вопрос об особенностях психофизического
развития может рассматриваться только
в
контексте знаний о параметрах психических
процессов, структуре сформированное™
базовых составляющих психического
развития в
норме.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник