Понятие норма и развитие в психическом и личностном развитии ребенка
Понятие
«аномалия» в переводе с греческого
означает отклонение от нормы, от
общей закономерности, неправильность
в развитии. В таком значении это
понятие существует в педагогической и
психологической науках.
Вопрос
об аномалиях в развитии психических
процессов, в поведении человека может
рассматриваться только в контексте
знаний о нормальных параметрах этих
процессов и поведения. Проблема нормы
и ее вариантов — одна из самых сложных
в современной психологической науке.
Она включает в себя такие вопросы,
как норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных функций (восприятия,
памяти, мышления и др.), норма регуляции,
эмоциональная норма, норма личности и
т.д. Сюда же относятся вопросы половых
и возрастных различий. Одно из основных
значений термина «норма» (от лат. погта)—
установленная мера, средняя величина
чего-либо. Понятие нормы относительно
постоянно. Его содержание зависит от
культуры и существенно меняется со
временем.
Проблема
критериев
нормы,
нормального развития человека приобретает
особую актуальность в контексте
коррекционноразвивающей деятельности,
решения задач воспитания и перевоспитания.
В практической психологии и педагогике
сегодня «рабо тающими» являются понятия
предметная
норма —
знания, умения и действия, необходимые
ученику для овладения данным предметным
содержанием программы (отражается в
стандартах образования); социально
-возрастная норма —
показатели интеллектуального и
личностного развития школьника
(психологические новообразования),
которые должны сложиться к концу
определенного возрастного этапа;
индивидуальная
норма —
проявляется в индивидуальных особенностях
развития и саморазвития ребенка
10. Кризисы развития детей. Факторы риска в детском возрасте.
Кризис
трех лет
научно описал Л.С.Выготский, который
выделил как отрицательные, так и
положительные его стороны. Первый
симптом, свидетельствующий о кризисе,
— негативизм
ребенка, т.
е. отказ от выполнения любых требований
со стороны взрослого, причем ребенок
отрицательно реагирует не на содержание,
а на просьбу взрослого. Второй симптом
— это упрямство,
когда ребенок настаивает на чем-то
не потому, что он этого хочет, а потому,
что он этого потребовал. Следующим
симптомом является строптивость,
которая в отличие от упрямства носит
более генерализированный характер,
направлена против устоявшихся норм
жизни и вызвана стремлением настоять
на собственном желании. Четвертый
симптом — своеволие,
которое проявляется в том, что ребенок
настаивает на самостоятельности в
принятии решения. Он хочет все делать
сам. Ряд других симптомов Выготский
называет второстепенными. Это протест-бунт,
когда поведение ребенка начинает
приобретать черты протеста, как бы
постоянного конфликта. Симптом
обесценивания,
когда дети начинают употреблять
неприличные слова, называть ругательными
словами своих любимых мам, пап,
бабушек. Выделяется и симптом, который
в семьях с одним ребенком может выражаться
в форме деспотизма,
а в семье с
несколькими детьми проявляется в виде
ревности
по отношению к другим детям. Но за всеми
этими симптомами Л.С.Выготский видит и
позитивные черты. Это отделение от
взрослого, появление психологического
новообразования Я
— сам,
проявление самостоятельности.
Кризис
трех лет, по убеждению исследователей,
— это кризис социальных отношений ребенка
со взрослыми, свидетельство того, что
ребенка уже не устраивают те формы опеки
и контроля, которые взрослые
использовали до сих пор, и он нуждается
в изменении отношений к нему. Если
взрослый поощряет разумную самостоятельность
ребенка, то трудности взаимоотношений
проходят (Д.Б.Эльконин).
Дошкольный
возраст
— важный период становления личности.
Академик А. Н. Леонтьев, предпринявший
попытку построить теорию развития
ребенка в детском возрасте, пришел к
заключению, что именно в дошкольном
детстве складываются личностные
механизмы поведения. Важнейшими
новообразованиями дошкольного возраста
он называет возникновение иерархии,
соподчиненности мотивов. Это более
высокие по своему типу соотношения
мотивов, которые устанавливаются
«на основе выделения более важных
мотивов, подчиняющих себе другие».
Деятельность дошкольника побуждается
и направляется не отдельными, не
связанными между собой мотивами, которые
сменяются, подкрепляют друг друга или
вступают в конфликт, а системой взаимно
соподчиненных мотивов.
С
этим центральным психическим образованием
А. Н. Леонтьев связывает все другие
конкретно-психологические изменения.
Среди них особо выделяется развитие
произвольности некоторых психических
процессов. В дошкольном возрасте
возникает и развивается произвольное
поведение. Это значит, что к концу
дошкольного возраста ребенок умеет
удерживать возникшую цель и действовать
по правилам, может планировать предстоящую
деятельность в знакомой для него
ситуации и добиваться ее результата.
Дошкольник
усваивает этические нормы. У него
формируются моральные оценки и
представления, активное отношение к
событиям жизни, сочувствие, заботливость.
Усвоение
норм и правил, умение соотносить свои
поступки с этими нормами являются первым
задатком произвольного поведения.
В
дошкольном возрасте возникают элементы
самосознания, элементы самооценки и
оценки. У ребенка, как замечает Л .И.
Божович, появляется потребность в
реальной общественно значимой и
оцениваемой деятельности, отличной от
игры. Выражается эта тенденция в желании
быть школьником.
Кризис
семи лет называют кризисом непосредственности
(Л. С. Выготский, Д.Б.Эльконин). При
переходе к школьному возрасту происходят
очевидные изменения в характере и
поведении ребенка, он начинает
«манерничать» и «паясничать». Происходит
утрата непосредственности ребенка,
и он может прибегать к манерни- чанию
как средству защиты. Самой существенной
чертой кризиса семи лет Л. С. Выготский
называет «начало дифференциации
внутренней и внешней стороны личности
ребенка». Ребенок начинает понимать
сам себя, ориентироваться в своих
чувствах и переживаниях, причем
перестраивается сам характер переживаний.
Они начинают приобретать смысл для
ребенка. Переживания приводят к
потере непосредственности, у ребенка
возникают новые отношения к самому
себе. Позитивная сторона кризиса семи
лет, по мысли Л. С. Выготского, состоит
в появлении таких новообразований,
как самолюбие и самооценка, возникающие
в обобщенном виде именно в этот период.
Подростковый
кризис исследователи объясняют
по-разному. В отечественной психологии
в контексте идей Л. С. Выготского
сложилась позиция, согласно которой
подростковый кризис играет существенную
роль в общем процессе возрастного
развития. Кризисные проявления:
противопоставление себя взрослым,
отчуждение от взрослых, завоевание
новой позиции — не только закономерные,
т. е. нормальные, явления, но и продуктивные
для формирования личности подростка
(А. М. Прихожан).
Можно
выделить следующие важнейшие проявления
подросткового кризиса. Как и все
критические периоды развития, кризис
подросткового возраста проходит три
фазы: негативную, или пред- критическую,
— фазу ломки старых привычек, стереотипов,
распада сформировавшихся ранее
структур; кульминационную точку кризиса,
как правило, это 13 лет, хотя возможны
значительные индивидуальные варианты;
посткритическую, когда формируются
новые структуры, складываются новые
отношения.
Значительным
является тот факт, что подростки могут
как бы провоцировать запретные для себя
ситуации, специально «принуждать»
родителей к ним, чтобы иметь возможность
проверить свои силы в преодолении этих
запретов и тем самым раздвинуть границы
своей самостоятельности. Это дает
возможность удовлетворить потребность
в самоутверждении. Если этого не
происходит и развитие в этот период
протекает гладко и бесконфликтно, то
позднее, в 17-18 лет, может проявиться
запоздалый и болезненный кризис,
либо инфантильная позиция «ребенка»
затягивается и может оставаться даже
в зрелом возрасте.
В
дошкольном возрасте факторами риска
названы следующие особенности поведения
ребенка:
выраженная
психомоторная расторможенность,
трудности выработки тормозных
реакций и запретов, соответствующих
возрасту; трудности организации
поведения даже в игровых ситуациях;склонность
ребенка к «космической» лжи — приукрашиванию
ситуации, в которой он находится, а
также к примитивным вымыслам, которые
он использует как средство выхода из
затруднительного положения или
конфликта; ребенок очень внушаем к
неправильным формам поведения, «все
дурное к нему так и липнет», он имитирует
отклонения в поведении сверстников,
более старших детей и взрослых;
инфантильные
эмоциональные проявления с двигательными
разрядками, громким настойчивым плачем
и криком;
импульсивность
поведения, эмоциональная заражаемость,
вспыльчивость, которая обусловливает
ссоры и драки даже по незначительному
поводу;прямое
неподчинение и негативизм с озлобленностью,
агрессией
в ответ на наказания, замечания, запреты,
побеги как реакции ответного протеста
и др.
В
младшем школьном возрасте факторами
риска являются следующие особенности
поведения:
сочетание
низкой познавательной активности и
личностной незрелости, которые
противоречат нарастающим требованиям
к социальной роли школьника;неуменыпающаяся
моторная бестормозность, которая
сочетается с эйфорическим настроением;
повышенная
сенсорная жажда в виде стремления к
острым ощущениям и бездумным впечатлениям;акцентуация
компонентов влечений: интерес к
ситуациям, включающим агрессию,
жестокость;наличие
немотивированных колебаний настроения,
конфликтности, взрывчатости,
драчливости в ответ на незначительные
требования либо запреты;
отрицательное
отношение к занятиям, эпизодические
прогулы отдельных «неинтересных»
уроков; побеги из дома при угрозе
наказания как защитная реакция;
реакции
протеста, связанные с нежеланием
заниматься в школе, отказ от занятий
по самоподготовке; намеренное невыполнение
домашних заданий назло взрослым;
гиперкомпенсаторные реакции со
стремлением обратить на себя внимание
грубостью, злобными шалостями,
невыполнением требований учителя;
выявление
к концу обучения в начальных классах
массовой школы стойких пробелов по
основным разделам программы; невозможность
усвоения дальнейших разделов программы
вследствие слабого интеллекта и
отсутствия интереса к учебе;
нарастающее
тяготение к асоциальным формам поведения
под влиянием более старших детей и
взрослых;дефекты
воспитания в виде бесконтрольности,
безнадзорности, грубой авторитарности,
асоциального поведения членов семьи.
Для
подросткового возраста факторами риска,
оказывающими влияние на психическое
развитие, оказываются:
инфантильность
суждений, крайняя зависимость от
ситуации, неспособность воздействовать
на нее, склонность к уходу от трудных
ситуаций, слабость реакции на порицание;
неспособность к волевым усилиям,
слабость функции самоконтроля и
саморегуляции как проявление
несформированности основных образований
подросткового возраста;сложности
поведения, обусловленные сочетанием
инфантильности с аффективной
возбуждаемостью;ранние
проявления половых влечений, повышенный
интерес к сексуальным проблемам; у
мальчиков — склонность к алкоголизации,
агрессии, бродяжничеству;сочетание
указанных проявлений с невыраженностью
школьных интересов, отрицательным
отношением к учебе;переориентация
интересов на внешкольное окружение;
стремление к имитации асоциальных
форм взрослого образа жизни (ранние
сексуальные эксцессы, упорное стремление
к курению, алкоголизации и пр.);неблагоприятные
микросредовые условия (семейные),
асоциальное поведение как основа
реакции имитации либо протеста;неадекватные
условия обучения, препятствующие
усвоению программы (К.С.Лебединская,
Г.С.Абрамова).
11 .Основные факторы
риска в младшем школьном возрасте.
В
младшем школьном возрасте факторами
риска являются следующие особенности
поведения:
• сочетание
низкой познавательной активности и
личностной незрелости, которые
противоречат нарастающим требованиям
к социальной роли школьника;
• неуменьшающаяся
моторная бестормозность, которая
сочетается с эйфорическим настроением;
• повышенная
сенсорная жажда в виде стремления к
острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
• акцентуация
компонентов влечений: интерес к ситуациям,
включающим агрессию, жестокость;
• наличие
немотивированных колебаний настроения,
конфликтности, взрывчатости, драчливости
в ответ на незначительные требования
либо запреты;
• отрицательное
отношение к занятиям, эпизодические
прогулы отдельных «неинтересных»
уроков; побеги из дома при угрозе
наказания как защитная реакция;
• реакции
протеста, связанные с нежеланием
заниматься в школе, отказ от занятий по
самоподготовке; намеренное невыполнение
домашних заданий назло взрослым;
гиперкомпенсаторные реакции со
стремлением обратить на себя внимание
грубостью, злобными шалостями,
невыполнением требований учителя;
• выявление
к концу обучения в начальных классах
массовой школы стойких пробелов по
основным разделам программы; невозможность
усвоения дальнейших разделов программы
вследствие слабого интеллекта и
отсутствия интереса к учебе;
• нарастающее
тяготение к асоциальным формам поведения
под влиянием более старших детей и
взрослых;
• дефекты
воспитания в виде бесконтрольности,
безнадзорности, грубой авторитарности,
асоциального поведения членов семьи.
12.
Закон «Об образовании лиц с особенностями
психофизического
развития». Его
структурная схема, основные положения
и понятия.
Принят
Палатой представителей 7 апреля 2004
года
Одобрен Советом Республики 29
апреля 2004 года
Настоящий
Закон определяет правовые, экономические,
социальные и организационные основы
специального образования и направлен
на создание необходимых условий для
получения образования лицами с
особенностями психофизического развития,
социальной адаптации и интеграции
указанных лиц в общество.
. В
настоящем Законе используются следующие
основные термины и их определения:
1.1. специальное
образование – процесс обучения и
воспитания лиц с особенностями
психофизического развития, включающий
специальные условия для получения
соответствующего образования, оказание
коррекционной помощи, социальную
адаптацию и интеграцию указанных лиц
в общество;
1.2. лицо
с особенностями психофизического
развития – лицо, имеющее физическое
и (или) психическое нарушения, препятствующие
получению образования без создания для
этого специальных условий;
1.3. ребенок
с особенностями психофизического
развития – лицо с особенностями
психофизического развития в возрасте
до 18 лет;
1.4. физическое
и (или) психическое нарушения –
отклонения от нормы, ограничивающие
социальную деятельность и подтвержденные
в порядке, установленном законодательством;
1.5. множественные
физические и (или) психические нарушения –
два и более физических и (или) психических
нарушений, подтвержденных в порядке,
установленном законодательством;
1.6. тяжелые
физические и (или) психические нарушения –
физические и (или) психические нарушения,
подтвержденные в порядке, установленном
законодательством, выраженные в такой
степени, что получение образования в
соответствии с образовательными
стандартами (в том числе специальными)
является недоступным и возможности
обучения ограничиваются получением
основ знаний об окружающем мире,
приобретением навыков самообслуживания,
получением элементарных трудовых
навыков и элементарной профессиональной
подготовки;
1.7. ранняя
комплексная помощь – система мер,
включающая выявление, обследование,
коррекцию физических и (или) психических
нарушений, индивидуализированное
обучение ребенка с особенностями
психофизического развития в возрасте
до трех лет с психолого-медико-педагогическим
сопровождением в условиях семьи,
учреждений образования и организаций
здравоохранения;
1.8. коррекция
физических и (или) психических нарушений –
система психолого-педагогических и
медико-социальных мер, направленных на
исправление или ослабление физических
и (или) психических нарушений;
1.9. психолого-медико-педагогическое
обследование – изучение с использованием
специальных методов и методик
индивидуальных особенностей личности
ребенка, развития его познавательной
и эмоционально-волевой сфер, потенциальных
возможностей и состояния здоровья в
целях определения специальных условий
для получения образования;
1.10. специальные
условия для получения образования –
условия обучения и воспитания, в том
числе специальные учебные программы и
методики обучения, индивидуальные
технические средства обучения, специальные
учебники и учебные пособия, адаптированная
среда жизнедеятельности, а также
педагогические, медицинские, социальные
и иные виды помощи, без которых невозможно
или затруднено освоение соответствующих
учебных программ лицами с особенностями
психофизического развития;
1.11. учреждение
образования общего типа – учреждение
образования, созданное для обучения и
воспитания лиц, не имеющих физических
и (или) психических нарушений, препятствующих
получению образования без создания
специальных условий;
1.12. интегрированное
обучение и воспитание – организация
специального образования, при которой
обучение и воспитание лиц с особенностями
психофизического развития осуществляются
в учреждениях образования общего типа,
создавших специальные условия для
пребывания и получения образования
такими лицами;
1.13. специальное
учреждение образования – учреждение
образования, созданное для обучения и
воспитания лиц с особенностями
психофизического развития;
1.14. обучение
на дому – организация специального
образования, при которой освоение
соответствующих учебных программ лицом
с особенностями психофизического
развития, по состоянию здоровья временно
или постоянно не посещающим учреждение
образования, осуществляется на дому.
2. Определения
иных терминов содержатся в отдельных
статьях настоящего Закона.
Закон состоит из
8 глав, 38 статей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
18.03.2015400.07 Кб14Anatomia_cheloveka_docx_skelet.doc
Источник