Понятие коррекции психического развития ребенка

Термин «коррекция психического развития» впервые использовал­ся в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогичес­кой помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокуп­ность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физичес­ком развитии ребенка По мере развития практической психологии понятие «коррек­ция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в разви­тии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сфе­ры использования психологической коррекции в работе со здоро­выми детьми обусловлено следующими причинами:

1. Активным внедрением в систему обучения новых образова­тельных программ, успешное усвоение которых требует максималь­ного развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требу­ет учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов пси­холого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения ха­рактера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического разви­тия здорового ребенка.
В настоящее время психологическая коррекция широко ис­пользуется в системе психологической помощи детям и подрост­кам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психоло­гической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают пси­хологическую коррекцию как способ профилактики нервно-пси­хических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направлен­ный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или как совокуп­ность приемов, используемых психологом для исправления пси­хики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993).
В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздей­ствия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка.Нередко понятие психологическая коррекция подменяется по­нятием психотерапия. Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных мето­дов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из дан­ного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со специфи­кой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стра­не мнением, что психотерапией могут заниматься только специали­сты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия являет­ся международным и во многих странах мира однозначно использу­ется по отношению к методам работы, осуществляемым специалис­том-психологом. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром ранне­го детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек­ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви­тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак­тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от фор­мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де­ятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллекту­альных функций.
В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто­ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую кор­рекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздей­ствий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у де­тей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации раз­вития личностных свойств.

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1915; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9067 — | 7314 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Термин «коррекция»
буквально означает «исправление».
Психокоррекция
– это система
мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологии или поведения
человека с помощью специальных средств
психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки,
не имеющие органической основы и не
представляющие собой такие устойчивые
качества, которые формируются довольно
рано и в дальнейшем практически не
изменяются.

Выделяют специфические
черты психокоррекционного процесса,
отличающие его от психотерапии.

  • Психокоррекция
    ориентирована на клинически здоровую
    личность людей, имеющих в повседневной
    жизни психологические трудности,
    проблемы, жалобы невротического
    характера, а также на людей, чувствующих
    себя хорошо, однако желающих изменить
    свою жизнь либо ставящих перед собой
    цель развития личности.

  • Коррекция ориентируется
    на здоровые стороны личности независимо
    от степени нарушения.

  • В психокоррекции чаще
    ориентируются на настоящее и будущее
    клиентов.

  • Психокоррекция обычно
    ориентируется на среднесрочную помощь
    (в отличие от краткосрочной – до 15
    встреч – помощи при консультировании
    и долгосрочной – до нескольких лет –
    помощи при психотерапии).

  • В психокоррекции
    акцентируется ценностный вклад
    психолога, хотя отклоняется навязывание
    определенных ценностей клиенту.

  • Психокоррекционные
    воздействия направлены на изменение
    поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие
психокоррекции от воздействий,
направленных на психологическое развитие
человека,
заключается в том, что психокоррекция
имеет дело с уже сформированными
качествами личности или видами поведения
и направлена на их переделку, в то время
как основная задача развития состоит
в том, чтобы при отсутствии или
недостаточном развитии сформировать
у человека нужные психологические
качества.

Различие между
психотерапией и психокоррекцией
заключается в том, что психотерапия
имеет дело с различного рода нарушениями
у людей, страдающих различными вида ми
соматических или психических заболеваний
(расстройств). Многие аномалии психики
и поведения людей, которые про являются
в заболеваниях, похожи на те, с которыми
имеет дело психолог, занимающийся
психокоррекцией. Однако людей, обращающихся
за помощью к психотерапевту, обычно
называют больными или пациентами, а
тех, кто нуждается только в коррекционной
помощи, именуют клиентами.

Клиент – это нормальный,
физически и психически здоровый человек,
у которого в жизни возникли проблемы
психологического или поведенческого
характера. Он не способен самостоятельно
разрешить их и поэтому нуждается в
посторонней помощи. В качестве объектов
коррекционного воздействия могут
выступать личность, семья или группа.

Коррекционная работа
с ребенком
это сложнейший вид деятельности взрослых
в образовательных учреждениях. Залог
ее успеха
в их профессиональном взаимодействии.
Не случайно все программы коррекции и
развития обычно включают в себя
психологическую и педагогическую части.

2. Модели причин нарушения развития в практике психокоррекционной работы с детьми с ооп

В практике психокоррекционной
работы с детьми с проблемами в развитии
выделяются несколько моделей причин
нарушения развития.

Биологическая
модель

объясняет причину
нарушения в развитии снижением темпа
созревания структур мозга.

Медицинская модель– объясняет
причины нарушения в развитии ребенка
с точки зрения логики заболевания
(этиология, патогенез, клинические
проявления).

Интерракционная
модель

связывает причины отклонений в развитии
детей и подростков с нарушением
взаимодействий между личностью и средой.
Например, ранняя сенсорная и социальная
депривация, по мнению представителей
данного направления, может привести к
необратимым нарушениям в психическом
развитии ребенка.

Педагогическая
модель

рассматривает
причины отклонений в психическом
развитии ребенка в явлениях социальной
и педагогической запущенности.

Деятелъностная
модель

 
рассматривает
причины неблаго­получия ребенка в
связи с несформированностью ведущего
вида деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

4.1. Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы

Важнейшая прикладная задача возрастной
психологии состоит в осуществлении
систематического контроля за ходом
психичес­кого развития детей с целью
возможно более ранней диагностики и
выявления нарушений и отклонений в
развитии, их предупреж­дения и коррекции
[35]. Термин «коррекция психического
разви­тия» впервые стал использоваться
в дефектологии применительно к различным
вариантам аномального развития ребенка.
Под «кор­рекцией», в отличие от
медицинской помощи, понималась
опре­деленная форма психолого-педагогической
деятельности, т.е. со­вокупность
педагогических воздействий, направленных
на исправ­ление недостатков в развитии
ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция
как вид психологической практики имеет
долгую и значительную историю развития,
на­чиная еще с попыток французского
врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать
и обучить «авейронского мальчика-дикаря»
с ис­пользованием техник сенсорного
тренинга в конце XVIIIв.
Осо­бую известность приобрела система
воспитания Ф.Фребеля, реа­лизуемая вXIXв. в детских садах
Германии, а также система сен­сорного
воспитания М.Монтессори, представляющая
собой зна­чительный шаг вперед в
создании психологически обоснованных
методов оптимизации психического
развития ребенка. Основой создания
особой практики прикладной детской
психологии — практики коррекционно-развиваюшей
работы с детьми с труд­ностями развития
— являются идеи гуманистической
филосо­фии, достижения педагогической
науки и практики, обществен-но-политические
причины и прогресс в развитии самой
психо­логии.

В истории детской психологии развитие
идей и методов бихеви­оризма,
утверждающего в противоположность
теориям спонтан­ного развития
приоритетность фактора среды и научения
для пси­хического развития ребенка,
определило содержание коррекционной
работы как научения адаптивному поведению
путем мани­пулирования средой и
системой положительных и отрицательных
подкреплений и поставило в центр внимания
проблему научения ребенка. В отечественной
психологии значительный вклад в
разра­ботку принципов организации
коррекционной работы с детьми внес
Л.С.Выготский [35]. Определяя цели
коррекционной рабо­ты, Л.С.Выготский
подчеркивал первоочередное значение
про­филактических задач, т.е. задач
предупреждения развития вторич­ных
дефектов, а не исправления уже
образовавшихся первичных дефектов.
Поскольку под «вторичными дефектами»
Л. С. Выготский понимал нарушение развития
социокультурных высших психичес­ких
функций, становится понятно, что, по его
мнению, акцент в коррекционной работе
должен быть перенесен с тренировки и
упражнения натуральной дефицитарной
функции на создание оп­тимальных
условий развития высших психических
функций путем компенсации первичного
звена, нарушенного в результате
орга­нического повреждения. Именно
поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах
в возможностях оказания коррекционной
помощи ре­бенку, определял эти границы
не столько тяжестью самого орга­нического
поражения, сколько возможностями
социальной ком­пенсации первичного
дефекта за счет развития высших
психичес­ких функций. Понимание
Л.С.Выготским психологического содержания
коррекционной работы как обеспечения
условий для фор­мирования высших форм
психической деятельности в соответствии
с базовыми законами онтогенетического
развития (законом сре­ды, законом
развития высших психических функций)
создало не­обходимую теоретическую
основу и позволило распространить
тер­мин «коррекция» на область
нормального психического развития, т.
е. развития в пределах возрастной нормы.

Расширение сферы применения коррекции
как способа психо­логического
воздействия на развитие ребенка
обусловлено новы­ми социальными
задачами «значительного повышения
морально­го и интеллектуального
творческого потенциала, формирования
у всех детей… разносторонних творческих
возможностей» [183, 60). Повышение уровня
социальных требований и ожиданий
общества в отношении подрастающего
поколения привело к изменению са­мого
представления об уровне «нормального»
развития ребенка. Если раньше «нормальное»
развитие определялось прежде всего
среднестатистической нормой и означало
«усредненное» для оп­ределенной
популяции развитие психических функций,
то теперь, в связи с повышением уровня
социальных требований и ожида­ний
общества к социальной, личностной и
познавательной ком­петентности всех
его членов, эталон «нормального»
(нормативно­го) психического развития
стал выступать как высокий, опосре­дованный
индивидуально-личностными особенностями
ребенка уровень, определяющий высокую
обучаемость, пластичность и гибкость
поведения и деятельности субъекта. С
другой стороны, логика развития самой
возрастной психологии как науки —
пре­вращение на качественно новой
теоретической основе в приклад­ную
науку, обогащение методическим
инструментарием, включая широкий арсенал
диагностических, развивающих,
коррекцион-ных, терапевтических и
профилактических методов, а также
ос­мысление и операционализация
модели детерминации психичес­кого
развития ребенка — сделала задачу
оптимизации и коррек­ции детского
развития не просто актуальной, но и
принципиаль­но решаемой.

Итак, основными задачами коррекции,
как способа психологиче­ского
воздействия на развитие ребенкаявляются
коррекция откло­нений в его психическом
развитии
на основе создания оптимальных
возможностей и условий для его личностного
и интеллектуально­го роста, а такжепрофилактика негативных тенденций
этого про­цесса
[183]. Теоретической
основой поставленных задач в отече­ственной
психологии является теория психического
развития ре­бенка, разработанная в
трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.
Б.Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим
положением данной концепции является
принцип прижизненного формирования
ос­новных психологических структур
сознания и личности в актив­ной
деятельности ребенка, направленной на
присвоение социаль­но-культурного
исторического опыта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Учебное
пособие посвящено актуальному направлению
специальной психологии – коррекции
психического развития, определены
задачи, принципы и основные формы
коррекции, а также цели коррекционной
работы. Представлены основные понятия
и категории психологической коррекции
личности с проблемами в развитии,
отражена взаимосвязь различных сфер
личности и подчеркивается их роль в
структуре нарушения психики, особенности
мотивационной и эмоциональной, волевой
и интеллектуальной сфер.

В
учебном пособии предлагаются конкретные
коррекционные мероприятия для каждого
вида аномалий развития.

Учебное
пособие предназначено для бакалавров
при изучении курсов «Психология
аномального развития», «Коррекция
психического развития», студентам
очного и заочного отделения, изучающим
специальную психологию, может быть
использовано магистрами в курсе
«Консультирование лиц с нарушением
психического здоровья», а также будет
полезно аспирантам, врачам-психиатрам,
психотерапевтам, практическим психологам
и дефектологам.

Список
лит. – 77 назв.

Одобрено
учебно-методической комиссией факультета
психологии.

Рецензенты:
Мороз И.Н., доктор мед. наук, зав. отделением
пограничных нервно-психических
расстройств ГУЗ ОКСПНБ № 1.

Малинина
Е.В., доктор мед. наук, доцент каф. детской
и подростковой психиатрии ГОУ ДПО
УГМАДО.

ВВЕДЕНИЕ

Коррекция психического
развития является одним из важных
направлений специальной психологии,
которая входит в
состав комплексной научной дисциплины
– специальной (коррекционной) педагогики,
одновременно являясь разделом психологии.

Основные
задачи специальной психологии заключаются
в изучении закономерностей психического
развития; формировании личности у разных
категорий детей под воздействием
специального воспитания и обучения;
разработке психолого-педагогических
рекомендаций, способствующих
совершенствованию методов коррекционной
и учебно-воспитательной работы в
различных школьных и дошкольных
образовательных учреждениях для детей
с аномалиями развития.

В организации
лечебно-оздоровительной работы
специальная психология опирается на
положения, разрабатываемые в медицине
и прежде всего в психиатрии, неврологии
и педиатрии. Это позволяет оказать
помощь ребенку в оздоровлении его
нервной системы, улучшить его физическое
состояние, научно обосновать организацию
коррекционного режима.

Вопросы теории
и практики изучения, обучения и воспитания
аномальных детей разрабатываются также
с учетом достижений всего комплекса
входящих в дефектологию наук:
олигофренопедагогики, логопедии,
сурдопедагогики, тифлопедагогики, а
также общей и специальной психологии,
медицинской генетики и клиники,
нейрофизиологии, что позволяет находить
более гибкие и эффективные методы
коррекции нарушений психофизического
развития ребенка [3, 16,
37, 50, 58, 64].

Современная
специальная психология изучает
особенности и закономерности развития
аномальных детей, проявляющиеся под
влиянием обучения, разрабатывает
психолого-педагогические типологии,
которые обеспечивают возможность
индивидуального и диференцированного
подхода к различным типам детей с
нарушением психофизического развития,
принципы и методы их воспитания и
обучения.

В работах,
посвященных проблемам дефектологии,
Л.С. Выготский указывал, что часто
нельзя провести резкой грани между
лечебными и воспитательными мероприятиями:
воспитание должно идти с лечением и
составлять область лечебной педагогики,
где оздоровление детей дополняется
воспитанием, а воспитание растворяется
в лечении [11].

Коррекционная
направленность специальной психологии,
которой посвящается настоящее пособие,
позволяет повысить эффективность
адаптации и интеграции в социум
контингента детей с нарушениями
психофизического развития.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОРРЕКЦИИ, КОМПЕНСАЦИИ,
РЕАБИЛИТАЦИИ

    1. Коррекция

Коррекционная работа
является основной специфической задачей
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. Она нацелена на устранение,
а если это невозможно, например, при
различных состояниях умственной
отсталости, то на смягчение дефектов в
психофизическом развитии аномальных
детей, и содействует возможно большему
приближению их развития к уровню
нормальных школьников.

Коррекция
(от лат.: correctio
– исправление) – система педагогических
мер, направленных на исправление или
ослабление недостатков психофизического
развития детей).

Коррекционно-воспитательная
работа
– система комплексных
мер педагогического воздействия на
различные особенности аномального
развития личности в целом, так как дефект
влияет не на отдельную функцию, а на
социальную полноценность в целом.

Специальная коррекция
опирается на сохранные функции,
приспособление ребенка с дефектом
происходит за счет интенсивного
использования сохранившихся анализаторов.
Как писал Л.С. Выготский: «Ребенок с
дефектом – это не дефективный ребенок.
Он представляет собой качественно
отличный, своеобразный тип развития,
также и личность аномального ребенка
есть нечто качественно иное, чем просто
сумма недоразвитых функций и свойств.
Ребенок, развитие которого осложнено
дефектом, не есть менее развитой, чем
его нормальные сверстники, но
иначе развитой
» [11].

Коррекция зависит от
правильной организации и постановки
всего учебно-воспитательного процесса
и от применения специфических приемов
обучения. Коррекция дефектов развития
осуществляется в процессе всей
учебно-воспитательной работы школы.
Может не существовать отдельной программы
коррекционной работы, она проводится
на том учебном материале, который
является содержанием того или иного
учебного предмета. В таком случае
коррекционный процесс сливается с
учебно-воспитательным, но для успеха
педагогической работы по коррекции
необходимо эти процессы различать.

Различие между ними
существуют: а) в целях, б) педагогических
приемах, в) результатах обучения.

Так, целью учебно-воспитательной
работы является вооружение учащихся
знаниями, умениями, навыками в соответствии
с принятым содержанием обучения и
воспитания. Целью же коррекционной
работы является исправление аномалий
развития.

Педагогические приемы
коррекционной работы стимулируют
компенсаторные процессы и позволяют
формировать новые положительные качества
личности.

Результаты учебно-воспитательной
работы заключаются в овладении
определенным объемом знаний, конкретных
умений, навыков. В результате коррекционной
работы формируются обобщенные учебные
и трудовые умения, которые отражают
уровень самостоятельности учащихся
при решении новых учебных и учебно-трудовых
заданий. Результаты отличаются также
темпом их достижения: обучение учащихся
знаниям, умениям, навыкам происходит
гораздо быстрее, чем исправление
недостатков их развития. Поиски наиболее
эффективных путей коррекции происходили
во все времена. Эта проблема остается
не менее актуальной и сегодня, что
является основой совершенствования
процесса обучения в специальных
(коррекционных) образовательных
учреждениях. Коррекционная работа
результативна, если она целенаправленна,
то есть, адресована к той или другой
стороне развития аномального ребенка,
если ею руководить и стимулировать. Для
этого нужно хорошо знать сущность
коррекционно-воспитательной работы,
средства и условия ее проведения.

В связи с этим,
можно отметить
ряд
общих принципов

коррекционно-воспитательной
деятельности
в системе
организации работы с детьми, имеющими
нарушения психофизического здоровья
[3, 6, 10, 17, 22, 61, 64, 65, 69].

  1. Соблюдение охранительного
    режима, что предполагает заботу о
    сохранении и укреплении здоровья детей.
    Этот принцип реализуется через сокращение
    продолжительности уроков, построение
    уроков с включением физкультминуток,
    пауз, перерывов, наличие больших перемен
    между уроками, прогулок на свежем
    воздухе, соблюдение режима дня с
    полноценным сном и отдыхом.

  2. Индивидуализация и
    дифференциация педагогических методов,
    приемов и средств работы с детьми,
    включая разноуровневые программы
    обучения с учетом индивидуально-психологических
    особенностей личности ребенка и
    структуры дефекта.

  3. Использование особой
    формы подачи материала, включая
    структурную простоту и наглядность.
    При обучении необходимо учитывать
    взаимодействие всех факторов: а)
    состояние здоровья ребенка, которое
    оказывает влияние на его работоспособность;
    б) сложность задания; в) время проведения
    занятий; г) степень готовности ребенка
    к обучению; д) форма проведения и
    интенсивность работы. Игнорирование
    лишь одного из этих факторов может
    привести к отрицательному эффекту
    занятий.

  4. Принцип новизны, позволяет
    опираться на непроизвольное внимание,
    которое усиливает интерес к работе.
    Необходимо развивать сознательность
    обучения, повышать уровень заинтересованности
    с формированием стойкого интереса.
    Интерес способствует глубине и прочности
    знаний, а также приводит к более успешному
    применению знаний на практике, следует
    помнить высказывание Л.С. Выготского:
    «Интерес помогает ребенку охватить
    различные явления окружающей жизни,
    активирует не только восприятие, но и
    мысль» [11].

  5. Принцип динамичности
    цели. Коррекционно-воспитательная
    работа должна постоянно углубляться
    и расширяться, так как необоснованное
    дублирование содержания и задач занятий
    является одной из причин снижения
    интереса и внимания к занятиям.

  6. Принцип завершенности
    цикла деятельности, позволяет разбить
    педагогическую задачу на систему
    последовательных алгоритмов, приводящих
    к намеченному результату. Незавершенность
    цикла препятствует переносу знаний,
    умений и навыков ребенка в новые условия
    на аналогичные или новые типы решения
    задач.

  7. Организация специальных
    занятий по коррекции ведущего дефекта
    (памяти, внимания, моторики, речи и
    других психических процессов). Для
    реализации этого принципа необходимо
    целенаправленное проведение занятий
    отдельными специалистами, в роли которых
    могут выступать логопед, психолог,
    инструктор ЛФК и другие специалисты,
    в зависимости от ведущего дефекта,
    например, по расширению запаса знаний
    об окружающем мире используются уроки
    социально-бытовой ориентировки.

  8. Лечебно-оздоровительные
    мероприятия, которые проводятся с
    учетом диагноза и состояния ребенка,
    главную роль при этом играет врач-психиатр
    и врачи других специальностей.

  9. Коррекция социального
    поведения осуществляется путем бесед,
    убеждений, моделирования проблемных
    ситуаций, организации межличностного
    общения.

  10.  Принцип полезности,
    который заключается в получении
    практической пользы в виде формирования
    способов адаптации к реальным условиям
    жизни, деятельности, поведения, общения.

  11.  Принцип сотрудничества
    выражается в создании атмосферы
    доброжелательности, эмоциональной
    раскрепощенности, способствует появлению
    критичности и адекватности самооценки.

  12.  Комплексность подхода
    предполагает взаимодействие всех
    специалистов, участвующих в коррекционной
    работе.

Основными критериями
эффективности осуществляемой коррекционной
работы могут служить такие параметры
как: повышение самостоятельности,
интеллектуальной активности, повышение
целенаправленности и работоспособности
детей с нарушением психофизического
развития, что в целом способствует их
социальной адаптации и интеграции в
социум. Как справедливо отмечал
И.П. Павлов: «Ничто не остается
неподвижным, неподатливым, а все всегда
может быть достигнуто, можно изменить
к лучшему. Лишь бы были созданы
соответствующие условия» [44].

Таким образом, с помощью
коррекционно-воспитательной работы
вносятся коррективы в познавательные
процессы и эмоционально-волевую сферу
аномальных детей. Благодаря коррекции
дети адаптируются к условиям необходимым
для соответствующей деятельности,
готовятся к трудовой самостоятельной
жизни. Причем, еще раз следует подчеркнуть,
что сущность коррекционной работы
составляют не отдельные, обособленно
взятые упражнения для совершенствования
психической деятельности ребенка с
проблемами развития, а система средств,
осуществляющихся в процессе всей
учебно-воспитательной деятельности.

    Источник