Понятие коррекции психического развития ребенка
Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми обусловлено следующими причинами:
1. Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требует учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов психолого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.
В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психологической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или как совокупность приемов, используемых психологом для исправления психики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993).
В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка.Нередко понятие психологическая коррекция подменяется понятием психотерапия. Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных методов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со спецификой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стране мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-психологом. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций.
В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1915; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9067 — | 7314 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Термин «коррекция»
буквально означает «исправление».
Психокоррекция
– это система
мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологии или поведения
человека с помощью специальных средств
психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки,
не имеющие органической основы и не
представляющие собой такие устойчивые
качества, которые формируются довольно
рано и в дальнейшем практически не
изменяются.
Выделяют специфические
черты психокоррекционного процесса,
отличающие его от психотерапии.
Психокоррекция
ориентирована на клинически здоровую
личность людей, имеющих в повседневной
жизни психологические трудности,
проблемы, жалобы невротического
характера, а также на людей, чувствующих
себя хорошо, однако желающих изменить
свою жизнь либо ставящих перед собой
цель развития личности.Коррекция ориентируется
на здоровые стороны личности независимо
от степени нарушения.В психокоррекции чаще
ориентируются на настоящее и будущее
клиентов.Психокоррекция обычно
ориентируется на среднесрочную помощь
(в отличие от краткосрочной – до 15
встреч – помощи при консультировании
и долгосрочной – до нескольких лет –
помощи при психотерапии).В психокоррекции
акцентируется ценностный вклад
психолога, хотя отклоняется навязывание
определенных ценностей клиенту.Психокоррекционные
воздействия направлены на изменение
поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие
психокоррекции от воздействий,
направленных на психологическое развитие
человека,
заключается в том, что психокоррекция
имеет дело с уже сформированными
качествами личности или видами поведения
и направлена на их переделку, в то время
как основная задача развития состоит
в том, чтобы при отсутствии или
недостаточном развитии сформировать
у человека нужные психологические
качества.
Различие между
психотерапией и психокоррекцией
заключается в том, что психотерапия
имеет дело с различного рода нарушениями
у людей, страдающих различными вида ми
соматических или психических заболеваний
(расстройств). Многие аномалии психики
и поведения людей, которые про являются
в заболеваниях, похожи на те, с которыми
имеет дело психолог, занимающийся
психокоррекцией. Однако людей, обращающихся
за помощью к психотерапевту, обычно
называют больными или пациентами, а
тех, кто нуждается только в коррекционной
помощи, именуют клиентами.
Клиент – это нормальный,
физически и психически здоровый человек,
у которого в жизни возникли проблемы
психологического или поведенческого
характера. Он не способен самостоятельно
разрешить их и поэтому нуждается в
посторонней помощи. В качестве объектов
коррекционного воздействия могут
выступать личность, семья или группа.
Коррекционная работа
с ребенком –
это сложнейший вид деятельности взрослых
в образовательных учреждениях. Залог
ее успеха –
в их профессиональном взаимодействии.
Не случайно все программы коррекции и
развития обычно включают в себя
психологическую и педагогическую части.
2. Модели причин нарушения развития в практике психокоррекционной работы с детьми с ооп
В практике психокоррекционной
работы с детьми с проблемами в развитии
выделяются несколько моделей причин
нарушения развития.
Биологическая
модель –
объясняет причину
нарушения в развитии снижением темпа
созревания структур мозга.
Медицинская модель– объясняет
причины нарушения в развитии ребенка
с точки зрения логики заболевания
(этиология, патогенез, клинические
проявления).
Интерракционная
модель–
связывает причины отклонений в развитии
детей и подростков с нарушением
взаимодействий между личностью и средой.
Например, ранняя сенсорная и социальная
депривация, по мнению представителей
данного направления, может привести к
необратимым нарушениям в психическом
развитии ребенка.
Педагогическая
модель –
рассматривает
причины отклонений в психическом
развитии ребенка в явлениях социальной
и педагогической запущенности.
Деятелъностная
модель –
рассматривает
причины неблагополучия ребенка в
связи с несформированностью ведущего
вида деятельности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
4.1. Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы
Важнейшая прикладная задача возрастной
психологии состоит в осуществлении
систематического контроля за ходом
психического развития детей с целью
возможно более ранней диагностики и
выявления нарушений и отклонений в
развитии, их предупреждения и коррекции
[35]. Термин «коррекция психического
развития» впервые стал использоваться
в дефектологии применительно к различным
вариантам аномального развития ребенка.
Под «коррекцией», в отличие от
медицинской помощи, понималась
определенная форма психолого-педагогической
деятельности, т.е. совокупность
педагогических воздействий, направленных
на исправление недостатков в развитии
ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция
как вид психологической практики имеет
долгую и значительную историю развития,
начиная еще с попыток французского
врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать
и обучить «авейронского мальчика-дикаря»
с использованием техник сенсорного
тренинга в конце XVIIIв.
Особую известность приобрела система
воспитания Ф.Фребеля, реализуемая вXIXв. в детских садах
Германии, а также система сенсорного
воспитания М.Монтессори, представляющая
собой значительный шаг вперед в
создании психологически обоснованных
методов оптимизации психического
развития ребенка. Основой создания
особой практики прикладной детской
психологии — практики коррекционно-развиваюшей
работы с детьми с трудностями развития
— являются идеи гуманистической
философии, достижения педагогической
науки и практики, обществен-но-политические
причины и прогресс в развитии самой
психологии.
В истории детской психологии развитие
идей и методов бихевиоризма,
утверждающего в противоположность
теориям спонтанного развития
приоритетность фактора среды и научения
для психического развития ребенка,
определило содержание коррекционной
работы как научения адаптивному поведению
путем манипулирования средой и
системой положительных и отрицательных
подкреплений и поставило в центр внимания
проблему научения ребенка. В отечественной
психологии значительный вклад в
разработку принципов организации
коррекционной работы с детьми внес
Л.С.Выготский [35]. Определяя цели
коррекционной работы, Л.С.Выготский
подчеркивал первоочередное значение
профилактических задач, т.е. задач
предупреждения развития вторичных
дефектов, а не исправления уже
образовавшихся первичных дефектов.
Поскольку под «вторичными дефектами»
Л. С. Выготский понимал нарушение развития
социокультурных высших психических
функций, становится понятно, что, по его
мнению, акцент в коррекционной работе
должен быть перенесен с тренировки и
упражнения натуральной дефицитарной
функции на создание оптимальных
условий развития высших психических
функций путем компенсации первичного
звена, нарушенного в результате
органического повреждения. Именно
поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах
в возможностях оказания коррекционной
помощи ребенку, определял эти границы
не столько тяжестью самого органического
поражения, сколько возможностями
социальной компенсации первичного
дефекта за счет развития высших
психических функций. Понимание
Л.С.Выготским психологического содержания
коррекционной работы как обеспечения
условий для формирования высших форм
психической деятельности в соответствии
с базовыми законами онтогенетического
развития (законом среды, законом
развития высших психических функций)
создало необходимую теоретическую
основу и позволило распространить
термин «коррекция» на область
нормального психического развития, т.
е. развития в пределах возрастной нормы.
Расширение сферы применения коррекции
как способа психологического
воздействия на развитие ребенка
обусловлено новыми социальными
задачами «значительного повышения
морального и интеллектуального
творческого потенциала, формирования
у всех детей… разносторонних творческих
возможностей» [183, 60). Повышение уровня
социальных требований и ожиданий
общества в отношении подрастающего
поколения привело к изменению самого
представления об уровне «нормального»
развития ребенка. Если раньше «нормальное»
развитие определялось прежде всего
среднестатистической нормой и означало
«усредненное» для определенной
популяции развитие психических функций,
то теперь, в связи с повышением уровня
социальных требований и ожиданий
общества к социальной, личностной и
познавательной компетентности всех
его членов, эталон «нормального»
(нормативного) психического развития
стал выступать как высокий, опосредованный
индивидуально-личностными особенностями
ребенка уровень, определяющий высокую
обучаемость, пластичность и гибкость
поведения и деятельности субъекта. С
другой стороны, логика развития самой
возрастной психологии как науки —
превращение на качественно новой
теоретической основе в прикладную
науку, обогащение методическим
инструментарием, включая широкий арсенал
диагностических, развивающих,
коррекцион-ных, терапевтических и
профилактических методов, а также
осмысление и операционализация
модели детерминации психического
развития ребенка — сделала задачу
оптимизации и коррекции детского
развития не просто актуальной, но и
принципиально решаемой.
Итак, основными задачами коррекции,
как способа психологического
воздействия на развитие ребенкаявляются
коррекция отклонений в его психическом
развитии на основе создания оптимальных
возможностей и условий для его личностного
и интеллектуального роста, а такжепрофилактика негативных тенденций
этого процесса [183]. Теоретической
основой поставленных задач в отечественной
психологии является теория психического
развития ребенка, разработанная в
трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.
Б.Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим
положением данной концепции является
принцип прижизненного формирования
основных психологических структур
сознания и личности в активной
деятельности ребенка, направленной на
присвоение социально-культурного
исторического опыта.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Учебное
пособие посвящено актуальному направлению
специальной психологии – коррекции
психического развития, определены
задачи, принципы и основные формы
коррекции, а также цели коррекционной
работы. Представлены основные понятия
и категории психологической коррекции
личности с проблемами в развитии,
отражена взаимосвязь различных сфер
личности и подчеркивается их роль в
структуре нарушения психики, особенности
мотивационной и эмоциональной, волевой
и интеллектуальной сфер.
В
учебном пособии предлагаются конкретные
коррекционные мероприятия для каждого
вида аномалий развития.
Учебное
пособие предназначено для бакалавров
при изучении курсов «Психология
аномального развития», «Коррекция
психического развития», студентам
очного и заочного отделения, изучающим
специальную психологию, может быть
использовано магистрами в курсе
«Консультирование лиц с нарушением
психического здоровья», а также будет
полезно аспирантам, врачам-психиатрам,
психотерапевтам, практическим психологам
и дефектологам.
Список
лит. – 77 назв.
Одобрено
учебно-методической комиссией факультета
психологии.
Рецензенты:
Мороз И.Н., доктор мед. наук, зав. отделением
пограничных нервно-психических
расстройств ГУЗ ОКСПНБ № 1.
Малинина
Е.В., доктор мед. наук, доцент каф. детской
и подростковой психиатрии ГОУ ДПО
УГМАДО.
ВВЕДЕНИЕ
Коррекция психического
развития является одним из важных
направлений специальной психологии,
которая входит в
состав комплексной научной дисциплины
– специальной (коррекционной) педагогики,
одновременно являясь разделом психологии.
Основные
задачи специальной психологии заключаются
в изучении закономерностей психического
развития; формировании личности у разных
категорий детей под воздействием
специального воспитания и обучения;
разработке психолого-педагогических
рекомендаций, способствующих
совершенствованию методов коррекционной
и учебно-воспитательной работы в
различных школьных и дошкольных
образовательных учреждениях для детей
с аномалиями развития.
В организации
лечебно-оздоровительной работы
специальная психология опирается на
положения, разрабатываемые в медицине
и прежде всего в психиатрии, неврологии
и педиатрии. Это позволяет оказать
помощь ребенку в оздоровлении его
нервной системы, улучшить его физическое
состояние, научно обосновать организацию
коррекционного режима.
Вопросы теории
и практики изучения, обучения и воспитания
аномальных детей разрабатываются также
с учетом достижений всего комплекса
входящих в дефектологию наук:
олигофренопедагогики, логопедии,
сурдопедагогики, тифлопедагогики, а
также общей и специальной психологии,
медицинской генетики и клиники,
нейрофизиологии, что позволяет находить
более гибкие и эффективные методы
коррекции нарушений психофизического
развития ребенка [3, 16,
37, 50, 58, 64].
Современная
специальная психология изучает
особенности и закономерности развития
аномальных детей, проявляющиеся под
влиянием обучения, разрабатывает
психолого-педагогические типологии,
которые обеспечивают возможность
индивидуального и диференцированного
подхода к различным типам детей с
нарушением психофизического развития,
принципы и методы их воспитания и
обучения.
В работах,
посвященных проблемам дефектологии,
Л.С. Выготский указывал, что часто
нельзя провести резкой грани между
лечебными и воспитательными мероприятиями:
воспитание должно идти с лечением и
составлять область лечебной педагогики,
где оздоровление детей дополняется
воспитанием, а воспитание растворяется
в лечении [11].
Коррекционная
направленность специальной психологии,
которой посвящается настоящее пособие,
позволяет повысить эффективность
адаптации и интеграции в социум
контингента детей с нарушениями
психофизического развития.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОРРЕКЦИИ, КОМПЕНСАЦИИ,
РЕАБИЛИТАЦИИ
Коррекция
Коррекционная работа
является основной специфической задачей
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. Она нацелена на устранение,
а если это невозможно, например, при
различных состояниях умственной
отсталости, то на смягчение дефектов в
психофизическом развитии аномальных
детей, и содействует возможно большему
приближению их развития к уровню
нормальных школьников.
Коррекция
(от лат.: correctio
– исправление) – система педагогических
мер, направленных на исправление или
ослабление недостатков психофизического
развития детей).
Коррекционно-воспитательная
работа – система комплексных
мер педагогического воздействия на
различные особенности аномального
развития личности в целом, так как дефект
влияет не на отдельную функцию, а на
социальную полноценность в целом.
Специальная коррекция
опирается на сохранные функции,
приспособление ребенка с дефектом
происходит за счет интенсивного
использования сохранившихся анализаторов.
Как писал Л.С. Выготский: «Ребенок с
дефектом – это не дефективный ребенок.
Он представляет собой качественно
отличный, своеобразный тип развития,
также и личность аномального ребенка
есть нечто качественно иное, чем просто
сумма недоразвитых функций и свойств.
Ребенок, развитие которого осложнено
дефектом, не есть менее развитой, чем
его нормальные сверстники, но
иначе развитой» [11].
Коррекция зависит от
правильной организации и постановки
всего учебно-воспитательного процесса
и от применения специфических приемов
обучения. Коррекция дефектов развития
осуществляется в процессе всей
учебно-воспитательной работы школы.
Может не существовать отдельной программы
коррекционной работы, она проводится
на том учебном материале, который
является содержанием того или иного
учебного предмета. В таком случае
коррекционный процесс сливается с
учебно-воспитательным, но для успеха
педагогической работы по коррекции
необходимо эти процессы различать.
Различие между ними
существуют: а) в целях, б) педагогических
приемах, в) результатах обучения.
Так, целью учебно-воспитательной
работы является вооружение учащихся
знаниями, умениями, навыками в соответствии
с принятым содержанием обучения и
воспитания. Целью же коррекционной
работы является исправление аномалий
развития.
Педагогические приемы
коррекционной работы стимулируют
компенсаторные процессы и позволяют
формировать новые положительные качества
личности.
Результаты учебно-воспитательной
работы заключаются в овладении
определенным объемом знаний, конкретных
умений, навыков. В результате коррекционной
работы формируются обобщенные учебные
и трудовые умения, которые отражают
уровень самостоятельности учащихся
при решении новых учебных и учебно-трудовых
заданий. Результаты отличаются также
темпом их достижения: обучение учащихся
знаниям, умениям, навыкам происходит
гораздо быстрее, чем исправление
недостатков их развития. Поиски наиболее
эффективных путей коррекции происходили
во все времена. Эта проблема остается
не менее актуальной и сегодня, что
является основой совершенствования
процесса обучения в специальных
(коррекционных) образовательных
учреждениях. Коррекционная работа
результативна, если она целенаправленна,
то есть, адресована к той или другой
стороне развития аномального ребенка,
если ею руководить и стимулировать. Для
этого нужно хорошо знать сущность
коррекционно-воспитательной работы,
средства и условия ее проведения.
В связи с этим,
можно отметить ряд
общих принципов
коррекционно-воспитательной
деятельности в системе
организации работы с детьми, имеющими
нарушения психофизического здоровья
[3, 6, 10, 17, 22, 61, 64, 65, 69].
Соблюдение охранительного
режима, что предполагает заботу о
сохранении и укреплении здоровья детей.
Этот принцип реализуется через сокращение
продолжительности уроков, построение
уроков с включением физкультминуток,
пауз, перерывов, наличие больших перемен
между уроками, прогулок на свежем
воздухе, соблюдение режима дня с
полноценным сном и отдыхом.Индивидуализация и
дифференциация педагогических методов,
приемов и средств работы с детьми,
включая разноуровневые программы
обучения с учетом индивидуально-психологических
особенностей личности ребенка и
структуры дефекта.Использование особой
формы подачи материала, включая
структурную простоту и наглядность.
При обучении необходимо учитывать
взаимодействие всех факторов: а)
состояние здоровья ребенка, которое
оказывает влияние на его работоспособность;
б) сложность задания; в) время проведения
занятий; г) степень готовности ребенка
к обучению; д) форма проведения и
интенсивность работы. Игнорирование
лишь одного из этих факторов может
привести к отрицательному эффекту
занятий.Принцип новизны, позволяет
опираться на непроизвольное внимание,
которое усиливает интерес к работе.
Необходимо развивать сознательность
обучения, повышать уровень заинтересованности
с формированием стойкого интереса.
Интерес способствует глубине и прочности
знаний, а также приводит к более успешному
применению знаний на практике, следует
помнить высказывание Л.С. Выготского:
«Интерес помогает ребенку охватить
различные явления окружающей жизни,
активирует не только восприятие, но и
мысль» [11].Принцип динамичности
цели. Коррекционно-воспитательная
работа должна постоянно углубляться
и расширяться, так как необоснованное
дублирование содержания и задач занятий
является одной из причин снижения
интереса и внимания к занятиям.Принцип завершенности
цикла деятельности, позволяет разбить
педагогическую задачу на систему
последовательных алгоритмов, приводящих
к намеченному результату. Незавершенность
цикла препятствует переносу знаний,
умений и навыков ребенка в новые условия
на аналогичные или новые типы решения
задач.Организация специальных
занятий по коррекции ведущего дефекта
(памяти, внимания, моторики, речи и
других психических процессов). Для
реализации этого принципа необходимо
целенаправленное проведение занятий
отдельными специалистами, в роли которых
могут выступать логопед, психолог,
инструктор ЛФК и другие специалисты,
в зависимости от ведущего дефекта,
например, по расширению запаса знаний
об окружающем мире используются уроки
социально-бытовой ориентировки.Лечебно-оздоровительные
мероприятия, которые проводятся с
учетом диагноза и состояния ребенка,
главную роль при этом играет врач-психиатр
и врачи других специальностей.Коррекция социального
поведения осуществляется путем бесед,
убеждений, моделирования проблемных
ситуаций, организации межличностного
общения.Принцип полезности,
который заключается в получении
практической пользы в виде формирования
способов адаптации к реальным условиям
жизни, деятельности, поведения, общения.Принцип сотрудничества
выражается в создании атмосферы
доброжелательности, эмоциональной
раскрепощенности, способствует появлению
критичности и адекватности самооценки.Комплексность подхода
предполагает взаимодействие всех
специалистов, участвующих в коррекционной
работе.
Основными критериями
эффективности осуществляемой коррекционной
работы могут служить такие параметры
как: повышение самостоятельности,
интеллектуальной активности, повышение
целенаправленности и работоспособности
детей с нарушением психофизического
развития, что в целом способствует их
социальной адаптации и интеграции в
социум. Как справедливо отмечал
И.П. Павлов: «Ничто не остается
неподвижным, неподатливым, а все всегда
может быть достигнуто, можно изменить
к лучшему. Лишь бы были созданы
соответствующие условия» [44].
Таким образом, с помощью
коррекционно-воспитательной работы
вносятся коррективы в познавательные
процессы и эмоционально-волевую сферу
аномальных детей. Благодаря коррекции
дети адаптируются к условиям необходимым
для соответствующей деятельности,
готовятся к трудовой самостоятельной
жизни. Причем, еще раз следует подчеркнуть,
что сущность коррекционной работы
составляют не отдельные, обособленно
взятые упражнения для совершенствования
психической деятельности ребенка с
проблемами развития, а система средств,
осуществляющихся в процессе всей
учебно-воспитательной деятельности.
Источник