Понятие грамматического строя речи и его значение для развития ребенка
Екатерина Новикова
Грамматический строй речи у дошкольников
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.
Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Уже в возрасте трех лет, с помощью конструкций простого распространенного предложения, дети употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д. При типичном варианте развития речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Но зачастую формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. У детей нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами, обнаруживаются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушение синтаксической структуры предложения чаще проявляется в пропуске членов предложения, в неестественном порядке слов,что обнаруживается даже при повторении предложений: Много а лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).
Для усвоения морфологической системы языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сопоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.
Пример:
ложка — значение единственности;
ложки — значение множественности;
ложкой — значение орудийности.
Формирование морфологической системы языка близко связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.
Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении:
— неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
— неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).
— неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
— неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
— неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные.
Так в 3 – 4 года дети должны уметь повторять за педагогом короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии картин, употреблять предложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже;
В 4 – 5 лет – самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением.
В 5 – 6 лет – свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно
Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.
Работа по развитию лексико-грамматического строя речиведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Мы уже рассмотрели последовательность, методы и приемы обогащения словаря. Остановимся подробнее на следующих ключевых моментах – формирование фразы и включение её в связную речь.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных, глаголов (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов, подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.
Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.
Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов, за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д.
Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т. п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.
Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации, обучающие семинары-практикумы и другие виды работы. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
Задание №1.
Дать «ласковые имена»:
Валя-Валечка Вася Соня
Саша-Сашенька Даша Ира
Люда Катя Аня
Зина Рая Сима
Серёжа Миша Костя
Дима Наташа Вера
Задание №2.
Покажи на себе и на кукле и назови:
Голова-головка Лоб Уши
Нога – ножка Затылок Губы
Рука Щёки Пальцы
Спина Глаза Ногти
Живот Брови Ресницы
Шея Нос Язык
Задание №3.
«Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много.
Огурец – огурцы
Баклажан – … Редька – … Помидор – … Кабачок – … Редиска – … Боб – … Тыква – … Патиссон – …
Задание №4.
Считай овощи до трёх по образцу:
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец …. Одна редиска…. Один баклажан, …. Одна морковка …. Один кабачок …. Одна репка …. Один боб …. Одна редька … .
Задание №5.
Игра «Есть – нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
– У меня есть свежая капуста.
– У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
Задание №6.
Подбери как можно больше определений к каждому предмету.
Нарисуй в тетради.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
Задание №7.
Правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.
Стол-столик
Булка – … Стул – … Чашка – … Салфетка – … Тарелка – … Огурец – … Конфета – … Диван – … Полка – … Нож – … Кружка – …
Задание №8.
Игра с мячом «Один-много».
Яблоко – яблоки
Груша – груши
Слива – сливы
Персик, банан, ананас
Затем можно провести игру «Много-один».
Апельсины – апельсин
Абрикосы – абрикос
Помидоры – помидор
Огурец, мандарин, лимон
Задание №9.
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода, чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб, сколько и Света.
В шкафу лежит больше (плащ, чем на вешалке.
Задание №10.
Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные машины, стулья, блюдца.
Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …
Существительные должны быть всех трёх родов.
Задание №11.
Игра «Большой-маленький».
Шапка – шапочка Кофта – …
Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки
Задание №12.
Образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Игра «Доскажи словечко».
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
Задание №13.
Измените предложения по образцу:
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …
Задание №14.
Образование притяжательных прилагательных по образцу:
Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко.
Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …
Задание №15.
Шуба из белки – беличья шуба.
Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …
Задание №16.
Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд …
Задание №17.
«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.
Например:
Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
Задание №18.
Скажи по образцу, какая посуда.
Из стекла – стеклянная.
Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …
Задание №19.
Дай полные ответы на вопросы.
Чем дворник подметает улицу?
Чем медсестра делает укол?
Чем парикмахер расчёсывает волосы?
Чем повар режет морковь?
Чем садовник рыхлит землю?
Чем маляр красит стены?
Чем столяр строгает доски?
Задание №20.
Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.
Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.
Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
Задание №21.
Изменить по образцу:
Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий
Игра » Живой уголок»
правильное использование и образование форм Дп., В. п., Т. п., П. п. имен существительных
В старшей группе дети составляют простые предложения
— я посажу черепаху в коробку и тп
-я угощу собаку косточкой
— я напою кота молоком
В подготовительной группе можно составлять более сложные предложения
— я посажу попугая в клетку и накормлю его семечками.
Игра «Почини игрушку»
правильное образование и успользование форм Р. п. и Т. П им. сущ.
— без чего машинка?
-без колеса.
И наоборот:
— С чем теперь машинка
-С колесом.
» У Белочки в гостях»
Согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; употребление предлогов.
В старшей группе:
Дети рассматривают и называют предметы, а затем закрепляют картинки на столе и комментируют свои действия
— Я поставлю на стол чайник
— Я поставлю чашку рядом с чайником.
Затем можно поиграть в игру «Что изменилось»
Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет картинки
— Что изменилось?
— Вместо большой чашки на столе стоит маленькая чашечка и тд
В подготовительной группе можно задание усложнить, заменяя сразу по 2 картинки,чтобы дети составили сложное предложение:
— Вместо большого чайника появился маленький чайник, а вместо сахарницы появилась салфетница
» Мой, моя, мои, мое»
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Необходимо разложить предложенные картинки по соответствующим домикам.
«Поможем клоуну Роме»
Согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; употребление предлогов. словарь по теме «Овощи», «Фрукты».
клоун Рома играл с овощами и фруктами, все перепутал и не может теперь разложить их в нужные коробки.
Дети по очереди берут картинки, называют их и кладут на соответствующие коробки.
В старшей и подготовительной группах игра усложняется. Дети не просто называют картинку, а составляют предложения
— Я положу зеленое яблоко в коробку слева от Ромы.
«Катины подарки»
Образование форм Д. п. и В. п. имен существительных.
Катя приехала с дачи и привезла своим игрушкам подарки, названия которых начинаются с тех же звуков, что и названия игрушек.Дети должны по очереди брать картинки с изображением подарков и состовлять предложения:
— Катя привезла кукле коляску
— Катя привезла попугаю пальму и тд.
Работа над предлогами.
Использование предлогов : на, по, в, под, за, над, из, из-под.
Источник
Наталья Комиссарова
Сущность грамматического строя речи, его значение. Основные направления в изучении грамматики
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, — науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи — важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка.
Сформированный грамматический строй речи — непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т. п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
2. Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников
Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:
1) помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;
2) помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Пути формирования правильной речи:
— создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;
— специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
— формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
— исправление грамматических ошибок в речи детей.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Обучение носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки (см. наглядно-методический альбом О. И. Соловьевой «Говори правильно»). Методы и приемы обучения грамматически правильной речи выбираются на основе знаний возрастных особенностей ребенка (см. книгу для воспитателей детского сада А. Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей»).
Итак, первое направление – формирование морфологической стороны речи. Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что к трем годам дети овладевают наиболее типичными показателями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. На четвертом году жизни ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с активным усвоением категории рода. Наблюдается стремление к сохранению глагольной основы слова (МОЖУ, НЕ ПУСТЮ). Поэтому в младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм слова и употреблением их в речи.
Основное содержание работы сводится к обучению изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов. Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Занятия проводятся с игрушками, так как игрушка позволяет проследить за изменением места (на столе, под столом, положения (сидит, стоит, действий (прыгает, играет); называть качества – цвет, форму (мяч синий, маленький; зайчик белый, пушистый, числовые соотношения (кошка одна, а котят много). Для усвоения различных грамматических категорий Е. И. Тихеева рекомендует проводить следующие дидактические игры: «Что изменилось?» (правильное употребление предлогов с пространственным значением, «Прятки» (усвоение предлогов и падежей, «Угадай, чего не стало?» (усвоение формы родительного падежа множественного числа, «Волшебный мешочек» (ориентировка в родовой принадлежности слов, обозначающих различные предметы, спрятанные в мешочке; упражнение в правильном согласовании прилагательного с существительным). Трудные грамматические формы образует воспитатель, здесь полезно употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную.
На пятом году жизни (средний дошкольный возраст) у детей появляется большое количество ошибок, обусловленное усложнившейся структурой речи, но наряду с этим в речи детей наблюдается и увеличение количества правильных грамматических форм.
Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы («Я правильно сказала?»).
Содержание обучения усложняется. С одной стороны, продолжаем учить детей правильно употреблять формы родительного падежа множественного числа существительных, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, использовать разные глагольные формы (спряжение глаголов по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. С другой стороны, в связи с тем, что на данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем раньше, связано с развитием монологической речи, следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.
В методике обучения на занятиях особых отличий по сравнению с младшими группами нет. В равной мере применяются и игрушки, и картинки. Часть грамматических форм подлежит усвоению без наглядного материала. Ведущим приемом обучения остается образец, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок. В дидактических играх приводится не одна, а несколько ситуаций, производятся не единичные, а множественные изменения (например, в игре «Угадай, кого не стало?» убирают по две игрушки). Повышаются требования к четкости и внятности произнесения. Педагог привлекает ребенка к исправлению собственных и чужих ошибок.
Дидактические игры пополняются играми на усвоение категории одушевленности– неодушевленности («Что (кого) видим?», повелительного наклонения глагола («Мишка, сделай!»). Вводятся словесные упражнения на закрепление категории рода у существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление несклоняемых имен существительных, разноспрягаемых глаголов (хотеть и бежать). Например: Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она? Про что (кого) еще можно сказать большой? Большая? Большое?
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Затруднение вызывают лишь нетипичные формы. У детей иногда встречаются ошибки в чередовании согласных («Я МСТЮ и МСТЯ моя страшна», в употреблении существительных в родительном падеже во множественном числе («Не пугай ИНОПЛАНЕТЯНЕЙ», в образовании повелительного наклонения глаголов (ЕХАЙ, ЛЯЖЬ, ЛОЖЬ, СТЕРИ, ВЫТЕРИ) и сравнительной степени прилагательного и наречия («Эта дорога КОРОТКЕЕ», «Я лицо ВЫТРАЛ СУХЕЕ»). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными (С ДВУМЯМИ детьми, местоимениями (ИХНИЙ двор, употребление причастий (СЛОМАТАЯ, НАРИСОВАТАЯ, глаголов хотеть, бежать, звонить (ОНИ БЕЖАТ, ОН ХОТИТ, ТЕБЕ ЗВОНЯТ).
Усвоение грамматики в этом возрасте облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.
Задачи этого возрастного этапа: учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Снижается роль дидактических игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения.
Второе направление работы – формирование синтаксической стороны речи.
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
Как уже указывалось, речь 3-летних детей ситуативная, поэтому необходимо учить ребенка строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). На четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации.
В младшем дошкольном возрасте работа над предложением проходит в такой последовательности: сначала детей учат чувствовать основу предложения (подлежащее и сказуемое, затем распространять и грамматически оформлять простое предложение. Для этого, рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:
— Что делает девочка? (Прыгает.)
— Что делает кошка? (Мяукает.)
Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы:
— Что делает девочка? (Девочка прыгает.)
— Что делает кошка? (Кошка мяукает.)
Распространяем вместе с детьми предложение (задание «закончи предложение»):
— Это кто? (Кошка.)
— Какая кошка? (Кошка пушистая.)
— Что делает пушистая кошка? (Пушистая кошка лежит.)
— Где лежит пушистая кошка? (Пушистая кошка лежит на ковре.)
В младшей группе детей учат также распространять предложения за счет однородных членов предложения, чуть позже – употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, фрукты).
Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средний дошкольный возраст) связано со становлением монологической связной речи. В речи ребенка увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В связи с этим дети не всегда правильно строят предложение, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих (Папа и мама они пошли к тебе, переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств (см. об этом выше).
В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением. Для этого активно знакомим ребенка с глагольной лексикой. Продолжаем учить составлять словосочетания, отвечать на вопросы полным ответом. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. С этой целью необходимо активизировать в речи детей сочинительные союзы (а, но, и, или, да, то-то) и подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, если, когда, так как). Вводятся союзы в речь путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или закончить предложение (дети пошли в школу, чтобы…; почему птицы осенью улетают на юг? и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, то есть контекстностью.
Содержание обучения по-прежнему включает формирование умений строить простые и сложные предложения, употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью.
Используются описанные выше дидактические игры, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты, в содержание которых включается еще и подбор однородных определений для согласования, добавление придаточных предложений, построение предложений с глаголами сослагательного (условного) наклонения, упражнения на составление предложений с правильным употреблением предлогов. Задание дополнить сложное предложение можно провести, используя игру «Размытое письмо», «Письмо заболевшему другу» (Тихеева). При пересказе литературных текстов дети используют прямую и косвенную речь.
Третье направление – формирование способов словообразования.
Для самостоятельного словообразования особенно важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное. Поэтому необходимо развивать речевой слух детей, обогащать их знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно обогащать словарь детей, прежде всего мотивированными словами, а также словами всех частей речи.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать механизм словообразования и научиться им пользоваться.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают суффиксальный способ словообразования (названия детенышей животных, посуды) и приставочный способ образования глаголов (ходить – заходить – уходить, а также образование глаголов от звукоподражательных слов (уточка – кря-кря-кря – крякает).
В среднем дошкольном возрасте проводится обучение разным способам словообразования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, вводятся наименования животных, названия детенышей которых образовано супплетивным способом (от другой основы): у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у овцы – ягненок, у свиньи – поросенок. Ребенку объясняют также, что не у всех детенышей животных есть свое наименование: у жирафа – детеныш жирафа, у обезьяны – детеныш обезьяны. В средней же группе детям на примерах показывают, что одно словообразовательное значение могут иметь разные по звуковому составу морфемы одного вида. Демонстрировать это можно на примере слов, обозначающих посуду: сухарница, сахарница, хлебница (суффикс -НИЦ-); солонка, масленка (суффиксы -ОНК-, -ЕНК-); чайник, кофейник (суффикс -НИК).
В старшем дошкольном возрасте рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования. Закрепляются грамматические навыки, полученные на предыдущих возрастных этапах, и дети переходят к более сложной задаче – образованию названий профессий от слов разных частей речи (часовщик, строитель, сапожник, билетер, библиотекарь, а также названий лиц женского и мужского пола от глаголов с помощью разнообразных суффиксов (заступник, драчун, шалунья, летчица, умница). Ребенок учится вычленять части слова, осмыслять их значение. Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется с помощью суффиксов -ЕЕ, -ЕЙ, -Е (синтетический способ) и при помощи слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ (аналитический способ): чистый – чище – более чистый. Превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ЕЙШ-, -АЙШ- (синтетический способ) и при помощи слов САМЫЙ или НАИБОЛЕЕ (аналитический способ): высочайший – самый высокий. В этом возрасте детей знакомят со «словами-родственниками» (однокоренными словами): береза, березовый, подберезовик. Дается представление о том, что слова-родственники должны иметь одинаковую часть и быть связаны по смыслу.
Формирование грамматической стороны речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Поэтому следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Как считает А. М. Бородич, неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего в этот момент ребенка, но и у слушающих его детей.
К. С. Аксаков писал: «Слово — есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
Источник