Помощь родителям имеющим ребенка с проблемами в развитии
Наталья Чигирева
Помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии
Помощь семьям, имеющих детей с нарушением в развитии
Чигирёва Наталья Александровна, учитель — логопед,
МБДОУ №73
г. Каменск — Уральский
В данной статье раскрываются основные вопросы о том, какая помощь предоставляется семьям, которые имеют детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Дается характеристика раннего вмешательства, трех групп матерей, раскрыты формы работы с матерями, этапы работы психолога с такими матерями, формы взаимодействия семьи и детских учреждений, раскрыта сущность работы психолога и дефектолога, а также описание работы на консультативных пунктах. Все это раскрывает данную тему.
Первоначально конец двадцатого столетия отмечается в России как повышенный интерес ученых к проблемам развития современной семьи. Обычно семья воспринимается как среда, которая обеспечивает развитие и социальную адаптацию ребенка в обществе. В этом вопросе особое место отводится семьям, которые занимаются воспитанием детей с отклонениями в развитии. Для таких семей характерно большое количество проблем. В последнее время в России особое место отводится гуманному отношению к лицам с отклонениями в развитии, таким образом, и определяется интерес к семье, в которой воспитывается данный ребенок. Практика показала, что именно в этих семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им необходимой помощи.
По последним научным данным выявилось, что число детей, которые нуждающихся в помощи, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% составляют дети с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья. Родители в свою очередь принимают активное участие в создании благотворительных фондов, центров милосердия. Но, несмотря на большой рост таких учреждений основная масса родителей не проявляет интерес в разрешении проблем у своих детей. К сожалению, своевременная поддержка таким семьям несколько низка в связи с невысокой активностью государственных структур. Ранняя комплексная помощь предполагает большой спектр медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, которые, конечно же, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Помощь представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой рассматривается как самостоятельное направление деятельности учреждений[1].
Выделяются два основных направления «раннего вмешательства»:
— психотерапевтическое
— социально-педагогическое.
Психотерапевтическое вмешательство направлено на создание условий для ребенка. Нарушения межличностных отношений в системе «мать — дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе психотерапевтического воздействия. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через проблемы самого ребенка. Рождение такого ребенка изменяет, жизненные позиции семьи и оказывает на ее членов психопатогенное воздействие. Глубина воздействия подобного стресса на родителей зависит от степени отклонения и наличия внешних признаков.
Впервые характеристики родителей больных детей начали изучать за рубежом, поэтому большинство западных специалистов описывают широкий диапазон невротических расстройств у родителей.
В нашей стране проблемами семьи аномального ребенка занимались Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский.
Ткачева В. В. предложила выделить три группы матерей,которым свойственны специфические характеристики:
1. Родитель невротичного типа.
Пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо.
2. Матери авторитарного типа
Активная жизненная позиция и стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;
3. Матери психосоматического типа
Им свойственны более частые смены полярных настроений (безудержная радость или глубочайшая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц.
Основные формы работы с матерями:
1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.
2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.
3. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.
4. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.
Три этапа в работе психолога с матерями:
1) Направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка.
2) Формирование увлечения матери процессом развития ребенка.
3) Раскрытие перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и участия в исследовании его возможностей.
Психолог также проводит индивидуальные занятия с ребенком, приглашая на них его мать. Приобщение матери к такой форме деятельности направлено на нейтрализацию неконструктивных форм ее поведения[3].
Формы взаимодействия семьии детских учреждений:
1) Создание более широкой сети консультаций
Родители могут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания.
2) Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа[2].
Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка.
Помощь психолога.
В задачу психолога входят основные направления: индивидуальное обследование детей, определение уровня психического развития, выявление структуры нарушения. По полученным результатам обследования психолог уже совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с ребенком. В дальнейшем он просто наблюдает за продвижением ребенка, выбирает параметры психического развития.
Особенно важна роль психолога в адаптационный период. Психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям, в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.
Работа дефектолога
Работа дефектолога направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры и элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).
Для успешной и полноценной деятельности необходимо оснащение мебелью, наборами методических пособий-игрушек, а также необходимой техникой. Набор игрушек и пособий должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей.
На консультативных пунктах предполагается проведение работы:
психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;
проведение развивающих занятий (индивидуальных и подгрупповых);
чтение лекций для родителей;
проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;
обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;
демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы наметилась перспективная тенденция улучшения социальной поддержки семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов и развитию социально-реабилитационных услуг.
Проблема детской инвалидности и на сегодняшний день является актуальной во всем мире.
Семья – это ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, обучения и профориентации.
Список литературы
1. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 – 57
2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36
3. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002
Источник
Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым оказание психологической помощи семьям с подобными проблемами. Важно отметить, что целесообразной является организация комплексного подхода к диагностической и коррекционной работе с такими детьми, привлечение разнообразных специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов, психоневрологов и т. д.). Однако эффективность помощи также во многом зависит и от родителей. Поэтому мы приводим некоторые рекомендации для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии и поведении.
— Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
— Помогите ребенку составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
— Оградите ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только1-1,5 часа в день).
— Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях — это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
— Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка — это не конец света.
— Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Только с самим собой, с его собственными достижениями и неудачами.
— Создайте ситуацию успеха. Хвалите ребенка даже за маленькие достижения.
— Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля).
— Не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка или лишение каких-либо удовольствий).
— Не требуйте с подростка действий, не соответствующих его уровню развития, возрасту и индивидуальным особенностям.
— Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.
— Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
— Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.
— Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
— Обучайте навыкам эффективного общения со сверстниками и с взрослыми. Стремитесь к встречам с друзьями, приглашайте их в гости.
— Обучайте навыкам саморегуляции психических состояний;
— Обучайте навыкам уверенного поведения. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Важно отметить, что реализация предлагаемых нами рекомендаций и комплексная реабилитация детей с отклонениями в развитии будет эффективна в том случае, если родители будут тесно взаимодействовать с педагогами школы, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.
Не бойтесь говорить о своих проблемах, возникающих в процессе обучения и воспитания, педагогу. Помните – у вас с ними одна цель, общие задачи! Не стоит замыкаться на своих проблемах. Идите навстречу школе! Не ждите официальных приглашений, а проявите инициативу для встречи с учителями. Ведь это ваш ребенок и никто не знает его лучше, чем вы сами. Помогите педагогам, как можно раньше узнать вашего ребенка. Это позволит найти кратчайший путь к благополучному развитию ребенка с ограниченными возможностями.
Семья, воспитывающая особого ребенка, часто находится в состоянии нервного напряжения, которое забирает большое количество сил, необходимых для постоянного и полноценного развития ребенка.
Во время стресса люди ведут себя по-разному, но все равно некоторые общие советы можно дать:
— Помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.
— Ищите информацию. Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Важно – искать точную правдивую информацию. Собирайте копии всех документов о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.
— Выучите терминологию. Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.
— Будьте реалистом. Поймите, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить, а есть вещи, которые мы изменить не можем. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.
— Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. Они неизбежны, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее. Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, надо учиться видеть что-то хорошее. Видение чего-то хорошего уменьшает боль от плохого. И делает жизненные проблемы проще. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
— Помните, что время действительно лечит. Это не значит, что обучение и воспитание ребенка с инвалидностью будет легким, но со временем многие проблемы решаются.
— Решите, как реагировать на окружающих. Вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестным или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
— Помните, вы не одни. Чувство одиночество и изоляции испытывают все родители. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка!
Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым оказание психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. Проблемы образования, воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. На родителей таких детей ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его здоровье, обучение и воспитание. Они испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии, поэтому им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. Во время стресса люди ведут себя по-разному, но все же некоторые общие рекомендации родителям можно дать:
— Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить.
— Помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.
— Ищите информацию. Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Важно – искать точную правдивую информацию. Собирайте копии всех документов о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.
— Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.
— Будьте реалистом. Поймите, что в жизни есть вещи, которые мы изменить не можем. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.
— Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. Они неизбежны, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее. Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, надо учиться видеть что-то хорошее, это уменьшает боль и делает жизненные проблемы проще. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
— Помните, что время действительно лечит. Это не значит, что обучение и воспитание ребенка с инвалидностью будет легким, но со временем многие проблемы решаются.
— Решите, как реагировать на окружающих. Вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестным или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
— Помните, вы не одни. Чувство одиночества и изоляции испытывают все родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически: им нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. Вы реально сможете им помочь, если будите придерживаться следующих рекомендаций:
— Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
— Помогите ребенку составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
— Оградите ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только1-1,5 часа в день)..
— Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях — это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
— Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка — это не конец света.
— Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Только с самим собой, с его собственными достижениями и неудачами.
— Создайте ситуацию успеха. Хвалите ребенка даже за маленькие достижения.
— Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля).
— Не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка или лишение каких-либо удовольствий).
— Не требуйте с подростка действий, не соответствующих его уровню развития, возрасту и индивидуальным особенностям.
— Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.
— Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
— Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.
— Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
— Обучайте навыкам эффективного общения со сверстниками и с взрослыми. Стремитесь к встречам с друзьями, приглашайте их в гости.
— Обучайте навыкам саморегуляции психических состояний;
— Обучайте навыкам уверенного поведения. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Важно отметить, что реализация предлагаемых нами рекомендаций и комплексная реабилитация детей с отклонениями в развитии будет эффективна в том случае, если родители будут тесно взаимодействовать с педагогами школы, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.
Не бойтесь говорить педагогу о своих проблемах, возникающих в процессе обучения и воспитания. Помните – у вас с ними одна цель, общие задачи! Не стоит замыкаться на своих проблемах. Идите навстречу школе! Не ждите официальных приглашений, а проявите инициативу для встречи с учителями. Ведь это ваш ребенок и никто не знает его лучше, чем вы сами. Помогите педагогам, как можно раньше узнать вашего ребенка. Это позволит найти кратчайший путь к его благополучному развитию.
Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка!
Для подготовки материалов использовалась литература:
— Педагогическая психология: теория и практика /Под ред. Л.В.Солдатовой и Д.В.Солдатова. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009.
1. Литература
Поташева И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: Метод.пособ. М.; 2007.-212с.
https://www.parus-nad.ru/pamyatka-dlya-roditelej-detej-invalidov/
2. Не попала в маркировку строка « Придумайте гибкую систему …
3. Не оказались в окончательной редакции след. советы НЕ надо?
— Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
— Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.
— Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
заключение
Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка! Удачи!
Источник