Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития мамайчук ильина скачать

Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
plany_sem_zanyatiy_po_ps_detey_s_ZPR_novye_0.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
183.81 Кб
Скачать
Блинова Л.Н.
Диагностика и коррекция в образовании
детей с задержкой психического развития:
Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
– 136 с.Вильшанская
А.Д. Условия формирования приемов
умственной деятельности у младших
школьников с ЗПР // Дефектология. –
2005. — №2. С. 57-65.Диагностика
и коррекция задержки психического
развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко.
– М.:АРКТИ, 2001. – С. 105-143.Калмыкова З.И.
Особенности генезиса продуктивного
мышления у детей с задержкой психического
развития // Дефектология. — 1978. — № 3.Петрунек
В., Таран Л. Младший школьник: заметки
врачей-психоневрологов. – М.: Знание,
1981. – 93 с.Шамарина
Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности
познавательной деятельности и
эмоциональной сферы младших школьников
с ЗПР: Учебно-методическое пособие. –
М.: Книголюб, 2006. – 208 с.Семинарское
занятие №15
(2 часа)
Тема:
Развитие личности и эмоционально-волевой
сферы детей с ЗПР в младшем школьном
возрасте
План:
Особенности
поведения и эмоционально-волевой сферы
младших школьников с ЗПР.Особенности
формирования самосознания младших
школьников с ЗПР.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:
В чем состоят
аффективные нарушения младших школьников
с ЗПР?Раскройте понятие
произвольной регуляции психической
деятельности и поведения и опишите
особенности нарушения данной регуляции
у детей с ЗПР.Охарактеризуйте
3 группы детей с ЗПР в зависимости от
их психических особенностей и поведения
– уравновешенные, заторможенные и
возбудимые (по наблюдениям Т.А. Власова,
М.С. Певзнер).Дайте
определение самосознания, охарактеризуйте
структуру самосознания, возрастные
особенности его формирования в норме
и при задержанном психическом развитии.
Литература
Асмолов
А. Г. Психология личности. – М., 1990.Белопольская
Н.Л. Психологическая диагностика
личности детей с задержкой психического
развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.Блинова
Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании
детей с задержкой психического развития:
Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
– 136 с.Власова
Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями
в развитии // Хрестоматия по психологии
/ Под ред. А.В. Петровского. – М.:
Просвещение, 1987.Гарбузов
В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у
детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977.
– С.14-24.Лебединский
В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг
М.М. Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция. – М., 1985.Основы
специальной психологии.: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений /
Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.
Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой.
– М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 480 с.Общая психология
/ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.Психология
детей с задержкой психического развития.
Хрестоматия: Учебное пособие для
студентов факультетов психологии. –
СПб.: Речь, 2004. – С. 210-217, 229-240.Шамарина
Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности
познавательной деятельности и
эмоциональной сферы младших школьников
с ЗПР: Учебно-методическое пособие. –
М.: Книголюб, 2006. – 208 с.Семинарское
занятие №16
(2 часа)
Тема:
Развитие межличностных отношений у
детей с ЗПР в младшем школьном возрасте
План:
Общее
понятие о личности, межличностных
отношениях и общении в психологической
науке.Возрастные
особенности развития личности и
межличностных отношений в младшем
школьном возрасте.Особенности
развития личности детей с ЗПР в младшем
школьном возрасте.Особенности
коммуникативной деятельности и
коммуникативных качеств младших
школьников с ЗПР.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Консультация психолога
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития
С каждым годом увеличивается процент детей с задержкой психического развития (ЗПР). Такие дети посещают дошкольные учреждения общеразвивающего типа. Команда специалистов таких как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу развития, помогают воспитателям адаптировать образовательную программу детского сада, учитывая степень нарушения в развитии данной категории детей. Дети с тяжелыми формами ЗПР могут быть зачислены в структурное подразделение Лекотека.
А теперь рассмотрим 4 основных варианта ЗПР. В работах К.С. Лебединской выделяют следующие типы:
- конституционального происхождения;
- соматогенного происхождения;
- психогенного происхождения;
- церебрально-органического генеза.
Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционного происхождения характерны для детей с психофизическим инфантилизмом (личностная незрелость). Эмоциональная сфера таких детей соответствует психическому развитию ребенка более раннего возраста. Их эмоции яркие и живые. В поведении, игре преобладают эмоциональные реакции, а так же характерна недостаточная самостоятельность. Таким детям трудно сосредоточить внимание, подчиниться правилам дисциплины.
У детей с соматогенной формой ЗПР так же наблюдается эмоциональная незрелость, причиной которой являются длительные хронические заболевания. Это тормозит развитие активных форм деятельности, что в последствии приводит к таким личностным особенностям как робость, неуверенность в собственных силах, боязливость, а так же к снижению умственной работоспособности. У детей данног варианта ЗПР неустойчивое внимание, снижен объём памяти, нарушена динамика мыслительной деятельности.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка: неблагополучные семьи, психотравмирующие условия воспитания. Ранняя психическая и социальная депривация (негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, т.е. лишение чего-либо) приводит к выраженному снижению познавательной активности, что отражается на интеллектуальной продуктивности. Психотравмирующие ситуации способствуют формированию робости, боязливости, неуверенности как и при ЗПР соматогенного происхождения. Ребенок беъзинициативен, не самостоятелен, что так же сказывается на познавательной активности.
ЗПР церебрально-органического генеза отличается большей выраженностью нарушений психических функций в сравнении с вышеперечисленными формами. В следствие мозговых инфекций и травм, органического поражения головного мозга у детей наблюдается интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, а именно памяти, внимания, пространственного мышления, речи. У детей наблюдается нарушение сенсомоторной интеграции, темпа восприятия.
Психологическая помощь детям с ЗПР
С учетом перечисленных выше особенностей можно определить основные задачи коррекционно-педагогической работы с такими детьми:
- совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков);
- сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности);
- формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление;
- формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками;
- целенаправленное развитие речи, ее функций.
Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми, следует ориентироваться на следующие направления работы:
1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
2. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
3. Целенаправленное формирование высших психических функций:
- развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей.
4. Формирование ведущих видов деятельности, операционных и регуляционных компонентов:
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- целенаправленное формирование игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутических проявлений, отклонений в поведении.
6. Преодоление недостатков в речевом развитии:
- целенаправленное формирование функций речи;
- особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР.
7. Формирование коммуникативной деятельности:
- обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Литература
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Источник
Авторы:
И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич
Издательство:
Эко-Вектор
ISBN: 9785906648495
Год: 2017
В данном учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические, методические подходы к психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития. Авторы используют комплексный клинико-психолого-педагогический подход к анализу задержки психического развития, раскрывают специфику психологической диагностики детей с учетом клинической формы ЗПР и возрастных особенностей. В издании описаны основные направления психологической помощи детям и их родителям с учетом формы, степени тяжести ЗПР, особенностей социальной ситуации развития детей. Особое внимание уделяется проблемам нейропсихологической диагностики и коррекции детей с ЗПР, раскрываются этапы, динамика психологического сопровождения детей и подростков с ЗПР и специфика психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР. В учебном пособии приведены психокоррекционные технологии и техники, используемые при работе с детьми с ЗПР, а также представлены многочисленные клинико-психолого-педагогические примеры диагностики и коррекции детей с различными формами ЗПР. Пособие рекомендуется не только студентам, обучающимся по специальностям клиническая и коррекционная психология, но и специалистам в области возрастной, детской клинической психологии, а также педагогам-дефектологам и родителям детей с ЗПР. Обо всём этом и не только в книге Помощь психолога детям с задержкой психического развития (И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич)
- Эти книги могут быть Вам интересны
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Добавьте цитату первым
- Где купить?
Книгу «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич можно приобрести или скачать:
в 2 магазинах по цене
от 1019
до 1911 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (0)
Интересные посты
Источник
Вид работы:
Дипломная (ВКР)
Предмет:
Психология
Язык:
Русский
,
Формат файла:
MS Word
45,8 Кб
Скачать
Опубликовано:
2012-04-25
Все дипломные работы по психологии
Скачать дипломную работу
Читать текст online
Заказать дипломную
*Помощь в написании!
Посмотреть все дипломные работы
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!
Похожие работы
… детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания отводится большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития .
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineМежличностные отношения детей с задержкой психического развития
… психического развития у ребенка . Основная цель программы – оказание помощи дошкольникам с задержкой психического развития , у которых отмечаются отклонения в социально — психологической и эмоциональной сферах (повышенная тревожность, агрессия).
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineОсобенности работы педагога с детьми , имеющими задержку психического развития
М., 1999. 13.Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития .
.Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально — психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развитияСкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineПсихологические особенности детей с задержкой психического развития …
К детям с задержкой психического развития относятся дети , не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем…
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать online… детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического …
. Социально — психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития . . Профилактическая работа с родителями, педагогами и другими специалистами, имеющими дело с такими детьми .
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineОсобенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
…на определенной стадии развития [40]. Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинико- социальной …
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineМетодика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
…коррекции осанки у детей ЗПР способствует всестороннему гармоничному развитию личности и социально — психологической адаптации детей . 3.2 Эффективность методики коррекции осанки у детей с задержкой психического развития 7-8 лет на занятиях ЛФК.
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать online
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 39»
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Составитель: Егорова А.М., педагог – психолог
2018
Пояснительная записка
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.
Дети с задержкой психического развития обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; дефицита познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности и т.д.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
– незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
– преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
– низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
– ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
– снижение работоспособности;
– повышенная истощаемость;
– неустойчивость внимания;
– ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
– расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля.
Программа разработана для учащихся с ЗПР, обучающихся по адаптированной образовательной программе, вариант 7.1.
Программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению доброжелательной атмосферы на групповых занятиях.
Цель программы: формирование и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся; развитие психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Научить школьников распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
5. Помочь ребёнку отреагировать, отследить имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию;
6. Формировать адекватную установку в отношениях с «другими» детьми
7. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
8. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
9. Отработать навыки конструктивного взаимодействия.
Программа реализуется по следующим блокам:
Диагностический.
Коррекционно-развивающий.
Оценочный.
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития ребенка с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей ребенка.
В диагностический комплекс входят следующие методики:
Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан, вариант для средней школы): оцениваемые УУД — действия самоопределения.
Анкета для изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой: оцениваемые УУД — действия смыслообразования
Методика М.И. Шиловой (экспертная оценка): оцениваемые УУД – нравственная воспитанность.
Методика экспертного оценивания сформированности коммуникативных универсальных учебных действийГ.А. Цукерман, в модификации М.Г Пашниной.: оцениваемые УУД — коммуникативные действия.
Методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В. Репкина): оцениваемые УУД – учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля, действия оценки.
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.); оцениваемые УУД – физическая энергия, настроение.
Рисуночный тест «Несуществующее животное»: оцениваемые УУД – тревожность, агрессия, защитные реакции.
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) – оценка уровня тревожности детей.
Результаты диагностики заносятся в карты индивидуального сопровождения учащихся с ЗПР.
Коррекционная работа
Программа рассчитана на один год, 33 ч. Занятия проходят в мини — группе, раз в неделю продолжительностью 35 мин.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности — обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Содержаниекоррекционной программы разработано на основе авторских программ психологического развития младших школьников «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе» Хухлаевой О.В.; «Тренинг по сказкотерапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; «Разноцветное детство» Свистуновой Е.В. Содержанием данного курса является развитие психологических качеств и умений, с помощью которых младшие школьники научатся понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, а так же тех навыков, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может.
Программа реализуется по следующим блокам:
1 блок «Волшебная страна внутри нас». Исследование психоэмоционального состояния. Знакомство со сказочной страной и ее королем. Знакомство со слугами-чувствами: радость, грусть, интерес, злость, страх. Заговор обиды. Возвращение короля.
2 блок «Сказкотерапия». «Переживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Путешествие по сказкам помогает ребенку справиться со своими переживаниями, пробуждает фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дает простор творческой стороне детской душе.
3 блок «Какой Я? Какой Ты?». Формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. А это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
Структура занятия:
1. Ритуал «Настрой на занятие»:
Задачи:
вхождение в атмосферу группы;
самоопределение участников (с чем они пришли в группу, как себя сейчас ощущают);
активизация позитивного эмоционального настроя.
Средства: форма ритуала, которая каждый раз наполняется новым содержанием.
Роль психолога: обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу; предоставить возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства.
Время: 5 мин.
2. Разминка:
Задачи:
объединение, сплочение группы;
развитие межличностных связей;
включение в совместную деятельность.
Средства: более или менее подвижные игры с четко определенными правилами.
Роль психолога:
обеспечение правил и границ;
обеспечение безопасности участников.
Время: 5 мин.
3. Основная часть.
Задачи: соответствуют теме занятия.
Средства: разнообразные формы активности (игры, рисование, психодрама, дискуссии и т. д.).
Роль психолога:
дать определенную информацию в доступной форме;
предоставить возможность выразить свои чувства;
помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации.
Время: 10 -15 мин.
Примечание: в основной части используются также фоновые упражнения, которые нацелены на развитие групповой динамики, создание общего положительного настроя работы в группе, разрядку.
5. Релаксация (в зависимости от темы занятия).
Задачи: снятие психо-эмоционального напряжения.
Средства: специальные релаксационные упражнения.
Время: 5 мин.
6. Завершающая рефлексия.
Задачи: подведение итогов занятия, получение «обратной связи».
Средства: беседа.
Роль психолога: предоставить каждому участнику группы возможность поделиться своими переживаниями, осознать и принять свои чувства.
Время: 5 мин.
7. Ритуал «Прощание»
Задачи: обозначить конец занятия.
Средства: ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием.
Роль психолога: эмоциональная поддержка детей.
Время: 5 мин.
Результаты освоения курса
ЛичностныеУУД:
— сформированность адекватной самооценки (осознание своих возможностей в учебе и другой деятельности, умении брать на себя ответственность);
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование позитивного отношения к учебной деятельности, ее социальной значимости;
ценностно-смысловые (умение оценивать поступки в соответствии с нравственно-этическими нормами);
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути само изменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Оценка эффективности программы.
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:
— сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики;
— поведение ученика на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
— сплоченность учащихся;
— отзывы учителей, родителей.
Учебно-тематическое планирование занятий
пп
Тема (цели)
Занятие (тема)
Кол-во часов
1
Волшебная страна внутри нас
(11 часов)
Цель- актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
1. Диагностика. Волшебная страна чувств
2. Знакомство со сказочной страной и ее королем
3. Знакомство со слугой по имени радость
4. Знакомство со слугой по имени грусть
5. знакомство со слугой по имени интерес
6. Знакомство со слугой по имени злость
7. Знакомство со слугой по имени страх
8. Заговор обиды
9. В поисках любви
10. Возвращение короля
11. Волшебная страна чувств
11
2
Сказкотерапия
(9 часов)
Цель: Через «терапевтическую метафору» пережить свои эмоциональные состояния, научиться преодолевать барьеры в общении, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
12. «Сказка о Вороненке»
13. «Котенок Маша»
14. «Кораблик»
15. «Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться»
16. «Маленькое привидение»
17. «Хвостатик»
18. «Сказка про маленькое Облачко»
19. «Часы»
20. «На маленькой полянке»
9
3
Какой Я – Какой Ты?
(13 часов)
Цели:
— помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;
— познакомиться с качествами человека;
— учить детей находить положительные качества во всех людях;
— научиться взаимодействовать с другими людьми: педагогами, р?