Полтора два года ребенку развитие
Для любого родителя его малыш – самый лучший, самый умный и самый красивый.
Конечно же, это так, но иногда взрослым стоит бесстрастно оценить ситуацию, особенно когда речь заходит о развитии и воспитании малыша.
Эта статья посвящена вопросам развития полуторагодовалого ребенка, а также дает ряд рекомендаций родителям, которые помогут процесс воспитания сделать легким и успешным.
Физические параметры в полтора года
Нормы веса, роста, окружности головы и груди у мальчиков и девочек
Согласно данным, приведенным в таблице пособия «Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова (Ставрополь, 2004 год), в норме считаются следующие показатели:
- вес мальчика – от 10 килограммов 200 граммов до 13 килограммов;
- вес девочки – от 9 килограммов 800 граммов до 12 килограммов 200 граммов;
- рост мальчика должен составлять от 78 до 86 сантиметров;
- рост девочки – от 77 до 85 сантиметров;
- окружность головы мальчика должна быть в пределах 46,6 – 50,2 сантиметров;
- окружность головы девочки – 45,8 – 49 сантиметров;
- окружность грудной клетки мальчика — 47,4 – 53,9 сантиметров;
- девочки – 47,8 – 52,9 сантиметров.
Развитие пальчиков и моторика
В 1,5 года мелкая моторика ребенка достаточно развита.
Внимание! В идеале полуторагодовалый малыш должен уметь построить башню из 3 небольших кубиков, нанизать 3 кольца на палочку, открывать ручку двери, бросать маленький мячик, рисовать каракули, фигуры, подобные кругу.
Если малышу не удается выполнить какое-либо действие, то целесообразно родителям усиленно заняться развитием мелкой моторики.
В этом может помочь массаж пальчиков ребенка, с которым справится мама, детские песенки-считалочки (например, «Сорока-белобока»), игры в кубики, пирамидку, конструктор, пазлы, мозаика, сортёр.
В качестве подручных средств можно использовать фасоль двух цветов, рисование по манке и т.п. А в последнее время получили широкую популярность так называемые бизиборды, сконструировать которые под силу каждому папе или дедушке.
Справка! Бизиборд – это лист фанеры, на который прикреплены крючки, шпингалеты, молнии, липучки, пуговицы, ручки, крышки и т.д. Ребенок может это все дергать, открывать-закрывать, что лучшим образом скажется на развитии его пальчиков.
Ну и, конечно, лепка из теста, специального пластилина, пальчиковое рисование – это классические способы, помогающие в развитии мелкой моторики.
Что касается моторики в целом, то ребенок, которому исполнилось 1,5 года уже отлично бегает, умеет залезать на стулья и диван, играет в детском городке во дворе. Естественно, что пока он не может владеть телом полноценно, поэтому часто падает, что называется, на ровном месте. Присмотр родителей за играми, рисованием, лепкой, общением со сверстниками должен быть ежеминутным!
Различия между мальчиками и девочками
С возраста 18 месяцев дети начинают себя идентифицировать как мальчика или девочку.
- У мальчика быстрее развивается крупная моторика (бег, прыжки), а у девочки – мелкая (удерживание предметов, игра с пирамидкой, кубиками).
- Мальчики отстают от девочек в речевом развитии, поскольку у них усиленно развивается правое полушарие мозга, ответственное за развитие пространственного и образного мышления, а у девочек – левое, ответственное за речь и концентрацию внимания на мелочах.
- Мальчики проигрывают девочкам и в процессе приучения к горшку (девочки психологически готовы к горшку уже к полуторагодовалому возрасту, мальчики – не совсем).
Разница в развитии детей разных полов в полтора года составляет 3 – 4 недели не в пользу мальчишек.
Что умеет делать малыш в 1 год и 6 месяцев
- Ребенок уверенно держится на ногах и перемещается, огибая предметы или перешагивая через них, при этом держа в руках какой-либо предмет.
- Садиться и вставать со стульчика, не держась ни за что.
- Подниматься и спускаться по невысоким ступенькам.
- Уверенно держит ложку в руке, пытается есть самостоятельно.
- Самостоятельно может пить из кружки.
- Спокойно реагирует на любую гигиеническую процедуру (умывание, купание, чистка ушей).
- Нанизывает пирамидку из 2 – 3 колец, соблюдая соразмерность.
- Играет с мячом, по просьбе взрослых бросает его вверх, вниз, в руки родителям.
- Перекладывает предметы, складывает их в коробку, достает оттуда.
- Выполняет простые просьбы окружающих: принеси, дай.
- Различает 2 – 3 цвета.
Полезное видео
Рекомендуем вам посмотреть также видео о том, что может делать малыш в этом возрасте:
Особенности психоэмоциональной сферы в 18 месяцев
В 1,5 года у ребенка начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, стимулом к которым являются похвалы взрослых, их успешная или неуспешная предметная деятельность. Дети отлично умеют выражать чувства удовольствия и неудовольствия, способны испытывать радость, печаль, расстройство. Но чувство эмпатии им пока незнакомо.
В этом возрасте начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстникам, в том числе и избирательное отношение, зависящее от испытуемой симпатии или антипатии.
Но эмоции полуторагодовалого ребенка по-прежнему неустойчивы и изменчивы. Их импульсивность объясняется его мотивами поведения.
Особое эмоциональное значение начинает приобретать слово, которое является средством оценивания тех или иных качеств или поступков.
Тест на развитие
Проверить соответствие уровня развития ребенка своему возрасту помогут несколько заданий, с которыми ребенок должен справиться.
В этом случае родителям не стоит тревожиться по поводу их малыша, а если некоторые задания не под силу ребенку – взрослым стоит обратить внимание на определенные сферы жизни их чада.
- Понимание слов: малышу следует задать несколько вопросов, сидя вместе с ним в одной комнате: «Где часы?», «Где лежит мишка?» ребенок должен показывать пальцем на названные предметы.
- Словарный запас: ребенок должен выполнять обычные просьбы: «Принеси мячик», «Дай руку». Также он должен произносить примитивные фразы: «Мама ам» (хочу кушать).
- Мелкая моторика: на тарелку следует высыпать фасоль, орешки и т.п. Малыша следует попросить, что-либо дать. Необходимо обратить внимание на то, как малыш будет брать мелкие предметы: если двумя пальцами, то беспокоиться не стоит.
- Тест с игрушками: ребенок должен уметь строить башню из 3 кубиков, нанизывать кольца на пирамидку, можно бессистемно.
- Эмоции: ребенок не должен стремиться к уединению, не должен раскачивать из стороны в сторону, долго ходить руками по площадке. Он должен легко узнавать взрослого, уметь концентрироваться на недлительный промежуток времени, его истерики должны иметь логическое обоснование.
Речевые навыки
Развитие речи в этот период идет очень активно.
В идеале, если словарный запас малыша состоит из 40 облегченных слов (мама, папа, баба, деда, дай и т.п.).
Но многое зависит от индивидуальности ребенка: некоторые полуторагодовалые дети только учатся произносить «мама» и «папа», некоторые – молчать совсем, а другие начинают строить простые предложения.
Речь деток в этом возрасте богата звукоподражательными или лепетными словами: ав-ав, му-му, кис-кис, би-би и т.п. Родителям необходимо стараться развивать эти навыки, постоянно расширяя тем самым кругозор их малыша.
В 1,5 года идет накопление пассивного словаря: малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Взрослые должны четко и понятно, не коверкая звуков, произносить названия тех или иных предметов с указанием на них.
Внимание! Развить речь малыша можно путем чтения сказок, стишков, потешек, пения песенок, комментирования всего происходящего с ребенком, создание ситуаций, в которых ребенок должен обращаться к вам с речью.
Рацион питания в шесть месяцев: что приготовить малышу?
Справка! У полуторагодовалого ребенка, согласно стоматологическим нормам, должно уже полноценно прорезаться 14 молочных зубов, но в зависимости от индивидуальных особенностей вариантами нормы считается также наличие от 4 до 18 зубов. В связи с этим рацион малыша можно дополнять твердыми продуктами, которые предварительно не измельчаются в блендере или мясорубке, а просто нарезаются мелкими кусочками.
Режим питания включает 4 — 5 приемов пищи (3 основных и 1 — 2 перекуса). Он должен быть организован строго по времени.
Включать в себе блюда из качественных продуктов, способных обеспечить растущий организм ребенка всеми необходимыми витаминами, минералами, полезными веществами.
Это вырабатывает пищевой рефлекс, способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи, положительно влияет на развитие малыша.
В приоритете — легкие диетические продукты: каши (овсянка, гречка, рис, кукурузная, пшенная, ячневая), нежирные супы, мясные (курица, индейка, телятина) и рыбные котлетки, овощи (как в свежем виде, так и в виде пюре, запеканок, салатов), фрукты, блюда из кисломолочных продуктов (кефир, йогурт, творог).
Примерное меню
Завтрак:
- Жидкая каша на молоке (гречка) – 150 мл, паровой омлет – 50 граммов, сок фруктовый – 100 мл.
Обед:
- Свекольный салат – 30 граммов, суп овощной – 50 – 100 мл, макароны с маслом – 50 г, пюре из говядины – 50 г, компот из сухофруктов – 70 мл.
Полдник:
- Кефир — 150 мл, галетное печенье – 15 граммов, фрукты (яблоко, банан) – 100 г.
Ужин:
- Винегрет – 100 граммов, биточки из рыбы – 50 граммов, пюре из картофеля – 60 граммов, чай с молоком – 100 мл.
Общая калорийность – 1300 килокалорий. Если малыш попросить кушать в ночное время, то ему можно предложить нежирный кефир, йогурт, молоко.
Рецепты блюд
- Диетические творожные сырники, запеченные в духовке
Блюдо является диетическим, потому что термическая обработка производится без добавления большого количества масла, к тому же в состав блюда добавляются полезные для ребенка морковь и яблоко.
- Вам понадобится для приготовления 300 граммов творога 5%-жирности, 2 столовые ложки сахара, по 1 штуке яблока и моркови средней величины, 3 столовые ложки муки.
- Морковь и яблоко следует натереть, отжать сок.
- В емкости смешать все ингредиенты.
- При помощи ложки, смоченной в холодной воде, полученную смесь в виде лепешек необходимо выложить на противень, устланный пергаментом.
- Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке в течение 30 минут.
Особенности гигиены и ухода
Приучать ребенка к навыкам гигиены необходимо с самого раннего возраста, ведь это основная составляющая здоровья и элемент социализации ребенка.
Полуторагодовалый малыш обязательно должен быть:
- умытым утром и вечером (в течение дня – по мере загрязнения);
- его руки обязательно должны мыться после улицы, туалета, игры с животными, перед едой;
- у ребенка должны быть свои полотенце, висящее на крючке не выше роста малыша, и своя зубная щетка, которой он должен учиться сам, но с участием родителя, чистить зубки.
Все гигиенические навыки ребенку следует прививать в игровой форме, с использованием забавных стишков, потешек, считалок.
Важным и неотъемлемым элементом ухода за телом ребенка полутора лет остается ежедневное купание. Однако этот процесс следует дополнить обучением малыша это делать самостоятельно, постоянно проговаривая ему алгоритм действий.
В качестве моющих средств необходимо использовать только те, которые предназначены для детей 1,5 лет и были протестированы дерматологами. Как правила, подобные средства лучше приобретать в аптеках.
Внимание! 1 год и 6 месяцев – это тот возраст, когда необходимо начинать осознанное приучение малыша к горшку.
Естественно, что этот процесс будет долгим и не всегда удачным, и протекать он должен с активным участием обоих родителей. Но определенные действия ребенок должен быть приучен совершать сам: например, снимать и надевать штанишки, открывать и закрывать крышку горшка.
Освоить этот процесс поможет игровая форма: любимый плюшевый мишка, который будет высаживаться ни игрушечный горшок, которого необходимо будет вытирать салфеткой, с которого следует снимать и одевать штаны – отличный наглядный пример для подражания малыша.
Режим дня и сна
Внимание! С полутора лет родители должны начинать готовить ребенка к будущему посещению детского сада. А это значит, что его режим дня должен со временем стать таким же, как и дошкольном учреждении. В противном случае ребенок, чей день не был правильно организован дома, будет испытывать трудности в период адаптации к новым для себя условиям.
- Утро для ребенка 1,5 лет должно начинаться в 7.00 – 8.00.
- Первый завтрак – в 8.00 – 8.30, а в промежутке между пробуждением и утренним принятием пищи малыш должен быть умыт и одет.
- С 8.30 до 12.00 – время бодрствования ребенка, которое проходить должно в играх, занятиях, прогулках на свежем воздухе.
- Обед – не позже 12.00. С 12.30 и до 16.00 – дневной сон, который должен быть обязательным.
- После пробуждения – полдник, а вот с 16.30 и до 20.00 – вечернее бодрствование, заключающееся в игре, нахождении на свежем воздухе, купании.
- Ужин – с 20.00 и до 20.30.
- В 20.30 – 21.00 – отхождение ко сну. В это время желательно почитать малышу сказку, спеть колыбельную.
Занятия с малышом
Игры
Одна из любимых игр детей раннего возраста – прятки. Малыш еще до конца не понимает, как и где ему спрятаться, но отказывать ему в удовольствии от того, что его никак не могут найти, не стоит.
Дети в этом возрасте обожают танцевать, вместе с ними можно покружиться, поводить хоровод. Ну и указанные выше лепка, рисование, игра с бизибордом, конструктором, мозаикой, посудкой, чтение и рассказывание сказок – вот важные составляющие полноценного развития малыша этого периода.
Игрушки
Игрушки для детей этого возраста должны быть без мелких деталей, которые ребенок может легко проглотить или засунуть в нос, ухо.
Лучше всего дети играются с кубиками, которые могут быть однотонными или с нарисованными зверятами, цифрами, буквами.
Интерес вызывают мячи (их размер должен быть таким, чтобы ребенок мог легко отбить мяч ножкой), матрешки (складывание их одна в одну), пазлы (минимум мелких деталей и крупный размер рисунка), вкладыши, куклы и машинки (они помогут освоить половую принадлежность).
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Необходимые обследования
Когда ребенку исполнится 18 месяцев, он должен быть привит вакцинами против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита.
Поскольку вакцинация проводится только абсолютно здоровому ребенку, то предварительно следует пройти медицинский осмотр у педиатра, которому следует принести результаты анализов (общий анализ крови и мочи).
Более развернутое обследование малыша производится в 2 года.
Советы родителям
В заключении следует дать один и, наверное, самый главный совет: процесс воспитания – долгий и кропотливый процесс, к которому следует подходить с огромным терпением и любовью. Не нужно требовать от малыша слишком многого, любое объяснение должно быть подкреплено игрой, сказкой, примером.
Ваш ребенок должен чувствовать и знать, что он любим, что он нужен, что он – самый лучший. И тогда процесс воспитания обязательно принесет такие долгожданные плоды.
Источник
На втором году жизни у малышей происходит резкий скачок в развитии. Дети активно растут физически, развиваются социально и психически. В этот период особенно важно следить за тем, чтобы дети не отставали от своих сверстников. Знание возрастных норм развития помогают родителям вовремя исправить отклонения, распознать серьёзные заболевания.
Что должен уметь ребёнок в возрасте 2-х лет?
Умения двухлетнего карапуза можно разделить на несколько групп. Это физические, интеллектуальные, социальные, психические, речевые. Деление навыков на группы весьма условное, поскольку они неразрывно связаны друг с другом. Например, если малыш не может застегнуть пуговицу, то и его речь, наверняка, развита плохо, а неумение разговаривать приводит к сложностям в адаптации к детскому саду, новому коллективу.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:
- Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
- Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
- Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
- Сидя на полу, стучать пятками;
- Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
- Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
- Пытаться удержать равновесие на перекладине;
- Перешагивать через порог;
- Взбираться по шведской стенке наверх;
- Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
- Листать страницы книжки;
- Расчёсывать себя и кукол;
- Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
- Танцевать под музыку, попадая в такт;
- Рисовать линии;
- Лепить простые фигурки.
Частые прогулки, обучение играм с мячом, салки, лазание способствуют развитию физических умений карапузов. А просмотр мультфильмов и сидение за планшетами в этом деле не помощники.
Видео развитие детей в возрасте двух лет
Социальное развитие детей в 2 года
Двухлетний ребёнок становится самостоятельным. Для успешной адаптации в обществе ему необходимо научиться общению со сверстниками, самообслуживанию. К двум годам родители должны обучить ребёнка мыть руки, пить, есть ложкой, вилкой, проситься на горшок, снимать и надевать трусики, штанишки, застёгивать молнию на верхней одежде. Важно заставлять детей здороваться и прощаться с гостями, благодарить за подарок, обед.
Умение копировать взрослых, их поведение, действия также относится к социальной сфере жизни ребёнка. Эти умения помогают ребёнку находить контакт с окружающими, завязывать дружеские отношения со сверстниками.
Интеллектуальное развитие в возрасте двух лет
В двухлетнем возрасте у малыша развита память. Он хорошо запоминает новые слова, понятия, функции предметов. Любопытство – главный помощник в интеллектуальном развитии карапуза. К 2-м годам малыш знает:
- Цвета (не менее 4-х: жёлтый, синий, красный, зелёный);
- Имена родных;
- Формы предметов. Для обучения используйте развивающие игрушки, например, сортеры;
- Размеры (большой/маленький);
- Птиц, животных;
- Явления природы;
- Несколько видов деревьев, цветов;
- Несколько простых стихотворений, четверостиший, сказок наизусть.
Умственное развитие напрямую зависит от речевого. Если малыш хорошо разговаривает, начинает произносить предложения, задавать вопросы, то интеллект получает максимальное количество информации, необходимой для развития.
Психическое развитие ребенка в 2 года
Психоэмоциональная сфера развивается в процессе игр, общения с окружающим миром. К 2-м годам ребёнок умеет испытывать гнев, контролирует его проявление. Страх, радость, отрицание происходящего, желание проявить свое «Я» – признаки нормального развития психики ребёнка в этом возрасте.
Если карапуз не получил заветную игрушку, не разобрался в устройстве незнакомого предмета, он может и покричать, и устроить истерику. Успокоить ребёнка обычно легко, нужно лишь отвлечь внимание крохи на другую игру или книжку.
Психологическое развитие детей в возрасте 2-х лет
Двухлетний малыш более усидчив, чем в год или полтора. Он может играть более 10 минут с одним предметом, рассматривать картинки, усваивая форму и цвета. Слушает сказки по нескольку раз, не теряя интереса.
Любая новая информация усваивается быстро, запоминается легко. Нахождение логических связей между действием и результатом помогают малышу учиться строить пирамидки, водить карандашом по бумаге, собирать простые паззлы.
Речевое развитие ребенка в два года
С года до двух ребёнок стремительно наращивает свой словарный запас. К 24-м месяцам активный лексический багаж составляет 80-120 слов, пассивный – 200. Ребёнок учится складывать их во фразы, простые предложения. Двухлетний малыш с удовольствием учит стишки, коверкая слова, глотая окончания. Обращается с просьбами к другим людям, задаёт много вопросов.
Конечно, речь в 2 года несовершенна. Ребёнок путает род существительных и прилагательных, может говорить о себе как другом человеке. Нормы речи для этого возраста размыты. Важным в этом смысле становится период с 2 до 3 лет. Именно до 36 месяцев речь совершенствуется, становится правильной и богатой, если родители занимаются интеллектуальным, физическим развитием крохи.
С 1,5-2-х лет забудьте о сюсюкании, лепетании. Разговаривайте с малышом чётко, произносите все звуки правильно, тогда речевые навыки у ребёнка сформируются вовремя и без дефектов.
Процесс формирования полноценной личности должен контролироваться родителями. Запущенные, лишённые внимания дети не получают нужное количество информации, задерживаются в интеллектуальном, социальном и речевом развитии. Обучение необходимым навыкам, умениям проводите исподволь, на собственном примере, в игре. А к неудачам относитесь спокойно, всё наладится со временем.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник