Положительные факторы влияющие на развитие ребенка

Положительные факторы влияющие на развитие ребенка thumbnail

Ребенок рождается – начинается его жизнь. Каждый день происходит что-то новое, особенно когда малыш совсем маленький. Его постоянный рост, усложнение физической и психической деятельности — нормальные и правильные явления. Важно помнить, что развитие ребенка происходит под факторы развития ребенкавлиянием множества факторов. От них зависит, каким он будет, как сформируется его личность.

Все факторы, влияющие на развитие ребенка, можно разделить на физические и психологические. В первую очередь это семья. Общение, питание, режим дня — это первое, к чему привыкает ребенок. Тут многое зависит от желания родителей создать комфортные условия для своего малыша. Дальше — его социальная жизнь: школа, садик, общение с другими малышами. Иногда все это усложняется из-за патологических проблем, мешающих ребенку вести нормальную жизнь. В этом случае будет тяжело, но сегодня даже для таких деток есть возможность развиваться.

Развитие

Произошло зачатие. С этого момента начинается жизнь нового человечка. Из двух клеток появляется 4, и так далее – усложняется структура зародыша. На этом этапе развитие стремительное – тут счет идет на часы. До рождения ребенка проходит 9 месяцев. Даже после рождения развитие внутренних органов, кровеносной системы, костей не прекращается. факторы развития ребенкаПотом эти процессы замедляются – теперь мы считаем периоды развития в годах. Даже во взрослом состоянии не прекращаются перемены в организме.

Очень важно, чтобы взросление проходило в безопасных, комфортных условиях. Даже когда ребенок еще в утробе матери, необходимо создать для него самый благоприятный климат. Все то, что происходит в первые годы жизни, обязательно скажется на физическом и психологическом развитии и личности взрослого человека. Конечно, создать идеальные условия не получится, но обеспечить ребенку возможность нормально развиваться вполне можно.

Биологические факторы

Первый фактор — биологическая среда. Многие ученые сходятся во мнении, что этот фактор важнейший. Биологические (физиологические) факторы во многом определяют дальнейшие возможности ребенка, многие грани личности, характера, отношения к жизни. Большую роль играет режим дня и питание, ведь из-за недостатка витаминов может замедляться развитие ребенка (как физическое, так и психическое).

Наследственность

Наследственные факторы имеют сильное виляние на развитие. От родителей мы получаем рост, телосложение. Невысокие родители — невысокий ребенок. Конечно, бывают исключения из правил, но обычно все закономерно. Конечно, наследственные факторы корректируются с помощью социальных механизмов.факторы развития ребенка

Сегодня любой человек при желании может достичь всего, чего захочет. Главное, чтобы наследственные проблемы не останавливали ребенка от того, чтобы добиваться желаемого. Существует масса позитивных примеров того, как человек сумел силой воли преодолеть врожденные дефекты.

Конечно, когда мы говорим «наследственность», не всегда подразумеваются негативные факторы или болезни. Так же часто встречается «позитивная» наследственность. От хороших внешних и конституционных данных до высокого интеллекта, склонностей к разным видам наук. Тогда главное — помочь ребенку в развитии его сильных сторон, не потерять возможность, которая дана от рождения.

Питание

Первые 6 месяцев малыш обязательно должен кушать материнское молоко. В крайнем случае — смеси. Это источник всех необходимых веществ, минералов, витаминов. Для малыша материнское молоко — эликсир жизни. Пока что желудок и кишечник не готовы принимать другую пищу. А вот после 6 месяцев нужно вводить прикорм: только на молоке активного роста теперь не получится. Подойдут соки, детские пюре из овощей, фруктов, вареного мяса.

Уже в 1,5 года ребенок начинает питаться почти что взрослой пищей. Теперь важно обеспечивать ему сбалансированный рацион. Иначе из-за недостатка питательных веществ и витаминов его организм не сможет развиваться правильно. Растут кости, факторы развития ребенканабирается мышечная масса, укрепляются сосуды, сердце, легкие – каждая клеточка тела нуждается в правильном питании.

Если родители не могут обеспечить нормальный рацион, то ребенок отстает в первую очередь в физическом развитии. Недостаток витамина D ведет к опасному заболеванию — рахиту. Витамин вступает в реакцию с кальцием, который необходим для костей. Если существует дефицит этого витамина, то кости ломкие, мягкие. Под весом тела малыша гибкие кости искривляются и остаются такими на всю жизнь.

В раннем возрасте продолжает формироваться, усложняться структура мозга. Если лишить ребенка витаминов, жиров, «строительного материала» – белков, то развитие мозга пойдет неправильным путем. Возможно отставание развития слуха, речи, мышления. После долгого «голодания» мозг отказывается работать так, как нужно. Отсюда задержки развития, проблемы с нервной системой.

Психологические факторы

К психологическим факторам развития относится все, что могло повлиять на психику ребенка. Человек живет в обществе, так что биосоциальная среда всегда была и будет одним из основных факторов влияния. Сюда относится:

  • уклад жизни, отношения в семье;факторы развития ребенка
  • уровень жизни, возможности;
  • социальные контакты, общение с людьми, детьми;
  • возможности для развития ребенка (садик, школа, кружки и секции).

Дети учатся, глядя на то, что происходит вокруг них. Они перенимают привычки родителей, их слова и выражение. Общество тоже оставляет сильный отпечаток – понятия о морали, правильном и неправильном, методах достижения желаемого. Среда, где растет малыш, сформирует его взгляд на мир.

Среда

Среда бывает благоприятной и неблагоприятной для развития личности. Общество, которое окружает ребенка (это не только родители), сформирует у него понятие о нормах морали. Если все вокруг добиваются своего кулаками, угрозами, то именно так будет воспринимать мир ребенок. Такая социальная установка останется у него на долгое время.

Самое опасное здесь то, что человек начинает видеть мир именно таким, как в нашем примере – жестоким, аморальным, грубым. Ему очень тяжело или почти невозможно посмотреть на свою жизнь под другим углом. И наоборот: ребенок, который вырос в факторы развития ребенкалюбви и понимании, будет способен на эмпатию, дружеские чувства. Он умеет находить выход из ситуации при помощи разума и логики.

Для того чтобы среда была неблагоприятной для развития психики ребенка, ему совсем не обязательно расти в неблагополучной семье. Самые образованные и обеспеченные родители могут относиться к детям холодно, придираться к любым ошибкам, морально унижать их. При этом со стороны жизнь семьи выглядит вполне благополучно. То же самое относится к школе.

Среда формирует психику, создает барьеры для проявления эмоций. Или же, наоборот, позволяет человеку быть человеком. Многим удается, благодаря врожденным данным, вырваться из неблагоприятной среды, изменить свою жизнь. Но не всегда удается поменять свои психологические ценности и усвоенные эмоциональные реакции.

Семья

Конечно, важнейшим фактором будет являться именно семья:

  • как родители относятся друг к другу;
  • как решаются проблемы в семье;
  • доверие к родителям;
  • эмоциональныйфакторы развития ребенка климат;
  • отношение к личной жизни ребенка.

Отсюда ребенок черпает информацию об отношениях с людьми. Потом полученные знания он переносит на сверстников, свои игры. Очень сильное влияние на психику оказывает то, что мы видим каждый день.

Семья может быть не очень обеспеченной, жить тесно, использовать мало возможностей. Но если в семье будет нормальный климат, теплые отношения, то все остальное легко можно пережить вместе. Это базис для дальнейших отношений человека с противоположным полом.

Общение

На развитие психики влияет общение. У ребенка 3-10 лет должно быть достаточно возможностей для общения со сверстниками, взрослыми. Так малыши и взрослые прорабатывают социальные механизмы, хорошо запоминают нормы поведения. Без общения нет развития. В первую очередь это касается речи.

Ребенок учится разговаривать, слушая своих родителей. Общаясь со сверстниками, воспитателями, учителями, он перенимает факторы развития ребенкановые слова, понятия, интонации. Развить эмоциональный интеллект можно только при живом общении.

Сегодня у детей много говорящих игрушек, которые помогают в обучении. Конечно, они никогда не заменят живого собеседника. Ведь когда человек разговаривает, делится своими переживаниями или радостью, его эмоции связаны с мимикой. А у игрушек мимика отсутствует.

Знать о проявлении эмоций необходимо, ведь только так можно говорить о дружбе, любви, понимании, симпатии между людьми. Если же мы не понимаем друг друга на этом тонком уровне, завязать социальные контакты не получится.

Социальные факторы

Еще один фактор развития человека — социальный. От него зависит формирование у ребенка мнения о себе, самооценки. Здесь проявляется общественная составляющая нашего «я». Человек начинает видеть себя со стороны только в обществе. Так он может впервые критически отнестись к поведению, внешности, манерам. факторы развития ребенкаОбщество формирует его представление о жизни среди других людей.

Факторы социального развития обусловливают активную роль человека в социальной среде. Конечно, всю жизнь своих детей не проконтролируешь, но родителям обязательно нужно знать, чем те живут. Все начинается с малых лет. Первое — детский садик. Какие там дети, кто их родители? Какие воспитатели работают с детьми, чему их учат?

Детский сад

С 3 лет малыш попадает в совершенно новую для него среду. В этом возрасте все факторы, влияющие на развитие ребенка, действуют на его физиологию и психику особенно остро. Сейчас он учится, набирается опыта, впервые тесно общается с кем-то вне семьи. Родителям необходимо узнать все о том садике, в который они записывают ребенка. Сделать это просто: в интернете можно найти отзывы родителей, на сайте садика посмотреть фото. Обязательно сходите в тот сад, проверьте, какие там условия.

Школа

Школа необходима каждому ребенку с нормальным уровнем развития. Конечно, сама по себе школа тоже важный фактор всестороннего развития. Тут ребенок получает конкретные знания о мире, задумывается о выборе профессии.

С другой стороны, факторы развития ребенкав школе у него масса социальных контактов разного рода:

  • дружба;
  • влюбленность;
  • чувство принадлежности к коллективу.

Это маленький «мир», в котором существуют свои законы. Здесь же воспитывается волевая составляющая характера. Это значит, что человек учится контролировать свои желания, оценивать их значимость, стремится достичь результатов.

После поступления в первый класс развитие ребенка идет гораздо быстрее. Здесь есть мотивирующий момент: учеба, оценки, похвалы. Важно, чтобы школа и учителя могли заинтересовать ребенка, подать ему материл в яркой, интересной форме. Тогда к мотивирующим факторам добавляется интерес.

Трудовая деятельность

Для правильного развития ребенка необходима трудовая деятельность. Она формирует понятие об ответственности, самоконтроле. Это позитивно сказывается на психическом развитии. Человек должен иметь обязанности. Это может быть какая-то работа по дому, уход за домашними животными. Необходимо факторы развития ребенкадать ребенку понять всю важность задания. Выполняться все должно без напоминаний, угроз, оскорблений.

Давая ребенку или молодому человеку задание, родители должны хорошо объяснить необходимость данной деятельности. С возрастом обязанностей становится больше. Конечно, необходимо соизмерять нагрузку ребенка и важность задания. Например, если он учится в школе, занимается на курсах, посещает спортивные секции и т.д., то трудовую нагрузку можно снизить. У малыша обязательно должно быть время на отдых, возможность заняться любимым, интересным делом.

Патологические факторы

Существует еще один важный фактор, описывающий развитие человека. Любые патологии будут препятствовать нормальному развитию. Особенно это заметно, если у ребенка:

  • серьезно снижен интеллект;
  • психологические девиации;
  • заболевание, не позволяющее нормально двигаться;
  • снижена или потеряна функция органов чувств (потеря слуха, речи, зрения).

Их развитие идет по другому пути.

Патологическое развитие

Как только женщина узнает, что беременна, начинается ее новая жизнь. Здесь нельзя допускать алкоголь, курение, наркотические вещества и сильные лекарства (антибиотики, обезболивающие, токсичные препараты). Нужно исключить стрессы, перенапряжение. Это всем понятно, ведь результат неправильно поведения — серьезные проблемы со здоровьем малыша. Патологические факторы развития проявляются после рождения, хотяфакторы развития ребенка некоторые заболевания и патологии можно выявить еще в период беременности.

Бывает, что женщина очень сильно заботиться о здоровье малыша, правильно питается, принимает витамины. И все же ребенок рождается с патологиями. Здесь второй фактор — структурные изменения плода, патологии развития. От этого, к сожалению, никто не застрахован. Что-то можно исправить, а с чем-то придется учиться жить.

Третий, не менее важный патологический фактор –сложные роды. Здесь возможна гипоксия плода, последствия затяжных родовых процессов, травмы. Иногда совершенно здоровый малыш у здоровой мамы появляется на свет с серьезной травмой. Тяжелые роды, недостаток кислорода — у малыша возникают серьезные проблемы, а потом диагностируется отставание в развитии.

Все эти факторы станут основой, на которой будет строиться дальнейшее развитие. Здесь нельзя говорить о нормальном процессе роста, взросления. Однако сегодня для детей с патологическими проблемами открыты многие двери:

  • специальные садики;
  • особые школы, дефектологические классы;
  • лечебная физкультура, массаж;
  • возможность получить профессию (все зависит от степени повреждений, уровня развития);
  • возможность продолжить обучение.

От родителей будет зависеть, как пройдет жизнь ребенка. Особенно если у него есть сильные патологии.

Источник

Поскольку биологические и социальные факторы играют огром­ную роль в развитии ребенка, можно предположить, что в развитии аномальных детей эти факторы приобретают еще большее значение. Ведь первопричиной нарушенного развития является имен­но органический (биологический) дефект, а условия социальной среды могут или сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия.

В связи с тем, что среди биологических факторов большое зна­чение принадлежит наследственности, начнем с этой группы.

Биологические факторы. Формирование личности — сложный, Многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Развитие человека, как и всех живых организмов, связано пре­жде всего с действием фактора наследственности.

Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различ­ных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. В ходе дол­гой эволюции, путем действия законов наследственности, измен­чивости и естественного отбора, сложилась сложная телесная ор­ганизация человека, потомкам передавались основные биологи­ческие признаки, свойства человека как вида. Материальными носителями наследственности являются гены.

В соответствии с законами передачи наследственной информа­ции (их изучает генетика) люди наследуют анатомическое строе­ние, характер обмена веществ и физиологического функциониро­вания, тип нервной системы, степень пластичности нервной тка­ни, делающей ее податливой к воздействиям внешней среды. Вме­сте с тем наследственно обусловлены основные безусловнорефлекторные реакции, физиологические механизмы жизненно важных для организма влечений и органических потребностей. Число возможных комбинаций человеческих генов и их мутаций биоло­ги считают едва ли не большим, чем число атомов во Вселенной. По мнению академика Н.П. Дубинина, в современном человече­стве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей.

И все же процесс развития личности не есть простое раскрытие и развертывание биологического фонда. Еще Ч. Дарвин показал, что развитие живых организмов идет через борьбу наследствен­ности и приспособления к условиям жизни, через наследование старых и усвоение новых признаков. Ранее многие ученые счита­ли, что гены неизменны, отличаются абсолютной устойчивостью. Ныне твердо установлена изменчивость наследственных структур клетки. Следовательно, изменчивость, как и наследственность, является одним из коренных свойств организма.

Как бы ни было велико значение наследственности, ее влияние опосредствовано системой воспитания и социального воздейст­вия. Образ поведения человека, по мнению И. П. Павлова, не только обусловлен прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле этих слов. Благодаря пластичности нервной системы свой­ства ее типа изменяются под влиянием жизненных впечатлений, обеспечивая соответствующее приспособление организма к среде. Свойства типа в этом случае сдвигаются в ту или иную сторону, а вместе с этим изменяются динамические особенности личности (в частности, темперамент).

Прирожденные особенности нервной системы и других систем организма являются анатомо-физиологической основой тех жиз­ненных сил, которыми человек отчасти наделен от рождения и ко­торые существуют в нем в виде задатков. Человек получает от при­роды не готовые психические свойства, а функциональные возмож­ности, природные потенции возникновения и развития тех или иных качеств личности. Особенности нервной системы человека не предопределяют будущих форм поведения, но образуют почву, на которой одни из них формируются легче, другие-труднее.

Природные задатки весьма многозначны. На основе одного и того же задатка могут быть сформированы различные способно­сти и психические свойства. Все будет зависеть от сочетания за­датков, а также от обстоятельств жизни и условий воспитания.

Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых пси­хических свойств. В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.

Наследственность как один из источников развития личности еще не изучена наукой должным образом. Каждый нормальный человек к одному виду деятельности способен больше, чем к дру­гому. Потенциально, т.е. генетически, человек необыкновенно богат по своим возможностям, но он никогда не реализует их полностью в своей жизни. В определенной степени это объясняет­ся тем, что до сих пор еще не выработаны методы выявления ис­тинных способностей человека в процессе его детского и юноше­ского воспитания, а потому и не предоставляются адекватные ус­ловия для их развития.

Дальнейшее развертывание исследований в этой области сде­лает педагогический процесс более обоснованным, позволит эф­фективнее управлять формированием личности школьника.

Социальные факторы. В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоения индивидом социального опыта. Человек на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в пол­ном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего соци­ально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способностью к саморегуляции, избирательным отно­шением к социальной среде.

Оставаясь общественным сущест­вом, человек вместе с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми пси­хологическими качествами и свойствами. На каждом уровне своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет опреде­ленные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для этого знаниями, общественно выработанными нормами и пра­вилами поведения, он формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложне­ние форм деятельности и общения с людьми.

Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних об­стоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого ин­дивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизниРебенок уже от рождения являет­ся не просто биологическим существом. По природе своей он спо­собен к социальному развитию — у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п.

При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Но не все, что окружает ребенка, является действительной сре­дой его развития. Для каждого ребенка складывается неповтори­мая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы на­зываем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окру­жения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна. Микросреда — это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, шко­ла, друзья, сверстники, близкие люди и т. д.

Среда несет ребенку по преимуществу неорганизованные влия­ния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому пола­гаться на воздействие только одной среды, даже самой благопри­ятной для формирования человека, — значит рассчитывать на успех весьма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это привело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в по­токе стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.

Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опо­средованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется. Вот почему воспита­ние выступает как ведущий, исключительно глубокий и действен­ный фактор формирования личности, как организованное, направ­ленное развитие.

Там. где есть воспитание, учитываются движущие силы разви­тия, возрастные и индивидуальные особенности детей, используют­ся положительные и ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство и т. п.), У детей формируется нравствен­ная стойкость против всякого рода негативных факторов, достига­ются единство и согласованность всех звеньев, осуществляющих воздействие на учащихся (школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности). Там. где есть воспитание, ребенок раньше оказы­вается способным к самовоспитанию. С возникновением этого но­вого субъективного фактора он становится соратником воспитате­ля.

Воспитание проектирует личность, преднамеренно и плано­мерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном на­правлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигну­тый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления.

Ключ к пониманию процесса формирования и развития лично­сти аномального (умственно отсталого) ребенка лежит в работах Л. С. Выготского, раскрывающих, как было показано выше, слож­ную структуру дефекта и так называемую «зону ближайшего раз­вития». Остановимся на первом.

Мы уже говорили о том, что в основе любого нарушенного развития лежит биологический фактор. При любых нарушениях интеллекта присутствует органическое поражение высшего от­дела центральной нервной системы (ЦНС) — коры больших по­лушарий головного мозга. Например, при олигофрении кора головного мозга может быть поражена в пренатальный период (в период беременности, до родов), в натальный (во время родов) и в постнаталъный (послеродовой), в первые годы жизни ребенка.

Естественно, что при так называемых сенсорных нарушениях (нарушениях слуха, зрения) или речевой патологии органические нарушения, в том числе и корковые, бу­дут другими.

Источник