Половое развитие умственно отсталого ребенка

Половое развитие умственно отсталого ребенка thumbnail

Некоторые аспекты полового воспитания учащихся с умственной отсталостью.

С давних времен особенности полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая

по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Вопрос дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связан с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье, готовит к общению с людьми другого пола.

черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола

Цель полового воспитания — сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.

Задачи полового воспитания.

1.Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).

2.Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов.

3.Подготовка к будущей семейной жизни — к роли отца и матери.

4.Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знания о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).

5.Удовлетворение познавательных интересов детей.

Принципы полового воспитания:

— принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и мед.работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста учащихся;

— принцип дифференцированного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

— принцип правдивости, заключающийся в достоверной информации, которую получают дети (этот и след. принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

— принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

— принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в кот. живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им)

Своеобразие полового воспитания учащихся с нарушением интеллекта

Изучение психосексуального развития учащихся с нарушением интеллекта проводилось такими учеными как Д.Н. Исаев и В.С. Каган, О. Шпек (1980, 1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей, как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола.

В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка. Влечения при этом могут быть не только усилены, но и развращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли. Многие исследователи обращают внимание на то, что дети данной категории имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены.

Также отмечается, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Таким образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии. Половое воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в данной области. В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Немалую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков. Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами. Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. Умственно отсталому подростку нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. Половое развитие умственно отсталого человека имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.

Семья или обслуживающий персонал детского дома прилагают все усилия, чтобы ограничить любые формы сексуального интереса у детей и подростков с умственной отсталостью, особенно, если они проживают совместными группами. Во многих случаях это ведет к конфликту с реальностью, потому что психическое развитие человека и осталось на уровне ребенка, а физически он или она — старше. По мере взросления человека, даже умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Умственно отсталым необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у них сексуальных чувств.

Недостаточное половое воспитание умственно отсталых приводит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкиваются с проблемами. При отсутствии полового воспитания они не способны правильно вести себя, не понимают последствий своих поступков.

Половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающемуся, хотя и на 6 лет позднее и попроще, с повторениями и без отвлеченных рассуждений. Желательно привлекать как можно раньше внимание ребенка к различию полов. Необходима система гигиенических знаний и навыков.

По данным западных ученых примерно 10% умственно отсталых могут иметь полноценный сексуальный контакт; 1% из них могут жить вместе. В основном, умственно отсталые имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, чем здоровые люди, хотя они владеют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи, ласки).

Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание учащихся с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.

Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.

Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью

Существуют различные формы коррекционной работы по половому воспитанию: классные часы, беседы, тренинги. Задача занятий — помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия.Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на след.направления:

— работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;

— работа по формированию полоролевого поведения;

— работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;

— работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений подростков определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление учащихся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, ролями мужчины и женщины в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения уч-ся к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в обществе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания уч-ся определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

Формы реализации полового воспитания:

1. Беседы — проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.

2. Лектории («гигиена пола») — проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.

3. Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) — проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.

4. Диспуты – работа проводится классным руководителем.

5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).

6. Стенгазеты – творческая деятельность подростков.

Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом формирования полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения, т.е. на 4-5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8-10 лет. Начало любого обучения предполагает выяснение того, что дети уже умеют, знают. Их задачей является помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. На этом этапе изучают:

  1. Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаге, прикрепленным к доске, на земле, на стене и т.д.)

  2. Лепка фигуры из пластилина, теста.

  3. Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из бумаги, прикреплять к фигуркам — что кому носить)

  4. Половые органы (они есть и их надо прикрывать).

  5. Гигиенические навыки.

Индийские педагоги предлагают девушкам — подросткам в рамках программы по самообслуживанию первичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в процессе учебно-воспитательной работы.

1.Установление различий между маленькими мальчиками и девочками.

2.Установление различий между девочкой и девушкой.

3.Установление различий между девушкой и женщиной.

В Германии разработана программа, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых.. Тема программы: «Познай собственное тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здоровья»

Важнейшими аспектами программы являются:

  1. Изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирования.

  2. Анатомически и функционально обусловленные различия полов.

  3. Что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме.

Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребностей и возможностей умственно отсталых.Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых учащихся может включать примерную тематику на первом этапе:

  1. Идентификация себя: «Какого я пола?» (по внешним признакам, изображение фигуры, прически, одежды).

  2. Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похожи, чем отличаемся?».

  3. Правила гигиены (с практическими упражнениями для мальчиков и девочек).

  4. Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообразно использовать набор кукол разного пола и возраста.

Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрослыми). На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 20-30 минут, с повтором темы.

Проблемы полового воспитания умственно отсталых детей должны решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье. Начинать его нужно в возрасте 8-10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без дополнительных подробностей форме ,с многократными повтореньями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.) для возможно более полного усвоения. Должны учитываться индивидуальные особенности развития личности, возможности успешной адаптации и усвоения круга сложных как по форме, так и по содержании норм полового поведения взрослых. Обязательное условие эффективности полового воспитания — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

Таким образом, проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Источник

С одной стороны, отклонения психосексуального развития встречаются при различных нервно-психических расстройствах. С другой стороны, по мнению В. И. Гарбузова (1986), отклонения в формировании половой идентичности и

освоении половых ролей могут нарушить социальную адаптацию. Поражения ЦНС создают препятствия для нормального психосексуального развития.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых детей по дан­ным осведомленности в вопросах пола проводилось Д. Н. Исаевым и В. С. Ка­ганом (1980, 1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от та­кового здоровых детей (равно как и формирование у них полоролевого поведе­ния, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола).

К общим клиническим признакам у детей с умственной отсталостью, име­ющимся при любой ее форме и деформирующим систему отношений у таких детей со сверстниками и взрослыми, относится недоразвитие высших форм познавательной деятельности и личности ребенка в целом. Признаки недораз­вития имеют глобальный характер, они касаются всех сторон психической де­ятельности: ощущений, восприятия, памяти, внимания, эмоционально-воле­вой сферы, мышления„речи, моторики (Д. Н. Исаев, 1982; Л. С. Выготский, 1996; В. В. Ковалев, 1995 и др.).

В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недиффе­ренцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формирова­нии поведения ребенка (Д. Н. Исаев, 1996). Влечения при этом могут быть не только усилены, но и извращены. Усиление роли влечений в структуре поведе­ния ребенка не является редкостью. Г. К. Поппе (1986) изучал половые разли­чия при умственной отсталости по данным поступления в психиатрическую больницу. Он отмечал, что сексуальные девиации чаще встречаются у девочек. Поведение, связанное с рано развившимся или извращенным сексуальным влечением, наблюдалось у 40% обследованных. Почти все девочки с ранним пробуждением сексуальности были совращены старшими. 33% из них в 8-10-летнем возрасте были развращены старшими мальчиками в интернате. Еще 33% детей в домашних условиях стали объектом инцестуозных отношений. Осталь­ные начали половую жизнь после изнасилования в 11 — 13 лет еще до наступле­ния месячных. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах за­рубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хроно­логически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли (Дейвид, Линднер, 1978).

У большинства умственно отсталых девочек вторичные половые признаки начинают появляться не в 9—11, а в 10—13 лет. Только у 35% из них менструаль­ный цикл начался в 12—13 лет. У подростков с психическим недоразвитием значительно беднее знания о половых особенностях и отношениях между людь­ми, чем у здоровых детей 13-15 лет. У них также недостаточно развита половая идентификация (Г. К. Поппе, 1986).

Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с по-

лом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их большими «пуританами», нежели они есть на самом деле (Дейвид, Линд­нер, 1978; Н. В.Александрова, 1986 и др.)

Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что большинство па­циентов с умственной отсталостью не проявляют интереса к противополож­ному полу (исследование, проведенное в США, показало, что только 4% таких лиц имели половое сношение), большая часть больных (85%) с легкой степе­нью умственной отсталости стремится вступить в брак, так же как и здоровые лица (Дейвид, Линднер, 1978).

Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полово­го созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пу­бертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают соци­альному приспособлению (К. С.Лебединская, 1968). Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не способны найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, ум­ственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса и его патологии.

У умственно отсталых детей с психопатоподобными изменениями личнос­ти сексуальные проявления, как правило, элементарны, редко оформляются и наблюдаются в форме группового онанизма, гомосексуальных эпизодов, ораль-но-генитальных контактов, сексуальных игр. Д. Н. Исаев (1986) подчеркивает значение особенностей полового созревания в развитии нервно-психических заболеваний. Обнаружена связь между психосексуальным развитием, возник­новением психических расстройств, с одной стороны, и патологией полового созревания, с другой.

Частота встречаемости форм психического недоразвития коррелируете по­лом. Так, астеническая форма встречается чаще у девочек, чем у мальчиков. Стеническая форма встречается одинаково часто и у девочек, и у мальчиков. Атоническая — более чем в два раза чаще обнаруживается у мальчиков (Г. К. Поппе, 1986). Нарушения поведения преобладают у умственно отсталых мальчиков.

Д. Н. Исаевым (1982) отмечено, что при дисфорической форме чаще регис­трируются обнаженная сексуальность и аутоагрессивные склонности.

Автор описал типы проявлений психопатоподобных расстройств при лег­кой степени умственной отсталости. При так называемом перверзном типе чаще отмечаются либо дромомания, либо извращенная сексуальность.

Особенно часто встречаются развратные действия с малолетними, эксгиби­ционизм и гомосексуальные контакты (А. Е. Личко, 1985). Девочки иногда об­наруживают склонность к сексуальным вымыслам в отношении невиновных лиц, часто сами провоцируют сексуальную агрессию (О. В. Парфентьева, 1978).

По данным Г. К. Поппе (1986), среди нарушений поведения у умственно отсталых девочек чаще встречаются аутоагрессия и сексуальные девиации. Нарушения поведения, связанные с рано развившимся и извращенным сексу-

альным влечением, наблюдались у 40% (из 488 обследованных детей). У дево­чек они начинались раньше и отмечались в полтора раза чаще, чем у мальчиков.

Вместе с тем Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1980) отмечают, что мнение о часто­те сексуальных преступлений умственно отсталых очень преувеличено. Часто­та грубых сексуальных проявлений с возрастом уменьшается.

По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность детей с нарушением интеллекта возрастает — они так или иначе осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет вразрез с усвоенными моральными нормами.

В рамках целостного холистического подхода следует рассматривать про­блему нарушения формирования полоролевой идентичности как фактор, осложняющий адаптацию умственно отсталых детей. Изучение формирования половой идентичности и освоения половой роли показало, что это целостная система, создающаяся в определенном культурно-историческом контексте.

При современных тенденциях в опеке над умственно отсталыми наблюда­ется отход от принципа, требующего изоляции таких больных и содержания их в специальных закрытых учреждениях, и внедрение нового подхода, предпо­лагающего возможность интеграции таких лиц в общество. Это приведет к уси­лению вероятности образования гетеросексуальных связей между умственно отсталыми лицами. Возникает риск нежелательной беременности. Следова­тельно, возникает необходимость большего внимания педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц и создания программ их полового воспитания. Эти вопросы требуют специальной и глубокой прора­ботки.

КОНЦЕПЦИИ ПОЛОРОЛЕВОЙ



Источник