Показателями психического развития ребенка являются

ЛЕКЦИЯ
2 -3
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
План
Показатели
психического развития;Факторы
развития;Основные
закономерности психического развития;Психическое
развитие как усвоение общественно
исторического опыта;Принципы
изучения психики ребенка.
Показатели
психического развития
Психология
рассматривает сознание человека в его
неразрывной связи с деятельностью.
Побуждаемая определенными мотивами,
направленная на достижение заранее
поставленных целей, деятельность
человека разумна. В ней раскрываются
все стороны человеческой личности.
Важными показателями психического
развития ребенка являются содержание,
характер, способ и направленность
его деятельности.
Чтобы судить о
том, насколько развит ребенок, следует
выделить те показатели, которые
являются основными для формирования
всесторонне развитой личности. Такими
показателями являются:
Развитие познания
и познавательной деятельности ребенка.Формирование
системы личностных отношений к
действительности и к самому себе.Овладение системой
разнообразных практических и умственных
действий, обеспечивающих возможность
продуктивной
деятельности.
Эти три стороны
неотделимы друг от друга, но выступают
они различно в разных проявлениях
человеческой личности и на разных
ступенях ее развития.
Поскольку психика
есть отражение действительности, ее
развитие обнаруживается в том, что
отражает ребенок в разные периоды
своей жизни и как протекает самый процесс
познания.
Развитие
познавательной деятельности сказывается
не только в том, что у ребенка
увеличивается объем знаний об окружающих
его вещах, но и в изменении глубины
познания. Знания приобретают все большую
осмысленность, системность, подвижность
и обоснованность. Даже хорошо знакомые
ребенку с первых лет его жизни предметы
отражаются им по-разному в разные
моменты его жизни.
Процесс развития
есть переход ребенка от поверхностного
отражения отдельных, разрозненно
воспринимаемых им явлений к познанию
их сущности, к раскрытию законов, ими
управляющих, переход к системным и
осмысленным знаниям.
«Умственный
мир ребенка населен скорее единицами,
чем группами, а у взрослого весь внешний
и внутренний мир распределен в ряды
систем»,— писал И. М. Сеченов.
Развитие
познавательной деятельности выражается
и в том, что ребенок постепенно овладевает
все более совершенными способами
отражения действительности. Он научается
наблюдать, запоминать выборочно то, что
является наиболее существенным, а затем
намеренно воспроизводить только тот
материал, который ему нужен. В процессе
развития ребенок научается сравнивать
и группировать однородные вещи,
рассуждать, делать выводы из наблюдаемых
явлений, а затем критически проверять
их.
Значит, развитие
познания обнаруживается не только в
изменении объема и глубины познаваемого
ребенком содержания, но и в овладении
детьми способами познавательной
деятельности.
Отражая мир, человек
так или иначе относится к познаваемым
явлениям, событиям общественной жизни,
к людям и к самому себе. Чем более зрелым
становится человек, тем больше определяются
его собственные взгляды, отношения,
оценки. Отношения младенца к окружающему
миру выражены в первичных чувствах
удовольствия и неудовольствия. Они
вызываются удовлетворением и
неудовлетворением его простейших
жизненных потребностей. Голод, боль,
усталость вызывают отрицательные
переживания. Они проявляются в чувстве
неудовольствия. Ласка, тепло, насыщение
вызывают положительное отношение.
Развитие сферы
эмоциональных отношений ребенка
выражается в следующем:
Постепенно
безразличные, т. е. «эмоционально-нейтральные»
вещи, например новое нарядное платье,
цветные картинки, поступки людей и т.
п., не имеющие жизненного значения для
ребенка, начинают вызывать в нем
какие-то чувства.Пятилетний ребенок
испытывает не только чувства удовольствия
— неудовольствия. Его отношения к
бабушке и маме, к игрушке и к знакомой
колыбель
ной песне, к собственным
успехам и к похвале любимого отца
различны. Они приобретают множество
оттенков и становятся порой сложными
противоречивыми переживаниями.Отношение,
выраженное в чувствах подрастающего
человека, становится общественно
обоснованным, а тем самым и более
стойким. Чувства старшего ребенка
— школьника — усилены приобретенной
им системой знаний и практическим
опытом, в то время как чувства маленьких
детей еще в значительной мере имеют
подражательный характер. Система
стойких мировоззренческих чувств
опирается на осмысленные и обоснованные
знания.
Они становятся подлинными
убеждениями развитого человека.
Овладение системой практических и умственных действий
Сознание
человека выражено в его деятельности.К-
Маркс говорил, что «человек не только
отражает мир, но и творит его».
Развитие ребенка
выступает в изменении его действий,
всего его поведения, всех видов его
деятельности. Изменяется и самый
процесс деятельности, ее содержание,
уровень, структура, направленность.
Так, игра трехлетнего ребенка более
примитивна, проста, однообразна, чем
игра шести-, семилетних детей. Учебная
деятельность студента отличается от
учебной работы первоклассника не только
по содержанию усваиваемого материала.
Все большую роль начинает играть
собственно умственная деятельность.
Изменяется и отношение ребенка к своим
успехам и неудачам, к товарищам и
окружающим взрослым.
Развитие личности
не совершается ритмично и равномерно:
в одни периоды жизни наиболее заметные
сдвиги совершаются в познавательной
деятельности ребенка; другие периоды
характеризуются интенсивной
перестройкой взглядов и формированием
убеждений (у подростка, юноши). Но
несомненно, что ребенок в каждый момент
своей жизни есть единая и целостная
личность во всех сложных и часто
противоречивых ее проявлениях.
Целостность и
своеобразие каждой личности с наибольшей
полнотой выступает в повседневной жизни
человека, в его поведении, в его
поступках, т. е. в таких действиях
человека, в которых выражено его
отношение к окружающему.
По
изменению поступков ребенка можно
судить о его развитии. Изменяется
сам поступок, приобретая все более
отчетливо выраженное общественное
значение. У младшихдетей
цели и мотивы выражают их субъективные,
случайные и эгоистические желания; у
старших они определяются общественными
понятиями и мотивами. Отдельные,
случайные поступки превращаются в
систему поступков, т. е. в образ действия
подрастающего человека.
Более
постоянной, органичной становится связь
между целью, мотивом и
способом
ее достижения. У маленьких детей нет
связи между целью и
способом
действия или между целью и мотивом.
Эта связь формируется в процессе
развития. Непроизвольное, импульсивное,
непоследовательное поведение,
проявляющееся в необдуманных действиях
с неожиданными для самого ребенка
последствиями, становится осознанным
действием, т. е. продумывается во всех
звеньях. Трехлетний ребенок обычно
знает только то, что он хочет (и то не
всегда).
По мере развития
ребенка его поступки становятся все
более сознательными. Подросток не только
знает, чего он хотел и чего достиг, но и
оценивает свои действия с точки зрения
общественных требований, общественных
норм морали.
Про
нравственно развитого, сознательного
человека говорят, что он действует «по
совести» или руководствуется «голосом
совести». Идеалисты видели в понятии
«совесть» проявление божественного
духа. Но с материалистической точки
зрения совесть — отражение человеком
всей совокупности моральных требований
и оценок, принятых в обществе, которые
стали и
для
него мерилом и критерием оценки его
собственного и чужого поведения. Такое
«чувство совести» проявляется в
принципиальности, в том высшем уровне
поведения человека, который определяет
образ его действий, стиль его отношений
к труду, к людям, к себе.
Таким
образом, в сложившемся образе действий
зрелый, воспитанный человек выступает
в единстве всех его сторон: как мыслитель,
гражданин идеятель.
Эти основные грани личности обычно
не оформляются у ребенка фронтально и
равномерно. Однако степень их взаимосвязи
и достигнутый успех в формировании
каждой стороны личности свидетельствуют
о том уровне развития, которого достиг
ребенок в конкретный момент его
жизни.
Несмотря на то что
среди советских психологов еще существуют
разные точки зрения на некоторые вопросы
психического развития ребенка, а вопрос
о показателях развития является предметом
острых споров, все передовые психологи
и педагоги видят в процессе развития
ребенка сложнейшее явление общественной
жизни. Оно обусловлено действием
определенных факторов и условий.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
К показателям психического развития ребенка относят:
— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К. Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.
И все-таки, что это за факты?
Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.
Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность — феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое — широкое, толстое — худое, нежное — грубое, красивое — неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.).
Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ипользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный — красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный — изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Как сделать наблюдение максимально эффективным?
Первое и, может быть, главное условие — это выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
— физическое развитие;
— общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
— самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
— поведение ребенка.
Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Лешли).
Какие следует дать советы наблюдателю?
1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».
Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н. С. Русиной и В. А. Урываева темами для беседы могут быть:
- семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зависимость, агрессия, интенсивность — экстенсивность и активность — пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
- родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
- участие в домашней работе: ее содержание, систематичность и самостоятельность;
- свободное время: количество и качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
- самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
- школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
- статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.
Страхи и опасения: наличие и объекты страхов, ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.
По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.
Другая группа методов изучения ребенка — это эксперимент.
Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью тестов. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
— возможность определения нормы развития;
— возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
— возможность одномоментного сбора большого материала;
— отсутствие длительной специальной подготовки.
В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.
Итак, в этой главе мы определились в главном — концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка — социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности — психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.
Источник:
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Источник