Показатели уровня биологического развития ребенка
Для определения биологического возраста можно использовать различные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость разных систем организма.
В практической деятельности педиатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфологические критерии (длина тела, погодовые прибавки длины тела). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине тела, массе тела и числу постоянных зубов.
Начиная с 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек при определении биологического возраста необходимо учитывать степень полового созревания.
1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов
Общее количество постоянных зубов подсчитывается на верхней и нижней челюстях, суммарно учитываются зубы всех стадий прорезывания — от четкого выступания режущего края зуба над десной до зуба, полностью сформировавшегося. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянных зубов (М±σ) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту ребенка (табл. 78).
Таблица 78
Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов (М±σ)
Возраст в годах | Мальчики | Девочки |
15,5 | от 0 до 3 | от 0 до 5 |
6,0 | от 1 до 5 | от 1 до 6 |
6,5 | от 3 до 8 | от 3 до 9 |
7,0 | от 5 до 10 | от 6 до 11 |
7,5 | от 8 до 12 | от 8 до 13 |
8,0 | от 8 до 14 | от 11 до 14 |
8,5 | от И до 17 | от 12 до 17 |
9,0 | от 12 до 17 | от 12 до 18 |
9,5 | от 12 до 18 | от 13 до 19 |
10,0 | от 14 до 21 | от 15 до 22 |
10,5 | от 15 до 22 | от 16 до 24 |
11,0 | от 16 до 24 | от 18 до 25 |
11,5 | от 18 до 26 | от 21 до 27 |
12,0 | от 21 до 27 | от 22 до 28 |
12,5 | от 25 до 29 | от 26 до 29 |
*) Дети с замедленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов направляются на консультацию к детскому эндокринологу.
Меньшее количество зубов (менее М-1σ) говорит о замедленном развитии, большее (более М+1σ) — об ускоренном. Дети с замедленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов должны направляться на консультацию к детскому эндокринологу.
2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам
При осмотре устанавливается выраженность волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах), а у девочек, кроме того, ~ развитие грудных желез (Ма). Наибольшее внимание следует обращать на развитие показателей Ма и Р; Ах — наиболее вариабельный и потому менее надежный показатель. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице 71.
С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созревания добавляются данные о наличии (Ме+ или Me-) регул, у мальчиков по показаниям может проводиться оценка полового развития.
По возрастным нормативам устанавливают следующие варианты возрастного развития биологической зрелости:
1. Развитие соответствует календарному возрасту (выраженность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу).
2. Развитие ускоренное (опережение по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более).
3. Развитие замедленное (отставание по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более).
Дети с замедленным и ускоренным развитием направляются на консультацию к эндокринологу.
Примеры комплексной оценки физического развития с использованием одномерных центильных шкал.
Примеры.
Мальчик 13 лет
Показатели | Величина признака | Центильный интервал |
Длина тела | 163 см | 6 |
Масса тела | 61,5 кг | 8 |
Окружность грудной клетки | 84 см | 8 |
Жировая складка живота | 2,5 см | 8 |
ЖЕЛ | 3 000 мл | 6 |
Мышечная сила правой руки | 42 кг | 8 |
Мышечная сила левой руки | 32 кг | 6 |
Частота сердечных сокращений | 90 уд./мин. | 6 |
Максимальное АД | 125 мм рт.ст. | 8 |
Минимальное АД | 75 мм рт.ст. | 8 |
Число постоянных зубов | 30 | опережает |
Половая формула | Рз Ах2 | опережает |
Заключение: Биологический возраст мальчика опережает паспортный. Физическое развитие повышенное, дисгармоничное за счет избыточного жироотложения. ЖЕЛ и мышечная сила рук развиты отлично. Пульс в пределах возрастной нормы. Отмечается повышение максимального и минимального АД. Мальчик нуждается в постоянном медицинском наблюдении, консультации специалистов, стационарном обследовании и лечении.
Мальчик 13 лет
Показатели | Величина признака | Центильный интервал |
Длина тела | 155 см | 5 |
Масса тела | 43,1 кг | 4 |
Окружность грудной клетки | 70 см | 4 |
Жировая складка живота | 0,9 см | 5 |
ЖЕЛ | 2 200 мл | 4 |
Мышечная сила правой руки | 30 кг | 5 |
Мышечная сила левой руки | 28 кг | 5 |
Частота сердечных сокращений | 84 уд./мин. | 4 |
Максимальное АД | 104 мм рт.ст. | 5 |
Минимальное АД | 56 мм рт.ст. | 4 |
Число постоянных зубов | 28 | соответствует |
Половая формула | P1 Ax0 | соответствует |
Заключение: Биологический возраст мальчика соответствует паспортному, физическое развитие среднее, гармоничное. ЖЕЛ и мышечная сила рук развиты хорошо, гемодинамические показатели в пределах возрастных норм.
Девочка 13 лет.
Показатели | Величина признака | Центильный интервал |
Длина тела | 148 см | 2 |
Масса тела | 37,3 кг | 3 |
Окружность грудной клетки | 66 см | 2 |
Жировая складка живота | 0,8 см | 3 |
ЖЕЛ | 1 950 мл | 3 |
Мышечная сила правой руки | 20 кг | 2 |
Мышечная сила левой руки | 17 кг | 2 |
Частота сердечных сокращений | 81 уд./мин. | 4 |
Максимальное АД | 95 мм рт.ст. | 3 |
Минимальное АД | 55 мм рт.ст. | 3 |
Число постоянных зубов | 24 | Отстает |
Половая формула | Ма1 Р1 Ax0 Me- | Отстает |
Заключение: Биологический возраст девочки отстает от паспортного, физическое развитие низкое, гармоничное. ЖЕЛ И мышечная сила рук развиты удовлетворительно. Гемодинамические показатели в пределах возрастной нормы. Нуждается в консультации эндокринолога.
Скрининг-тест для оценки физического развития
При массовых медицинских обследованиях детей школьного и дошкольного возраста получают все большее применение массовые Диагностические тесты «просева» — скрининг-тесты. Они позволяют выделить в детских коллективах из условно здорового контингента детей группы детей и подростков, у которых наиболее вероятны отклонения со стороны той или иной системы-
Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков предложен скрининг-тест с использованием центильных номограмм, разработанных на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться в практической деятельности педиатра при массовых медицинских осмотрах детей, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим морфологическим показателям — длине и массе тела.
Центильные номограммы представляют собой центильные показатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка (рис. 28 и 29). Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития — его гармоничность и выявить детей с отклонениями в физическом развитии за счет избытка или дефицита массы тела.
При оценке физического развития, его гармоничности на осях координат находим величины длины н массы тела. Из данных точек восстанавливаем перпендикуляры. Пересечение их в одном из центильных интервалов позволяет дать оценку гармоничности, т.е. соразмерности развития массы тела и его длины. 4-5-й интервалы характеризуют гармоничное физическое развитие, 2-3-й и 6-7-й — дисгармоничное, 1-й и 8-й — резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела.
Для оценки длины тела справа от номограммы нанесены в графическом изображении одномерные центильные шкалы длины тела. Оценив по центильным шкалам длину тела (для этого необходимо спроектировать её на колонку «возраст в годах»), а по центильным номограммам — гармоничность развития, врач определяет группу физического развития.
С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить 3 группы детей (рис. 30):
дети, имеющие нормальное физическое развитие;
дети, отнесенные к группе риска по физическому развитию;
дети, имеющие отклонения в физическом развитии.
Дети, отнесенные к группе риска, нуждаются в индивидуальном анализе причин выявленных отклонений и динамическом наблюдении педиатра. Дети, имеющие отклонения в физическом развитии, подлежат диспансерному наблюдению, дополнительному обследованию и направляются на консультацию к специалистам.
Рис. 28. Центильная номограмма для оценки гармоничности физического развития мальчиков 5-15 лет.
Рис. 29. Центильная номограмма для оценки гармоничности физического развития девочек 5-15 лет.
Рис. 30. Оценка физического развития но Скрининг-Тесту.
ОЦЕНКА МАССЫ ТЕЛА:
очень низкая | низкая | пониженная | средняя | повышенная | высокая | очень высо |
(3 %) | (7 %) | (15%) | (15%) | (7 %) | кая (3%) | |
ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ: | ||||||
резко дисгармоничное | дисгармоничное | гармоничное | дисгармоничное | резко дисгармоничное |
- Показатели уровня биологического развития мальчиков школьного возраста
- Исследование и оценка физического развития детей и подростков
- Нагаева Т. А.. Физическое развитие детей и подростков, 2011
- МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПОПУЛЯЦИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- ГЛАВА 2. СЕМИОТИКА ОТКЛОНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на популяционном уровне
- ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
- МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
- Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на индивидуальном уровне
Источник
Методы оценки состояния здоровья детей
Наиболее информативным методом оценки физического развития является комплексная схема оценки, позволяющая определить уровень биологического развития индивидуума и степень гармоничности его морфо-функционального статуса. Существующие формы регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья детей (ф. 026/у и ф. 112/у) отражают только морфологические показатели индивидуума (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Для получения более полной информации о физическом развитии необходимо заполнить Карту обследования ребенка (Приложение 1).
Имеющаяся в карте информация может являться основой для формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга.
Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме проводится в 2 этапа.
Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков (биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.
В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и «Филиппинский тест».
В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.
Длина тела определяется с помощью ростомера или антропометра, а ее прибавка — по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год.
При определении общего количества постоянных зубовучитываются зубы всех степеней прорезывания — от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полностью сформировавшегося зуба.
При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
Отношение окружности головы к длине тела — коэффициент ОГ/ДТ — определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.
Для установления степени полового созревания определяется:
у девочек — оволосение подмышечных впадин (Axillaris — Ax), оволосение лобка (Pubis — P), развитие грудной железы (Mammae — Ma), возраст наступления первой менструации (Menarhis — Me);
у мальчиков — оволосение подмышечных впадин, оволосение лобка, мутация голоса (Vocalis — V), оволосение лица (Facialis — F), развитие кадыка (Larings — L).
Степень развития этих показателей определяется по следующим критериям:
Развитие волос в подмышечной впадине:
Ax1 — единичные, короткие;
Ax2 — занимают центральный участок впадины, более густые;
Ax3 — расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся.
Развитие волос на лобке:
P1 — единичные, короткие;
P2 — занимают ограниченное пространство, более густые, длинные;
P3 — на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые;
P4 — расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота.
Развитие молочной железы:
Ma1 — сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается;
Ma2 — сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята;
Ma3 — сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве;
Ma4 — сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована.
Оволосение лица:
F1 — появление густого пушка над верхней губой;
F2 — появление отдельных жестких волос на лице;
F3 — наличие сформированных усов и бороды.
Развитие кадыка:
L1 — не контурируется, но ясно выражен при пальпации;
L2 — выступает.
Мутация голоса:
V1 — ломающийся;
V2 — установившийся мужской.
В заключении составляется формула полового развития.
Примеры формулы полового развития:
Девочки Ax0 P1 Ma1 Me0 Мальчики Ax1 P2 F0 L0 V0 Ax3 P4 Ma3 Me 12 лет 5 мес. Ax3 P4 F2 L1 V1
Для оценки уровня биологической зрелости ребенка проводится сопоставление показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом (Приложения 2, 3). Если показатели биологического развития ребенка соответствуют средним возрастно-половым значениям, то его биологическое развитие оценивается как соответствующее календарному возрасту, если превышает его — как опережающее, и отстающее, если показатели ребенка ниже стандарта.
Источник
(Кардашенко В.Н., 1983)
Возраст в годах | Длина тела, см (М ± s) | Погодовые прибавки длины тела, см | Число постоянных зубов (М ± s) | Степень развития вторичных половых признаков |
Мальчики | ||||
М₇±s | 4-6 | 7±3 | ||
М₈±s | 4-6 | 12±2 | ||
М₉±s | 4-6 | 14±2 | ||
М₁₀±s | 4-6 | 18±3 | ||
М₁₁±s | 4-6 | 20±4 | Ах₀Р₀ | |
М₁₂±s | 4-6 | 24±3 | Ах₀Р₀‚₁V₁ | |
М₁₃±s | 7-10 | 27±1 | Ax₀P₁V₁L₀,₁ | |
М₁₄±s | 7-10 | Ax₁P₂V₁,₂F₀,₁L₀,₁ | ||
М₁₅±s | 4-7 | Ax₂P₃V₂F₁L₁,₂ | ||
М₁₆±s | 3-4 | Ax₃P₃,₄V₂F₁,₂L₂ | ||
— | 1-2 | Ax₃P₄V₂F₂,₃L₂ | ||
Девочки | ||||
М₇±s | 4-5 | 9±3 | ||
М₈±s | 4-5 | 12±3 |
Продолжение таблицы 2
Возраст в годах | Длина тела, см (М ± s) | Погодовые прибавки длины тела, см | Число постоянных зубов (М ± s) | Степень развития вторичных половых признаков |
Девочки | ||||
М₉±s | 4-5 | 15±3 | ||
М₁₀±s | 4-5 | 19±3 | Ax₀P₀Ma₀ | |
М₁₁±s | 6-8 | 21±3 | Ax₀,₁P₀,₁Ma₁ | |
М₁₂±s | 6-8 | 25±2 | Ax₁,₂P₁,₂Ma₂ | |
М₁₃±s | 4-6 | Ax₂,₃P₂,₃Ma₂,₃ Menarche | ||
М₁₄±s | 2-4 | Ax₂,₃P₃Ma₃ Menses | ||
М₁₅±s | 1-2 | Ax₃P₃Ma₃ Menses | ||
— | 1-2 | Ax₃P₄Ma₃,₄ Menses | ||
— | 0-1 | Ax₃P₃Ma₄ Menses |
В младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются длина тела и число постоянных зубов, в старшем возрасте – характер погодовых прибавок длины тела и степень выраженности вторичных половых признаков.
Пользуясь данной таблицей и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него.
При отставании или опережении большинства показателей на 2 года и более следует констатировать отставание или ускорение темпов возрастного развития.
2) Морфофункциональное состояние организма определяют по показателям массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия используют измерение толщины подкожножировой складки.
Для определения морфофункционального состояния организма по шкалам регрессии находят показатель роста обследуемого, а также соответствующую данному росту величину массы тела. Затем сравнивают массу тела обследуемого с должной и вычисляют разницу между ними, путем деления фактического отклонения на величину сигмы регрессии находят сигмальное отклонение. Таким же образом определяют величину сигмального отклонения для окружности груди, для функциональных показателей (жизненной емкости легких, мышечной силе рук).
Гармоничным следует считать морфофункциональное состояние, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы М+1s. Исключение составляют те случаи, когда масса тела превышает должную более чем на одну сигму, за счет развития мускулатуры. Функциональные показатели соответствуют возрастной норме в пределах одной сигмы или превышают ее.
Дисгармоничнымследует считать морфофункциональное состояние, при котором масса тела и окружность груди не соответствуют росту на величину –1,1s-2,0s; или на +1,1+2s за счет повышенного жироотложения. Функциональные показатели находятся в пределах –1,1s-2,0s.
Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние при котором масса тела и окружность груди не соответствуют росту на величину -2,1s и ниже; или на +2,1s и выше за счет повышенного жироотложения. Функциональные показатели находятся в пределах -2,0s и ниже.
Источник
метки: Ребенок, Показатель, Задержка, Группа, Степень, Эпикризный, Нервно, Психический
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Биологический уровень | Морфофункциональное состояние | Рост | Масса тела, окружность груди | Функциональные показатели |
Соответствует возрасту | Гармоничное | любой: средний, выше среднего, ниже среднего | М±1 бR и более за счёт развития мускулатуры | М + б и выше |
Опережает возраст | Дисгармоничное | От М–1,1 бR до М–2 бR; от М+1,1 бR до М+2 бR за счёт повышенного жироотложения | От М – 1,1 б до М – 2 б | |
Отстаёт от возраста | Резко дисгармоничное | От М–2,1 бR и ниже; от М+2,1 бR и выше за счёт избыточного жироотложения | От М – 2,1 б и ниже | |
Общая задержка физического развития | Рост низкий М-2,1 б | При любых Мт, объёмах груди |
Приложение 5
Показатели уровня биологического развития школьников
Возраст, лет | Длина тела см (М ± σ) | Погодовые прибавки длины тела, см | Число постоянных зубов | Степень развития вторичных половых признаков |
Мальчики | ||||
М7 ± σ | 4 — 6 | 7 ± 3 | ||
М8 ± σ | 4 — 6 | 12 ± 2 | ||
М9 ± σ | 4 — 6 | 14 ± 2 | ||
М10 ± σ | 4 — 6 | 18 ± 3 | ||
М11 ± σ | 4 — 6 | 20 ± 4 | Ах0Р0 | |
М12 ± σ | 4 — 6 | 24 ± 3 | Ах0Р0F0V1 | |
М13 ± σ | 7 — 10 | 27 ± 1 | Ax0P2V2L0 | |
М14 ± σ | 7 — 10 | Ax2P2V1,2F0,1L0,1 | ||
М15 ± σ | 4 – 7 | Ax2P3V2F1L1,2 | ||
М16 ± σ | 3 – 4 | Ax3P3V2F1L2 | ||
— | 1 — 2 | Ax3P4V2F2L2,3 | ||
Девочки | ||||
М7 ± σ | 4 — 5 | 9 ± 3 | ||
М8 ± σ | 4 — 5 | 12 ± 3 | ||
М9 ± σ | 4 — 5 | 15 ± 3 | ||
М10 ± σ | 4 — 5 | 19 ± 3 | Ax0P0Ma0Mе0 | |
М11 ± σ | 6 — 8 | 21 ± 3 | Ax0,1P0,1MaMе0 | |
М12 ± σ | 6 — 8 | 25 ± 3 | Ax1,2P1,2Ma2Mе0,1 | |
М13 ± σ | 4 — 8 | Ax2,3P2,3Ma2,3Mе1,2 | ||
М14 ± σ | 2 – 4 | Ax2,3P0Ma3Mе2,3 | ||
М15 ± σ | 1 – 2 | Ax3P3Ma3Mе3 | ||
— | 1 – 2 | Ax1P4Ma3,4Mе3 | ||
— | 0 — 1 | Ax3P3Ma4Mе3 |
Приложение 6
ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 5 группам развития, три которых – варианты нормального развития, а четвёртая — развитие, пограничное с нормой.
I ГРУППА – дети с развитием в пределах нормы или опережающим развитием по одному или нескольким показателям;
II ГРУППА – дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок (до 1 года – на 1 месяц; до 2 лет – на 3 месяца; до 3 лет – на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;
III ГРУППА – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часть – на 2 эпикризных срока);
IV ГРУППА – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока;
V ГРУППА – дети с задержкой в развитии на 4 – 5 эпикризных срока.
СТЕПЕНИ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
I СТЕПЕНЬ — по 1-2 показателям;
II СТЕПЕНЬ — по 3 — 4 показателям;
III СТЕПЕНЬ – по 5 — 7 показателям.
СХЕМА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:
— уровень его по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста;
— соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребёнка данному возрасту с учётом групп развития и степенней задержки;
— оценка динамики развития ребёнка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.
Приложение 7
РЕЗИСТЕНТНОСТЬ
Для определения резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.
Резистентность считается:
1) высокой — при кратности острых заболеваний 0 — 3 раза в год;
2) сниженной — при кратности острых заболеваний 4 — 7 раз в год;
3) резко сниженной — при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год;
Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:
· 1 год жизни — 4 острых заболевания в год и более;
· 2 — 3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более;
· 4 года жизни — 5 – 6 острых заболеваний в год и более;
· 5 — 6 лет — 5 острых заболеваний в год и более;
· старше 6 лет — 3 острых заболеваний в год и более.
Приложение 8
КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Нормальное распределение детей по группам развития | Пограничное состояние | |||
I группа | II группа | III группа | IV группа | V группа |
Дети с опережением в развитии на 2 эпикризных срока (высокое развитие). Дети с опережением в развитии на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие). Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют возрасту) | Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным развитием (часть линий выше нормы, часть — ниже на 1 эпикризный срок. | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть — ниже на 2 эпикризных срока. | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока | Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока |
Дети I группы — обычные педагогические назначения на следующий возрастной период.
Дети I группы – по показателям, дающим отклонения в развитии – индивидуальные педагогические назначения.I
Дети III, IV и V групп – консультации специалистов (психоневролога, дефектолога, логопеда, ортопеда).
Приложение 9
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
I ГРУППА — здоровые дети
II ГРУППА — здоровые, но с наличием риска возникновения патологии
III, IV, V ГРУППЫ — больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и патологического процесса.
При комплексной оценке состояния здоровья ребёнка следует учитывать критерии в качестве основополагающих:
— наличие или отсутствие хронической (или врождённой) патологии;
— функциональное состояние органов и систем;
— резистентность и активность организма;
— уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.
I ГРУППА — контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а также детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначительные единичные морфологические отклонения, не влияющие на состояние здоровья и не требующие коррекции.
II ГРУППА — здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анамнез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно болеющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с риском возникновения у них хронической патологии.
Основные показания, позволяющие отнести ребёнка ко II группе здоровья:
— отягощенный акушерский анамнез для детей 1 года жизни, токсикоз и другая патология беременности;
— неблагоприятный семейный анамнез: алкоголизм родителей, неполная семья и др.;
— рахит I степени, выраженные остаточные явления рахита;
— гипотрофия II и II степеней;
— аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;
— пилороспазм без явлений гипотрофии;
— некоторые врождённые аномалии, не требующие оперативного вмешательства;
-. малые размеры большого родничка при рождении, дефекты осанки, уплощённая стопа;
— функциональные изменения ССС, шумы функционального характера, тенденция к уменьшению и увеличению артериального давления, изменения ритма и частоты пульса;
— гипертрофия аденоидов I — II степени, гипертрофия миндалин II степени, повторные заболевания бронхитами или пневмониями, частые острые респираторные вирусные инфекции;
— уменьшение НЬ в крови, тимомегалия;
— субкомпенсированная форма кариеса, пороки развития зубов, аномалии прикуса;
— отдельные невротические реакции, патологические привычки; задержка НПР, косноязычие;
— дисфункции ЖКТ: боли, тошнота, рвота, нарушение аппетита;
— миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;
— вираж туберкулиновой пробы;
— состояние реконвалесценции после перенесённых острых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
III ГРУППА — больные дети с наличием хронических заболеваний или врождённой патологии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, с редкими интеркуррентными заболеваниями. Состояние компенсации определяется наличием функциональных отклонений только одной патологически изменённой системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.
IV ГРУППА — дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, выраженными признаками незрелости, с частыми, тяжёлыми по характеру течения обострениями основного заболевания с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после острых интеркуррентных заболеваний. Состояние субкомпенсации определяется наличием функциональных отклонений не только патологически изменённого органа, системы, но и других органов и систем.
V ГРУППА — дети, которые болеют тяжёлыми хроническими заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов. Состояние декомпенсации определяется тяжёлыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически изменённого органа, системы, так и других органов и систем.
Приложение 10
СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ
Группа | Признаки здоровья | Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья | |||
Здоровые дети | Группа I Без от- клонения | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма** Физическое и нервно-психическое развитие | Отсутствует* Без отклонений Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению — редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие. Нормальное, соответствует возрасту. | ||
Группа II С функ- циональ- ными от- клонениями («группа риска») | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организм.** Физическое и нервно-психическое раз- витие | Отсутствует Наличие функциональных отклонений для детей первого года жизни — отягощенный, акушерский (токсикоз, др. патология беременности, осложнённое течение родов) и семейный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатального периода, кариес зубов- субкомпенсированная форма, аномалии прикуса. Заболеваемость — продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом — вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т.д. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития. | |||
Дети больные с хроническими заболеваниями и врождёнными пороками развития | Группа III Состояние компенсации | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие | Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патологически изменённой системы, органа без клинических проявлений функциональных отклонений других систем и органов. Кариес зубов — декомпенсированная форма. Заболеваемость — редкие, не тяжёлые по характеру течения обострения основного хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт. | ||
Группа IV Состояние субкомпенсации | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие | Наличие хронической патологии, врождённых дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патологически изменённой системы, органа и других органов и систем. Заболеваемость — частые обострения основного хронического заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт. | |||
Дети больные с хроническими заболеваниями и врождёнными пороками развития | Группа V Состояние декомпенсации | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие | Наличие тяжёлой хронической патологии или тяжёлого врождённого порока, предрешающего инвалидность ребёнка. Выраженные функциональные отклонения патологически изменённой системы, органа и других органов и систем. Заболеваемость — частые и тяжёлые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное | ||
Приложение 11
Источник