Показатели уровня биологического развития ребенка

Показатели уровня биологического развития ребенка thumbnail

Для определения биологического возраста можно использовать различные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зре­лость разных систем организма.

В практической деятельности пе­диатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфоло­гические критерии (длина тела, погодовые прибавки длины тела). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине тела, массе тела и числу постоянных зубов.

Начиная с 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек при определении биологического возраста необходимо учитывать сте­пень полового созревания.

1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

Общее количество постоянных зубов подсчитывается на верх­ней и нижней челюстях, суммарно учитываются зубы всех стадий прорезывания — от четкого выступания режущего края зуба над десной до зуба, полностью сформировавшегося. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянных зубов (М±σ) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту ребенка (табл. 78).

Таблица 78

Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов (М±σ)

Возраст в годахМальчикиДевочки
15,5от 0 до 3от 0 до 5
6,0от 1 до 5от 1 до 6
6,5от 3 до 8от 3 до 9
7,0от 5 до 10от 6 до 11
7,5от 8 до 12от 8 до 13
8,0от 8 до 14от 11 до 14
8,5от И до 17от 12 до 17
9,0от 12 до 17от 12 до 18
9,5от 12 до 18от 13 до 19
10,0от 14 до 21от 15 до 22
10,5от 15 до 22от 16 до 24
11,0от 16 до 24от 18 до 25
11,5от 18 до 26от 21 до 27
12,0от 21 до 27от 22 до 28
12,5от 25 до 29от 26 до 29

*) Дети с замедленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов направляются на консультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее количество зубов (менее М-1σ) говорит о замедлен­ном развитии, большее (более М+1σ) — об ускоренном. Дети с за­медленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов должны направляться на консультацию к детскому эндокринологу.

2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам

При осмотре устанавливается выраженность волосяного покро­ва на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах), а у девочек, кроме того, ~ развитие грудных желез (Ма). Наибольшее внима­ние следует обращать на развитие показателей Ма и Р; Ах — наи­более вариабельный и потому менее надежный показатель. Возрас­тные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице 71.

С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созрева­ния добавляются данные о наличии (Ме+ или Me-) регул, у маль­чиков по показаниям может проводиться оценка полового развития.

По возрастным нормативам устанавливают следующие вариан­ты возрастного развития биологической зрелости:

1. Развитие соответствует календарному возрасту (выражен­ность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу).

2. Развитие ускоренное (опережение по выраженности вторич­ных половых признаков составляет 1 год и более).

3. Развитие замедленное (отставание по выраженности вто­ричных половых признаков составляет 1 год и более).

Дети с замедленным и ускоренным развитием направляются на консультацию к эндокринологу.

Примеры комплексной оценки физического развития с исполь­зованием одномерных центильных шкал.

Примеры.

Мальчик 13 лет

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела163 см6
Масса тела61,5 кг8
Окружность грудной клетки84 см8
Жировая складка живота2,5 см8
ЖЕЛ3 000 мл6
Мышечная сила правой руки42 кг8
Мышечная сила левой руки32 кг6
Частота сердечных сокращений90 уд./мин.6
Максимальное АД125 мм рт.ст.8
Минимальное АД75 мм рт.ст.8
Число постоянных зубов30опережает
Половая формулаРз Ах2опережает

Заключение: Биологический возраст мальчика опережает паспорт­ный. Физическое развитие повышенное, дисгармоничное за счет избыточ­ного жироотложения. ЖЕЛ и мышечная сила рук развиты отлично. Пульс в пределах возрастной нормы. Отмечается повышение максимального и минимального АД. Мальчик нуждается в постоянном медицинском на­блюдении, консультации специалистов, стационарном обследовании и ле­чении.

Мальчик 13 лет

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела155 см5
Масса тела43,1 кг4
Окружность грудной клетки70 см4
Жировая складка живота0,9 см5
ЖЕЛ2 200 мл4
Мышечная сила правой руки30 кг5
Мышечная сила левой руки28 кг5
Частота сердечных сокращений84 уд./мин.4
Максимальное АД104 мм рт.ст.5
Минимальное АД56 мм рт.ст.4
Число постоянных зубов28соответствует
Половая формулаP1 Ax0соответствует

Заключение: Биологический возраст мальчика соответствует паспорт­ному, физическое развитие среднее, гармоничное. ЖЕЛ и мышечная сила рук развиты хорошо, гемодинамические показатели в пределах возрастных норм.

Девочка 13 лет.

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела148 см2
Масса тела37,3 кг3
Окружность грудной клетки66 см2
Жировая складка живота0,8 см3
ЖЕЛ1 950 мл3
Мышечная сила правой руки20 кг2
Мышечная сила левой руки17 кг2
Частота сердечных сокращений81 уд./мин.4
Максимальное АД95 мм рт.ст.3
Минимальное АД55 мм рт.ст.3
Число постоянных зубов24Отстает
Половая формулаМа1 Р1 Ax0 Me-Отстает

Заключение: Биологический возраст девочки отстает от паспортного, физическое развитие низкое, гармоничное. ЖЕЛ И мышечная сила рук развиты удовлетворительно. Гемодинамические показатели в пределах возрастной нормы. Нуждается в консультации эндокринолога.

Скрининг-тест для оценки физического развития

При массовых медицинских обследованиях детей школьного и дошкольного возраста получают все большее применение массовые Диагностические тесты «просева» — скрининг-тесты. Они позволяют выделить в детских коллективах из условно здорового контингента детей группы детей и подростков, у которых наиболее вероятны отклонения со стороны той или иной системы-

Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков предложен скрининг-тест с использованием центильных номограмм, разработанных на основе центильного метода. Скри­нинг-тест может применяться в практической деятельности педиат­ра при массовых медицинских осмотрах детей, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям — длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка (рис. 28 и 29). Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития — его гармоничность и выявить детей с отклонениями в физическом развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

При оценке физического развития, его гармоничности на осях координат находим величины длины н массы тела. Из данных то­чек восстанавливаем перпендикуляры. Пересечение их в одном из центильных интервалов позволяет дать оценку гармоничности, т.е. соразмерности развития массы тела и его длины. 4-5-й интервалы характеризуют гармоничное физическое развитие, 2-3-й и 6-7-й — дисгармоничное, 1-й и 8-й — резко дисгармоничное за счет дефици­та или избытка массы тела.

Для оценки длины тела справа от номограммы нанесены в графическом изображении одномерные центильные шкалы длины тела. Оценив по центильным шкалам длину тела (для этого необ­ходимо спроектировать её на колонку «возраст в годах»), а по цен­тильным номограммам — гармоничность развития, врач определяет группу физического развития.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно вы­делить 3 группы детей (рис. 30):

дети, имеющие нормальное физическое развитие;

дети, отнесенные к группе риска по физическому развитию;

дети, имеющие отклонения в физическом развитии.

Дети, отнесенные к группе риска, нуждаются в индивидуаль­ном анализе причин выявленных отклонений и динамическом на­блюдении педиатра. Дети, имеющие отклонения в физическом раз­витии, подлежат диспансерному наблюдению, дополнительному об­следованию и направляются на консультацию к специалистам.

Показатели уровня биологического развития ребенка

Рис. 28. Центильная номограмма для оценки гармоничности физиче­ского развития мальчиков 5-15 лет.

Рис. 29. Центильная номограмма для оценки гармоничности физи­ческого развития девочек 5-15 лет.

Рис. 30. Оценка физического развития но Скрининг-Тесту.

ОЦЕНКА МАССЫ ТЕЛА:

очень

низкая

низкаяпонижен­наясредняяповы­шеннаявысокаяочень

высо­

(3 %)(7 %)(15%)(15%)(7 %)кая

(3%)

ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ:
резко

дис­гармо­ничное

дисгармоничноегармоничноедисгармоничноерезко

дис­гармо­ничное

  1. Показатели уровня биологического развития мальчиков школьного возраста
  2. Исследование и оценка физического развития детей и подростков
  3. Нагаева Т. А.. Физическое развитие детей и подростков, 2011
  4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  6. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  7. ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  8. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПОПУЛЯЦИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  9. ГЛАВА 2. СЕМИОТИКА ОТКЛОНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  10. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на популяционном уровне
  11. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  12. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
  13. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на индивидуальном уровне

Источник

Методы оценки состояния здоровья детей

Наиболее информативным методом оценки физического развития является комплексная схема оценки, позволяющая определить уровень биологического развития индивидуума и степень гармоничности его морфо-функционального статуса. Существующие формы регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья детей (ф. 026/у и ф. 112/у) отражают только морфологические показатели индивидуума (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Для получения более полной информации о физическом развитии необходимо заполнить Карту обследования ребенка (Приложение 1).

Имеющаяся в карте информация может являться основой для формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга.

Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме проводится в 2 этапа.

Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков (биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.

В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и «Филиппинский тест».

В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.

Длина тела определяется с помощью ростомера или антропометра, а ее прибавка — по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год.

При определении общего количества постоянных зубовучитываются зубы всех степеней прорезывания — от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полностью сформировавшегося зуба.

При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.

Отношение окружности головы к длине тела — коэффициент ОГ/ДТ — определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.

Для установления степени полового созревания определяется:

у девочек — оволосение подмышечных впадин (Axillaris — Ax), оволосение лобка (Pubis — P), развитие грудной железы (Mammae — Ma), возраст наступления первой менструации (Menarhis — Me);

у мальчиков — оволосение подмышечных впадин, оволосение лобка, мутация голоса (Vocalis — V), оволосение лица (Facialis — F), развитие кадыка (Larings — L).

Степень развития этих показателей определяется по следующим критериям:

Развитие волос в подмышечной впадине:

Ax1 — единичные, короткие;

Ax2 — занимают центральный участок впадины, более густые;

Ax3 — расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся.

Развитие волос на лобке:

P1 — единичные, короткие;

P2 — занимают ограниченное пространство, более густые, длинные;

P3 — на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые;

P4 — расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота.

Развитие молочной железы:

Ma1 — сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается;

Ma2 — сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята;

Ma3 — сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве;

Ma4 — сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована.

Оволосение лица:

F1 — появление густого пушка над верхней губой;

F2 — появление отдельных жестких волос на лице;

F3 — наличие сформированных усов и бороды.

Развитие кадыка:

L1 — не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

L2 — выступает.

Мутация голоса:

V1 — ломающийся;

V2 — установившийся мужской.

В заключении составляется формула полового развития.

Примеры формулы полового развития:

Девочки Ax0 P1 Ma1 Me0 Мальчики Ax1 P2 F0 L0 V0 Ax3 P4 Ma3 Me 12 лет 5 мес. Ax3 P4 F2 L1 V1

Для оценки уровня биологической зрелости ребенка проводится сопоставление показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом (Приложения 2, 3). Если показатели биологического развития ребенка соответствуют средним возрастно-половым значениям, то его биологическое развитие оценивается как соответствующее календарному возрасту, если превышает его — как опережающее, и отстающее, если показатели ребенка ниже стандарта.

Источник

(Кардашенко В.Н., 1983)

Возраст в годах Длина тела, см (М ± s) Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов (М ± s) Степень развития вторичных половых признаков
Мальчики
М₇±s 4-6 7±3  
М₈±s 4-6 12±2  
М₉±s 4-6 14±2  
М₁₀±s 4-6 18±3  
М₁₁±s 4-6 20±4 Ах₀Р₀
М₁₂±s 4-6 24±3 Ах₀Р₀‚₁V₁
М₁₃±s 7-10 27±1 Ax₀P₁V₁L₀,₁
М₁₄±s 7-10 Ax₁P₂V₁,₂F₀,₁L₀,₁
М₁₅±s 4-7 Ax₂P₃V₂F₁L₁,₂
М₁₆±s 3-4 Ax₃P₃,₄V₂F₁,₂L₂
1-2 Ax₃P₄V₂F₂,₃L₂
Девочки
М₇±s 4-5 9±3  
М₈±s 4-5 12±3  

Продолжение таблицы 2

Возраст в годах Длина тела, см (М ± s) Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов (М ± s) Степень развития вторичных половых признаков
Девочки
М₉±s 4-5 15±3  
М₁₀±s 4-5 19±3 Ax₀P₀Ma₀
М₁₁±s 6-8 21±3 Ax₀,₁P₀,₁Ma₁
М₁₂±s 6-8 25±2 Ax₁,₂P₁,₂Ma₂
М₁₃±s 4-6 Ax₂,₃P₂,₃Ma₂,₃ Menarche
М₁₄±s 2-4 Ax₂,₃P₃Ma₃ Menses
М₁₅±s 1-2 Ax₃P₃Ma₃ Menses
1-2 Ax₃P₄Ma₃,₄ Menses
0-1 Ax₃P₃Ma₄ Menses

В младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются длина тела и число постоянных зубов, в старшем возрасте – характер погодовых прибавок длины тела и степень выраженности вторичных половых признаков.

Пользуясь данной таблицей и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него.

При отставании или опережении большинства показателей на 2 года и более следует констатировать отставание или ускорение темпов возрастного развития.

2) Морфофункциональное состояние организма определяют по показателям массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия используют измерение толщины подкожножировой складки.

Для определения морфофункционального состояния организма по шкалам регрессии находят показатель роста обследуемого, а также соответствующую данному росту величину массы тела. Затем сравнивают массу тела обследуемого с должной и вычисляют разницу между ними, путем деления фактического отклонения на величину сигмы регрессии находят сигмальное отклонение. Таким же образом определяют величину сигмального отклонения для окружности груди, для функциональных показателей (жизненной емкости легких, мышечной силе рук).

Гармоничным следует считать морфофункциональное состояние, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы М+1s. Исключение составляют те случаи, когда масса тела превышает должную более чем на одну сигму, за счет развития мускулатуры. Функциональные показатели соответствуют возрастной норме в пределах одной сигмы или превышают ее.

Дисгармоничнымследует считать морфофункциональное состояние, при котором масса тела и окружность груди не соответствуют росту на величину –1,1s-2,0s; или на +1,1+2s за счет повышенного жироотложения. Функциональные показатели находятся в пределах –1,1s-2,0s.

Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние при котором масса тела и окружность груди не соответствуют росту на величину -2,1s и ниже; или на +2,1s и выше за счет повышенного жироотложения. Функциональные показатели находятся в пределах -2,0s и ниже.

Источник

метки: Ребенок, Показатель, Задержка, Группа, Степень, Эпикризный, Нервно, Психический

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Биологический уровеньМорфофункциональное состояниеРост  Масса тела, окружность грудиФункциональные показатели
Соответствует возрасту    Гармоничноелюбой: средний, выше среднего, ниже среднего  М±1 бR и более за счёт развития мускулатуры  М + б и выше  
  Опережает возраст    Дисгармоничное    От М–1,1 бR до М–2 бR; от М+1,1 бR до М+2 бR за счёт повышенного жироотложенияОт М – 1,1 б до М – 2 б    
  Отстаёт от возраста  Резко дисгармоничноеОт М–2,1 бR и ниже; от М+2,1 бR и выше за счёт избыточного жироотложенияОт М – 2,1 б и ниже  
Общая задержка физического развитияРост низкий М-2,1 б  При любых Мт, объёмах груди

Приложение 5

Показатели уровня биологического развития школьников

Возраст, летДлина тела см (М ± σ)Погодовые прибавки длины тела, смЧисло постоянных зубовСтепень развития вторичных половых признаков
Мальчики
М7 ± σ4 — 67 ± 3 
М8 ± σ4 — 612 ± 2 
М9 ± σ4 — 614 ± 2 
М10 ± σ4 — 618 ± 3 
М11 ± σ4 — 620 ± 4Ах0Р0
М12 ± σ4 — 624 ± 3Ах0Р0F0V1
М13 ± σ7 — 1027 ± 1Ax0P2V2L0
М14 ± σ7 — 10 Ax2P2V1,2F0,1L0,1
М15 ± σ4 – 7 Ax2P3V2F1L1,2
М16 ± σ3 – 4 Ax3P3V2F1L2
1 — 2 Ax3P4V2F2L2,3
Девочки
М7 ± σ4 — 59 ± 3 
М8 ± σ4 — 512 ± 3 
М9 ± σ4 — 515 ± 3 
М10 ± σ4 — 519 ± 3Ax0P0Ma0Mе0
М11 ± σ6 — 821 ± 3 Ax0,1P0,1MaMе0
М12 ± σ6 — 825 ± 3 Ax1,2P1,2Ma2Mе0,1
М13 ± σ4 — 8 Ax2,3P2,3Ma2,3Mе1,2
М14 ± σ2 – 4 Ax2,3P0Ma3Mе2,3
М15 ± σ1 – 2Ax3P3Ma3Mе3
1 – 2 Ax1P4Ma3,4Mе3
0 — 1Ax3P3Ma4Mе3

Приложение 6

ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 5 группам развития, три которых – варианты нормального развития, а четвёртая — развитие, пограничное с нормой.

I ГРУППА – дети с развитием в пределах нормы или опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

II ГРУППА – дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок (до 1 года – на 1 месяц; до 2 лет – на 3 месяца; до 3 лет – на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;

III ГРУППА – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часть – на 2 эпикризных срока);

IV ГРУППА – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока;

V ГРУППА – дети с задержкой в развитии на 4 – 5 эпикризных срока.

СТЕПЕНИ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I СТЕПЕНЬ — по 1-2 показателям;

II СТЕПЕНЬ — по 3 — 4 показателям;

III СТЕПЕНЬ – по 5 — 7 показателям.

СХЕМА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:

— уровень его по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста;

— соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребёнка данному возрасту с учётом групп развития и степенней задержки;

— оценка динамики развития ребёнка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.

Приложение 7

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ

Для определения резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

Резистентность считается:

1) высокой — при кратности острых заболеваний 0 — 3 раза в год;

2) сниженной — при кратности острых заболеваний 4 — 7 раз в год;

3) резко сниженной — при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год;

Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:

· 1 год жизни — 4 острых заболевания в год и более;

· 2 — 3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более;

· 4 года жизни — 5 – 6 острых заболеваний в год и более;

· 5 — 6 лет — 5 острых заболеваний в год и более;

· старше 6 лет — 3 острых заболеваний в год и более.

Приложение 8

КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Нормальное распределение детей по группам развитияПограничное состояние
I группаII группаIII группаIV группаV группа
Дети с опережением в развитии на 2 эпикризных срока (высокое развитие).

Дети с опережением в развитии на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие).

Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие).

Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют возрасту)  

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:   I степень – на 1 – 2 линии;   II степень – на 3 – 4 линии;   III степень – на 5 – 7 линий.   Дети с нетипичным развитием (часть линий выше нормы, часть — ниже на 1 эпикризный срок.Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:   I степень – на 1 – 2 линии;   II степень – на 3 – 4 линии;   III степень – на 5 – 7 линий.   Дети с нетипичным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть — ниже на 2 эпикризных срока.    Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока    Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока

Дети I группы — обычные педагогические назначения на следующий возрастной период.

Дети I группы – по показателям, дающим отклонения в развитии – индивидуальные педагогические назначения.I

Дети III, IV и V групп – консультации специалистов (психоневролога, дефектолога, логопеда, ортопеда).

Приложение 9

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

I ГРУППА — здоровые дети

II ГРУППА — здоровые, но с наличием риска возникновения патологии

III, IV, V ГРУППЫ — больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и патологического процесса.

При комплексной оценке состояния здоровья ребёнка следует учитывать критерии в качестве основополагающих:

— наличие или отсутствие хронической (или врождённой) патологии;

— функциональное состояние органов и систем;

— резистентность и активность организма;

— уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

I ГРУППА — контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а так­же детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначитель­ные единичные морфологические отклонения, не влияющие на состояние здоровья и не тре­бующие коррекции.

II ГРУППА — здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анам­нез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно бо­леющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с риском возникновения у них хронической патологии.

Основные показания, позволяющие отнести ребёнка ко II группе здоровья:

— отягощенный акушерский анамнез для детей 1 года жизни, токсикоз и другая патология беременности;

— неблагоприятный семейный анамнез: алкоголизм родителей, неполная семья и др.;

— рахит I степени, выраженные остаточные явления рахита;

— гипотрофия II и II степеней;

— аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;

— пилороспазм без явлений гипотрофии;

— некоторые врождённые аномалии, не требующие оперативного вмешательства;

-. малые размеры большого родничка при рождении, дефекты осанки, упло­щённая стопа;

— функциональные изменения ССС, шумы функционального характера, тен­денция к уменьшению и увеличению артериального давления, изменения ритма и частоты пульса;

— гипертрофия аденоидов I — II степени, гипертрофия миндалин II степени, повторные заболевания бронхитами или пневмониями, частые острые респираторные вирусные инфекции;

— уменьшение НЬ в крови, тимомегалия;

— субкомпенсированная форма кариеса, пороки развития зубов, аномалии прикуса;

— отдельные невротические реакции, патологические привычки; задержка НПР, косноязычие;

— дисфункции ЖКТ: боли, тошнота, рвота, нарушение аппетита;

— миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;

— вираж туберкулиновой пробы;

— состояние реконвалесценции после перенесённых острых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

III ГРУППА — больные дети с наличием хронических заболеваний или врождённой пато­логии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, с редкими интеркуррентными заболеваниями. Состояние компенсации определяется наличием функциональных отклонений только одной патологически изменённой системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

IV ГРУППА — дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, выраженными признаками незрелости, с частыми, тяжёлыми по характеру течения обострениями основного заболевания с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после острых интеркуррентных заболеваний. Состояние субкомпенсации определяется наличием функциональных отклонений не только патологически изменённого органа, системы, но и других органов и систем.

V ГРУППА — дети, которые болеют тяжёлыми хроническими заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов. Состояние декомпенсации определяется тяжёлыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически изменённого органа, системы, так и других органов и систем.

Приложение 10

СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКО­ЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ

ГруппаПризнаки здоровьяПоказания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Здоровые детиГруппа I Без от- клоненияХроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организма**   Физическое и нервно-психическое развитиеОтсутствует*     Без отклонений     Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению — редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие. Нормальное, соответствует возрасту.
Группа II С функ- циональ- ными от- клонениями («группа риска»)    Хроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организм.**     Физическое и нервно-психическое раз- витиеОтсутствует     Наличие функциональных отклонений для детей первого года жизни — отягощенный, акушерский (токсикоз, др. патология беременности, осложнённое течение родов) и семейный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатального периода, кариес зубов- субкомпенсированная форма, аномалии прикуса.   Заболеваемость — продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом — вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т.д. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.
Дети больные с хрони­ческими заболе­ваниями и врож­дённы­ми по­роками развития    Группа III Состояние компен­сации  Хроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов     Резистентность и реактивность организма   Физическое и нервно-психическое раз- витиеНаличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа без клини­ческих проявлений функциональных отклонений других систем и органов. Кариес зубов — декомпенсированная форма. Заболеваемость — редкие, не тяжёлые по харак­теру течения обострения основного хроническо­го заболевания без выраженного нарушения об­щего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Группа IV Состояние субкомпен­сации  Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организма     Физическое и нервно-психическое раз- витиеНаличие хронической патологии, врождённых дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа и других органов и систем.     Заболеваемость — частые обострения основного хронического заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего со­стояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Дети больные с хрониче­скими за­болева­ниями и врождён­ными по­роками развитияГруппа V Состояние декомпенсацииХроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витиеНаличие тяжёлой хронической патологии или тяжёлого врождённого порока, предрешающего инвалидность ребёнка. Выраженные функциональные отклонения па­тологически изменённой системы, органа и дру­гих органов и систем.   Заболеваемость — частые и тяжёлые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное
      

Приложение 11

Источник