Показатели развития ребенка на 1 году жизни фрухт
Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на 3 категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, отражающие специфические условия, в которых находится ребёнок на данном промежутке физического развития и которые впоследствии исчезают; рефлексы, или автоматизмы, которые ещё только начинают проявляться и поэтому не всегда выявляются сразу после рождения.
Возраст | Зрительная ориентация А.З.(Аз) | слуховая ориентация А.С. (Ас) | Эмоции (Э) | Движение руки (Д.Р.) | Движение общее (Д.О.) | Понимаемая речь (Р.П.) | Активная речь (Р.А.) | Новые умения, навыки (Н) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 месяц | плавное прослеживание движения предмета | прислушивается у звуку голоса | первая улыбка в ответ на разговор | — | лёжа на животе пытается поднять и удержать голову | — | — | — |
2 месяца | длительное зрительное сосредоточение на предмете | ищущие повороты головы при длительном звуке | быстрый ответ улыбкой | — | лёжа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову | — | произносит отдельные звуки | — |
3 месяца | зрительное сосредоточение в вертикальном положении | — | комплекс оживления на общение с ним | случайно наталкивается руками (над грудью) на игрушку | лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке в подмышках крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах | — | — | — |
4 месяца | узнаёт мать | находит глазами невидимый источник звука | громко смеётся в ответ на обращение к нему | рассматривает и захватывает висящую игрушку | — | — | гулит | придерживает руками грудь или бутылочку |
5 месяцев | отличает близких от чужих | узнаёт голос матери и отца, различает строгую и ласковую интонацию | — | чётко берёт игрушку из рук взрослых и удерживает её | долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в подмышках | — | подолгу певуче гулит | ест с ложки |
6 месяцев | — | по разному реагирует на своё и чужое время | — | свободно берёт игрушки из разных положений | переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки, и подползает | — | произносит отдельные слоги | снимает с ложки губами |
7 месяцев | — | — | — | стучит, размахивает игрушками | ползает | на вопрос «где?» находит взглядом предмет | подолгу лепечет | пьёт из чашки |
8 месяцев | — | — | — | движение руки с игрушкой | сам садится, ложится, сидит, встаёт. опускается, переступает | на вопрос «где?» находит много предметов, выполняет различные действия | — | пьёт из чашки |
9 месяцев | — | плясовые движения | — | пирамиды, кубики, то есть совершенствование движений | переходит от предмета к предмету | знает своё имя | слоги | спокойно относится к высаживанию на горшок |
10 месяцев | — | — | — | — | входит на невысокую поверхность и сходит с неё | — | — | — |
11 месяцев | — | — | — | — | стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги | — | первые «дай», «на», «ав», «па» | — |
12 месяцев | узнаёт на фотографии знакомых | — | — | переносит действия с одного предмета на другой | ходит самостоятельно без опоры | понимает без показа название предметов, «нельзя», имена | — | — |
Саенко И. А.
Источник
10 дней
- удерживаем в поле зрения движущийся
предмет — ступенчатое следование - вздрагивает и мигает при резком звуке
20
дней
- удерживание в поле зрения лицо взрослого
или неподвижный предмет - успокаивается при сильном звуке, перестает
плакать
1
месяц
- возникает перавя мимолетная улыбка в ответ
на обращения взрослого - плавно прослеживает за движущимся
предметом или отклоняющимся лицом взрослого - прислушивается а голосу взрослого или
звуку игрушки - издает отдельные звуки в ответ на
эмоциональное общение взрослого - пытается поднимать и удерживать голову,
лежа на животе
2
месяца
- быстро отвечает улыбкой на эмоциональное
общение - длительно смотрит на лицо взрослого или
привлекший внимани предмет - длительно следит за движущися взрослным
или игрушкой - поворачивает голову в сторону голоса
взрослого - делает «ищущие» повороты головы
при длительном звуке - повоторно произносит отдельные звуки
- поднимает и длительно удерживает голову,
лежа на животе
3
месяца
- проявляет «комплекс оживления» в
ответ на эмоциональное общение - громко смеется в ответ на эмоциональное и
речевое обращение - длительно смотртит, находясь в
вертикальном положении на ручках взрослого, на лицо говорящего с
ним человека или показываемую игрушку - гулит
- лежит на животе несколько минут, опираясь
на предплечья и высоко подняв голову - при поддержке под мышки крепко упирается в
твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе - удерживает голову в вертикальном положении
на руках у взрослого - случайно наталкивается руками на игрушки,
низко висящие над грудью
4
месяца
- часто и легко возникаем «комплекс
оживления» - громко смеется в ответ на эмоциональное и
речевое обращение - узнает мать, радуется
- поворачивает голову в сторону невидимого
источника звука и находит его - по-разному реагирует на спокойную и
плясовую мелодии - подолку певуче лепечет
- рассматривает, ощупывает и захватывает
низко висящие над грудью игрушки
5
месяцев
- отличает близких людей от чужих по
внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого
взрослого - узнает голос матери и близкого человека
- различает строгую и ласковую интонации
обращенной речи - переворачивается со спины на живот
- ровно, устойчиво стоит при поддержке под
мышки - четко берет игрушку из рук взрослого
- удерживает в руке игрушку
6
месяцев
- по-разному реагирует на свое и чужое имя
- извлекает различные звуки из игрушек и
предметов — бросает, стучит, нажимает на различные игрушки и
предметы - произносит отдельные слоги — начало лепета
- переворачивается с живота на спину
- передвигается, переставляя руки или
немного подползая - свободно берет игрушки из разных положений
и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую - в зависимости от свойств предметов и
игрушек учится их захватывать пальчиками
7
месяцев
- находит невидимый источник звука в
окружающем пространстве на некотором расстоянии от себя - на вопрос «где?» ищет и находит
взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в
определенном месте - подолгу лепечет, повторно произносит одни
и те же звуки - хорошо ползает — много, быстро, в разных
направлениях - игрушкой стучит, размахивает,
перекладывает, бросает ее
8
месяцев
- на вопрос «где?» находит
несколько предметов на постоянных местах - по слову взрослого выполняет разученные
ранее действия под потешки «Ладушки», «Дай
ручку» и др. - громко, четко и повторно произносит
различные слоги лепета - сам садится и ложится
- придерживаясь руками за барьер, сам
встает, стоит и опускается - игрушками занимается долго и разнообразно
действует ими - подражает действиям взрослого с игрушкой
(толкает, стучит, вынимает)
9
месяцев
- выполняет плясовые движения по плясовую
мелодию - на вопрос «где?» находит
несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их
постоянного местоположения - знает свое имя, оборачивается на зов
- подражает взрослому, повторяя за ним
слоги, которые уже есть в лепете - переходит от одного предмета к другому,
слегка придерживаясь за них руками - с предметами действует по-разному, в
зависимости от их свойств — катает, вынимает, открывает, гремит,
нажимает и др.
10
месяцев
- по просьбе «дай» находит
знакомые предметы среди других и дает их - при заигрывании с ним
(«догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.)
выполняет разученные действия и движения - подражает взрослому, повторяем за ним
слоги, которых нет у него в лепете - входит на невысокую поверхность или
горку, держась за перила, и сходит с нее - самостоятельно и по просьбе взрослого
выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает,
вынимает и вкладывает и др.
11
месяцев
- по словетсной инструкции выполняет
разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу,
кормит собачку и др. - по просьбе взрослого находит и дает любую
куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. - произносит первые слова-обозначения
- стоит самостоятельно
- делает первые самостоятельные шаги
- овладевает новыми разученными действиями
и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на
кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень
и др.
12
месяцев
- различает предметы по форме — отличает
кубик от кирпичика - узнает на фотографии знакомого взрослого
- понимает (без показа) названия нескольких
предметов, действий, имена взрослых и детей - выполняет отдельные поручения:
«найди», «отдай», «принеси» - понимает слово «нельзя» —
прекращает действие - по слову взрослого выполняет разученные
ранее действия с игрушками - легко подражает новым слогам лепета
- произносит 6-10 облегченных слов
- ходит самостоятельно, без опоры
- самостоятельно выполняет разученные
действия с игрушками: катает, водит, кормит и др. - переносит действия, разученные с одним
предметом на другой: водит, кормит, баюкает и др.
Лена
Написать комментарий
Написать комментарий
Источник
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Возраст | Зрительная ориентация А. З. (Аз) | Слуховая ориентация А. С. (Ас) | Эмоции (Э.) | Движения руки (Д. Р.) | Движение общие (Д. О.) | Понимаемая речь (Р. П.). | Активная речь (Р. А.) | Новые умения, навыки (Н) |
1 месяц | Плавное прослеживание движения предмета | Прислушивается к звуку голоса взрослого | Первая улыбка в ответ на разговор | Лежа на животе пытается поднять и удержать голову | ||||
2 месяца | Длительное зрительное сосредочение на предмет | Ищущие повороты головы при длительном звуке | Быстрый ответ улыбкой | Лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову | Произносит отдельные звуки | |||
3 месяца | Зрительное сосредочение в вертикальном положение | Комплекс оживления на обращение к нему | Случайно наталкивается руками (над грудью) на игрушку | Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке в подмышках, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах | ||||
4 месяца | Узнает мать | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется в ответ на обращение к нему | Рассматривает и захватывает висящую игрушку | Гулит | Придерживает руками грудь или бутылочку | ||
5 месяцев | Отличает близких от чужих | Узнает голос матери и отца, различает строгую и ласковую интонацию | Четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает её | Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в подмышках | Подолгу певуче гулит | Ест с ложки | ||
6 месяцев | По-разному реагируют на своё и чужоё имя | Свободно берет игрушку из разных положений | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки, и подползает | Произносит отдельные слоги | Снимает с ложки губами | |||
7 месяцев | Стучит, размахивает игрушками | Ползает | На вопрос «где?» находит взглядом предмет | Подолгу лепечет | Пьет из чашки | |||
8 месяцев | Движение руки с игрушкой | Сам садится, ложится, сидит, встает, опускается, переступает | На вопрос «где?» находит много предметов, выполняет различные действия | Пьет из чашки | ||||
9 месяцев | Плясовые движения | Пирамиды, кубики, т. е. совершенствование движений | Переходит от предмета к предмету | + знает своё имя | Слоги | Спокойно относится к высаживанию на горшок | ||
10 месяцев | Входит на невысокую поверхность и сходит с неё | |||||||
11 месяцев | Стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги | Первые «ДАЙ», «НА», «АВ», «ПА» | ||||||
12 месяцев | Узнает на фотографии знакомых | Переносит действия с одного предмета на другой | Ходит самостоятельно без опоры | Понимает без показа название предметов, «нельзя», имена |
Закономерности нарастания физических показателей ребенка на 1-м году жизни
Масса тела рассчитывается по формуле А. В. Мазурина и И. М. Воронцова:
I полугодие
mд = mр + 800 г*n,
где mд — масса долженствующая; mр — масса при рождении; 800 г — средняя ежемесячная прибавка массы в I полугодии; n — возраст ребенка в месяцах до 6.
II полугодие
mд = mр + (800 * 6) + 400 * (n — 6),
где mд — масса долженствующая; mр — масса при рождении; (800 * 6) — средняя прибавка массы за I полугодие; 400г — средняя ежемесячная прибавка массы во II полугодии; n — возраст ребенка старше 6 мес.
Используется поправочный коэффициент к массе тела детей до 1 года k = ± 10% от долженствующей массы.
Изменение массы тела ребенка на 1-м году жизни
Первое полугодие = 4800 г | Второе полугодие = 2400 г |
1, 2, 3, 4, 5, 6-й месяцы | 7, 8, 9, 10,11, 12-й месяцы |
800 г в месяц | 400 г в месяц |
200 г в неделю | 100 г в неделю |
Длина тела (рост)рассчитывается по прибавкам за квартал и за каждый месяц:
I квартал = по 3 см в мес. = 9 см;
II квартал = по 2,5 см в мес. = 7,5 см;
III квартал = по 1,5 см в мес. = 4,5 см;
IV квартал == по 1,0 см в мес. = 3 см.
Примерно 24—25 см за 1-й год жизни.
Для роста также используется поправочный коэффициент, но поскольку длина тела изменяется под влиянием внешних факторов не так значительно, как масса, то и правка на рост будет меньше k = ± 5% от долженствующего роста.
Изменение длины тела ребенка на 1-м году жизни
1 квартал | II квартал | III квартал | IV квартал |
1,2,3-й месяцы | 4, 5, 6-й месяцы | 7, 8, 9-й месяцы | 10, 11,12-й месяцы |
3 см + 3 см +3см | 2,5 см + 2,5 см+ 2,5 см | 1,5 см + 1,5см + 1,5см | 1 см + 1 см+1 см |
9см | 7,5см | 4,5см | 3см |
Окружность головы увеличивается на 1 см в месяц (на 1-м году).
Окружность грудной клетки увеличивается на 1,3 см в месяц (на 1-м году).
Расчет питания недоношенных новорожденных
В первые дни жизни рассчитывают разовый объем пищи:
Vраз. — в 1-й день – 5-10 мл;
Во 2-й день – 10-15 мл;
В 3-й день- 15-20 мл.
С 4-го по 14-й день рассчитывают суточный объем молока по формуле Роммеля:
Vсут. = (n + 10) / 100 х mр,
Где n – число дней ребенка
mр – масса при рождении.
Vраз. = Vсут. : КК
КК при 1 степени – 6-7 раз в сутки;
КК при 2 степени – 8 раз в сутки;
КК при 3 степени – 9 раз в сутки;
КК при 4 степени — 10 раз в сутки.
С 15-го дня суточный объем пищи составляет:
При 1 и 2 степени – 1/5 от массы тела
При 3 и 4 степени – 1/7 от массы тела.
Классификация недоношенности
Степень | По срокам гестации | По массе тела |
I | 37 – 35 недель | 2500 – 2001 г |
II | 34 – 32 недели | 2000 – 1501 г |
III | 31 – 29 недель | 1500 – 1001 г |
IV | 28 – 22 недели | 1000 г и менее |
Расчет питания новорожденного ребенка в первые 7-8 дней
Vсут= 70 х n (при массе тела при рождении ниже 3200 г) или Vсут= 80 х n (при массе тела при рождении выше 3200 г), где n – дни жизни ребёнка.
Vраз.= Vсут: КК (количество кормлений)
КК до 1 месяца = 7 раз в сутки
КК с 1 до 5 мес. = 6 раз в сутки
КК с 5 до 12 мес. = 5 раз в сутки
Расчет питания детей грудного возраста
Количество пищи грудного ребенка в сутки рассчитывают объёмным методом:
· от 2 недель до 2 месяцев – Vс = 1/5 долженствующей массы тела;
· от 2 месяцев до 4 месяцев – Vс = 1/6;
· от 4 месяцев до 6 месяцев – Vс = 1/7;
· от 6 месяцев до 9 месяцев – Vс = не более 1000 мл;
· с 9 месяцев до 12 месяцев – Vс = 1100 мл.
Vраз.= Vсут: КК (количество кормлений)
КК до 1 месяца = 6-7 раз в сутки
КК с 1 до 5 мес. = 6 раз в сутки
КК с 5 до 12 мес. = 5 раз в сутки
Алгоритм составления примерного меню детям грудного возраста:
- Определить суточный объем пищи:
· от 2 недель до 2 месяцев – Vс = 1/5 долженствующей массы тела;
· от 2 месяцев до 4 месяцев – Vс = 1/6;
· от 4 месяцев до 6 месяцев – Vс = 1/7;
· от 6 месяцев до 9 месяцев – Vс = не более 1000 мл;
· с 9 месяцев до 12 месяцев – Vс = 1100 мл.
- Определить разовый объем пищи:
Vр = Vс/ КК.
- Определить частоту кормлений и интервалы между кормлениями в зависимости от возраста ребенка:
0 – 1 мес. – 7 раз (через 3 часа) или 6 раз (через 3,5 часа);
1 – 5 мес. — 6 раз (через 3,5 часа);
5 – 12 мес. – 5 раз (через 4 часа).
- Записать часы кормлений в зависимости от частоты кормлений:
7 раз: 6.00, 9.00,12.00, 15.00, 18.00, 21.00,24.00;
6 раз: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00. 23.00;
5 раз: 6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00.
- Определить количество прикормов и ввести в меню блюда-добавки в определенном количестве, в зависимости от возраста, распределив их рационально в течение дня:
Таблица введения прикормов и блюд-добавок согласно рекомендациям ВОЗ
Наименование продуктов и блюд | Возраст, мес. | |||||
0 — 5 | 10 — 12 | |||||
*Фруктовый сок, мл | — | 30 — 50 | 50 — 70 | 50 — 70 | ||
*Фруктовое пюре, г | — | 40 — 50 | 50 — 70 | 50 — 70 | 90 — 100 | |
*Творог, г | — | 5 — 25 | 10 — 30 | |||
*Яичный желток, шт. | — | — | 0,25 | 0,25 – 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Овощное пюре, г | — | 50 — 100 | ||||
Каша | — | 50 — 100 | 100 — 150 | 150 — 170 | ||
Мясное пюре, г | — | 5 — 30 | 50 — 60 | |||
Кефир, мл | — | — | — | 50 — 100 | 100 — 150 | 150 — 200 |
Рыбное пюре, г | — | — | — | 10 — 20 | 30 — 50 | 50 — 60 |
Хлеб, г | — | — | — | |||
Печенье, г | — | — | 3 — 5 | |||
Растительное масло, мл | — | |||||
Сливочное масло, г | — | — |
* блюда-добавки
Группы здоровья
Взрослое население
I группа – практически здоровые.К этой группеотносятся лица, не высказывающие никаких жалоб, не имеющие хронических заболеваний и полностью трудоспособные. В этой группе могут редко встречаться острые заболевания, однако протекают они не длительно и не приводят к нарушению функций отдельных органов и систем, при обследовании не находят отклонений от установленных границ нормы. Так же в эту группу относят тех, у кого не существенные отклонения в АД, которые не влияют на работоспособность организма. Данная категория подлежит общему осмотру не менее одного раза в год.
II группа — группа риска.К этой группе относятся лица, у которых наблюдаются некоторые хронические заболевания, частые острые заболевания, но они не влияют на трудоспособность человека и не имеют обострений. Обследование необходимо проводить около двух раз в год. Здесь необходимо проводить мероприятия, которые должны быть направлены на управление здоровьем.
III группа — больные хроническими заболеваниями. Подразделяются на лиц с компенсированным течением заболевания, редкими и непродолжительными потерями трудоспособности; с субкомпенсированным течением заболевания, частыми обострениями и продолжительными потерями трудоспособности; с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности. Осмотр данной группы проводят чаще, чем в других. Обследуется организм, рост и состояние заболевания.
Детское население
Первая (I) группаздоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
II–A «угрожаемые дети», имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
II–Б группа «риска» – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:
— ребенок от многоплодной беременности,
— недоношенность, переношенность, незрелость,
— перинатальное поражение ЦНС,
— внутриутробное инфицирование,
— низкая масса тела при рождении,
— избыточная масса тела при рождении (более4 кг),
— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
— гипотрофия 1-й ст.,
— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),
— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
— тимомегалия,
— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
— вираж туберкулиновых проб,
— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
— состояние после неотложных хирургических вмешательств.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник