Показатели развития ребенка к 1 году 4 мес

Показатели развития ребенка к 1 году 4 мес thumbnail

ребенок играет

Родителям 16 месячного малыша приходится не легко, ведь ребенок в этом возрасте склонен к переменам настроения и капризам, в связи с этим ему нужно уделять особое внимание, заботу, а главное терпение.

Показатели физического и умственного развития ребенка в 1 год и 4 месяца – индивидуальны, но в основном, дети этой возрастной группы находятся примерно на одинаковом уровне поведенческой активности.

Физическая активность

В таком возрасте, в независимости от пола, ребенок может самостоятельно:

  • делать, как минимум, несколько шагов;
  • ходить, держась за опору или руку взрослого;
  • вставать без поддержки.

При помощи взрослого может:

  • спускаться или подниматься по ступенькам;
  • слезать и залезать на кресло, диван или стул.

Параметры веса и роста:

ПолСредний рост, в смСредний вес, в кг
Мальчики8211
Девочки7510

В 16 месяцев малыш начинает проявлять интерес к самостоятельному использованию столовых приборов. Именно в этот период большинство детей начинают сами пить из чашки и кушать ложкой.

Это время идеально подходит для начала приучения к горшку и постепенном отказе от использования подгузников. Малыш уже понимает, что ему не комфортно в мокрых штанишках и через время начнет сам садиться на горшок.

малыш на туалете

Малыш начинает ходить на горшок

У большинства детей в 1 год и 4 месяца начинается период прорезывания коренных зубов и верхних клыков, как правило, это доставляет множество хлопот родителям и дискомфорт самому малышу. В этой ситуации многие педиатры рекомендуют использовать обезболивающие гели и специальные прорезыватели зубов.

Если ребенку не удается выполнение попыток самостоятельно ходить или же он не проявляет желание это делать, нужно показать его специалисту для исключения различных патологий.

Психомоторные навыки

общение с малышомРебенок становится более общительным и активным. Родители каждый день слышат от своего чада новые слова, замечают, что он начал быстрее осваивать новые действия.

Многие сравнивают малышей с обезьянками, которые все повторяют за другими, им интересно попробовать новое, облизать и потрогать.

Известно, что дети начинают познавать мир через руки и рот.

Родители должны быть бдительными, особенно когда к ребенку в руки попадают мелкие предметы.

Ребенок уже может сказать приблизительно 15 слов. Понимает отличия между частями тела, животными, овощами и фруктами. Приобрести новые знания помогают игры сюжетного характера такие как, кормление игрушек, кукол, переливание воды, пересыпания песка, раскладывание круп.

Происходят перемены также и в эмоциональном плане. Малыш уже реагирует на встречу или расставание с родителями, бабушками и дедушками, проявляя огорчение или радость. Резко поднять настроение может красивая вещица, а вот сломанная игрушка или развалившаяся пирамидка вызовет крик или слезы.

Если попросить ребенка что-то показать, принести или дать он отлично с этим справится. Положительное влияние оказывает занятие гимнастикой, детки обычно очень это любят, охотно начинают крутить кистями, отводить за спину и поднимать руки. Как вариант можно поиграть в паровозик, представить что он птичка и рыбка, таким образом упражнения выполняются в форме игры.

ребенок на кольцах

Гимнастика с малышом

Этот возраст подходит для приучения к порядку, для этого можно пробовать заниматься совместной уборкой игрушек или расстановкой кухонной утвари по местам.

Большую роль в развитии играет регулярное чтение книг, рассматривание ярких картинок, где нарисованы животные, фрукты, машины. Благодаря этому ребенок начинает быстрее воспринимать информацию, развивать речевые навыки.

Частые перепады настроения являются нормой в этот период, это может приводить к истерике, в таком случае рекомендуется сразу переключать внимание малыша на другой не менее интересный предмет, для предотвращения истеричных ситуаций в дальнейшем.

развитие малышаПсихологи считают, что учить ребенка нужно с самого рождения. Развивающие картинки для новорожденных помогают познавать мир и запоминать предметы.

О симптомах и методах лечения ветрянки у детей читайте далее.

Гигиена полости рта – с какого возраста учить ребенка чистить зубы, расскажем в этой статье.

Уход и питание ребенка в 1 год и 4 месяца

малыш купаетсяК списку ежедневных гигиенических процедур относятся следующие:

  • утренние и вечерние водные процедуры;
  • чистка зубов;
  • мытье рук после похода на горшок;
  • прогулки на улице;
  • дневной сон.

Важно понимать, что к чистоте и опрятности ребенок должен привыкать с самого детства. Это оказывает огромное значение на качество взрослой жизни.

Питание 16 месячного ребенка

В этом возрасте полноценным считается четырех разовое питание. Меню включает в себя:

  1. Завтраки — сыр, хлеб, молоко, чай, какао, вареные яйца, сырники. Каша: манная, овсяная, рисовая, кукурузная, гречневая.
  2. Обеды — овощи, гарниры из круп, картофельное или овощное пюре, вермишель; рыбные и мясные вторые блюда: запеканки, котлеты или тефтели приготовленные на пару, отварная курица или рыба. Супы: рассольник, щи, борщ, овощной, вермишелевый с фрикадельками. Салаты из овощей: капустные, свекольные, огуречные, морковные. Зелень: шпинат, салат, петрушка.
  3. Полдники — молоко, чай или кефир, печенье, фрукты, творожная запеканка либо творог с фруктами, йогурт.
  4. Ужины — запеканки или пюре из овощей, каши, бутерброд с конфитюрами и маслом, молоко, фрукты.

Питание в таком возрасте является полноценным, но ради безопасности пока еще желательно давать пищу в измельченном виде, или рубленном на мелкие кусочки. Приучать к крупной пище стоит постепенно, чтобы ребенок мог осваивать способность пережевывания.

каша детям

Каша ребенку на завтрак

Стоит также обратить внимание на то, что у ребенка уже формируются вкусовые предпочтения, с периодическими изменениями. Их надо учитывать, и ни в коем случае, не заставлять его кушать нелюбимый продукт, однако и полностью потакать прихотям тоже нельзя, так как в дальнейшем будет крайне сложно угодить маленькому гурману.

В графике кормлений также могут происходить временные изменения, все зависит от того, насколько ребенок перед этим хорошо покушал или если не было возможности покормить его в нужное время. Но важно следить за временными промежутками между приемами пищи.

Часто бывают ситуации, когда малыш ест мало или вовсе отказывается, и если со здоровьем все в порядке не стоит переживать. Дети в таком возрасте уже хорошо чувствуют голод и в случае чего смогут намекнуть маме о желании покушать.

Развивающие игры и занятия

Особенностью данного возраста является практически полное подражание взрослым.

Поэтому для полноценного развития мелкой моторики нужно использование игрушек бытового и развивающего характера:

  • стаканчики, вставляющиеся один в один, пирамидки;
  • пуговицы, бусинки, конструкторы, мозаики (во время таких занятий ребенок обязательно должен находиться под присмотром взрослых);
  • игрушечные предметы мебели, бытовой и кухонной утвари, детская посудка, фрукты и овощи.

Мальчики и девочки постепенно начинают проявлять интересы к разным играм. Мальчишки становятся более активными, отдают предпочтение мячам и машинкам. А вот девочки любят подражать маме в уборке дома, играть куклами и устраивать чаепития.

Но не стоит переживать если малыш отдает предпочтения игрушкам противоположного пола, как правило, при попадании в общество детей, ребенок начинает менять свои интересы.

Полезными будут игры в «шершавый-гладкий», «низкий-высокий»,« большой-маленький», «далеко-близко», это нужно для развития сравнительных и ориентировочных навыков.

мебель игрушечная

Кукольная мебель

Педиатры рекомендуют как можно чаще давать ребенку рисовать, пусть пока у него не получится изобразить солнышко или домик, но это поможет научиться держать рукой карандаш или кисточку и осваивать творческие навыки. Сейчас есть огромный выбор красок для самых маленьких, в том числе и пальчиковые краски. Но для занятий последними, малыша лучше раздеть и что-нибудь постелить, чтобы он не разукрасил весь дом.

Нередко родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание делиться игрушками с другими детьми или взрослыми. В данной ситуации стоит сразу переключать внимание, чтобы не укоренить в характере такую черту как жадность.

Вес также может повлиять на физическое развитие, так худенькие детки обычно более активны по сравнению с пухленькими.

Но не стоит переживать если ребенок не соответствует этим параметрам или опережает их. Все дети индивидуальны, большую роль в способностях малыша играет и генетическая предрасположенность.

Видео на тему

Источник

фото 1В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Давайте разбираться!

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенкаРостОкружность головыВесЗубыОкружность грудной клеткиЗрение
Мальчик78 см49 см11,5 кгПрорезаются верхние клыки и первые коренные зубы47,3 смВсё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка83 см45,5 см10,6 кг53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 2В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

фото 6Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Речь

фото 12Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

ТрапезаПеречень блюд
ЗавтракКаша на молоке, печенье, молоко.
ОбедСуп, гречневая каша и овощной салат, морс.
ПолдникТворожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
УжинОвощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

фото 19Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время сутокЗанятие
7:00 – 8:00пробуждение
8:30 – 9:00завтрак
9:30 – 11:30утренняя прогулка
12:00 – 13:00обед
13:00 – 16:00послеобеденный сон
16:00 -17:00развивающие игры
17:00 – 17:30полдник
17:30 – 18:30вечерняя прогулка
19:00 – 19:30ужин
20:00-20:30купание перед сном
21:00 – 7:00сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:

Советы родителям

Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.

Источник