Показатели развития ребенка четырех лет
Физическое развитие
Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормально развитых детей четырехлетнего возраста.
Тип телосложения | Рост (см) | Вес (кг) |
Большой | 106,3 – 114,2 | 15,6 – 19,7 |
Средний | 102,6 – 106,2 | 15,3 – 18,5 |
Маленький | 96,2 – 101,2 | 11,5 – 15,0 |
К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов, а в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.
К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега; перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Развитие речи
Главное направление на пятом году жизни – освоение связной монологической речи, начинается взрыв словотворчества.
Современный ребенок к 4 – 4,5 годам при правильном развитии овладевает родным языком, говорит связно, правильно излагает сказки, знает и читает наизусть небольшие стихи. Он произносит почти все звуки (до 5 лет допускается искажение только звука «р»), воспроизводит многосложные слова. Словарный запас составляет от 4 – 4,5 тыс. слов.
При раннем типе развития дети инициативны в общении со взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают знакомые сказки, сочиняют небольшие истории по набору игрушек, картинкам, придумывают слова и рифмы. Менее активные дети не проявляют инициативы в общении со взрослыми, но откликаются на его предложения, играют со звуками и слова по побуждению педагога в игровых проблемных ситуациях. Ребенок делит на слоги двух- и трехсложные слова: сани, малина (взрослый говорит не слог, а часть слова), определяет первый и последний звуки в словах; может произвольно регулировать силу голоса, темп и ритм речи, дыхание, использовать разнообразные интонации. Понимает термины «слово», «звук», «буква» при выполнении упражнений. В этом возрасте ребенок уже согласует слова в роде, числе и падеже, употребляет предложения с однородными членами.
Если ребенок плохо для своего возраста владеет речью, обязательно обратитесь к логопеду.
Ознакомление с окружающим миром
Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек, няни, воспитателей. Знает названия 2-3 деревьев и цветов, отличительные особенности внешнего вида нескольких животных (домашних и диких), называет детенышей домашних животных.
Различает и называет окружающие его предметы, знает их назначение, существенные детали и части, их величину, цвет и форму. Понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, транспорт, посуда. Называет времена года и состояние погоды.
К четырем годам ребенок внимательно слушает не мене 10 минут литературные тексты, пересказывает содержание художественных произведений по наводящим вопросам, знает много стихов. Воспринимает иллюстрации к книгам, предметы народно-прикладного творчества, с удовольствием рассматривает картины, скульптуры.
Изобразительная деятельность
Ребенок знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). Правильно работает с карандашом и кистью, подбирает цвет, соответствующий предмету, изображает простейшие предметы и явления, использует прямые, круглые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, закрашивает предметы в пределах контура.
Лепит из глины или пластилина предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев. В аппликации умеет пользоваться клеем, наклеивать готовые формы.
Конструирование
Ребенок называет основные детали строительного материала (конструктора), располагает пластины, кирпичики, кубики вертикально и горизонтально, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).
Музыкальное воспитание
Ребенок знает и называет некоторые музыкальные инструменты: барабан, фортепиано, гитара, металлофон, скрипка. Умеет слушать небольшие музыкальные произведения от начала до конца, узнавать на слух знакомые мелодии и песни, подпевать. Различает звуки по высоте (в пределах октавы), замечает изменения в звучании (тихо – громко), поет под музыку и без музыки, танцует.
Элементарные математические представления
Ребенок знает понятия «много» и «один», сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; выражает словами каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивает два предмета разные по величине (длине, высоте), выражает словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Узнает, называет и соотносит предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Понимает слова: верх, низ, слева, справа, направо. Знает порядковый счет до десяти и цифры до 5.
Эмоциональное развитие и культура поведения
Ребенок здоровается и прощается, умеет благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание, пользуется словами «спасибо», «пожалуйста», бережно относится к игрушкам, книгам и вещам; убирает их на место. Соблюдает элементарные правила поведения в туалете, ванной комнате, за столом, на улице, в гостях. Умеет вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.
Ребенок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменения настроения окружающих, близких, проявляет сочувствие и внимание.
Он способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера и эмоциональная экспрессия (выражение печали, радости) становятся регуляторами поведения и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Источник
Алина Будыльская
Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»
Занятия для детей 4 лет
Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание. Навыки у малыша 4 лет
Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:
— осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;
— знать несколько профессий, названия деревьев и животных;
— демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;
— сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;
— различать, где один предмет, а где их много;
— раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;
— уметь нанизывать бусины и пуговицы;
— определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;
— речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;
— пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;
— различать разные погодные явления, времена года и суток;
— называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;
— разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.
Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.
Развитие речи ребенка в 4 года
В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.
Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.
Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т. д.).
Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: «Где гулял сегодня?», «Что тебе купили?», «Кого видел на улице?», «Как ты был одет?»
Что еще должен уметь ребенок? 4 года — тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.
Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.
Развитие памяти, внимания, логического мышления
Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте ребенок уже может:
-Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.
-Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.
-Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.
-Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.
-Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.
-Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.
-Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т. д.).
-Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.
-Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.
-Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.
-Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.
-Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: «Зачем зимой мы надеваем перчатки?», «Для чего дома двери и окна?» И так далее.
Математическое мышление ребенка в 4 года
Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:
-перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;
-знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;
-легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;
-может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;
-понимает, что такое меньше, больше, поровну;
-постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.
Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.
Чем должен заниматься ребенок
4 года — это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна. На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки. Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.
Развитие детского творчества
Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.
Особенности детей 4 лет
Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы — это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.
Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.
Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.
Чему учить и как учить
Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.
Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.
Игры и игрушки для малышей в 4 года
Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.
Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.
Друзья в этот период
В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.
Полезные советы папе и маме
Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».
Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное — проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.
Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.
Источник
Развитие ребенка в 4 года отмечается изменением его физических и психологических показателей. Визуально дошкольник становится более взрослым, старается вести себя активнее, проявляет повышенный интерес к окружающему миру. Ребенок уже более связно и грамотно говорит, делает логичные умозаключения.
Если в возрасте 4 лет малыш ходит в детский сад, то родителям будет проще. Во-первых, в детском саду медики самостоятельно контролируют физические показатели ребенка, сообщая о возможных отклонениях. Во-вторых, персонал детского сада занимается психическим развитием дошкольника. Специалисты развивают:
- мышление;
- логику;
- воображение;
- память;
- речь.
Помимо этого, в детском саду ребенок получает возможность социально адаптироваться среди сверстников, что положительным образом сказывается на его общем развитии.
Если малыш не ходит в детский сад, то ответственность за его физическое и психическое развитие на себя должны взять родители. Они обязательно водить ребенка на осмотр у детских врачей, включая хирурга, окулиста, ЛОРа и кардиолога. Малыш должен уметь делать зарядку, как дома, так и на свежем воздухе, заниматься творчеством, читать вместе с родителями и, конечно, просто гулять и общаться с другими дошкольниками.
Чтобы родители понимали, что собой должен представлять воспитательный процесс в этом возрасте, необходимо периодически изучать тематическую литературу. Ниже полезная информация о том, как развивать малыша физически и психически, в какие игры играть и на что обращать внимание.
Особенности физического развития ребенка
В возрасте 4 лет для ребенка существуют определенные нормы, в соответствии с которыми он должен развиваться. Речь идет о стандартных показателях роста, массы, окружностей головы и грудной клетки. Во многом показатели зависят от наследственности, но в большей мере на них сказываются особенности ухода за малышом, климат и питание.
Низким четырехлетний малыш может считаться, если его рост не превышает 101,2 см. Заниженной считается масса тела до 14,9 кг. Средний рост – это не более 102,6 см, весят такие дети, как правило, не более 18,6 кг. Высоким ребенка можно считать, если рост его более 114,1 см, при этом масса тела его будет составлять около 20 кг.
Обратите внимание, если рост дошкольника сильно отличается от приведенных выше норм. Возможно, у него проблемы с работой эндокринной системы – может потребоваться диагностика с последующим лечением.
Одна из причин сильного несоответствия показателей роста и веса нормам — это нарушение обмена веществ или гормонального фона, сниженная физическая активность. Родителям важно понимать, что в период роста малыш должен получать в достаточном количестве необходимые для его нормального развития питательные вещества: белки, жиры и углеводы.
Первые лучше давать ребенку до обеда, тогда как после обеда оптимальным вариантом станут блюда с высоким содержанием углеводов. Общее число суточной нормы пищи нужно разделить примерно на 4-6 приемов небольшими порциями.
Помните о том, что малыш в возрасте 4 лет активен и подвижен. Все свободное время он будет бегать, прыгать и т.д., поэтому нужно не забывать давать дошкольнику качественную воду, необходимую его организму. Ребенок (как мальчик, так и девочка) должен уметь проводить время с другими детьми, поэтому нужно будет гулять с ним в парках, скверах, налаживая контакты со сверстниками. Ребенок этого возраста также может пить компоты, соки и морсы, но без сахара и не в таких количествах, как воду.
Если вы практикуете проведение утренней зарядки, то постарайтесь составить подходящую для ребенка этого возраста программу: на основе простых упражнений с наклонами, приседаниями, круговыми движениями туловища, головы и шеи. Зарядка должна продолжаться не больше 15 минут. Если малыш ходит в детский сад, то зарядку по утрам он будет проводить вместе с детьми из группы под контролем воспитателя.
Отличный вариант физических нагрузок для мальчика или девочки этого возраста — упражнения, нацеленные на развитие опорно-двигательного аппарата. Ребенок должен уметь выполнять:
- прыжки на батуте;
- хождения по бревну;
- гимнастику с гимнастическим мячом и пр.
В этом же возрасте уже можно начинать готовить ребенка к школе, укрепляя его руку для письма с помощью творческих занятий с пластилином, тестом или глиной. Лепка будет способствовать развитию мелкой моторики, концентрации и воображения малыша.
Особенности нервно-психического развития малыша
В возрасте 4 лет у ребенка значительно расширяется словарный запас. Дошкольник должен уметь использовать полторы тысячи слов, ведь его головной мозг по размерам практически идентичен головному мозгу взрослого человека. При этом полушария пока еще развиты неодинаково: правое, отвечающее за эмоции, значительно более развито, чем левое. На практике это выражается в повышенной эмоциональности дошкольников. В 4 года они доверчивы и открыты, не умеют врать, быстро обижаются и не менее быстро прощают.
В этом возрасте у малышей начинают формироваться понятия о хорошем и плохом. Поэтому родителям очень важно разговаривать с ребенком, обсуждая поступки известных и неизвестных взрослых и детей, героев сказок и мультфильмов. Малыш 4 лет должен уметь отличать добро от зла и понимать, на какой стороне ему необходимо быть.
Дети 4 лет с большим удовольствием помогают взрослым, чтобы показать, что они тоже многое умеют, и, конечно, чтобы заслужить похвалу. Малыши в этом возрасте способны убрать у себя в комнате, помочь маме на кухне или в супермаркете, когда нужно выбрать и донести покупки. Малыши ждут одобрения поступков старшими. Добрые и искренние слова помогают повысить самооценку маленького ребенка, сделать его более уверенным в себе и целеустремленным.
В возрасте 4 лет дети могут приступать к изучению иностранных языков. Естественно, что процесс должен быть построен таким образом, чтобы приносить ребенку удовольствие. Память у детей в этом возрасте избирательная, поэтому они запомнят только то, что действительно вызовет интерес. В погоне за ранними результатами очень важно не перегрузить малыша информацией. Подбадривайте и поощряйте его за каждое достижение.
Полезным будет развивать память дошкольника 4 лет простыми и запоминающимися стишками, способствующими также развитию речи. Игровая форма обучения в этом возрасте — лучший вариант для усвоения информации ребенком. Также для закрепления результата и повышения мотивации можно практиковать вручение наград и призов.
Что касается системы наказания, то в этом возрасте она также должна быть разработана с учетом особенностей ребенка. Главное — наказание не должно унижать малыша и включать в себя силовые методы.
Даже если кроха провинился, он должен понимать, что родители разочарованы, но не стали от этого любить его меньше. Нужно объяснять ребенку, почему он поступил плохо, рассказать о последствиях поступка и о том, как это расстроило родителей. Только такие методы воздействия будут иметь результат и не повлияют на психику малыша негативным образом.
Речь и налаживание коммуникационных связей
В возрасте 4 лет ребенок должен уметь вести диалог, используя слова из постоянно пополняющегося словарного запаса. Дошкольник учится логично мыслить, уже способен логично отвечать на вопросы, выражать и сдерживать в случае необходимости эмоции. У многих в этом возрасте проявляются творческие способности к пению, танцам, актерской игре. Детки часто бывают чрезмерно энергичными и активными, что совершенно нормально.
К основным когнитивным навыкам, которыми обладает ребенок в этом возрасте, можно отнести:
- четкую речь с использованием сложных оборотов и предложений;
- знание цветов и основных геометрических форм;
- знание букв и – в некоторых случаях – умение писать собственное имя.
Четырехлетний ребенок должен уметь ориентироваться во времени, соблюдать установленный порядок дня. Дошкольники умеют выполнять несколько дел в установленном взрослыми порядке. Например, малышу можно поручить одеться, после чего выпить чай и почистить зубы. Ребенок в возрасте 4 лет должен знать самые необходимые дорожные знаки и номера телефонов, помнить информацию о родителях и свой адрес.
Совершенствование двигательных навыков
Дети 4 лет должны обучаться основным навыкам, включая двигательные, в игровой форме. Малыш уже должен уметь прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку без каких-либо сложностей. Помните, что дети в этом возрасте крайне энергичны и не всегда осторожны, поэтому требуют повышенного к себе внимания.
К концу четвертого года жизни ребенок овладеет многими двигательными навыками и сможет:
- удерживать равновесие на одной ноге несколько секунд;
- выполнять кувырки вперед и назад;
- ходить по бревну вперед и назад без поддержки;
- ездить на велосипеде;
- рисовать геометрические фигуры;
- рисовать людей и животных;
- строить из конструктора и кубиков;
- есть с помощью вилки и ложки;
- умываться, одеваться, чистить зубы и пользоваться туалетом.
Особенности социального развития
В возрасте 4 лет дети уже готовы к социальной адаптации. Они осознают, что не являются центром вселенной и что родители могут заниматься не только ими. Малыши с удовольствием помогают маме или папе по дому, а если есть младшие брат и сестра, то стараются заботиться и о них.
Дошкольник 4 лет должен уметь сопереживать, контролировать собственные эмоции, входить в положение окружающих. Например, четырехлетнему ребенку уже несложно объяснить, что игрушку ему именно сегодня не купят, потому что цель похода в магазин — это продукты. Главное не конфликтовать с ребенком, а учить его искать компромиссы и прислушиваться к мнению окружающих.
Социальные навыки детей 4 лет:
- желание контактировать со сверстниками и заводить дружбу;
- готовность меняться и делиться игрушками с друзьями и детьми, вызывающими симпатию;
- способность слушать и выполнять требования взрослых, даже если они противоречат планам ребенка;
- стремление к независимости.
Дошкольники в этом возрасте пока еще не способны на физическое выражение гнева, и если им что-то не по душе, высказывают это в словесной форме. Кроме того, детки все еще не осознают грани между сказкой и реальностью, наивны и мечтательны.
Есть ли повод беспокоиться?
Важно помнить о том, что развитие ребенка 4 лет может происходить по индивидуальному графику. Тем не менее нужно уметь своевременно выявить задержки в развитии малыша.Возможные признаки отклонения от нормы:
- ребенок слишком стеснительный и пугливый, агрессивный;
- не переносит разлуки с родителями;
- не идет на контакт с детьми;
- имеет узкий круг интересов;
- не способен запомнить информацию о себе;
- не умеет строить башню из 9-10 кубиков;
- не способен провести линию маркером;
- боится воды;
- не может нормально есть или спать;
- не способен себя обслуживать.
Если вы заметили проявление этих признаков при наблюдении за ребенком, то в обязательном порядке проконсультируйтесь с врачом, чтобы скорректировать развитие и помочь малышу вырасти полноценным, физически здоровым человеком без психологических проблем.
Источник