Показатели развития ребенка 2 младшей группы
Клюкина Ирина
Особенности развития детей второй младшей группы детского сада
2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психические процессы, такие как речь, мышление, память. Поэтому в значительной мере то, как будут протекать все эти процессы, в будущем повлияет на уровень готовности ребенка к школе. Детский сад по праву считается вторым по счету социальным институтом в жизни ребенка после семьи, в котором царят совершенно другие социальные нормы, отношения, не знакомые ему до этого. Ребенку за период дошкольного образования необходимо многому научиться, понять, выучить, узнать, осмыслить. В первую очередь дети в детском саду учатся общаться и находиться в коллективе, усваивают правила этического поведения и общения со сверстниками. Стоит отметить, что первостепенную роль в этом процессе играют воспитатели.
В этом возрасте у детей формируется самооценка, они стараются отвечать требованием взрослых, учатся быть хорошими и послушными, противопоставлять и сравнивать себя с другими детьми. Но порой выводы от такого противопоставления бывают неправильными, особенно если у ребенка не установился контакт в коллективе или с воспитателями, что проявляется в дальнейшем вспышками агрессии, нежелании посещать детский сад, упрямству, капризам, и даже истерикам. Учитывая этот нюанс, психологи склонны считать детей 2 младшей группы детского сада детьми которые находятся в переходном и кризисном возрасте. Задача воспитателей и родителей общими усилиями помочь детям благополучно переступить это возрастной рубеж. Посредством изменений, проходящих в психических процессах, таких как восприятие, внимание, воображение, речь, мышление, память, продолжает формироваться характер ребенка, его темперамент, усовершенствуется деятельность. Если для детей раннего возраста на первом месте были потребности в опеке, любви, заботе и ласке, то теперь приоритеты несколько меняются, и на первый план выходит одобрение поступков, похвала, самостоятельность, поддержка и признание. Ребенок чувствует потребность в самостоятельности, и начинает проявлять ее разными путями, видя одобрение взрослых со стороны, в виде похвалы или других поощрениях он испытывает чувство гордости. Поэтому не забывайте ребенка хвалить за любые, хоть и маленькие, но достижение.
Дети во 2 младшей группе детского сада имеют значительное стремление к познавательной деятельности. Поэтому этот возраст еще называют возрастом «почемучек». Порой на воспитателей и родителей сыпется град детских вопросов и это очень хорошо. Ведь, если ребенку что-то интересно, но наверняка полученная им информация в виде ответа запомнится надолго и пополнит его копилку знаний и опыта. Разного рода экскурсии, спектакли праздники, которые организовываются в группе, благоприятным образом влияют на детей.
2 младшая группа детского сада — это дети, которые уже умеют очень многое, если сравнивать их с ясельной группой детского сада. Существенное различие четко прослеживается не только во внешних признаках, речи детей, поведении их в коллективе, а и на занятиях. Прогресс заметен на лицо, но для четкого определения уровня развития ребенка и соответствие этого уровня общим нормам было придумано проводить психодиагностику детей. Такие тесты помогают выявить пробелы, которые есть в знаниях у большинства детей, с дальнейшей целью их устранения. Для начала детям 2 младшей группы детского сада предлагают пройти тест Бени-Симона. Исходя из этого теста, ребенок в возрасте 3-4 лет должен уметь назвать свое имя и фамилию, уметь повторить по памяти прочитанное ему небольшое предложение, а также два любых числа, ответить, кто нарисован на показанных ему картинках, а также знать и уметь показывать, где у него находится нос, уши, руки, глаза. Этот небольшой тест показывает уровень умственного развития ребенка. На втором этапе проверяют уровень развития у ребенка основных психических процессов — мышления, внимания, логики. И только после того делают заключение об уровне развития ребенка в соответствие к возрастным нормам, исходя из количества правильных ответов и времени их выполнения.
Таким образом, задачей детского сада, как организации дошкольного воспитания является способствовать дальнейшему физическому, эмоциональному, творческому, интеллектуальному и волевому развитию детей дошкольного возраста.
Источник
АНЖЕЛА ЭМИРБЕКОВА
Диагностика 2 младшей группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань
«Детский сад № 10 «Дубравушка»
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ВО 2- МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
2015-2016 учебный год
Провели:
Эмирбекова А. С.
г. Нягань – 2016 год.
Во 2-младшей группе на конец 2015-2016 учебного года по списку 31детей. Обследовано 27 ребенка. Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по программе «Радуга» Т. Н. Дороновой.
В течении года непосредственно-образовательная деятельность во 2-младшей группе проводилась:
Я познаю мир;
Развитие речи;
Математика и логика;
Физкультурное;
Конструирование и аппликация;
Изобразительная деятельность;
Музыкальное
Уровень развития формирования математических представлений проводился по методике Е. В. Соловьевой.
На начало года были поставлены следующие задачи.
1. Умение считать в пределах 5 в прямом прядке.
2. Умение узнавать цифры в пределах 5.
3. Умение сравнивать 2 предмета по длине,ширене,высоте.
4. Умение узнавать и называть квадрат,круг,треугольник,шар,куб.
5. Умение называть части суток,их последовательность.
6. Умение различать правую и левую руки.
7. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).
8. Умение сравнивать группу предметов, содержащие до 5 предмето, на основе составления пар,выражать словами, каких предметов больше,меньше,поравну.
Обследование проводилось по трем уровням.
1 – й уровень.
1. Покажи на картинке желтый,красный,синий предмет.
2. Покажи круг,треугольник,шарик,кубик.
3. Покажи большой маленький предмет в выборе из двух.
3. Покажи длинную,короткую ленту.
5. Собери пирамидку на конусной основе из 5 колец.
6. Собери трехместную матрешку.
7. Разложи по порядку иллюстрации к сказке «Репка».
8. Посчитай до 5 наизусть.
9. Покажи картинку, на которой изображено 3,1,2 предмета.
10. Разложи на группы не более 3 по общему названию; цвету (форме,размер).
Начала года Конец года
Высокий уровень детей – нет детей Высокий уровень детей – 17 детей 70%
Средний уровень детей – 9 детей 40% Средний уровень детей – 10 детей 30%
Низкий уровень – 3 детей 8%
2 — й уровень
1. Покажи черный, белый предмет.
2. Покажи четырехугольник (конус,цилиндр,пирамиду)
3. покажи длинный,короткий (высокий-низкий, глубокий-мелкий)предмет.
4. Покажи такой же мяч, как у меня,найди 2 одинаковых.
Найди мяч другого цвета.
5 Покажи группу, в котором 5,4 предмета.
Начало года Конец года
Высокий уровень – нет Высокий уровень – 12 детей 35%
Средний уровень – 9 детей 29% Средний уровень – 15 детей 65%
Низкий уровень – 3 детей 19 %
3 й уровень
Начало года – нет Конец года
найди геометрическую аналогию. Высокий уровень – 25 детей 98%
Средний уровень – 2 детей 2%
Продолжить работу с детьми среднего уровня. Развивать у детей логическое мышление с помощью развивающих игр, рассказам по картинкам. Предложить в помощь родителям индивидуальные задания со счетом и запоминанием цифр, игры с цифрами для детей дома, консультации, советы.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Диагностика проводилась по методике Гербовой В. В.
С целью речевого развития детей в средней группе.
На начало учебного года были поставлены следующие задачи:
Программные задачи:
1. воспитание звуковой культуры речи.
2. создавать условия для обогащения речи детей.
3. продолжать формировать грамматически правильную речь.
4. развивать диалогическую и монологическую речь
5. воспитывать интерес и любовь к книгам и родному языку.
6. воспитывать доброжелательность в общении, воспитывать коммуникативные умения и навыки, доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим.
1. Звуковая культура речи:
Начало года Конец года
высокий уровень детей – нет высокий уровень – 10 детей 30%
средний уровень детей – 19 детей 76% средний уровень – 17 детей 70 %
низкий уровень детей – 5 детей 24%
2. Понимание речи и активный словарь:
Начало года Конец года
высокий уровень – 4 детей 10 % высокий уровень -25 детей 98%
средний уровень – 18 детей 70% средний уровень — 2 детей 2%
ниже среднего – 2детей 20 % (Слинкина Рита, Лабуткина Ульяна)
3. Слышит ли ребенок звук в слове:
высокий уровень – 5 детей 29 % высокий уровень — 18 детей 75%
средний уровень – 17 детей 60% средний уровень — 9 детей 25%
низкий уровень – 2 детей 11%
Слинкина Р, Устаев А.
4 Рассказ по картинке:
высокий уровень – 2 детей 10 % высокий уровень — 10детей 35 %
средний уровень – 16 детей 55% средний уровень — 14 детей 60%
низкий уровень – 6 детей 35% ниже среднего – 3 детей 5%
5. Художественная литература.
Высокий уровень – нет высокий уровень — 24 реб 90%
Средний уровень – 19 детей 75 % средний уровень — 3 детей 10 %
Низкий уровень – 5 детей 25%
Дети владеют монологической речью, большая часть детей выражает мысли в предложениях, многие дети знают стихи по памяти, стихи об осени, о маме, участвовали в конкурсе чтецов. Вместе с детьми проводились литературные калейдоскопы. Дети активно участвовать в играх драматизациях, развлечениях и праздниках.
Продолжать работать над звуковой культурой речи, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты, используя художественное слово, художественную литературу, речевые игры, заучивание стихотворений, проводить консультации и беседы с родителями.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД
В своей работе использовали методику А. А. Грибовская, В. М. Кошелев, Л. А. Топоркова, М. А. Гусакова, О. В. Дыбина.
Программные задачи.
1. формирование предпосылок трудовой деятельности:
2. привлекать детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач.
3. совершенствовать у детей обобщенные способы работы.
4. воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные задачи.
1. воспитание у детей стремление самостоятельно изготавливать игрушки, сувениры, подарки.
2. формировать у детей положительное отношение к труду.
3. воспитывать бережное отношение к результатам труда, аккуратность, старательность, трудолюбие, активность.
4. формировать убежденность в значимости коллективного труда, его необходимости.
Высокий уровень –26 детей 99 %
Средний уровень – 1 реб 1 %
низкий уровень –нет
Дети воспроизводят различные постройки по образцам, знают, как, строить дом, ворота, гараж, мебель. Дети конструируют из бумаги гармошка, самолеты, веер, короны, кукол. Дети увлечены конструктором из лего. Самостоятельно работают ножницами, клеем. Продолжать учить детей овладевать некоторыми обобщенными способами работы – воспроизводить по образцам и изображенные на рисунке модели.
Диагностика проводилась по методике Т. И. Гризик
С целью развития познавательной сферы детей в средней группе.
Я познаю мир
Программные задачи.
1.
Диагностические исследования по представлениям об окружающем мире во второй младшей группе по следующим критериям должны:
1. Уметь правильно называть различные виды одежды.
2. Умение называть предметы посуды.
3. Умение узнавать и называть фрукты и овощи.
4. Умение правильно называть предметы мебели.
5. Умение различать и называть различные виды транспорта.
6. Умение различать и называть домашних животных.
В средней группе должны :
1. Уметь правильно называть предметы быта.
2. Умение называть труд людей
3. Уметь называть город- страну.
4. Умение различать и называть домашних животных.
5. Умение различать и называть диких животных.
6. Уметь правильно называть растения.
7. Уметь правильно называть транспорт.
8. Уметь правильно определять состояние погоды
Источник
Диагностика педагогического процесса
во второй младшей группе (с 3 до 4 лет)
дошкольной образовательной организации
на 201 /1_ учебный год
Группа ________________ вторая младшая № _____
Воспитатели:
1.
2.
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательною процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает
- этапа.
Этап I. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются «баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к групповому мсдико-психолого-иедагогичсскому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методичсскую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального иили органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики во второй младшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание rex проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
- Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
- Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок»».
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Знает свои имя и фамилию, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»
- Умеет 1руппировать предметы по цвету, размеру, форме.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной — А, У. О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Укрась вазу».
Образовательная область «Физическое развитие»
- Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: зонтик.
Форма проведения: подгрупповая. групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу „солнышко», дети бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под зонт
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
- Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
- Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
- Ноткипа Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. —СПб., 2003.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии.-—М.. 2001.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитатели ________________________________________________________ Группа ________________________________________
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе | Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений | Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений | Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию | Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх | Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитатели ________________________________________________________ Группа ________________________________________
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Знает свои ими и фамилию, имена роди гелей | Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним | Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город | Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки | Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше, «меньше», «столько же» | Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму | Умеет группировать предметы но цвету, размеру, форме | Понимает смысл обозначения: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над- под, верхняя-нижняя. Различает день-ночь, зима-лето | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||