Показатели развития памяти и мышления ребенка

Показатели развития памяти и мышления ребенка thumbnail

Краткое описание документа:

Статья содержит диагностический материал для исследования развития восприятия, памяти и мышления будущих первоклассников.

Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.

Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. На современном этапе также многие психологи исследуют проблемы готовности к школьному обучению.

Источник

Валентина Гах
Развитие памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности

Речевая деятельность

как средство развития памяти и мышления дошкольников

План:

1. Актуальность проблемы.

2. Речевая деятельность дошкольников.

3. Память и мышление как психические процессы.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

1. Актуальность проблемы.

Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути. Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали, что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.

Почему же несмотря на все усилия педагогов, речь детей, их мыслительные способности оставляют желать лучшего? Опрос воспитателей нашего ДОУ показал, что они видят следующие причины:

Родители уделяют мало внимания воспитанию детей;

Отрицательное влияние телевидения;

Речевая активность педагога составляет более 13 времени занятия. Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей.

Плохо спланированное занятие: не продуман ход занятия;

В поставленных речевых задачах не хватает конкретики: (например: обогащать словарь детей и всё, нет перечисления конкретных слов);

Быстрая потеря интереса детей к занятию (через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);

Дети находятся в пассивной роли слушателей. Если у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие ничего не даёт для развития речи ребёнка.

Воспитатель преимущественно активизирует речь отдельных детей;

Незнание педагогом методики проведения речевых занятий;

Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.

Индивидуальная работа вне занятий проводится нерегулярно.

Этот опрос показывает, что, всё-таки, это зачастую – недоработки детского сада.

2. Речевая деятельность дошкольников.

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю. Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.

Во время всех видов речевой деятельности функционируют психические процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.

Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения монологической (интеллектуальной, планирующей) речи.

Факторов, влияющих на развитие речи детей множество (в схеме указаны лишь основные, и от нас зависит, какое влияние они окажут.

3. Память и мышление как психические процессы.

Повторюсь: во время речевой деятельности в той или иной мере функционируют практически все психические процессы, все они взаимосвязаны.

Конечно же, развивать нужно все эти процессы, но мы коснёмся только развития памяти и мышления.

ПАМЯТЬ

Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

Мышление — высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

Теперь я перейду непосредственно к приёмам развития памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности.

Для выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти. Здесь можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала. Нужно учить не механически запоминать слова и фразы, а представлять себе определённую картинку, каким либо образом связывать объекты.

1. «Запомни фразы»

Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:

кошка лакает молоко, дети играют в футбол, мама вяжет свитер.

2. Следующий приём «Мультфильм».

Давайте попробуем запомнить слова в определённом порядке. Получится ли у вас:

Дано 12 слов: ЛИМОН, КАРАНДАШ, ДОРОГА, МАШИНА, ЖИРАФ, ФОТОАППАРАТ, СЛОН, БАНАН, ВЕДРО, ГАЗЕТА, ПТИЦА, ВОДА.

Если предложить запомнить эти слова по памяти, результат вряд ли будет стопроцентным. Справиться с этим заданием можно, если связать эти слова каким либо сюжетом. Например: представьте, что у нас есть большой жёлтый, кислый лимон, мы берём карандаш и протыкаем его, внутри карандаша длинная дорога, по которой едет машина, в машине стоит жираф, у него на шее висит фотоаппарат, он сфотографировал слона, слон ест банан, шкурку он бросил в ведро, затем он бросил в ведро газету, на которой была нарисована птица, которая пьёт воду.

Ребёнок представляет себе такой «мультфильм», и он легко запоминает слова в определённом порядке. Стоит напомнить ему только слово «лимон» и он без труда назовёт нужные слова.

3. Можно развивать память детей, используя мнемотехнику. Встречаются различные названия: мнемотехника, картинки схемы, схема-план. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

При работе с картинками-схемами хотелось бы напомнить, что нужно обязательно учитывать возраст, уровень подготовленности детей и их индивидуальные особенности. Работу со схемами можно проводить уже с 1-й младшей группы. Например, беседа о комнатных растениях. В ходе занятия мы обозначаем, что необходимо растениям для жизни: свет и тепло (рисую солнышко, вода (лейка, рыхление (палочка). В конце беседы дети, посмотрев на схему, расскажут о том, как ухаживать за комнатными растениями.

В более старшем возрасте можно использовать и более сложные схемы, и более сложные приёмы. Например, беседа при закреплении знаний о диких и домашних птицах можно использовать рассматривание готовой схемы:

Рассматривая схему можно подтолкнуть детей к размышлениям, собственным выводам, на пример, спросить, что может означать эта схема?

А это схема для составления рассказа о профессиях:

Таким образом, использованные методы мнемотехники помогают решить следующие задачи:

• Ускорение процесс запоминания и усвоения материала, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, заменителей понимать и рассказывать учебный материал по схемам и таблицам.

• Облегчение процесса заучивание стихотворений.

Развитие у детей основных психических процессов.

• Формирование приемов работы с памятью. Психологами замечено, что люди по восприятию речи люди делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Читать дошкольники ещё не умеют, и здесь как нельзя лучше подходят картинки, простые схемы, пиктограммы.

Приёмы развития мышления:

1. Игра «Объяснялки»

Попросить детей объяснить, что может означать какое-либо слово.

Игра побуждает детей думать. Например, почему подосиновики называются именно так. Или что это за машина такая – водовоз. Вот молоковоз возит молоко, а что же возит водовоз?

2. Исключение лишнего.

«Лишняя игрушка»

Цель игры: развитие речи, мышления и навыков классификации.

Выбирать 3 игрушки, при этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Дети посовещавшись, называют «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками.

В старшем дошкольном возрасте можно проводить игру со словами: берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов.

3. Составление предложений

Эта игра развивает речь, логическое мышление, способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Обычно, работая над составлением предложений, мы довольствуемся одним ответом, но это практически не побуждает детей думать.

Итак, берутся наугад два, затем три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш», сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

4. Игра «Опиши предмет».

Игра способствует развитию речи, навыкам квалификации, логическому мышлению, учит ребенка давать развернутую характеристику объекта.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При проведении этой игры нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их развития. Наглядно демонстрируйте все, о чем рассказываете. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, если дети затрудняются с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Сказка о стуле

«Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?». «Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб, да она еще и не одна!» — воскликнул зайка. «Конечно, — ответил стул, — у меня их целых четыре штуки»

«А зачем тебе столько ножек? — поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся — не падали»

«Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул. — у меня есть широкое сиденье, на котором удобно

сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный. — восхитился зайка. — а я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя

игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!».

5. Хорошо развивает мышление и языковое чутьё, а также делает речь богаче подбор синонимов. К примеру, к такому простому слову как ХОДИТЬ можно подобрать синонимы… Давайте вместе попробуем это сделать:

ИДТИ, БРОДИТЬ, ПЛЕСТИСЬ, ПРОГУЛИВАТЬСЯ, ПРОХАЖИВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, РАЗГУЛИВАТЬ и т. д. Синонимов много, и каждое слово имеет свой оттенок.

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Например, фразу «Муха села на варенье» можно изменить так: «Жужжащее насекомое опустилось на сладкое лакомство».

Вот некоторые приёмы, используя которые, можно развить память, мышление, научить детей думать, ясно выражать свои мысли и при этом никому не будет скучно. Дошкольники будут не пассивными слушателями, будут учиться мыслить.

Источник

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Мысль

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

Виды

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

Ребята

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

С мамой

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Занятие

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Игра

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Заключение

Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий. Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей. Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.

Источник