Показатели развития личностных качеств ребенка

Показатели развития личностных качеств ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9574/ (дата обращения: 09.05.2020).

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.

Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

                   инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

                   уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

                   умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

                   способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

                   стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

                   развитие крупной и мелкой моторики рук;

                   способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами?

Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности?

Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.

Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей.

Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем.

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно.

Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка это —переживание успеха.

Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.

Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, игра, умение ребенка, качество личности, жизнь человека, дошкольное образование.

Источник

Диагностика формирования личностных качеств дошкольника

Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте — центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В этот период в ответ на внешние социальные условия формируются личностные качества, которые в последующем сложно поддаются коррекции. Прежде чем организовать работу с детьми, педагог должен понять, на каком уровне находится личностное развитие конкретного ребенка относительно детей его возрастной группы, насколько результативны применяемые методы, формы, технологии воспитания, развитию каких личностных качеств ребенка следует уделить особое внимание.

Ответить на эти и некоторые другие вопросы поможет диагностика личностного развития детей. С помощью методики диагностики сформированности личностных качеств дошкольника «Ориентир».

   Она представляет собой карту структурированного наблюдения за поведением воспитанников от трех до семи лет, позволяющую сделать заключение о сформированности девяти важнейших личностных качеств:

  • уверенности в себе;
  • уважения к другим и дружелюбия;
  • альтруистичности;  
  • оптимистичности;
  • любознательности;
  • терпения;
  • сообразительности;  
  • любви к прекрасному;  
  • целеустремленности.

Методика достаточно экономична и проста, но требует понимания и осмысления. Диагностике подвергаются девять важнейших личностных качеств, развитие которых поможет заложить фундамент счастливой и эффективной жизни ребенка и взрослого. При этом оценивается не само личностное качество, которое можно трактовать по-разному, а его проявление в поведении, что, как правило, понимается разными людьми примерно одинаково. Подбор поведенческих проявлений осуществлен педагогами-исследователями и практиками путем обсуждения и согласования.

Процедура проведения диагностики не требует больших затрат времени и организационных усилий. Педагоги получают бланк методики (приложение 1) и ответный лист. Он представляет собой таблицу из 30 столбцов, где отмечаются данные ребенка (порядковый номер, фамилия и имя, возраст). 27 столбцов ответного листа отведены для каждого поведенческого проявления. Число строк равно количеству детей в группе.

Воспитателям предлагается ознакомиться с поведенческими проявлениями, обозначенными в методике, и в течение недели понаблюдать за детьми. Если диагностику выполняет один педагог, то он же заполняет ответный лист, а если два воспитателя, работающие с группой, — то им предлагается заполнить ответный лист после обсуждения результатов своих наблюдений. Результаты наблюдения, выраженные в баллах в ответном листе, переносятся в сводную таблицу для окончательного подсчета. Таблица может быть заполнена в формате Microsoft Office Excel и должна состоять из 13 столбцов, в которых фиксируются порядковый номер, фамилия, имя ребенка и его возраст. Девять столбцов предназначены для каждого личностного качества, в последнем отмечается сред нее значение уровня сформированности личностных качеств дошкольника (отдельная строка).

Значение сформированности каждого личностного качества равно сумме его трех поведенческих проявлений, деленной на три (среднее арифметическое), и представлено в ключе к методике (приложение 2).  

Обработка данных состоит из подсчета среднего арифметического значения сформированности всех личностных качеств (заносится в последний столбец) и отдельно каждого личностного

качества дошкольника (фиксируется в последней строке).

Анализ полученных результатов может предусматривать выявление групп детей, имеющих высокий, средний и низкий уровень сформированности личностных качеств. Для этого среднее арифметическое сформированности личностных качеств каждого ребенка сопоставляется со средним значением для данной возрастной группы. Все близкие к указанному показатели относятся к среднему уровню, существенно превышающие — к высокому, уступающие им — к низкому. Таблица средних значений и диапазона среднего уровня для изучаемых возрастов представлена в (приложении 3). Для удобства группы детей можно выделить разными цветами.

Анализируя результаты, педагоги определяют у каждого ребенка те личностные качества, которые требуют более интенсивного развития. Их показатель существенно ниже среднего значения для данной возрастной группы.

Путем сравнения средних групповых значений сформированности каждого качества и средних значений данного качества для данной возрастной группы специалисты определяют также личностные качества дошкольников, развитию которых следует уделить особое внимание. Дополнительного внимания может потребовать развитие качества, в отношении которого установлены существенно более низкие значения.

По итогам диагностики определяется результативность работы педагогов в сфере личностного развития детей. ЕСЛИ диагностика проводится, например, в начале учебного года и в конце, можно определить динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

Таким образом, данная диагностика может служить необходимым ориентиром в развивающей работе с дошкольниками, т. к. помогает определять, какие именно личностные качества следует развивать для обеспечения счастливой жизни ребенка, и отслеживать трудности или успехи на пути достижения этой цели. Образно говоря, данная методика позволяет четко понять, «куда нам идти, и где мы находимся, насколько успешно продвигаемся к цели»

Приложение 1 

Методика оценивания характеристик поведения дошкольника Уважаемые педагоги! 

Оцените, пожалуйста, как часто проявляются следующие характеристики поведения у дошкольников, и поставьте соответствующие баллы в ответном листе.

Характеристика поведения

Всегда 

Часто 

Иногда 

Никогда 

1

Легко и уверенно отвечает на вопросы педагога в процессе         непосредственно         образовательной деятельности,         высказывает         свое         мнение         в повседневном общении 

3 балла

2 балла

1 балл 

0 баллов 

2

Проявляет уважение к интересам других детей

3

Оказывает помощь другим детям (предлагает сам)

4

Имеет хорошее настроение 

5

Задает вопросы

6

Умеет дождаться своей очереди в процессе непосредственно образовательной деятельности, общения, игры

7

Находит решение (выход) в затруднительных ситуациях (не теряется, проявляет находчивость)

8

Замечает красоту в окружающем

9

Знает, что хочет

10

Уверенная осанка и жестикуляция

11

Радуется успехам других детей

12

13Может поделиться игрушкой

13

Хвалит других детей

14

Проявляет         заинтересованность         в         выполнении заданий 

15

Может         подождать,         когда         отказывают         в

выполнении его просьбы 

16

Импровизирует 

17

Создает прекрасное (поделки, рисунки, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах и т. п.) 

18

Добивается поставленной цели 

19

Оказывает влияние на детей в игре и общении

(может управлять, командовать)

20

Проявляет внимание и заботу о других детях

21

Выполняет просьбы взрослых и детей

22

Говорит о позитивных моментах и событиях

23

Рассказывает о своих впечатлениях

24

Доводит начатое дело до конца

25

Сам придумывает игры, правила игры

26

Говорит или невербально проявляет восхищение прекрасным

27

Не останавливается на достигнутом, ставит новые цели

Приложение 2 

Личностное качество 

Номера пунктов в методике 

1

Уверенность в себе 

1,10,19 

2

Уважение к другим и дружелюбие

2,11,20 

3

Альтруистичность

3,12,21 

4

Оптимистичность

4,13,22 

5

Любознательность

5,14,23 

6

Терпение

6, 15,24 

7

Сообразительность

7,16,25 

8

Любовь к прекрасному

8,17,26 

9

Целеустремленность

9,18, 27 

Приложение 3 

Возрастная группа  

(лет, мес.) 

Диапазон среднего уровня 

3,0-3,6

0,2

0,0

0,4

0,3

0,4

0,5

0,0

0,1

0,2

0,2

0,1-0,3

3,7-3,11

0,4

0,3

1,0

0,6

0,6

1,0

0,0

0,2

0,4

0,5

0,35-0,65

4,0-4,6

0,8

0,6

0,9

1,0

0,9

0,7

0,5

0,5

0,7

0,7

0,55-0,85

4,7-4,11

1,1

1,0

1,1

1,1

1,2

1,0

0,8

0,8

1,0

1,0

0,85-1,15

5,0-5,6

1,4

1,1

1,3

1,1

1,3

1,5

0,9

1,1

1,3

1,2

1,05-1,35

5,7-5,11

1,6

1,3

1,6

1,4

1,7

1,6

1,1

1,4

1,7

1,5

1,35-1,65

6,0-6,6

1,5

1,2

1,9

1,4

1,6

1,7

1,1

1,1

1,4

1,4

1,25-1,55

6,7-6,12

1,2

1,2

1,9

1,1

1,5

1,8

1,3

1,3

1,2

1,4

1,25-1,55

Источник

Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология. 

Особенности развития личностных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.

Качества личности

Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.

Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.

Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать».  Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.

Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.

Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.

Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.

После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.

Нравственные качества личности дошкольника

Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.

Милосердие

Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.

Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…

Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.

Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.

Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.

Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте

Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:

  • Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
  • Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
  • Никого не бить

К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:

  • Делиться игрушками с товарищами
  • Не жадничать, когда что-то даешь другим
  • Помогать маме в бытовых делах
  • Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
  • Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
  • Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание

Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:

  • Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
  • Принимать в игру всех желающих
  • Оказывать взаимопомощь
  • Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
  • Проявлять дружелюбие
  • Говорить правду
  • Защищать младших
  • Быть уважительным к взрослым

Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».

Формирование волевых качеств ребенка

Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.

Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • Настойчивость
  • Самостоятельность
  • Ответственность
  • Организованность
  • Трудолюбие

Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.

Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Источник