Показатели психического развития ребенка раннего возраста

Содержание:
- Познавательное развитие
- Социально-эмоциональное развитие
- Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
- Бытовые навыки
- Физическое развитие
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.
Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.
Источник
Линия
развития
Показатели
Методика
выявления
1 год 3 месяца
Сенсорное развитие
(С)
Играя,
различает 2 разных
по величине предмета
(например, 2 куба)
Перед
ребенком выкладывается малый
куб (высотой 7 см) из большого
куба (высотой 10 см). Ребенок
должен вложить маленький
куб в большой. Ребенок
может пробовать 2– 3
раза. Взрослый не помогает
Общие
движения (О)
Ходит
длительно, меняет
положения (приседает, наклоняется)
Взрослый
наблюдает за ребенком
во время игры – выполняет ли
он указанные действия
Игра (И)
Умеет
воспроизводить в
игре разученные действия (кормит
куклу,
собирает пирамидку
и др.)
Перед
ребенком усаживается кукла, ставится
тарелочка – предлагается
покормить куклу. Ребенку
предлагается поиграть с
кубиками (2 кубика, 2 кирпичика),
при этом малыш должен воспроизвести
постройку «дома»,
«машины» (взрослый может
показать).
Нанизывает
на стержень 4–5 колец.
Ребенок
должен выполнить все 3
действия
Речь
активная
(РА)
Пользуется
лепетом и облегченными
словами (машина – «би-би», собака
«ав-ав»)
Взрослый
наблюдает за ребенком
во время игры, движений – пользуется
ли он лепетом и словами
Речь
понимаемая
(РП)
Значительно
увеличивается запас понимаемых
слов и словосочетаний
По
просьбе взрослого ребенок находит
3–4 игрушки. Находит
предметы обуви, одежды.
Выполняет
действия по словосочетаниям
(«покорми куклу», «положи
спать»). По
слову ориентируется в комнате («Где
кроватка?», «Где мы моем
ручки?» и т.п.). Ребенок
выполняет задания
Навыки
(Н)
Самостоятельно
ест густую
пищу ложкой
Во
время кормления ребенок должен
самостоятельно съесть густую
пищу из глубокой тарелки. Часть пищи
может съесть с помощью
взрослого
1 год 6 месяцев
Сенсорное
развитие
(С)
Из
предметов разной формы
(3—4) по предлагаемому образцу и
слову подбирает предметы такой же
формы (например,
к кубику – кубик)
Взрослый
раскладывает перед ребенком
предметы разной формы: 3
кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3
призмы. Скатывает шарик с желобка
и предлагает ребенку найти
еще шарики и скатить их. Затем
берет один кубик, ставит его и предлагает
найти еще кубики
и построить дом. Ребенок
выполняет оба задания
Общие
движения
(О)
Движения
более координированные,
перешагивает
через препятствия
приставным шагом (например,
через палку,
лежащую на полу)
Ребенку
предлагается перешагивание
через палку или брусочки,
лежащие на полу, приставным
шагом. Взрослый
может показать
Игра
(И)
Умеет
воспроизводить часто
наблюдаемые в жизни
действия (причесывает
куклу, умывает и т.д.)
Взрослый
раскладывает перед ребенком предметы:
куклу и расческу,
куклу и носовой платок
— и говорит: «Кукла не причесана»,
«У куклы грязный нос». Ребенок
причесывает куклу и вытирает ей нос
Речь
активная
(РА)
В
момент удивления или
сильной заинтересованности
называет предметы
Из
мешочка или коробочки неожиданно
показываются предметы
(кукла, зайчик, петушок, котенок)
и спрашивается: «Кто там?»
или «Кто это?» Ребенок
называет предметы облегченно
или правильно («ляля»,
«кукла»)
Речь
понимаемая
РП)
Находит
по слову среди
нескольких внешне сходных
предметов два одинаковых
по значению,
но разных по цвету
или величине
Перед
ребенком раскладываются
предметы в следующей последовательности:
собачка черная, кошка
черная, собачка белая, кукла.
Взрослый предлагает найти собачку
одну или другую. Затем меняет
их местами и спрашивает: «Где белая
собачка?»
Навыки
(Н)
Самостоятельно
ест жидкую пищу ложкой
Во
время кормления ребенок съедает
3-4 ложки жидкой пищи
(суп) из глубокой тарелки, держа черенок
ложки рукой сверху
(в кулачке)
1 год 9 месяцев
Сенсорное
развитие
(С)
Играя,
различает три разных
по величине предмета (например, три
куба)
Взрослый
достает кубы один за другим, ставит
их вразнобой, после чего предлагает
ребенку собрать.
Ребенок собирает кубы соответственно
величине (1– 10 см, 2–7 см, 3–4 см)
Общие
движения
(О)
Умеет
ходить по поверхности
шириной 15–20
см, на высоте от пола 15–20 см
Ребенок
должен пройти по доске указанного
размера без помощи
взрослого (может при помощи
взрослого)
Игра (И)
Строит
«ворота», «скамейку», «домик»
Взрослый
предлагает ребенку построить
«ворота», при этом может
один раз показать (ставит два
кирпичика вертикально, один
сверху горизонтально)
Речь
активная
(РА)
Пользуется
двухсловными
предложениями
Взрослый
наблюдает, как ребенок
во время игры и различных режимных
моментов сопровождает свои действия
двухсловным предложением.
Например: «Кукла
спать»
Речь
понимаемая
(РП)
Отвечает
на вопросы взрослого при рассматривании
сюжетных картинок
Ребенку
предлагается рассмотреть
одну за другой 4 картинки с
изображением знакомых сюжетов.
Например: мальчик поит лошадку, дети
умываются. Спрашивают:
«Кто на картинке?»,
«Что делает?» Ребенок может ответить
одним словом
Навыки (Н)
Умеет
частично раздеваться
с небольшой помощью
взрослого
Во
время раздевания ребенок снимает
ботинки (развязанные), туфли
(расстегнутые), носки. Взрослый
может немного помочь
2 года
Сенсорное
развитие
(С)
По
предлагаемому образцу и просьбе
взрослого находит предмет того
же цвета
Перед
ребенком раскладываются
варежки (носочки) 3 цветов в следующем
порядке: красная, синяя,
зеленая; синяя, красная,
зеленая, синяя.
Ребенок
должен к каждой варежке
подобрать пару соответствующего
цвета
Общие
движения
(О)
Перешагивает
препятствия, чередуя шаг
На
расстоянии 20 см на полу раскладываются
2–4 брусочка, через
которые ребенок перешагивает
чередующимся шагом. Взрослый может
показать
Игра
(И)
В
игре воспроизводит ряд
логически связанных
действий. Например,
куклу купает и вытирает
Перед
ребенком раскладываются
игрушки: кукла-голыш, губка,
полотенце, кубик (вместо мыла),
ванночка. Ребенку
говорят: «Кукла грязная».
Ребенок
сажает куклу в ванночку,
трет губкой, моет, вытирает. Взрослый
ничего не показывает
Речь
активная
(РА)
Пользуется
2–3-словными
предложениями при
общении со взрослыми
Во
время игры, режимных процессов
ребенок должен обращаться
к взрослому с речью (3-словными
предложениями)
Речь
понимаемая
(РП)
Понимает
короткий рассказ
о событиях, знакомых
ребенку по опыту
(данный показатель
проверяется в семье)
Взрослый
рассказывает ребенку короткий
рассказ о хорошо знакомых
событиях (как видели на улице
собачку, кормили голубей).
После чего задаются 3– 4
вопроса.
Ребенок
отвечает словом или коротким
предложением
Навыки
(Н)
Умеет
частично надевать одежду с небольшой
помощью взрослого
Во
время одевания взрослый смотрит,
может ли малыш сам надевать
шапку, ботинки, носки. При этом можно
немного помочь
2 года 6 месяцев
Сенсорное развитие
(С)
Подбирает
по образцу разнообразные
предметы
четырех цветов (красный,
синий, желтый,
зеленый)
Материал:
4-цветные карты (12×9
см), 8 цветных предметов по 2 каждого
цвета, но разной формы
(знакомые): красные карандаши,
красный кубик. Взрослый
дает ребенку 4 карты разного
цвета, показывает предметы,
чередуя их. Спрашивает, на какую
карту положить предмет.
Ребенок
подбирает по два предмета
каждого цвета
Общие
движения
(О)
Приставным
шагом перешагивает
через несколько
препятствий, лежащих
на полу (палка,
кубики) на расстоянии
20 см
Материал:
три кубика. Взрослый
раскладывает на полу три
кубика на расстоянии 20 см друг
от друга и предлагает ребенку
перешагивать. Ребенок
приставным шагом должен
перешагивать через три кубика
Игра
(И)
В
игре действует взаимосвязано,
последовательно
(кормит куклу,
укладывает спать, гуляет). Выполняет
2–3
действия
Материал:
разные сюжетные игрушки
для игры в «доктора, парикмахера».
Взрослый
предлагает ребенку игрушки
в неподсказывающей ситуации.
Ребенок
выполняет 2–3 связанных между собой
действия
Речь
активная
(РА)
Строит
предложение из
трех и более слов.
Взрослый
непринужденно беседует
с ребенком на любую близкую
ему тему. В
речи ребенок употребляет хотя
бы один раз предложение из более
чем 3 слов
Навыки
(Н)
Самостоятельно
одевается,
но еще не умеет
застегивать пуговицы,
завязывать шнурки
Во
время одевания после сна или при
сборе на прогулку ребенок самостоятельно
надевает рубашку,
штаны, шапку, пальто
3 года
Сенсорное
развитие
(С)
Называет
четыре основных
цвета
Материал:
8 цветных предметов по
2 каждого цвета, но разной формы.
Например: красный мяч,красный
флажок и т. п. (знакомые).
Взрослый
показывает поочередно
предметы и спрашивает, какого
они цвета.
Ребенок
называет каждый цвет хотя бы один
раз
Общие
движения
(О)
Переступает
через препятствия высотой 10–15
см чередующимся
шагом
Материал:
кубики или другие предметы
(высотой 10—15 см). Взрослый
расставляет предметы и
предлагает ребенку перешагнуть
через препятствия
Игра
(И)
В
игре исполняет роль. Например,
играя с куклой,
говорит: «мама»,
«доктор»
Материал:
разнообразные сюжетные
игрушки. Взрослый наблюдает за игрой
ребенка.
Ребенок
исполняет сюжетную роль,
которую сопровождает словом
Речь
активная
(РА)
Употребляет
сложные предложения
Взрослый
наблюдает за ребенком
во время деятельности или беседы
с ним.
Ребенок
хотя бы раз в своей речи употребляет
сложное предложение
Навыки
(Н)
Одевается
самостоятельно
с небольшой помощью
взрослого, застегивает
пуговицы, завязывает
шнурки
Во
время одевания после сна, при сборе
на прогулку ребенок самостоятельно
одевается и с помощью
взрослого застегивает пуговицы
и завязывает шнурки
Воспитатель должна
следить, чтобы дети пользовались
салфеткой во время еды по мере
загрязнения. Во время кормления детей
няня также принимает участие в раздаче
пищи детям, выполняя это методически
правильно.
Обязательно
высаживать всех детей перед дневным и
ночным сном, перед прогулкой, среди дня
— индивидуально.
Ночью
высаживать только
некоторых детей по
их просьбе.
Если некоторые
дети после ночного сна встают мокрыми,
то за ними следует наблюдать 3-4 ночи и
в определенное для каждого ребенка
время высаживать.
Источник