Показатели познавательного развития ребенка 4 лет
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет
Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.
В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.
Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
-Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
-Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
-Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.
-Может общаться спокойно, без крика
-Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последова-тельности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
-Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
-Называет членов своей семьи, их имена.
-Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (Акку-ратно моет лицо, руки, шею; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет пра-вильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)
-Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодоле-вать небольшие трудности.
-Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
-Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
-Знаком с правилами поведения в природе (не рвать, без надобности расте-ния, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) ; знаком в пер-вичными представлениями о безопасном поведении на дорогах ( переходить дорогу, держась за руку взрослого); знаком с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Образовательная область «Познавательное развитие»
-Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
-Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
-понимает вопрос «сколько»
-сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения
-сравнивает два предмета, разные по величине (длине, высоте)
-узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
-различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный), знает чёрный и белый.
-понимает слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
-ориентируется в частях суток: день -ночь, утро — вечер.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окру-жающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
-умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др.), другие созданы природой (камень, шишки).
Ознакомление с предметным окружением
-знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
-имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).
Ознакомление с социальным миром
-знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
-сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней
Ознакомление с миром природы
-сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)
-Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых
-умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды
-знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, мать-и-мачеха и др.)
-знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)
-знаком с характерными особенностями следующими друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей
-имеет представления о свойствах воды, песка, снега.
Образовательная область «речевое развитие»
-общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)
-различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).
-понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.;
-согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)
-с помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок
-умеет читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций
-называет произведение, прослушав отрывок из него
-умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
Рисование.
-Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
-Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Лепка.
-Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
-Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Аппликация.
-Создает изображения предметов из готовых фигур.
-Украшает заготовки из бумаги разной формы.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собст-венному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Конструктивно-модельная деятельность.
-Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
-Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
-Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Музыкальная деятельность
-Слушает музыкальное произведение до конца.
-Узнает знакомые песни.
-Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
-Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
-Поет, не отставая и не опережая других.
-Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
-Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, ба-рабан и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»
-сформированы представления о ценности здоровья; сформировано желание вести
здоровый образ жизни
-приучен к опрятности и в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни
-Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
-Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
-Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
-Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
-Может катать мяч в заданном направлении , бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой.
Источник
Возрастные показатели познавательного развития ребенка дошкольного возраста
2-3 года
Отбирает и группирует предметы по их свойствам (цвет, величина) |
Выполняет сенсорно-ориентировочные действия практическим способом |
Выполняет сенсорно-ориентировочные действия зрительным способом |
Переносит способы действия в новую ситуацию |
Имеет представление о предметах обихода (мебель, посуда, одежда), особенностях их применения |
Имеет представление об зависимости роста растений от воды, тепла |
Имеет представление о строении тела кошки, собаки, способах их передвижения, поведения |
Конструирует по замыслу постройки, умеет подбирать для нее необходимые детали |
Строит по образцу взрослого, обыгрывает постройки |
3-4 года
Имеет представление о предметах обихода (мебель, посуда, одежда, обувь), знает их названия, из каких материалов они сделаны |
Имеет представление о видах транспорта (машина легковая и грузовая, автобус и т. п.). |
Отмечает простейшие закономерности и зависимости: если идет дождь – нужно надеть непромокаемую одежду или взять зонт, если темно – нужно зажечь свет, если одежда порвалась – ее нужно зашить и т. д. |
Проявляет интерес к живой и неживой природе |
Играет в подвижные и дидактические игры, отражающие представление о природе(изображает животных, падающие листья) |
Имеет представление о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т. п.). |
Владеет элементарными навыками наблюдения за животными растениями (так, чтобы не помешать и не причинить им вред) |
Выражает в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру |
Устанавливает равночисленность групп предметов путем составления пар; выражает словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну. |
Находит общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, и находит «лишний» предмет. |
Имеет представление о понятиях «один» и «много», находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет. |
Уравнивает количество предметов в группах двумя способами: убирая из группы, где их больше, либо прибавляя к группе, где их меньше |
Имеет первичные представления об образовании числа, соотношении предыдущего и последующего числа |
Считает в пределах 3 в прямом порядке, при пересчете согласовывает в роде и падеже существительное с числительным |
Имеет представление о пространственных отношениях «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий –низкий», «широкий – узкий», узнает и называет размеры предмета относительно других (самый большой, поменьше, самый маленький) |
Сравнивает два предмета непосредственно по длине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения |
Знает круг, треугольник, шар. Находит сходные формы в окружающих предметах |
Различает правую и левую руку |
Ориентируется в расположении частей своего тела; различает пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева |
В простейших случаях устанавливает последовательность событий, различает части суток: утро – день – вечер –ночь. |
Конструирует постройки (мост, дорога) из одинаковых и разных деталей |
Обыгрывает постройки |
4-5 лет
Выделяет признаки сходства и различия предметов, объединяет предметы в группу по общему признаку; выделяет части группы; находит «лишние» элементы; выражает в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме |
Сравнивает группы предметов на основе составления пар, выражает словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше) |
Считает в пределах 8 в прямом порядке |
При пересчете согласовывает существительное с числительным в роде и падеже и относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе. |
Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 8, опираясь на наглядность. |
Отсчитывает предметы из большего количества по названному числу |
Имеет первичные представления о числовом ряде и порядковом счете |
Сравнивает предметы по длине, ширине, высоте, толщине непосредственно (с помощью наложения и приложения), раскладывает до 5 предметов в возрастающем порядке и выражает в речи соотношение между ними |
Использует термины: «толще-тоньше», «одинаковые по толщине», «шире-уже», «выше-ниже» и т. д. |
Знает геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида. |
Находит в окружающей обстановке предметы данной формы |
Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу |
Умеет устанавливать временные отношения: раньше– позже, сначала-потом |
Умеет двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе |
Имеет первичные представления о плане-карте, ориентируется по элементарному плану |
Имеет представления детей о частях суток, умеет устанавливать их последовательность |
5-6 лет
Выделяет группы предметов или фигур, обладающих общим свойством и выражает в речи признаки сходства-различия предметов/групп предметов |
Устанавливает взаимосвязь между частью и целым |
Умеет обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов) |
Определяет равные и неравные группы предметов, записывает отношения между ними с помощью знаков = , ≠ |
Считает до 10 в прямом и обратном порядке |
Соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов |
Правильно пользуется количественным и порядковым числительными |
Знает число ноль, соотносит цифру 0 с отсутствием предметов |
Сравнивает на наглядной основе группы предметов по количеству, пользуется знаками <, > |
Отвечает на вопросы: «На сколько больше (меньше)?» |
Умеет использовать знаки + и – для записи сложения и вычитания |
Складывает и вычитает числа в пределах 10 с опорой на наглядность |
Составляет простейшие задачи в одно действие по картинкам в пределах 10 |
Измеряет длину, высоту предметов с помощью условной мерки |
Измеряет объем сосудов с помощью условной мерки |
Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и называет их |
Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида, называет их и находит сходные формы в окружающей обстановке |
Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу |
Умеет устанавливать временные отношения: раньше– позже, сначала-потом |
Умеет ориентироваться на листе бумаги: вверху-внизу, справа-слева, в верхнем правом (нижнем левом) углу, посередине, внутри-снаружи. Выражает в речи местонахождения предметов |
Определяет положение предмета по отношению к другому предмету |
Умеет двигаться в заданном направлении |
Называет части суток: утро, вечер, день, ночь и последовательность дней в неделе |
6-7 лет
Выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов и их групп |
Объединяет группы предметов, разбивает их на части по заданному признаку |
Устанавливает взаимосвязь между частью и целым |
Считает до 10 в прямом и обратном порядке |
Умеет строить графические модели чисел до 10, называет предыдущее и последующее число, сравнивает рядом стоящие числа |
Сравнивает на наглядной основе числа, записывает результат сравнения с помощью знаков =,≠ >,< |
Имеет представление о составе чисел первого десятка |
Решает на наглядной основе задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 |
Измеряет длину с помощью мерки |
Измеряет ширину с помощью мерки |
Измеряет высоту с помощью мерки |
Измеряет объем (вместимость) с помощью мерки |
Имеет представления о способах измерения массы и ее сравнения |
Знаком с общепринятыми единицами измерения величин: сантиметр, литр, килограмм |
Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и называет их |
Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида, называет их и находит сходные формы в окружающей обстановке |
Имеет первичные представления о многоугольнике, параллелепипеде (коробке) и их элементах и находит предметы данной формы в окружающей обстановке |
Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу |
Ориентируется на листе бумаги в клетку |
Ориентируется в пространстве, в том числе, с помощью плана |
Устанавливает последовательность событий, определяет и называет части суток, последовательность дней в неделе и месяце в году |
Пользуется часами (в элементарных случаях) для определения времени |
Источник