Показатели нормативного психологического развития ребенка
К показателям психического развития ребенка относят:
— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.
И все-таки что это за факты?
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ■ 71
Психологический факт — предмет психологического изучения.
Во-первых, это физические и умственные действияребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.
Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность—феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).
Во-вторых, это речь ребенка,т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный—красочный), темп (быстрый—замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведениеребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
— характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
— характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
— уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации);
— проявление качеств социальногоповедения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 1576; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8831 — | 7639 — или читать все…
Читайте также:
Источник

ТОП 10:
Если пограничный уровень или ниже нормы, то смотрим особенно внимательно. Своеобразие нужно кратко описать на психологическом языке.
2. Описание основных индивидуально психологических особенностей ребенка (ребенок всегда индивидуален).
Представляются наиболее яркие индивидуальные черты и особенности ребенка, отличающие его от сверстников, потому что родители их часто не видят
3. Психологическая квалификация характера и черт ребенка, описание сути установленных психологических проблем.
Это конкретное психологическое неблагополучие ребенка на основе его особенностей. Надо указать не только на затруднения, а найти их ядро и выразить на языке психологических понятий.
Эти понятия обладают объяснительной силой в отношении проблем ребенка (идентификация проблем) и дают направление деятельности.
Система диагностических категорий не носит исчерпывающий характер. (см энцикл словарь)
А. Венгер выделяет психологический синдром (синдром – это совокупность системы синдромов)
4. Указание на причины или условия возникновения установленного психологического неблагополучия или вариантов развития.
Группы причин:
а) из области системы значимых взаимоотношений;
б) из области нервно-психического благополучия. Психологи должны указывать и это в качестве предположения. Если для нарушений не находим обоснования в психологической картине, то ищем их в ослаблении нервно психического здоровья.
Позднее Выготский (1932) дополнил указанные требования к ПД еще одним важным требованием: не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать «зону ближайшего развития», т.е. характеризовать состояние развития ребенка «как со стороны созревшего, так несозревшего процесса».
возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов:
- Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
- Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами.
- Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода — ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
- Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания).
- Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка — то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность — быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
- Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: «Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?» ВД — учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее.
Если мы не знаем что отвечать, то можно обратится к такой модели: (если кто помнит, это круг
4 сферы развития ребенка:
- Познавательная сфера
- Эмоционально-личностная
- Сфера взаимоотношений
- Деятельность
Ну и конечно не забываем про треугольник:
1) ССР
2) НО (познавательные, регулятивные (произвольность), эмоционально-личностные)
3) ВД
Жалоба – это выражение недовольства по поводу проблем ребенка. Жалоба всегда имеет вектор, локус, она ориентирована на кого-то или что-то. Часто содержит самодиагностику, сопровождается попыткой объяснить причину этих трудностей.
· Субъективная жалоба – по направленности на кого: на ребенка, его поведение, на семейную ситуацию, на супруга, супружеские отношения по вопросу воспитания, на самого себя («кричу на ребенка»), на третьих лиц – бабушка, няня, учитель
· Объективная жалоба – по направленности на что: а) на индивидуально-психологические особенности ребенка, например, неорганизованность; б) нарушение психосоматического здоровья; в) проблемы психологического и умственного развития; г) нарушение взаимопонимания в семье (не слушается, грубит) и т.д.
Виды запросов:
· Конструктивный запрос – конкретный, понятный
· Неконструктивный запрос –недопустимо общий, неконкретный, нереалистичные установки («хочу всегда поступать правильно» — надо уточнить в чем сомнения, трудности)
· Манипулятивный запрос – изменить кого-то: ребенка (сделайте так, чтобы мой ребенок меня слушался), членов семьи, желание управлять чужим поведением, делегирование ответственности психологу («сделайте мне ребенка послушным»)
Говоря о проблемах младшего школьного возраста как фазы онтогенеза фактически имеется в виду проблемы двух возрастных отрезков:
· Кризиса семи лет как критического возраста (по терминологии Выготского)
· Проблемы младшего школьного возраста (литический возраст по терминологии Выготского)
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ
Кризис семи лет – это переломный, критический возраст, которым открывается весь период школьных возрастов.
Особенность его заключается в том, что нет четких границ, когда он начнется (он не начнется ровно в день рождения ребенка и не начнется 1 сентября, все индивидуально), и когда закончится (в качестве критерия окончания кризиса семи лет можно было бы принять появление у ребенка проблем, связанных с особенностями формирования и функционирования ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности)
Проблемы и трудности (являются отражением постепенного вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития), связанным с самим фактом поступления в школу, их возможные причины:
· Трудности, связанные с новым режимом дня. У ребенка появляются «режимные» обязанности – вовремя быть в школе, соблюдать расписание занятий, уделять время подготовке домашнего задания даже в ущерб естественным потребностям (в игре и отдыхе) Наиболее значимы для детей, не посещавших сад. У них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности).
· Трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах). Наиболее значимы для детей, не посещавших детский сад.
· Трудности, локализующиеся в области взаимоотношений с учителем. Наиболее значимы для детей, не посещавших детский сад.
· Трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка (изменяется социальная позиция ребенка в семье – ему, как правило, выделают особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, для подготовки уроков. Изменяется отношение к нему всех членов семьи). Неготовность родителей к новым обязанностям ребенка как ученика и его новым правилам.
Таким образом, трудности «школьной части» кризиса семи лет являются продолжением трудностей подготовки к школьному обучению и следствием неполной работы взрослых по подготовке ребенка к школьному обучению по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации деятельности и т.д.
Источник
Отчет
воспитателя МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида
С.Н. Нетребко об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психологического развития детей.
Как известно за последние годы увеличилось количество детей, уровень развития которых отличается от нормативного. Это требует от воспитателя необходимого уровня знаний детской психики и особенности организации образовательного процесса с ними, поэтому важное место в образовательном процессе занимают: создание условий для благоприятного психологического развития детей, их психическое здоровье, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Цель моей педагогической деятельности: создание социально – психологических условий для развития и воспитания детей.
Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой и решаю следующие задачи:
-создание специальных социально – психологических условий для динамических изменений психологического развития детей, уровень развития которых отличается от нормативного;
-систематическое отслеживание динамики его психологического развития в процессе усвоения программы.
Для достижения этого я провожу следующую работу:
1. Согласовываю действия с медицинской сестрой и другими специалистами ДОУ, совместно с ними планирую и организую целенаправленную интеграцию.
2. Разрабатываю рекомендации родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Провожу диагностику
5. Коррекционную работу
6. Развивающую работу
7. Провожу фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии.
8. Подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.
9. Составляю индивидуальный образовательный маршрут для детей, имеющих проблемы в освоении программного материала и в общении со сверстниками, либо для одаренных воспитанников.
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственно-духовного развития.
Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка — это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.
Только при грамотной организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного и создание условий для динамических изменений психологического развития детей позволит обеспечить каждому ребёнку полноценное развитие в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями.
Источник
В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.
Часть I ОБШИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНК
Глава 1 ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 2 МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Часть II ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТ
Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Глава 5 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Часть III ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТ
Глава 6 ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Глава 7 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
Глава 8 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ТРУДУ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 9 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
Часть IV РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНК
Глава 10 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА
Глава 11 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
Глава 12 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Глава 13 МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Глава 14 СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Глава 15 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Часть V РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНК
Глава 16 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Глава 17 РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И МОТИВАНИОННОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Глава 18 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА РЕБЕНКА
Глава 19 РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Глава 20 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Глава 21 ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава 22 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Глава 23 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САЛА
Глава 24 ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Глава 25 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
Глава 26 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Приложени
- Ганькина М.. Грамматическая Аптечка — 2010 год
- Людмила Александровна Регуш. ПРАКТИКУМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ — 2008 год
- Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком — 2008 год
- Первушина Е. В.. Настольная книга молодой мамы. Все о малышах от рождения до 2 лет — 2007 год
- Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседы о православном воспитании детей. — Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь. — 80 с. — 2004 год
- Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с. — 2003 год
- Скотт Миллер. Психология развития: методы исследования — СПб.: Питер. — 464 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») — 2002 год
- Хацкевич Ю.Г. (отв.ред.). Играем вместе с мамой и друзьями. — 2001 год
- Аллан Фромм. АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ — 1996 год - Москвичев Л. Н.. Знания о мире и мир знаний — 1989 год
- Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М.. Мотивация учения и ее воспитание у школьников — 1983 год
- Минкина М.В.. Чем и как занять ребенка дома — 1983 год
Источник