Показателем развития ребенка дошкольного возраста является речь
02. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что
Выберите один или несколько ответов:
a. оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми
b. оно остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам
c. оно устойчиво к объектам жизнеобеспечения
d. оно переключается родителями или другими значимыми взрослыми
05. Младшие дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении
Выберите один ответ:
a. 6 — 8 секунд
b. 12 — 20 секунд
c. 3 — 5 секунды
d. 20 — 30 секунд
04. Ответьте, верно ли утверждение: «В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух»
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
07. Малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что
Выберите один ответ:
a. в детстве лишь очень немногие ока¬зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей
b. творческие способности являются врожденными и плохо поддаются искусственному развитию
c. механизмы формирования и развития творческих способностей еще не известны
d. мозг человека — это орган, в первую очередь сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт
06. Борис Павлович Ники¬тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей выделил важное явление:
Выберите один ответ:
a. необратимое угасание возможностей эффективного развития спо¬собностей
b. необратимое развитие возможностей эффективного формирования спо-собностей
c. у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания
d. если созре¬вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син¬хронно, а условия благоприятны, то развитие идет с наивысшим из воз¬можных ускорений
01. Под познавательным развитием понимают
Выберите один ответ:
a. совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности
b. совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит уровень интеллекта человека
c. приобретение при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности
03. Западные психологи считают, что…
Выберите один ответ:
a. творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме¬шать ему свободно самовыражаться
b. необходимо создание благоприятных условий для воспитания ре¬бенка с высоким творческим потенциалом
c. если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до-школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения высокого уровня
01. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша
b. Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее интеллектуальное развитие малыша
c. Первым шагом к успешному развитию способностей является создание обстановки, опережающей развитие детей
02. Выберите четыре основных условий успешного развития способностей детей:
Выберите один или несколько ответов:
a. раннее физическое развитие малыша и знакомство с различными инструментами и материалами
b. раннее речевое развитие малыша и знакомство с различными людьми
c. создание обстановки, опережающей развитие детей
d. создание обстановки, соответствующей уровню развития ребенка
e. создание условий, чтобы ребенок в своей деятельности добирался «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимал этот потолок все выше и выше
f. предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д
g. ограничение свободы ребенка в выборе деятельности, в чере-довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д
05. Воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое в…
Выберите один ответ:
a. раннем детстве
b. старшем дошкольном возрасте
c. младшем дошкольном возрасте
d. в начальной школе
02. Л.С. Выготский доказал, что
Выберите один ответ:
a. воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта
b. воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого
c. сущность воображения, заключается в преобразовании представлений, создании новых образов на основе имеющихся
06. К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение
Выберите один ответ:
a. в увеличении продолжительности игры на одну тему
b. в создании ярких образов в рисовании
c. в умении быстро переключаться от одной игры к другой
d. в способности ребенка принимать на себя игровые роли
12. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный ха¬рактер»
b. «В дошкольном возрасте внимание носит произвольный ха¬рактер»
c. «В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный и произвольный ха¬рактер»
07. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование:
Выберите один или несколько ответов:
a. ассоциативности
b. диалектичности
c. системности
d. креативности
e. спонтанности
f. воображения
03. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
Выберите один или несколько ответов:
a. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности
b. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности
c. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в конкретной области действительности
d. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов на различные сферы действительности
08. Способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых — это
Выберите один ответ:
a. ассоциативность
b. диалектичность
c. системность
d. креативность
09. Способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы — это
Выберите один ответ:
a. ассоциативность
b. диалектичность
c. системность
d. креативность
02. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети,
Выберите один ответ:
a. как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво
b. медленнее овладевали своей родной речью, тогда они будут говорить правильно и красиво
c. как можно раньше овладели своей родной речью, и не важно как они будут говорить
03. Особенности этого литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия
Выберите один ответ:
a. загадка
b. сказка
c. рассказ
d. стихотворение
01. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей:
Выберите один или несколько ответов:
a. общение взрослых и детей
b. культурная языковая среда
c. обучение родной речи и языку на занятиях
d. различные виды искусства
e. художественная литература
04. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации»
b. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются скомпенсированными в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации»
c. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях общения детей со взрослыми, требующих их максимальной мобилизации»
04. Периферический отдел речевого аппарата состоит из следую¬щих главных частей:
Выберите один или несколько ответов:
a. лёгкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути
b. гортань с голосовыми связками
c. система воздушных полостей, расположенных над гортанью
d. речевые области мозга
e. центральная нервная система
f. мимические мышцы лица
01. По данным Кольцовой М.М. для функции речетворчества «критическим» периодом развития являются
Выберите один ответ:
a. первые три года жизни ребенка
b. первый год жизни ребенка
c. четвертый-пятый года жизни ребенка
d. второй-третий года жизни ребенка
05. Вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации — это
Выберите один ответ:
a. ситуативная речь
b. контекстная речь
c. внутренняя речь
d. объяснительная речь
02. Закономерностью усвоения языка называется
Выберите один ответ:
a. зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды, специально подготовленной методическими средствами
b. способность к восприятию родной речи, зависящая от натренированности мускулатуры органов речи ребенка
c. закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков
08. Ответьте. верно ли утверждение: «Речь не может быть усвоена без физических и интеллектуальных усилий самого обучаемого».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
06. Достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия — это
Выберите один ответ:
a. ситуативная речь
b. контекстная речь
c. внутренняя речь
d. объяснительная речь
03. В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь —
Выберите один ответ:
a. первый год жизни
b. второй год жизни
c. третий год жизни
d. четвертый год жизни
05. Количество произносимых слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется
Выберите один ответ:
a. от 100 до 300 слов
b. от 10 до 30 слов
c. от 200 до 400 слов
d. от 100 до 150 слов
07. В речи ребенка этого года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий. Многие названия предметов ребенок хорошо знает, они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда.
Выберите один ответ:
a. первый год жизни
b. второй год жизни
c. третий год жизни
d. четвертый год жизни
22. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.
Выберите один ответ:
a. шесть лет
b. пять лет
c. четыре года
d. семь лет
01. К концу первого года ребенок жизни произносит следующие звуки:
Выберите один или несколько ответов:
a. гласные а, у, и
b. согласные м, п, б, н, т, д, к, г
c. гласные а, у, и, е, я
d. согласные м, п, б, н, т, д, к, г, ф, з, с
e. все гласные и согласные
17. На пятом году жизни ребенок
Выберите один или несколько ответов:
a. способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове
b. может подбирать слова на заданный звук
c. правильно произносят все звуки родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук «р»
d. начинают овладевать монологической речью
10. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка.
Выберите один ответ:
a. первый год жизни
b. второй год жизни
c. третий год жизни
d. четвертый год жизни
06. К концу второго года жизни речь ребенка имеет следующие особенности:
Выберите один или несколько ответов:
a. бедность словарного запаса
b. частое употребление облегченных слов
c. отсутствие правильных грамматических связей между словами
d. нечеткое произнесение отдельных слов
e. отсутствие многих звуков
04. Для формированием объяснительной речи ребенка необходимо
Выберите один ответ:
a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов
b. развитие мыслительных операций
c. развитие познавательных потребности
d. развивать внимание
06. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является
Выберите один ответ:
a. развитая устная речь
b. развитая письменная речь
c. развитая внутренняя речь
d. развитая связная речь
01. Становление речи означает, что ребенок
Выберите один или несколько ответов:
a. правильно произносит все звуки родного языка
b. владеет значительным словарным запасом
c. освоил основы грамматического строя речи
d. владеет начальными формами связной речи
e. постигает звуковое и слоговое строение слова
f. знакомится с ударением
g. начинает понимать синонимы и антонимы
h. узнает словесный состав предложения
05. Стимулирует формирование связных форм речи — диалога и монолога
Выберите один ответ:
a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов
b. развитие мыслительных операций
c. развитие познавательных потребности
d. развивать внимание
03. Для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи ребенка необходимо
Выберите один ответ:
a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов
b. развитие мыслительных операций
c. развитие познавательных потребности
d. развивать внимание
02. Элементарное осознание явлений родного языка означает, что ребенок
Выберите один или несколько ответов:
a. правильно произносит все звуки родного языка
b. владеет значительным словарным запасом
c. освоил основы грамматического строя речи
d. владеет начальными формами связной речи
e. постигает звуковое и слоговое строение слова
f. знакомится с ударением
g. понимает синонимы и антонимы
h. узнает словесный состав предложения
05. Уровень психического и интеллектуального развития ребенка этого возраста позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время».
Выберите один ответ:
a. трехлетний
b. четырехлетний
c. пятилетний
d. шестилетний
04. Ребенок этого возраста получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.
Выберите один ответ:
a. трехлетний
b. четырехлетний
c. пятилетний
d. шестилетний
09. Наполнение этих групп отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания.
Выберите один ответ:
a. младшие группы
b. средние группы
c. старшие группы
d. подготовительные группы
03. Ребенок этого возраста познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю, основой его мировосприятия является предметное содержание действительности —
Выберите один ответ:
a. трехлетний
b. четырехлетний
c. пятилетний
d. шестилетний
01. Познавательное развитие детей предполагает:
Выберите один или несколько ответов:
a. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания
b. развитие воображения и творческой активности
c. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях
d. овладение речью как средством общения и культуры
e. обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
f. развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
g. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
h. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
03. При обучении детей на современном этапе деятельность педагога сводится к тому что
Выберите один или несколько ответов:
a. он преподносит детям знания и истины в готовом виде
b. он учит детей видеть и решать новые проблемы
c. он создает ситуации, в которых дети могут открывать новые знания
d. он добивается решения образовательных задач вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка
02. Для эффективного познавательного развития в детском саду необходимо
Выберите один или несколько ответов:
a. формирование у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитие элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте
b. развитие умения задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них
c. развитие креативных способностей
d. развитие самостоятельности в познавательной деятельности
01. Источником познания дошкольника является
Выберите один ответ:
a. чувственный опыт
b. интеллектуальные игры
c. эмпирический опыт
d. общение со взрослыми
04. Ответьте, верно ли утверждение: «Процесс гуманизации и индивидуализации образования приводит к отказу от авторитарности педагогического воздействия на ребенка».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
Источник
Показатели речевого развития
Возраст
Фонетическая сторона речи
Грамматический строй речи
Лексическая сторона речи
Связная речь
3-4 года
Ребенок может заниматься звукоподражательными упражнениями (кваква, пи-пи-пи, ду-ду-ду и т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи
Активно употребляет грамматические формы. Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки). Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей животных, выделяет признак предметов (форма, цвет, величина), согласовывает глагол во времени с существительным, понимает назначение предлогов, пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей)
Отражает и речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения и т.д.
Ребенку свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать neрecкaз сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помощью вопросов взрослого и продолжить ее. Умеет рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы. Способен поделиться увиденным и пережитым.
Вычленяет индивидуальные обращения к нему. Показателем является инициативная речь
4-5 лет
В большинстве своем произносит четко все звуки родного языка. Восприимчив к ритмико — слоговой структуре слов. Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе: ветру, водичке, жукам, насосу и др. Может варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и стихи. Различает слово, звук
Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения. Словотворчество является нормой
Выделяет и предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает. Умеет подбирать к предмету соответствующие действия. Способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда)
Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления
5-6 лет
Способен произносить трудные звуки, речь отчетливая. Использует средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении
Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи. Активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать. Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже, употреблять сложноподчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи
Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)
Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие, события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности
Возрастные нормативы речевого развития детей
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
3—4 года
4—5 лет
5—6 лет
6—7 лет
Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли — ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель
Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги;
Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу
Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
3—4 года
4—5 лет
5—б лет
6—7 лет
Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3— 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок
Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Раздел грамматики
Возраст детей
3—4 года
4—5 лет
5—6 лет
6—7 лет
Морфология
Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за
Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать
Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные
Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными
Словообразование
Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук)
Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в им., род. падежах (котята — котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных
Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу)
Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова
Синтаксис
Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении
Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью
Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений
Источник