Показателем двигательного развития ребенка не является
Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.
Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.
Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.
Значение двигательного развития ребенка
Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.
Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.
От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.
Средства развития двигательной активности детей
Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.
Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:
- не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
- основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)
Средства развития двигательной активности для дошкольников:
- закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
- гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
- подвижные игры
- активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
- прогулки, походы
- игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)
Средства развития двигательной активности для школьников:
- продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
- танцы
- хождение в спортивную секцию
Диагностика двигательного развития детей
Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.
Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.
Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.
Показатели двигательного развития ребенка
Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.
- Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
- На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
- К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
- В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
- К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
- Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить
После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.
Двигательное развитие ребенка до года
Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:
- Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
- Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
- Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье
Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста
Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:
- Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
- Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
- Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость
Двигательное развитие детей с ДЦП
Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:
- Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
- Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
- Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
- Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте
Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения
Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.
Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.
В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.
Причины задержки и нарушений двигательного развития ребенка
- Патологии мышечного тонуса
- Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
- Наследственные нервно-мышечные болезни
- Миастения (мышечная слабость)
- ДЦП
Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.
Видео: Двигательная активность детей
Источник
Жанна Шадрина
«Оптимальная двигательная активность — залог гармоничного развития ребенка»
На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Двигательная активность положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям.
Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».
Выделяют три уровня двигательной активности:
— Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
— Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности
— Низкий уровень двигательной активности — малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.
Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Выделяют следующие двигательные типы ребенка:
— Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;
— Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);
— Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;
— Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.
В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей.
Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.
Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными — естественные силы природы и гигиенические факторы.
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.
Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.
Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.
Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов).
Нормой среднесуточной двигательной активности являются такой объем движений и их интенсивность, которые оказывают благотворное влияние на процессы роста, развития и состояние здоровья детей. Недостаток движений (гипокинезия) не позволит организму ребенка развиваться должным образом. Однако не менее опасно и превышение двигательных норм. По объему и интенсивности определены четыре уровня суточной физической нагрузки для младшего школьного возраста: очень легкая, легкая, средняя, большая.
Очень легкая физическая нагрузка (медленная ходьба или езда на велосипеде) рекомендована для мальчиков в течение 1,5-3 часов и 1,5-2 часа для девочек.
Легкая физическая нагрузка (подвижные игры, гигиеническая гимнастика, танцы и т. п.) – 30-45 минут и для девочек.
Средняя физическая нагрузка (бег со средней скоростью, спортивные игры) – для мальчиков 25-45 минут, для девочек 10-30 минут.
Большая физическая нагрузка (бег с около предельной и предельной скоростью) – для мальчиков 3-15 минут, для девочек 3-5 минут.
Все эти рекомендации хороши, но они носят общий характер!
Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Двигательный режим — одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим по ФГОС — это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.
Содержание образовательной области «Физическая культура» в соответствии с ФГОС направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Основные цели и задачи:
— Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
— Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
— Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;
— Формирование потребности в ежедневной ДА; развитие инициативы, самостоятельности и творчества в ДА, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
— Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса любви и спорту.
Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей.
Можно выделить следующие приоритеты в режиме дня: первое место принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся такие виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.
— Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
— Физкультминутки на занятиях умственной деятельностью применяются с целью предупреждения утомления на занятии, связанном с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин.
— Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет отдохнуть от умственной нагрузки, способствует увеличению двигательной активности детей.
— Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с малоподвижными детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности.
— Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы.
Второе место в двигательном режиме дня занимают учебные занятия по физической культуре как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными.
Таким образом, вышеописанные виды деятельности по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени его пребывания в детском саду.
Поэтому при распределении двигательного режима нужно учитывать:
— особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) .
— зависимость двигательной активности от времени года
— индивидуальные особенности детей, их возраст
— состояние здоровья каждого ребенка
— дифференцированный подход
Источник
Двигательное развитие дошкольника является одним из основополагающих условий его физического, психического, эмоционального благополучия и важнейшим показателем общего развития. Вот почему педагогам дошкольных учреждений необходимо владеть вопросами организации и руководства двигательного развития ребенка.
Критерии оценки двигательного развития дошкольников
Двигательное развитие традиционно рассматривается как формирование двигательных умений и физических качеств, в совокупности представляющих определенный уровень физической подготовленности (ФП) детей. Уровень её во многом отражает функциональные возможности систем организма, определяет здоровье и развитие ребенка. Поэтому внимание, уделяемое этой проблеме в практике дошкольных учреждений, оправданно и заслуживает одобрения. Однако феномен ФП стал постепенно превращаться в самоцель и выступать чуть ли не единственным критерием оценки не только двигательного развития детей, но и физического воспитания в целом. В детских садах появилась тенденция «подтягивания» детей к установленным нормативам без учета особенностей их здоровья и физического развития. В научных исследованиях по физическому воспитанию дошкольников увеличение показателей ФП часто рассматривается в качестве основного доказательства их успешности.
Критика по этому поводу все чаще стала появляться в научной литературе. Отмечается, что рекомендуемые нормы ФП являются усредненными и рассчитаны на здоровых детей. Однако, по данным статистики, от 40 до 60% детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в здоровье, физическом развитии. Поэтому вряд ли к этим детям могут быть применены средние стандарты нормативных оценок.
Заметим, что и у здоровых детей ФП имеет значительные индивидуальные различия, которые также указывают на то, что оценка двигательных умений на основе средних показателей является условно объективной. К тому же данные ФП детей одного и того же возраста у разных авторов оказались существенно различными. По этим и целому ряду других причин имеющиеся нормативы ФП дошкольников могут служить лишь ориентирами, а показатели ФП не могут быть главными, а тем более — единственными в оценке двигательного развития ребенка. Таким образом, очевидна необходимость переосмысления подходов к оценке двигательного развития дошкольников и поиска дополнительных критериев, отвечающих современной концепции развивающего образования.
Одним из информативных критериев оценки двигательного развития, а главное — необходимых в современных условиях гиподинамии, является двигательная активность (ДА) ребенка. Задача формирования ДА выделена во всех образовательных программах для детей дошкольного возраста («Пралеска», «Истоки», «Радуга» и др.), а также в учебных пособиях для студентов.
В настоящее время общепризнанными критериями оценки суточной ДА являются: её продолжительность, объём, интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это даёт определённые ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей. Однако указанные характеристики строятся на усреднённом подходе, задача же состоит в определении индивидуального оптимума ДА. Ведь большая подвижность детей, в зависимости от их индивидуальной потребности в движении, может выступать в качестве и оптимальной, и чрезмерной, а средняя — для кого-то оказаться недостаточной. В этом плане более точно характеризуют степень подвижности понятия: «Оптимальная ДА» (рассматривается как индивидуальная норма); «Недостаточная» (гипоподвижность или малоподвижность); «Чрезмерная» (гиперподвижность). Двигательное поведение малоподвижных и гиперподвижных детей совпадает с характеристиками «медлительных» и «гиперактивных», на которых серьёзное внимание обращается со стороны физиологов, психологов и врачей (М.М. Кольцова, В.И. Габдракипова, Г.Г. Гарскова, М. Пассольт), что ещё раз убеждает в важности оценки уровня подвижности ребенка.
Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.
Однако при всей огромной общей значимости ДА основной развивающий эффект определяет содержание двигательной деятельности. Овладение разнообразными движениями свидетельствует о развитии мозга, играет большую роль в разностороннем развитии ребенка, обогащении операционального состава всех специфически дошкольных видов деятельности и особенно игры. Кроме того, разнообразие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц, что обеспечивает их развитие и предупреждает утомление, способствует положительному эмоциональному тонусу. Значит, имеется необходимость ввести в оценочный аппарат двигательного развития ещё один важный критерий оценки — определение того состава движений, которым ребенок активно пользуется в своей самостоятельной деятельности и который становится для него источником саморазвития и самовыражения.
Известные ученые В.А. Шишкина и М.Н. Дедулевич выделяют следующие основные критерии оценки двигательного развития дошкольника:
- · уровень подвижности (с позиции оптимальности);
- · состав движений ребенка в его самостоятельной деятельности;
- · уровень физической подготовленности.
Источник