Подвижные игры во всестороннего развития ребенка

ирина павловна анистратенко
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка.

Из опыта работы.

И. П. Анистратенко воспитатель

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Игры, используемые в физическом воспитании, очень разнообразны.Их можно разделить на две больших группы: подвижные игры и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматривают роль игры, её распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Игра является физиологической потребностью ребёнка и составляет главное содержание его жизни.

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре развиваются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». (Н. К. Крупская) В игре ребёнокупражняется в самых разнообразных движениях: беге, лазании, перелезании, бросании, увёртывании, ловли и т. д., они благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Во время подвижных игр возникают положительные эмоции, которые имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Именно подвижные игры дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузки, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е. А.Аркин указывал: «…игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом, в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости, и доводить до высшей степени работоспособности организма».

Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную, доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывает положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действие по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки, быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что так же важно в жизни. В подвижных играх ребёнку самому приходиться решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет детей искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. д. Через подвижную игру ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развития. Мы, воспитатели ежедневно проводим подвижные игры, включая элементы национальных игр во время прогулок, между занятиями, и на занятиях. При проведении занятий не надо придерживаться одной схемы, нужно больше экспериментировать, смело включать новые варианты и элементы. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. Игровая деятельность – не только элемент культуры, она является полезным средством воспитания детей. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

У каждого воспитателя есть задача создавать все необходимое условия для того, что бы дети росли физически здоровыми и крепкими. Нам каждому педагогу понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игры благотворно сказываются на результат обучения. Незаметно усваивается языковой материал. Дети в процессе игры непроизвольно запоминают стишки, чистоговорки, скороговорки, тем самым постепенно увеличивается объем запоминаний. Вместе с этим возникает психологические особенности детей и диадические возможности игры, использование игрушек на занятиях, как средство навыков восприятия и воспроизведение речи. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей я широко использую образные задания,имитации: «бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем как медведи» и т. д. Во время игры ребенок узнает новое, наблюдает за окружающим миром, проявляет интерес. Через игру развиваются способности детей. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (двигательная деятельность на детских площадках, различные игры «Скачки», «Прыжки по кочкам», «Игра в камешки» и т. д. Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников

Источник

Карасёва Ольга
Подвижная игра как средство всестороннего развития ребёнка

«В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни…» К. Д. Ушинский

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексные решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подвижная игра способствует развитию двигательных и физических навыков,

быстроту, ловкость движений, раскрывая возможности для того, чтобы ребёнок расширял и совершенствовал приобретённые умения, организованность и дисциплинированность. Кроме того, игра требует от ребёнка проявление таких качеств как инициативность, общительность,

способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Подвижные игры являются не только эмоциональной и психологической

нагрузкой, но и эффективным средством развития двигательных качеств.

Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка.

Целесообразно подобранные с учётом возраста, состояние здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Глубочайший смысл подвижных игр заключается в том, что они функционально нагружая организм, органы и системы, формируют и совершенствуют.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр: подражательные, творческие, выполняются в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других качеств, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников.

В умственном воспитании ребёнка велика роль подвижной игры: дети учатся действовать в соответствии правилам, овладевать терминами, осознанно действовать в изменение игровой ситуации и познавать окружающий мир.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами….

Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Эстетическое восприятие мира совершенствуется в подвижных играх. Дети познают красоту движений, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Трудовое воспитание в подвижной игре: дети изготовляют игровые атрибуты, раскладывают и убирают их в определённой последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

П. Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребёнка, развития у него честности, правдивости, выдержки, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми. Чтобы научить ребёнка владеть собой, подчинять свои действия сознанию.

Подвижную игру надо рассматривать как средство формирования личности ребёнка. Надо придать огромное значение оздоровительной направленности, положительных эмоций, которые ребёнок испытывает в игре.

Подвижная игра – процесс, в котором все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами, игры направленные на достижение определённой условной цепи, поставленной перед детьми, взрослыми.

В пользу использования подвижных игр выступает то обстоятельство, что их можно проводить фронтально, индивидуально с подгруппами детей в различное время. На занятиях ив процессе проведения режимных моментов, в детском саду и дома с родителями, можно играть не только под руководством взрослого, но и самостоятельно.

Таким образом, подвижная игра является одним из условий развития культуры ребёнка, всегда является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движение, необходимость найти решение задачи.

Источник

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка

Игры, используемые в физическом воспитании, очень разнообразны. Их можно разделить на две больших группы: подвижные игры и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматривают роль игры, её распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т.д.  Игра является физиологической потребностью ребёнка и составляет главное содержание его жизни.

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре развиваются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». (Н.К. Крупская)

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Хухлаева Д.В.)

Подвижная игра – процесс, в котором все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами, игры направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми, взрослыми и самими играющими.

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексные решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подвижные игры действенное средство разностороннего развития ребёнка.

В игре ребёнок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, лазании, перелезании, бросании,  увёртывании, ловли и т.д., они благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Подвижные игры в большей степени способствую воспитанию физических качеств: быстрота, ловкость, силы, выносливость, гибкость, и, что немало важно, эти качества развиваются в комплексе. Например, для того, чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети выполняют много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

П.Ф.Лесгафт считает подвижную игру ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Он указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинирует их, т.е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребёнка действовать с большей ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

Правила обязательны для всех участников, они регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями, т.е. подвижная игра является и средством нравственного воспитания детей.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действие по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.

Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки, быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что так же важно в жизни.

В подвижных играх ребёнку самому  приходиться решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет детей искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Во время подвижных игр возникают положительные эмоции, которые имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Именно подвижные игры дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузки, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е.А.Аркин указывал: «…игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом, в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости, и доводить до высшей степени работоспособности организма».

Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную, доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывает положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие.

Велика роль подвижной игры в умственном развитии ребёнка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представление, развивается мышление, воображение. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь ребёнка.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребёнка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определённой последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, эстетических ценностей общества. Подвижная игра является одним из условий развития культуры ребёнка, всегда является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя,  ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

Источник

Елена Русинович
Картотека подвижных игр для дошкольников как средство всестороннего развития ребенка

Подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру называют важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Игра ребенка — основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными — сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления (как одного из основных средств познания) и произвольной регуляции деятельности. Главное достоинство игры в том, что ребенок является ее участником.

Велика роль подвижных игр в умственном развитии. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. В ходе игровой деятельности детей с нарушениями общения возможно снять конфликтность, неадекватные стереотипы поведения.

«Кричалки—шепталки—молчалки»

Цель: развитие наблюдательности,волевой регуляции, умения действовать по правилу,

Из разноцветного картонанадо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

«Час тишины и час “можно”»

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.

«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

«Слушай команду»

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока дети в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет педагогу сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Менялки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих.Далее ведущий говорит: Меняются местами те, у кого. (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«Сиамские близнецы»

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера.Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

«Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).Здороваться надо определенным образом:

• 1 хлопок — здороваемся за руку;

• 2 хлопка — здороваемся плечиками;

• 3 хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст генеративному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«Броуновское движение»

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики.Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Запрещенное движение»

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Зеваки»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Расставь посты»

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

«Король сказал.»

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказала». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».

«Слушай хлопки»

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Замри»

Цель: развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

«Веселая игра с колокольчиком»

Цель: развитие слухового восприятия.

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится педагогу. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

«Танцевальная терапия»

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания.

— Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

— Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

«Если нравится тебе, то делай так!»

Цель: развитие произвольного внимания, воображения, быстроты реакции, умения выполнять инструкции.

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение,продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

«Повторяй за мной»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции.

Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно для них ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движение, выбывает из игры.

«Импульс»

Цель: развитие невербальных средств общения.

Для игры понадобится небольшой мячик или небольшая мягкая игрушка. Участники делятся на 2 команды и становятся в 2 шеренги лицом друг к другу, держась за руки. В одном конце стоит стул с игрушкой или мячиком, в другом — ведущий держит за руки двух последних игроков. Незаметно он сжимает руки обоим игрокам одновременно (посылает импульс, задача участников — как можно быстрее передать импульс своей команде, последние игроки с другого конца должны успеть схватить игрушку. Побеждает та команда, у которой окажется игрушка.

«Отражение»

Цель: развитие внимания, умения действовать по образцу.

В этой игре участники играют парами, вначале первый из них играет роль «зеркала», другой – «человека».Условия игры: участник, играющий роль «зеркала», должен в точности повторить медленные движения «человека», отразить их. После проведения первого «раунда» участники меняются местами.

«Кто за кем?»

Цель: снижение возбужденности детей.

Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, «Гавот» А. Ферро или «Инвенция» И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети — стоят в стороне и смотрят.)

Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.

«Иголка и нитка»

Цель: развитие произвольности.

Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.

Примечание. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

«Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Звучит веселая музыка. Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга за плечи. Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» «пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Примечания:

а) следите, чтобы дети не отпускали друг друга;

б) следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполняли все желающие.

«Лисонька, где ты?»

Цель: развитие произвольности.

Дети становятся полукругом, ведущий — центр. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.

По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса.Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?» Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.

Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

«Сова»

Цель: развитие произвольности.

Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются.Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой.

«Затейники»

Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу,говоря:

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!

Дружно вместе, Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д. В последующих повторениях показывают движения дети.

«По главной улице с оркестром»

Цель: избавление от негативных эмоций, создание ощущение спаянности.

Для игры пригодится задорная и веселая музыка, которая нравилась бы детям и вызывала у них положительные эмоции.

Все дети должны вспомнить дирижера и те движения, которые он выполняет в оркестровой яме. Всем вместе надо встать в общий круг, представить себя дирижерами и «дирижировать» воображаемым оркестром.При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи, ладони…

«Солдат»

Цель: снятие напряжение и расслабление, снятие мышечных зажимов.

Под определенную музыку «солдаты» бегают, «сражаются», «увертываются от пуль». На хлопок педагога «солдаты» падают на ковер, на спину, все расслаблены — «отдыхают». Нужно подойти к каждому и проверить, как расслаблены ноги и руки. Сначала у детей бывают зажаты конечности. Постепенно дети учатся расслабляться, пропадают зажимы и мы видим, как ребенок становится более раскованным, свободным.

«Поезд»

Цель: развивать умение действовать сообща.

Дети становятся в колонну по одному, не держась друг за друга. Первый ребенок – это паровоз, остальные — вагоны. Взрослый дает гудок, и «поезд» начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бе