Подвижная игра как средство развития ребенка дошкольника

Карасёва Ольга
Подвижная игра как средство всестороннего развития ребёнка
«В игре ребёнок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни…» К. Д. Ушинский
Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексные решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подвижная игра способствует развитию двигательных и физических навыков,
быстроту, ловкость движений, раскрывая возможности для того, чтобы ребёнок расширял и совершенствовал приобретённые умения, организованность и дисциплинированность. Кроме того, игра требует от ребёнка проявление таких качеств как инициативность, общительность,
способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.
Подвижные игры являются не только эмоциональной и психологической
нагрузкой, но и эффективным средством развития двигательных качеств.
Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка.
Целесообразно подобранные с учётом возраста, состояние здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Глубочайший смысл подвижных игр заключается в том, что они функционально нагружая организм, органы и системы, формируют и совершенствуют.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения.
Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.
Условно можно выделить несколько типов подвижных игр: подражательные, творческие, выполняются в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других качеств, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников.
В умственном воспитании ребёнка велика роль подвижной игры: дети учатся действовать в соответствии правилам, овладевать терминами, осознанно действовать в изменение игровой ситуации и познавать окружающий мир.
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами….
Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Эстетическое восприятие мира совершенствуется в подвижных играх. Дети познают красоту движений, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Трудовое воспитание в подвижной игре: дети изготовляют игровые атрибуты, раскладывают и убирают их в определённой последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
П. Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребёнка, развития у него честности, правдивости, выдержки, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми. Чтобы научить ребёнка владеть собой, подчинять свои действия сознанию.
Подвижную игру надо рассматривать как средство формирования личности ребёнка. Надо придать огромное значение оздоровительной направленности, положительных эмоций, которые ребёнок испытывает в игре.
Подвижная игра – процесс, в котором все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами, игры направленные на достижение определённой условной цепи, поставленной перед детьми, взрослыми.
В пользу использования подвижных игр выступает то обстоятельство, что их можно проводить фронтально, индивидуально с подгруппами детей в различное время. На занятиях ив процессе проведения режимных моментов, в детском саду и дома с родителями, можно играть не только под руководством взрослого, но и самостоятельно.
Таким образом, подвижная игра является одним из условий развития культуры ребёнка, всегда является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движение, необходимость найти решение задачи.
Источник
Инна Бешникова
Подвижная игра как средство развития основных движений детей дошкольного возраста
В настоящее время можно говорить о многолетней стойкой тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения.
Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей влияют ухудшения экологической обстановки, компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка, а так же социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения. В связи с этим, самой актуальной на сегодняшний день является проблема здоровья детей.
Основными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении является укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение детей жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где ребёнок открывает для себя вечно обновляющийся мир. Игра – специфический вид деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причём способ её достижения играет подчиненную роль. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребёнка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метание, лазания. Структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяются её эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов весёлой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резервы, возможности организма. Двигательная деятельность ребёнка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.
Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями в игре всегда заложен элемент нового, неопознанного. Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребёнка. Эмоциональный подъём создаёт у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлечённости детей и захватившей их радостной устремлённости к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Игра как активное средство воспитания личности привлекла особое внимание передовых русских учёных и педагогов. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания. Они подчёркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью. Наиболее ценным в воспитательном отношении они считали народные игры и развлечения.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX века появляются работы виднейших педагогов Н. И. Пирогова, позднее Е. Н. Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка [12].
Основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредствам которого ребёнок готовиться к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определенным умственным и физическим усилиям. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.
Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребёнка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре [1].
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддъяковым и др. [12].
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы Т. И. Осокиной [8], Е. А. Тимофеевой [18] и др.
Исследования, проведённые Л. М. Коровиной, установили эффективность использования подвижной игры для ребёнка шести лет, методов соревнований и творческих заданий. О целесообразности обучения детей дошкольного возраста основным движениям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М. В. Потехина. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста в подвижных играх; обучение в игре безопасному передвижению по улице; творчества, выразительность и красота движений нашли своё выражение в педагогическом опыте Э. Я. Степаненковой [12]. Подвижной игре посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней (Е. А. Сагайдачная, Т. С. Яковлева, М. А. Рунова и другие) [11].
Итак, на основе анализа исследований ученых о возможностях подвижнойигры можно сделать следующие выводы:
1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребёнка деятельности взрослого.
2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
3. Игры возникали с целью проверки готовностью к жизни (обряд инициации).
4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения [12].
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка, на развитие основных движений.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка [13].
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. В игре ребенок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
По мнению учёных при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности детей подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Подвижная игра способствует проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора подвижных игр и физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Создавать условия для выполнения подвижных игр и физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость.
Научить детей ухаживать за спортивным оборудованием, инвентарем, пользоваться им. Постоянно напоминать им о необходимости бережно относиться к своей и общественной собственности.
Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.
Создавать условия для проявления положительных эмоций.
Подвижныеигры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели — характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.
Таким образом, можно сделать вывод, что подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [12].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. — М.: Учпедгиз, 1948.
2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986.
3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет/ М. А. Рунова. – М.: Просвещение, 2000.
4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
5. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошк. Учрежд. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1979.
7. Фомина А. И.Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: пособие для воспитателя подготовительной к школе группы 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984.
Источник
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В статье рассматривается всестороннее развитие ребенка в подвижной игре. Раскрывается значение необходимости подвижных игр.
Подвижная игра, виды подвижных игр, двигательные действия и функции.
«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре развиваются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства»
Н.К.Крупская
Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексные решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подвижная игра способствует развитию двигательных и физических навыков, быстроту, ловкость движений, раскрывая возможности для того, чтобы ребёнок расширял и совершенствовал приобретённые умения, организованность и дисциплинированность. Кроме того, игра требует от ребёнка проявление таких качеств как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.
Подвижные игрыявляются не только эмоциональной и психологической нагрузкой, но и эффективным средством развития двигательных качеств.
Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Целесообразно подобранные с учётом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.
Глубочайший смысл подвижных игр заключается в том, что они функционально нагружая организм, все его ткани, органы и системы, структурно их формируют и совершенствуют.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр: подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.
В умственном воспитании ребенка велика роль подвижной игры: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Эстетическое восприятие мира совершенствуется в подвижных играх. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Трудовое воспитание ребенка в подвижной игре: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию».
В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре.
Подвижная игра – процесс, в котором все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами, игры направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми, взрослыми и самими играющими.
В пользу использования подвижных игр выступает и то обстоятельство, что их можно проводить фронтально, индивидуально и с подгруппами детей в различное время, на занятиях и в процессе проведения режимных моментов в детском саду и дома с родителями, кроме того, можно играть не только под руководством взрослого, но и самостоятельно.
Таким образом, подвижная игра является одним из условий развития культуры ребёнка, всегда является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Источник