Подвижная игра как средство физического развития ребенка курсовая
Наталья Пенкина
Реферат «Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Адмиралтейского района Санкт – Петербурга
Реферат на тему
Подвижные игры, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Выполнил:
Инструктор по физической культуре
Пенкина Н. И.
Санкт – Петербург
2019
Введение….3
Актуальность…3-4
Глава I. Теоретические основы изучаемой проблемы
1 Физическое развитие детей дошкольного возраста…4-5
2 Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников…5
Глава II. Педагогические возможности подвижных игр в развитии ребенка дошкольного возраста
Методические основы использования подвижных игр…. 6-10
Заключение….10-12
Список литературы…13
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Российская Академия медицинских наук
Введение
Дошкольный возраст – приоритетный в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. В дошкольных учреждениях имеются все возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается охрана его здоровья, укрепление организма, повышение уровня работоспособности и сопротивляемости различным заболеваниям. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных задач в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого и инициативного ребёнка, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей.
Актуальность
К сожалению, в наше время высоких технологий, многие дети зависимы от различных гаджетов. Долгое время они находятся в статическом состоянии, страдают гиподинамией и, как следствие различные нарушения опорно – двигательного аппарата, зрения, общей соматики. Так как большую половину времени дети проводят в виртуальных играх, соответственно они не умеют придумывать и играть в различные игры. Ребёнок, в первый раз посетивший детский сад, может почувствовать дискомфорт от отсутствия, так полюбившегося ему гаджета. Наша задача – сделать пребывание ребёнка в детском саду оздоровительным, комфортным, интересным и познавательным.
Глава I
1. Для этого педагоги и специалисты детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы таких как, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки, динамические паузы и много другое. Но я хотела бы остановиться подробнее на подвижных играх. Это достаточно объёмный раздел физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Сюда так же входят различные игры-эстафеты, игровые и имитационные упражнения, различные музыкальные игры.
Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Дети – дошкольники по своей сути, очень подвижны. В бесчисленном количестве движений проявляется их естественное стремление к развитию. Подвижные игры вырабатывают большое количество положительных эмоций, учат чувству коллективизма, развивают основные физические качества. Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла, вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Очень важно поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей непосредственностью отдаваться ей, так как эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Считаю, что этому в значительной мере способствуют, проводимые мною разнообразные игры как на физкультурных занятиях в зале, так и на улице.
2. Подвижные игры – одна из форм активного отдыха детей и родителей. Они включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, имитации. Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. В своей физкультурно-оздоровительной работе с детьми уделяю большое значение разнообразным играм. Ежегодно в течение учебного года провожу физкультурные досуги и праздники, в которые включаю уже знакомые детям игры. При проведении подвижныхигр ставлю перед собой основную цель: повысить интерес к занятию физкультурой и спортом через подвижные игры как детей, так и взрослых.Одновременно решаю образовательные и воспитательные задачи такие как:
1. Формирование здорового образа жизни и познавательной активности.
2. Совершенствование основных видов движений.
3. Повышение эмоционального фона детей.
4. Воспитание у детей интереса к играм.
Глава II
В процессе работы мною были созданы и периодически пополняются различные картотеки подвижных игр: Подвижные игры Народов Урала, Русские народные игры, хороводные игры, тематические игры, а также игры для детей с ОВЗ.
Подбор игр веду с учётом возраста и степени подвижности детей, по содержанию, а также видам движений. В работе с детьми третьего года жизни использую игровые упражнения, не имеющие правил. Особенно нужны они в начале года, когда вновь принятые малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений. Вначале на занятиях полезно повторить и использовать игровые задания,предусмотренные для детей второго года жизни: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д., а потом можно предложить новые. Их дают нескольким малышам или всей подгруппе (10-12 детей) в повседневной самостоятельной деятельности и во время прогулок, а также включают в занятия. Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно. Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см): они идут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой, причем переступая несколько палок; «Целься вернее» — каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). При такой организации создаются благоприятные условия для многократного повторения движения, ребенок действует при этом в соответствии со своими возможностями и умениями, в удобном темпе.
В сочетании, чередовании и дополнении к игровым упражнениям в занятия первой младшей группы включаю сюжетные подвижные игры. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости. У ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого, развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно. Объем знаний у детей третьего года жизни незначителен, внимание непроизвольное, неустойчивое, поэтому сюжет подвижных игр должен быть простым,понятия хорошо знакомы: (машины, птички, солнышко, самолет и т. д.)
Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Например, в играх ««Воробышки и автомобиль» — подпрыгивание и бег; «Мой веселый звонкий мяч» — поскоки и бег; «Зайка серый умывается» — разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, малыш совершенствует, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях, более свободно, непринужденно и естественно.
Как правило, для детей 2-ой младшей группы, доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. В младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила и одна-две роли («Солнышко и дождик» — одна роль, «Кот и мыши» — две роли и т. д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера,направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: «Кто тихо пробежит» (дети, по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сижу я с закрытыми глазами; если я услышу тяжелый бег, то открываю глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры, «Кто легко спрыгнет», «Кто подлезет и не заденет» и т. д. Знакомлю с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры. Дети знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению. Пособия, используемые в игре, располагаю до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться. Так же объяснение осуществляю в ходе игры. Роль играю изначально сама. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, передаю роль водящего ребенку.
Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений подбираю игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, в средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием («Мяч через сетку», «Лови, бросай, упасть не давай» и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даю задания на быстроту выполнения движения («Кто быстрее добежит до флажка», «Кто самый ловкий» и т. д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании («Самолеты», «Цветные автомобили» и др.). В средней группе я также знакомлю детей с народными подвижными играми, включающие простые основные движения. (Бабка-Ёжка, Дударь, Горелки, Воевода). Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Роль водящего в этом возрасте выполняет уже сам ребёнок. Его можно назначить или выбрать с помощью считалки. Условия для игр, дети в этом возрасте, а также в старшем могут уже создавать сами. Дети очень любят, когда к ним обращаются за помощью в расстановке и уборке инвентаря. В дальнейшем эти умения могут им пригодиться и в самостоятельной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте выбираю уже игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры и детям они по-прежнему доставляют большое удовольствие. Роль водящего дети выбирают с помощью считалки. Игры с элементами соревнования строю на различных движениях и их сочетаниях, включаю как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста использую разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Продолжаю разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.
В процессе игр слежу за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игр, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляю через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений. Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.
У старших дошкольников большой интерес вызывают подвижные игры с элементами соревнования. Они увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием («Кто быстрее добежит (подпрыгнет) до флажка», к коллективному соревнованию. Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, «вырвать» победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков. В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды.
Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений. При этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т. д.).
Подвижные игры — это всегда веселое и здоровое времяпровождение детей. Различные уже знакомые детям эстафеты, конкурсы и игры я включаю в физкультурные развлечения, досуги и праздники. Участвуя в них, дети учатся быстро и правильно мыслить. Такие мероприятия, конечно же, развивают в них командный дух, воспитывают чувство товарищества, такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважение к соперникам. Во время проводимых мной физкультурных праздников, досугов и развлечений все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, аттракционах, упражнениях, музыкально- ритмических движениях.
Заключение
В своей работе я рассмотрела: физическое развитие детей дошкольного возраста, роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников. Изучила опыт работы по использованию подвижной игры в ДОУ, а также выделила методические основы использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Естественно, проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, пополняют словарный запас.
Различные игры с детьми дошкольного возраста ценны и тем, что создают условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, пробуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.
Для игр нет возрастных ограничений, ведь в них мы играем с раннего возраста. Главное, что должно быть — это желание. Желание дарить детям радость и желание видеть их здоровыми и веселыми.
Список используемой литературы
1. Э. Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2009
2. Э. Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2009
3. Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» Система работы в группах. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2009
4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Для работы с детьми 2-7 лет. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2009
5. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. И. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе»Серия:Библиотека воспитателя детского сада Издательство: М. Просвещение 1983
6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. Москва «Просвещение», 1978.
Источник