Подвижная игра как средство физического развития ребенка

Подвижная игра как средство физического развития ребенка thumbnail

Мария Андрющенко
Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что именно в дошкольном возрасте формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека.

От состояния двигательной сферы и возможностей в овладении различными движениями, моторными актами и двигательной деятельностью в целом зависит развитие жизненно необходимых способов передвижения и формирование элементарных навыков самообслуживания, а так же овладение учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, она доступна и понятна детям. Поэтому с помощью игры, в данном случае подвижной, мы можем физически развивать ребенка. Подвижная игра — это комплексное средство воспитания, т. к. она направлена на всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма и черт характера играющих. В процессе подвижной игры весь организм ребенка втягивается в работу, у него улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такие черты характера как воля, дисциплинированность, сдержанность.

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии с целью физическое воспитаниепредусматривает решение следующих задач:

1.Оздоровительные: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма.

2.Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др., овладение специальными знаниями.

3. Воспитательные: содействие умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.

Задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, профессиональных интересов.

Осуществлять физическое воспитание детей,это значит:

1. уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

2. формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

3. организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

4. проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;

5. сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

6. владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

Таким образом, «подвижная игра» — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Подвижным играм отводится важнейшее место в формировании разносторонне развитой личности ребенка. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает к определенным умственным и физическим усилиям.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.

Подвижныеигры классифицируются по разным параметрам : по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.). Выделяется еще один вид игр — игры-забавы, в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т. д.). Они требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.

В теории и методике физического воспитанияпринята классификация игр по содержанию: подвижные игры с правилами и спортивные игры.

К спортивным играм относятся баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Спортивные игры целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.Эти игры делятся на игры типа:

— перебежек, ловишек;

— игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.);

— игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);

— игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т. п.).

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Методика проведения подвижнойигры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры — это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3-4, роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.

Создание условий при проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т. д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей. Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. В развитии активности в процессе подвижной игры детей важное место отводится методике руководства воспитателем.

Исходя из вышеизложенного, мною разработан сборник подвижных игр, который актуален для развития физических качеств: сила, быстрота, выносливость.

Цель сборника: развивать физические качества детей посредствам подвижных игр.

Данный сборник подвижныхигр строится по следующим принципам:

• Принцип доступности и учету возрастных особенностей детей;

• Принцип систематичности и последовательности проведения подвижных игр;

• Принцип прогрессирования;

Подвижные игры подбирались разнообразного содержания с учетом интересов детей.

Материал сборника распределен по разделам:

1. Игры на развитие быстроты

2. Игры на развитие силы

3. Игры на развитие выносливости

Таким образом, в общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности.

Источник

Одним из важных показателей здоровья детского организма является естественная подвижность.

Двигательная активность — биологическая потребность, ребенка степень удовлетворения ребенка, которой во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации, уровнем развития техники.

В настоящее время отмечено резкое понижение рождаемости здоровых детей.

Просмотр медицинских карточек, беседы с родителями, беседы с врачом позволили выяснить, что в группе практически нет здоровых детей. В первой группе здоровья 0 % во второй 9,8 % в третьей 2 %. Всем известно, что родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребности в пище крайне необходимо обеспечить и потребность детей в движении. Наилучший способ повышения двигательной активности детей — это правильное соответствующее возрасту физическое воспитание.

Развитие и совершенствование движений детей осуществляется:

1.                  Специально организованными мероприятиями по физической культуре, направленными на оздоровление и воспитание.

2.                  Самостоятельная деятельность — игры, труд способствуют приобретению и закреплению двигательного и закрепленного двигательного опыта детей.

Т. к. игра занимает важное место в жизни детей и рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания, я поставила перед собой цель — привить детям любовь к подвижным играм, прочно ввести их в быт, чтобы укрепить здоровье и закрепить двигательные навыки детей.

Для реализации цели, я определила для себя следующие задачи:

—                   Закрепить навыки основных движений посредством подвижной игры в свободное время.

—                   Вызвать интерес к подвижным играм, научить их самостоятельно их использовать.

—                   Создать условия для игровой деятельности.

—                   Повысить уровень своих знаний о подвижных играх и методике их проведения.

Определив задачи я начала работу с повышения уровня своих знаний о подвижных играх и методике их проведения. Составила план изучения методической литературы, передового опыта педагогов. Изучив методику, подобрала игры по возрасту, составила картотеку подвижных игр, где выделила игры с бегом, метанием, прыжками для разных возрастных групп. Подвижные игры бывают:

—                   Сюжетные

—                   Бессюжетные подвижные игры

—                   Игровые упражнения

—                   Игры-забавы

 Характерной чертой подвижных игр является не только богатство движений, но и свобода использования в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проведения инициативы, творчества.

Детям разного возраста выполнение игровых заданий доставляет огромное удовольствие. Играя ребенок упражняется в различных движениях с помощью взрослых овладевает новыми, более сложными движениями. Многократное повторение требует от детей внимания, волевых усилий, координации движений. Так как подвижные игры коллективные, то это вырабатывает элементарное умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные действия создают условия для общих радостных переживаний, учат уступать друг другу, помогать. Игра помогает преодолевать детям робость, застенчивость, подчиняясь правилам игры воспитывается организованность внимание, умение у детей управлять своими движениями. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилию деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря чему улучшается обмен веществ в организме.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же волевых проявлений зависит от длительности игры. Чем активнее действует ребенок, тем больше он упражняется в том или ином движении, чаще вступает в разные взаимоотношения с другими играющими, проявляет ловкость выдержку, умение подчинятся правилам.

 Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений в них, подготовленности детей, организации и методики проведения.

В связи с этим использовала следующие критерии при отборе игр:

—                   соответствие игр данной возрастной группе;

—                   знание детей об окружающем мире и возможности детей в познании нового;

—                   разнообразие двигательных заданий;

—                   различные ситуации;

—                   общее состояние детей на момент проведения игры;

—                   время года;

—                   одежда детей.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе. Они способствуют закаливанию детского организма, усиливают работу легких, сердца, улучшают общее состояние детей, повышают аппетит, укрепляют нервную систему, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям

3.                  Индивидуальный подход.

Подвижные игры организую со всей группой или подгруппами. В зависимости от характера игры, игровых действий, количества играющих, степени их подготовленности, желания детей, условий проведения, природных факторов. Стремясь привлечь к участию всех детей, с уважением отношусь к детскому игровому творчеству. Если кто-то увлеченно занят реализацией своих игровых замыслов в другом виде деятельности, то не настаиваю на немедленном включении в игру. Упражнения с этим ребенком провожу индивидуально не много позже. Однако слежу в дальнейшем, чтобы такой отказ не вошел в привычку.

Чтобы не снизить интерес детей к игре использую различные методические приемы:

Вынесение яркой большой игрушки, звонок колокольчика — в младшем возрасте. В старшем возрасте — внесение атрибутов, использование потешек, закличек, звуковых сигналов. Они являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на игру, выбрать водящего. С детьми, старшего возраста сразу же договариваюсь о правилах игры.

Подвожу их к игре с помощью;

—                   Стихотворения

—                   Песни

—                   Игрушки

—                   Внесение атрибутов

—                   Считалки (катился горох по блюду, ты води, а я не буду)

—                   Заклички (Конь вороной остался под горой. Выбираешь, какого коня…)

—                   Загадки «Зимой белый, летом серый»

Объяснение новой игры провожу в каждой возрастной группе по-разному в зависимости от ее вида. Детей младшего возраста собираю стайкой. Пояснения даю в ходе игры, не прерываясь, перемещаю детей, размещаю атрибуты, показываю действия. Начинаю игру с 3–4 детьми, остальные подходят постепенно сами и включаются в игру. Главную роль в этом возрасте чаще исполняю сама или прошу старших детей. Когда дети усвоят игру, то главную роль поручаю ребенку, но в любом случае я участвую в игре сама. При повторном проведении уточняю правила игры с помощью вопросов, ввожу усложнения. Объясняя новую игру, где есть зачин, текст никогда не заучиваю заранее, а ввожу в игру неожиданно, такой приём избавляет детей от неудачного заучивания.

После знакомства с игрой перехожу к выбору водящего, распределяю роли. Распределение ролей провожу с помощью считалки, но иногда путем назначения в зависимости от педагогических задач.

Разметку провожу заранее или во время объяснения и размещения играющих. Заранее определяю количество участвующих (группа, подгруппа) с атрибутами знакомлю заранее чтобы не отвлекались.

В ходе игры привлекаю внимание к ее содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих.

Приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, Добиваться общей цели и при этом испытывать радость. Непосредственное мое участие в игре поднимает интерес детей и делает игру эмоциональней.

В конце игры провожу анализ. Положительно оцениваются поступки детей, проявивших ловкость, выносливость, выдержку товарищескую взаимопомощь. Также даю положительную оценку тем, кто правильно и точно выполнял движения, не нарушая правила игры. В старшем возрасте обязательно анализируем с детьми, почему игра получилась веселой, интересной или наоборот скучной. Отмечаем тех, кто нарушил правила, мешал товарищам. Анализ необходим для того, чтобы дети приучались анализировать свои поступки. Чтобы повысить двигательную активность детей во время прогулки, выношу скакалки, мячи и другое необходимое оборудование для запланированной игры и самостоятельной деятельности.

Широко использую полосу препятствий, нарисованную на асфальте детского сада. Разработала комплекс упражнений для использования на полосе препятствий. Большое внимание уделяю использованию природного материала, например камешки, завернутые в фольгу или покрашенные для игры «Следопыты», «Самоцветы», а так же палочек, веточек, шишек для игры «Попади в цель». Поощряю использование атрибутов в самостоятельной деятельности.

В холодное время года пребывание на улице зависит от создания необходимых условий проведения игр и правильной организации деятельности детей. При оборудовании зимнего участка предусматриваю возможность для разнообразной двигательной деятельности. Для прыжков и упражнений в равновесии вместе с родителями делаем снежные валы, заливаем ледяные дорожки для скольжения, вырезаем из снега лабиринты, делаем простые снежные постройки для метания, подлезания. Цветной водой рисуем полосы препятствий, строим ледяную горку. На прогулке используем лыжи, санки. Во время прогулки использую природные условия окружающей местности. Канавы, лужи, пеньки, сугробы — являются прекрасными, «пособиями», для приобретения детьми нужных и полезных навыков и умений.

Для разнообразия проведения и создания вариативности подвижных игр изготовили вместе с родителями пособия, не стандартное оборудование. Создание развивающей среды для игр имеет огромное значение для развития интереса у детей к игре, вызывает у них желание играть самостоятельно. Чтобы закрепить интерес к игре, и активировать деятельность использую методические приемы:

—        Интересные атрибуты

—        Призы

—        Сюрпризы

—        Сюрпризные моменты

—        Соревнования

При проведение игр использую — дидактические приемы:

—                   Ознакомление с живой природой

—                   Вариативность

—                   Непосредственное участие

—                   Подбор игрового материала

—                   Поощрение, разъяснения, вопросы

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и педагога.

Я составила анкету для родителей.

Данные анкеты показали, что многие родители сами занимались спортом, но подвижные игры помнят плохо. Поэтому дома дети совсем не играют в подвижные игры, на улице предоставлены сами себе. Дети в выходные дни заняты конструированием, рисованием, компьютером, чтением, телевизионные программы, изредка культпоходы в музей театр. Подвижные игры занимают последнее место в этом списке. Это свидетельствует, о том, что дети не получают необходимой физической нагрузки и двигательной активности в семье. Я организовала беседу родителей с медсестрой детского сада. Она рассказала о необходимости соблюдения режима дня, о вреде вечеров у телеэкрана и компьютера, о необходимости движения для детского организма. Показали родителям открытое физкультурное занятие. Родители сравнили физическую подготовку своих детей с другими.

Оформила родительские уголки

—                   Движение в жизни детей

—                   Подвижные игры во дворе…

Провела консультации

—                        Сколько и как бегать дошкольнику

—                        Когда можно учиться кататься на коньках

—                        Нужно ли ездить на самокате и велосипеде

Традиционными у нас стали «Недели здоровья». В эти дни устраиваю веселые спортивные соревнования и эстафеты. Привлекаю к участию в соревнованиях родителей. Провела консультацию с папами и мамами с показом чертежей и схем не традиционного игрового оборудования. Родители с удовольствием откликнулись на мое предложение и изготовили нестандартное физкультурное оборудование для группы.

Все эти мероприятия помогли снизить заболеваемость детей, повысить их физическую подготовку, закрепить основные движения и привить детям любовь к подвижным играм.

Литература:

1.      Физическая культура в детском саду. Т. И. Осокина

2.      Укрепляйте здоровье детей Е. Н. Вавилова

3.      Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Е. Н. Вавилова

4.      Русские народные подвижные игры

5.      Березовая карусель (русские народные детские игры и хороводы) Г. Науменко

6.      Развивающая педагогика оздоровления В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, правило игры, движение, полоса препятствий, старший возраст, самостоятельная деятельность, детский организм, двигательная активность, родитель.

Источник