Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития

Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития thumbnail

Галина Фаткина
Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе»

«Речевая готовность детей к школе»

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

У ребёнка должно быть сформировано: умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]); умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.:

Дети должны уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательным ззназначением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; умение

значением например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; уметь

образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных; умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции; умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова; умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова); умение различать понятия «слово», «предложение».

6. Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:

должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-членить слова на слоги (части) ;

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый, синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун, слова – действия, слова – признаки.

Также у детей должна быть хорошо развита речевая коммуникация

— Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

— уметь слушать и понимать речь,

— строить общение с учетом ситуации,

— легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

— ясно и последовательно выражать свои мысли,

— пользоваться формами речевого этикета.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени — проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Читайте также:  Музыкальные инновации в развитии ребенка

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

— не ругать ребенка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это (инструменты). Берёза, ель, тополь – это (деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке». Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница)

Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т. д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.

Читайте также:  Причины нарушений в развитии ребенка

Источник

Инга Щербакова
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей при подготовке к школе»

Основная цель данной встречи — познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению.

Переход от дошкольного детства к периоду школьного обучения таит в себе много нововведений, одним из которых является овладение таким сложным навыком, как письменная речь. Как же определить готов ли ребенок к овладению письменной речью, и какие проблемы ожидают его впереди? На что именно стоит обратить внимание?

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей при подготовке к школе»

Подборка литературы по развитию речи

Речь — это форма мышления. Основная функция речи — общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это — устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас (к 6-7 годам это 3000-7000 слов, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развитияПодготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития

Речевая занавеска.

Казалось бы, что может быть проще: назвать звуки, из которых состоит слово? Предлагаю провести небольшой эксперимент: назовите по порядку все звуки в слове «ЛОБ», скажите, вы представили себе слово написанным или произносили слово, прежде чем назвать звуки? 

Надо отметить, что тот, кто представил написанное слово – на самом деле, провел не звуковой, а буквенный анализ. Если вы сомневаетесь, предлагаю еще одно слово «ЮЛА». Какой первый звук? Стоп! Звука [ю] нет в природе. Прислушайтесь: й-ура, первый звук в этом слове – [й]. Вы видите, что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести звуковой анализ слова. А каково же ребенку? 

Давайте попробуем провести еще один маленький эксперимент: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово “ЛИПА”.

(В случае: 

1. Если родители называют слова, начинающиеся с твердого звук Л — Вы не обратили внимание на то, что этот первый звук – мягкий согласный. Поэтому Вы назвали и слово “лес” и слово “лампа”. Вы не вслушивались в звуки, вы думали о букве. Звуковую действительность Вы подменили буквенной и поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков.  

2. Если родители, верно выполнили задание: Молодцы, Вы справились с заданием и учли мягкость и твердость согласных.) Детям же этому нужно еще учиться.

Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития

Картотека предметных картинок с описанием, загадками и стихами

Речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок. Поэтому очень важно правильно произносить слова, верно ставить ударение, употреблять в речи разнообразные обороты, прилагательные, глаголы. Не употреблять ненормативную лексику или некультурные, слэнговые слова (слова уже существующие, но употребляемые неверно, характерные для подростков, профессиональных групп). Очень важно, чтобы речь ребёнка понимали не только члены семьи, но и сверстники и взрослые, чтобы он умел грамотно оформлять своё высказывание, и вести диалог. Имел образец культурной грамматически верно оформленной речи.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы проводить логопедическую работу не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения.

Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития

«Бабочки»,для выполнения дыхательной гимнастики

В конце доклада родителям предлагается материал с рекомендациями и играми по развитию устной речи.

Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:

* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

  *  Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

Читайте также:  Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 4

* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость »как-бы поёт», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога.  Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому — пойте вместе с ним.

* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.

* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и  распространенных выражений.

* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.

* Учить придумывать смешные истории.

Игры, развивающие устную речь ребёнка:

* Испорченный телефон.

* Съедобное — несъедобное.

* Назвать любые слова на определённую букву

* Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

* Назвать больше слов по теме. (в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих  известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т. д.)

* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т. д.)

* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. (Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т. д.)

* Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте  по очереди.)

* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под,  снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой,  или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

Источник

Ирада Самедова
Речевая подготовка детей в ДОУ к обучению в школе

РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ В ДОУ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку – будущему полноправному гражданину общества. В первую очередь это касается школьного образования. Мало определить ребенка в школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему дают. То есть нужно подготовить ребенка к школе. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть.

И чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение чтением и письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.

Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

1) Правильность произношения звуков. Недопустимо наличие в речи звуковых замен (например, «сыплёнок» вместо «цыплёнок», «калтина» вместо «картина»). Такого рода дефекты в произношении звуков отражаются на письме.

2) Умение различать звуки речи на слух. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить соответствующей буквой.

3) Владение элементарными навыками звукового анализа слов. Ребенок должен отчетливо представлять последовательность звуков в слове.

4) Состояние словарного запаса. Он должен составлять не менее 2000 слов. Должны присутствовать в словаре все основные части речи, обобщающие слова (одежда, животные, овощи и т. д.).

5) Навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний.

6) Владение связной речью. Умение связно рассказывать и пересказывать.

Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раз до поступления в школу по ряду причин.

Во-первых, дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

Во-вторых, своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно, нарушение чтения и письма.

Готовность к школе – вопрос серьезный. На первый взгляд, все очень сложно, но нужно сказать, что на эту подготовку у ребенка и его родителей есть целых 7 лет, что фактически он все это время развивается для того, чтобы пойти в школу, так же как и в 17 лет вся его предыдущая жизнь будет подготовкой к институту.

При малейшем неблагополучии вашего ребенка обращайтесь за помощью к специалистам. Лучше лишний раз убедиться, что ваши опасения напрасны, чем потом упрекать себя в бездельности.

Источник